Рабочая программа по географии, 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование с перечнем практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geogr.8kl.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: зам. директора по УВР _______/ Т.Ю. Стрелкова/ «__»__________ 2015 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ» приказ №_____от «___»___________2015г _______________________/ С.Ю. Гусева / |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа составлена на основе: примерной программы общеобразовательных учреждений, авторы и составители: И. И. Баринова,
В. Я. Ром. География России. 8-9 классы: Методическое пособие. –
М.: Дрофа, 2011.
Учебник: Баринова, И. И. География России. Природа. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Учитель: Юферова Тамара Георгиевна, учитель географии.
2015
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Используемый УМК:
- И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. География России. Природа. 8 класс.
- Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Содержание учебного предмета «География», 8 класс:
1. Введение. Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России.
2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа.
3. Климат и климатические ресурсы. Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы. Охрана вод.
4. Внутренние воды и водные ресурсы. Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.
5. Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.
6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.
7. Природные комплексы России. Разнообразие ПК России. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.
8. Крупные природные районы России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Северный Кавказ – самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал – «Каменный пояс Русской земли». Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западносибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток - край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
9. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Изменение природы человеком. Использование природных ресурсов. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы. Почвы и природная зона области. Экологические проблемы области.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1 | Введение. | 6 | 3 | 2 | 1 |
2 | Особенности природы и природные ресурсы. | 25 | 16 | 5 | 4 |
3 | Природные комплексы (пк) России. | 34 | 22 | 10 | 2 |
4 | Человек и природа | 5 | 4 | 1 | |
Итого | 70 | 45 | 17 | 8 |
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематический план по географии 8 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения уроков | |
по плану | по факту | |||
ВВЕДЕНИЕ. | ||||
1 | Что изучает физическая география России. | 1 | 2.09 | |
2 | Географическое положение России. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России». | 1 | 7.09 | |
3 | Моря, омывающие территорию России. Работа с к/к – стр. 21, № 6 | 1 | 9.09 | |
4 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для разных городов России» | 1 | 14.09 | |
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | 16.09 | |
6 | Итоговый урок по теме. | 1 | 21.09 | |
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. | ||||
ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | ||||
7 | Особенности рельефа России. Обозначение на к/к гор и равнин, лито- сферных плит, древних платформенных участков, зон сейсмичности. | 1 | 23.09 | |
8 | Геологическое строение территории нашей страны. | 1 | 28.09 | |
9 | Практическая работа № 3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» | 1 | 30.09 | |
10 | Минеральные ресурсы России. Обозначение на контурной карте размещения полезных ископаемых России. | 1 | 5.10 | |
11 | Развитие форм рельефа. Обозначение на контурной карте районов: сейсмоактивных, подверженных селям, оползням». | 1 | 7.10 | |
12 | Контрольная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». | 1 | 12.10 | |
ТЕМА 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ | ||||
13 | От чего зависит климат нашей страны. | 1 | 14.10 | |
14 | Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны» | 1 | 19.10 | |
15 | Типы климатов России. Чтение и анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий. | 1 | 21.10 | |
16 | Практическая работа № 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | 1 | 5.11 | |
17 | Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы. Заполнение таблицы «Неблагоприятные климатические условия». | 1 | 7.11 | |
18 | Контрольная работа по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 | 8.11 | |
ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ | ||||
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Надписать названия крупных рек России на контурной карте. | 1 | 14.11 | |
20 | Практическая работа № 6 «Составление характеристики одной из рек, определение возможностей её хозяйственного использования». | 1 | 14.11 | |
21 | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Схема происхождения озёрных котловин. | 1 | 15.11 | |
22 | Водные ресурсы. Охрана вод. | 1 | 21.11 | |
23 | Контрольная работа по теме «Внутренние воды и внутренние ресурсы» | 1 | 22.11 | |
ТЕМА 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ | ||||
24 | Образование почв и их разнообразие. Работа со схемой «Выявление роли факторов почвообразования». | 1 | 28.11 | |
25 | Закономерности распространения почв. Заполнение таблицы «Главные типы почв России». | 1 | 29.11 | |
26 | Почвенные ресурсы России. Заполнение таблицы «Виды мелиорации в разных природных регионах России». | 1 | 5.12 | |
27 | Контрольная работа по теме «Почвы» | 1 | 6.12 | |
ТЕМА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР | ||||
