Поэтическая география
статья по географии на тему
Нравственно-эстетическое воспитание в современной школе требует использования новых приёмов. Среди них - использование поэтических образов на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_literatury_i_geografii.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. В.Зайцева
(МБОУ СОШ № 85 г. Воронежа)
ПОЭТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ГЕОГРАФИИ.
Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо
Нравственно-эстетическое воспитание в современных условиях стоит в центре внимания школы и одним из приемов формирования его является использование на уроке поэтических образов.
В преподавании географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку.
Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. Стихи могут быть учебным вопросом, пусть заключенным в несколько необычную для географии форму, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.
При изучении темы «Ветер», для закрепления изученного материала можно использовать стихотворение В.Солоухина «Ветер», с постановкой следующих вопрос:
1.Как образовался ветер?
2.Откуда дует ветер?
3. Какой силы ветер?
«Ветер летит над морем…».
При изучении темы «Реки» уместно задать вопрос стихами Н.А. Некрасова « Иных времен, иных картин…Моей реки любимой…».
- О какой реке писал, поет?
- Какие «иные картины» предвидел он?
Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма. При объяснении материала связанного с природными особенностями Русской равнины, красота которой вдохновляла Пушкина, Достоевского, Ломоносова, Лермонтова и многих других, очень подходят строки К. Бальмонта «У нас в полях есть нежный лён…».
На уроках географии можно использовать в качестве средств наглядности произведения искусства в сочетании с произведениями художественной литературы, это позволяет говорить об элементах художественной деятельности, которая направлена на усиление чувственного восприятия реальных географических объектов и явлений.
Например, при изучении темы «Вулканы» составляя картину извержения вулкана можно использовать картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» и описание этой катастрофы А.С. Пушкиным «Везувий зев открыл - дым хлынул клубом…».
Невозможно указать все уроки использования художественных произведений и произведений искусств, учебная ситуация не всегда предсказуема, и даже у одного учителя редко бывает два абсолютно одинаковых урока. Важно научить ребят видеть окружающую природу, понимать и любить её.
Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Моё творчество. Поэтическая тетрадь
Творческая работа «Поэтическая тетрадь» представляет собой небольшой сборник стихов: «Всё начинается с любви», «Гимн семье», «Сыну своему я завещаю», «Тем, кто хоть раз обижал свою маму», «Молод...
Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
География в поэтической прозе М.М. Пришвина
Статья представляет собой опыт освещения географических аспектов поэтической прозы М.М. Пришвина - великого знатока русской природы и человеческой души. Материал статьи может быть полезен учителю для ...
Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...