Поэтическая география
статья по географии на тему

Зайцева Елена Васильевна

Нравственно-эстетическое воспитание в современной школе требует использования новых приёмов. Среди них -  использование поэтических образов на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_literatury_i_geografii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В.Зайцева

(МБОУ СОШ № 85 г. Воронежа)

ПОЭТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ГЕОГРАФИИ.

Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо

      Нравственно-эстетическое воспитание в современных условиях стоит в центре внимания школы и одним из приемов формирования его является использование на уроке поэтических образов.

      В преподавании географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку.

      Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. Стихи могут быть учебным вопросом, пусть заключенным в несколько необычную для географии форму, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.

      При изучении темы «Ветер», для закрепления изученного материала можно использовать стихотворение В.Солоухина «Ветер», с постановкой следующих вопрос:

 1.Как образовался ветер?

 2.Откуда дует ветер?

 3. Какой силы ветер?

 «Ветер летит над морем…».

      При изучении темы «Реки» уместно задать вопрос стихами Н.А. Некрасова « Иных времен, иных картин…Моей реки любимой…».

  1. О какой реке писал, поет?
  2. Какие «иные картины» предвидел он?

      Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма. При объяснении материала связанного с природными особенностями Русской равнины, красота которой вдохновляла Пушкина, Достоевского, Ломоносова, Лермонтова и многих других, очень подходят строки К. Бальмонта «У нас в полях есть нежный лён…».      

      На уроках географии можно использовать в качестве средств наглядности произведения искусства в сочетании с произведениями художественной литературы, это позволяет говорить об элементах художественной деятельности, которая направлена на усиление чувственного восприятия реальных географических объектов и явлений.

        Например, при изучении темы «Вулканы» составляя картину извержения вулкана можно использовать картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» и описание этой катастрофы А.С. Пушкиным «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом…».

      Невозможно указать все уроки использования художественных произведений и произведений искусств,  учебная ситуация не всегда предсказуема, и даже у одного учителя редко бывает два абсолютно одинаковых урока. Важно научить ребят видеть окружающую природу, понимать и любить её.

        Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Моё творчество. Поэтическая тетрадь

Творческая работа «Поэтическая тетрадь» представляет собой небольшой сборник стихов: «Всё начинается с любви», «Гимн семье»,  «Сыну своему я завещаю», «Тем, кто хоть раз обижал свою маму», «Молод...

Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...

География в поэтической прозе М.М. Пришвина

Статья представляет собой опыт освещения географических аспектов поэтической прозы М.М. Пришвина - великого знатока русской природы и человеческой души. Материал статьи может быть полезен учителю для ...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...