Профессиональная компетентность
статья по географии
Профессиональная компетенстность, значение в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭОР в учебном процессе | 31.5 КБ |
professionalnaya_kompetentnost.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная эпоха характеризуется «информационным взрывом», огромной скоростью обновления знаний, непрерывным появлением новых профессий, необходимостью постоянного повышения профессиональной квалификации. В этих условиях проблема роста количества и качества образовательных услуг становится остро актуальной. Начиная с середины XX Века до настоящего времени, во многих стран происходит внедрение различных информационных ресурсов, что неизбежно ведет к сокращению традиционных форм обучения и позволяет расширить сектора самостоятельной учебной работы. Когда-то книга совершила переворот в образовании, превратив его в отрасль мирового хозяйства. Компьютер призван совершить следующий скачок – разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.
Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно- деятельностной форме. Каждый из нас хорошо знает, как трудно заставить себя читать незнакомый текст, добывая, таким образом новую информацию. Даже если новые знания преподносят в иных, казалось бы, готовых формах, проблема остается. Пример угасающего учебного телевидения со всей очевидностью показывает бесполезность пассивного наблюдения потока вещаемой информации.
Получение информации традиционно обеспечивалось двумя источниками: педагогом и книгой. В последнее время все большую роль в этом компоненте играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Под электронными образовательными ресурсами понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер (чаще всего – персональный компьютер – ПК). Другим словами - это ресурсы, позволяющие воспринимать информацию с помощью компьютера и компьютерных технологий. В отличие от полиграфических изданий, способны эффективно поддерживать все компоненты образовательного процесса.
При этом часть работы с информацией, индивидуальной, коллективной, оценки своей работы может выполняться самостоятельно.
При этом качество значительной части имеющихся на российском рынке электронных образовательных ресурсов пока оставляет желать лучшего.
Это связано с рядом проблем, которые возникаю сегодня при внедрении в них информационных ресурсов.
1.стремительное становление цифровых образовательных ресурсов и отсутствием дидактической базы их проектирования и применения.
2.разнообразием дидактических задач, которые необходимо решать в процессе обучения и отсутствием моделей с помощью, которых можно организовать учебный процесс.
3.отсутствием в большинстве образовательных заведений необходимой аппаратуры и специалистов, которые могли работать с необходимой аппаратурой.
4.низкий уровень знаний самих преподавателей в области информационных технологий, а, следовательно, и информационных ресурсов.
Конечно, можно создать великолепные цифровые учебные материалы и поставить их в системе образования, однако это не гарантирует, что педагоги действительно начнут использовать новые средства и технологии в своей повседневной работе.
С точки зрения использования информационных ресурсов новое поколение открывает перспективы развития новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, прежде всего – активно-деятельностных форм обучения.
Компьютер не заменяет преподавателя и не сможет его заменить.
Образовательные ресурсы не должны дублировать книгу, напротив, они должны быть нацелены на учебные задачи, решение которых недоступно полиграфическим изданиям.
Литература:
- Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет- обучение: технологии педагогического дизайна. - Москва : «Камерон»-оригинал-макет, 2004
- Педагогические технологии дистанционного обучения под ред. Полат Е.С.- Москва: Академия 2006.
Предварительный просмотр:
В современном мире, где процесс обучения подвергается различным изменениям и трансформациям, большое внимание уделяется компетенциям педагога. Учеными преимущественно осуществляется изучение различных видов профессиональной компетентности:
Н. В. Кузьмина обращает внимание на специально-педагогическую, научно-педагогическую, методическую и другие виды компетентности;
Т. С. Полякова — на историко-методическую компетентность;
Э. А. Максимова — на социально-психологическую,
Т. Б. Руденко — на дидактико-методическую компетентность.
Профессиональная компетентность - это проявленная совокупность специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций, которая позволяет специалисту эффективно реализовать образовательную деятельность и собственные потенциальные возможности в системе профессионального образования.
Главная характеристика профессиональной компетенции это личностную (т.е. мотивационную, аксеологическую) характеристику «профессиональной компетентности», фиксируют ее сложный интегративный характер, подчеркивают динамизм, многогранность и многоаспектность понятия «профессиональная компетентность», что определяет сложность и неоднозначность процесса ее развития.
В психолого-педагогических исследованиях, говорят о компетенции как системе компонентов, обеспечивающих профессиональное выполнение педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой личности, и учитывая положения экзистенциально-гуманистического подхода.
Профессиональная компетентность – проявленная совокупность взаимосвязанных компетенций, отражающая теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающая в себя как личностные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии.
Профессиональной компетентности, включает в себя следующие взаимосвязанные компетенции:
-специальную — владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;
-технологическую — владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности;
- креативность— установление правильных взаимоотношений с обучаемыми, которые содействовали бы наиболее эффективному решению задач обучения и воспитания; проявлению уважительного, заинтересованного отношения к тем ценностям, которые составляют содержание позиции субъекта образовательного процесса; владение приемами профессионального общения с коллегами;
-рефлексивную — регулятор личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдению, самоанализу, критической самооценке), самопобуждению (самокритике, самостимулированию, самопринуждению и пр.), самореализации (самоорганизации, контролю и учету деятельности по самообразованию и т.д.).
Высокий уровень, основными характеристиками которого являются:
- специальная компетенция: владение системой знаний о воспитании и обучении детей подросткового и раннего юношеского возраста, использует их в своей работе;
- технологическая компетенция: умение самостоятельно планировать свою деятельность и деятельность детей, методически грамотно проводит общеобразовательные мероприятия, используя при этом специальные приемы и средства обучения, проявляет творчество при проведении учебно-воспитательной работы в группе;
- коммуникативная компетенция: специалист умеет установить контакт с любым ребенком, учитывает при этом его индивидуальные особенности, заинтересован в деловом сотрудничестве с коллегами, вступает с ними во взаимодействие, умеет устанавливать доброжелательные отношения с родителями обучающихся, задействовать их в воспитательной работе;
- рефлексивная компетенция: способность выбрать оптимальное решение в различных педагогических ситуациях, замечает свои ошибки в работе, стремится их исправить.