28 | Растительный мир России. Показать размещение основных видов растительного мира России на контурной карте. | 1 | 12.12 | |
29 | Животный мир России. Показать размещение основных видов животного мира России на контурной карте. | 1 | 13.12 | |
30 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1 | 19.12 | |
31 | Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир». | 1 | 20.12 | |
ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ | ||||
ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ | ||||
32 | Разнообразие ПК России. | 1 | 26.12 | |
33 | Моря как крупные природные комплексы. | 1 | 27.12 | |
34 | Природные зоны России. | 1 | 16.01 | |
35 | Практическая работа № 7 «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах» | 1 | 16.01 | |
36 | Разнообразие лесов России. | 1 | 17.01 | |
37 | Безлесные зоны на юге России. | 1 | 23.01 | |
38 | Высотная поясность. Составление схемы высотной поясности для любых гор России. | 1 | 24.01 | |
39 | Контрольная работа по теме «Природное районирование». | 1 | 30.01 | |
ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ | ||||
40 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. Обозначение на контурной карте названий всех географических объектов, указанных в §. | 1 | 31.01 | |
41 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 1 | 6.02 | |
42 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Обозначение на контурной карте основных природных ресурсов Русской равнины. | 1 | 7.02 | |
43 | Северный Кавказ – самые высокие горы России. Обозначение основных географических объектов Кавказа, месторождения полезных ископаемых. | 1 | 13.02 | |
44 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | 14.02 | |
45 | Урал - „каменный пояс Русской земли». Обозначить на контурной карте названия разных частей Урала, его самой высокой вершины, месторождения полезных ископаемых. | 1 | 20.02 | |
46 | Своеобразие природы Урала. | 1 | 21.02 | |
47 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 1 | 27.02 | |
48 | Западно-Сибирская низменность: особенности природы. Обозначение на контурной карте всех крупных природных географических объектов З.С. равнины, определение географической широты крайних северной и южной точек региона. | 1 | 28.02 | |
49 | Природные ресурсы Западной Сибирской равнины и условия их освоения. Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых З. С. равнины. | 1 | 6.03 | |
50 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Обозначение на к/к месторождения полезных ископаемых, написать названия основных форм рельефа Восточной Сибири; названий центров областей и краев, столиц республик, входящих в состав Восточной Сибири. | 1 | 7.03 | |
51 | Природные районы Восточной Сибири. Заполнение таблицы «Сравнение типичных ПТК региона». | 1 | 13.03 | |
52 | Жемчужина Сибири – Байкал. | 1 | 14.03 | |
53 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Заполнение таблицы «Природные ресурсы Восточной Сибири». | 1 | 20.03 | |
54 | Дальний Восток – край контрастов. Обозначить на контурной карте границу региона, природные зоны, географические объекты Д. В. | 1 | 21.03 | |
55 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Обозначить на к/к географические объекты Д. В., указанные в §, подчеркнуть названия связанные с именами исследователей края. | 1 | 27.03 | |
56 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Обозначение на к/к основных месторождений, других ресурсов. | 1 | 28.03 | |
57 | Контрольная работа по теме «Природа регионов России» | 1 | 3.04 | |
ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ | ||||
58 | Географическое положение области | 1 | 4.04 | |
59 | Особенности рельефа и полезные ископаемые | 1 | 10.04 | |
60 | Тектоническое и геологическое строение территории области | 1 | 11.04 | |
61 | Климат области | 1 | 17.04 | |
62 | Внутренние воды и использование их человеком. | 1 | 18.04 | |
63 | Почвы и природная зона области. | 1 | 24.04 | |
64 | Экологические проблемы области. | 1 | 25.04 | |
65 | Экскурсия | 1 | 7.05 | |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | ||||
66 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | 16.05 | |
67 | Воздействие человека на природу | 1 | 22.05 | |
68 | Рациональное природопользование | 1 | 23.05 | |
69 | Экологическая ситуация в России | 1 | 29.05 | |
70 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 30.05 | |
Общее количество часов | 70 |
Литература и средства обучения
- Баринова, И. И. География России. Природа. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
- И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по Физической географии России. – М.: «Просвещение», 1990.
- И.И. Баринова. География России: природа. – М.: «Дрофа», 1997.
- И.И. Баринова. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000
- Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. – М.: Просвещение, 1997.
- Т.Н. Воробцова. География: поурочные планы. Волгоград. «Учитель-АСТ», 2002.
- В.В. Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6-10 кл. справочное пособие. М.: Дрофа, 2001
- О.А. Климанова. География в цифрах. 6-10 кл. справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- В.В. Климанов, Л.Е. Перлов. Изучайте географию по-новому. 7-10 классы. – М.: «Евразийский регион», 1999.
- Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. – М.: ТКО «АСТ», 2003.
- А.С. Наумов и др. География: от урока к экзамену. – М.: «Просвещение», 1990.
- В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 классы. – М.: АРКТИ, 2001.
- Г.Н. Элькин. Поурочное планирование «География России: природа». С-П. «Паритет», 2001.
- Газета «Первое сентября».
- Журнал «География в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...