Средний уровень:
- специальная компетенция: владение отдельными знаниями о воспитании и обучении детей подросткового и раннего юношеского возраста, использует некоторые из них в своей работе;
- технологическая компетенция: педагог может самостоятельно планировать отдельные мероприятия образовательного процесса, но планирование осуществляется на основе неполного анализа результатов предыдущей деятельности, творческое отношение к работе проявляется не всегда, испытывает затруднения при выполнении своих замыслов;
- коммуникативная компетенция: не всегда умеет найти подход к детям, предъявляет неадекватные требования к ребенку, испытывает затруднения в установлении деловых контактов, общение с родителями возникает стихийно, по необходимости;
- рефлексивная компетенция: осознает недостаточное владение необходимыми для воспитателя знаниями и умениями, видит недостатки в работе, но не всегда способен установить причины.
Низкий уровень:
- специальная компетенция: знания по вопросам воспитания и обучения ограничены и фрагментарны;
- технологическая компетенция: при планировании работы допускает ошибки, планирование осуществляется формально, бессистемно, владеет отдельными известными педагогическими приемами, использует их без анализа ситуации, творчество в работе не проявляет;
- коммуникативная компетенция: работает с детьми без учета индивидуальных особенностей, связь с коллегами и родителями носит случайный характер;
- рефлексивная компетенция: допущенные в работе ошибки не замечает, не стремится к улучшению качества своей работы, к пополнению недостающих знаний.
Информационная компетентность педагога как сложное явление характеризуется социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами, выражается не только в наличии у специалиста знаний и умений
в области компьютеризации и информатизации, но и в наличии способностей, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной компетентности в педагогическом процессе.
Информационная компетентность педагога является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении педагогом соответствующими компетенциями.
Критерии оценки информационной компетентности педагога должны включать признаки не только усвоения базовых компьютерных компетенций, но и признаки развития свойств и качеств индивидуальности и личности, значимые для информатизации педагогической деятельности.
Комплекс педагогических условий формирования информационной компетентности, определяемый целостностью воздействия на все компоненты компетентности:
- интеграцией разных видов деятельности (информационной, педагогической, рефлексивной);
- поэтапностью и вариативностью процесса формирования информационной компетентности, включает:
- рассмотрение информационной компетентности педагога в качестве цели повышения квалификации;
- специальную подготовку педагога к информатизации профессиональной деятельности;
- системный, целостный, этапный и вариативный характер специальной подготовки; - специальную работу по развитию рефлексивных процессов;
- интеграцию рефлексивной и информационной деятельности на основе педагогического опыта;
-включение педагога в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность;
-оказание психологической и административной поддержки педагогам).
Процесс формирования информационной компетентности педагога в системе образования должен осуществляться на основе модели, построенной с учетом компетентностного, ситуативного подходов, андрагогики и педагогики индивидуальности, включающей диагностический, целевой, когнитивный и оценочно-рефлексивный. Технология формирования информационной компетентности педагога включает комплекс диагностических и педагогических средств, позволяющих на основе названных выше научных подходов реализовать закономерности развития свойств и качеств индивидуальности и личности педагога в процессе информатизации педагогической деятельности.
Понятия «информационная компетентность» и включают в себя:
- способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;
- способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
- готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде
Предлагаемый курс издательского дела основывается на использовании графических пакетов Adobe PhotoShop и CorelDraw, настольной издательской системы Adobe PageMaker и легко адаптируется к условиям конкретной группы.
Основу курса составляет творческая проектная деятельность. Представлена система проектных заданий, направленных на закрепление полученных в процессе обучения навыков по каждому технологическому модулю, а также фоновые творческие задания, «пронизывающие» всю систему подготовки к издательской деятельности.
В рамках курса строится знакомство с тезаурусом профессионального издательского дела, рассматриваются основные понятия компьютерной графики и технология работы с текстовой и графической информацией.
Формирование информационной компетентности представляет собой единство трёх структурных компонентов:
-мотивационно-личностного,
-содержательного ;
- деятельностного компонента.
Информационно-педагогическая компетентность представляет собой активное знание способов получения, обработки, структурирования и передачи разнообразной информации опирающееся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний, благодаря которым педагог способен реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения .
В процессе становления информационно-педагогической компетентности выделены два взаимосвязанных аспекта: собственно образование (осуществляемое в вузе) и возможность самообразования в дальнейшей профессиональной деятельности, аналогом которой является научно-исследовательская работа.
Технология становления информационно-педагогической компетентности включает два взаимосвязанных и взаимообусловленных направления работы, представляющих собой системообразующий интегративный компонент целостного процесса профессионального становления образования и совокупность организационно-педагогических, содержательных, процессуальных и ценностно-мотивационных условий, которые обеспечивают реализацию модели профессионального становления. Мотивационно-личностный компонент включает ценностно-мотивационные условия, содержательный компонент обеспечивается организационно-педагогическими и содержательными условиями и деятельностный компонент обеспечивается процессуальными условиями.
Межкультурная компетентность понимается как специфический вид деятельности по применению приобретенных знаний и умений межличностного взаимодействия субъектов разных культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.
Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Сообщение по теме: "Деятельность учителя математики по развитию профессиональных компетентностей в соответствии с профессиональным стандартом".
Материал содержите рекомендации для учителя....
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...