Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и примерной пограммы 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_klass_ch.docx | 57.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Географии» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- ООП общеобразовательного учреждения (Утверждён приказом директора от________№____);
- Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от________№____);
- Календарный учебный график ОУ(Утверждён приказом директора №01-02/130 от 28.08.2014 );
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, утверждённый приказом директора ОУ от ____№_____. Рабочая программа по «Географии» для 5 класса разработана на основе авторской программы УМК И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душининой 5 класс издательства «Дрофа».
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Место в учебном плане
На изучение географии согласно учебному плану школы в 5-м классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- пониманием ценности здорового образа жизни;
- основами экологической культуры.
Метапредметные результаты
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивать работу одноклассников;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- классифицировать информацию;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первоначальных представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными умениями нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование первоначальных умений использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование первоначальных представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практические работы. 1. Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности — крупно-масштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной померной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств.
6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Тематическое планирование
№ | Темы урока | Виды деятельности ученика |
1 | Введение (1 ч) | Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире. |
2 | Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч) | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока. |
Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий. | ||
Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. | ||
Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования. | ||
Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. | ||
3 | Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч) | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде |
Анализ иллюстративно-справочных мате риалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. | ||
Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника – Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | ||
Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». | ||
Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». | ||
Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли». | ||
Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы. | ||
4 | Раздел III. Географические модели Земли (10 ч) | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса. |
Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. | ||
Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. | ||
Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. | ||
Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты. | ||
Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности. | ||
Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения. | ||
Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. | ||
Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов. | ||
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. | ||
5 | Раздел IV. Земная кора (11 ч) | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. |
Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород. | ||
Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит. | ||
Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | ||
Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры. | ||
Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. | ||
Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. | ||
Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин. | ||
Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. | ||
Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору. | ||
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. УМК:
- География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
- Оборудование кабинета:
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- стенды для постоянных и временных экспозиций;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- графопроектор,
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- интерактивная доска,
- коллекция медиаресурсов,
- выход в Интернет,
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий;
- комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
- библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся.
Календарно-тематическое планирование для 5 класса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ: ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»
5 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Содержание | Виды деятельности ученика | Формируемые результаты в соответствии с ФГОС | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Введение (1 ч.) | |||||||||
1 | Что изучает география | Урок открытия нового знания | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления | Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире | Знание понятия «география», характеристик природных и антропогенных географических объектов | Формирование познавательного интереса, умение работать в коллективе, ставить цели и самостоятельно приобретать новые знания. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях | п.1 вопросы п/п устно | |
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч) | |||||||||
2 | Познание Земли в древности | Урок открытия нового знания | Древняя география и географы. География в Средние века | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока. | Учащийся должен уметь: - приводить примеры географических объектов; - называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию - объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»; - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | Формирование: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. | п.2 вопросы п/п устно работа в контурных картах; найти сведения о путешественнике Древнего мира | |
3 | Великие географические открытия | Урок открытия нового знания | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание | Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий | п.3 вопросы п/п устно найти сведения об одном из известных путешественников эпохи Великих географических открытий | ||||
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | Урок открытия нового знания | Открытие и исследования Австралии и Океании. Открытие Антарктиды. Первое русское кругосветное плавание | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф.Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского | п.4 вопросы п/п устно | ||||
5 | Современная география | Урок открытия нового знания | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Георафические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практические работы. 1. Работа с электронными картами | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования | п.5 вопросы п/п устно с помощью информационного портала Google совершить путешествие по какому-либо району земного шара | ||||
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | Повторение изученного материала | ||||
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч) | |||||||||
7 | Земля и космос | Урок открытия нового знания | Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам | Вселенная и космос. Изучение навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде | Учащийся должен уметь: описывать уникальные особенности Земли как планеты; объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день»; объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия; формулировать и объяснять географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и своей оси; объяснять смену времен года на Земле; характеризовать Землю как планету Солнечной системы; анализировать и прогнозировать и прогнозировать влияние космоса на Землю; описывать взаимовлияние Земли и Луны; формулировать проблемы, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. | Формирование: гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | п.6 вопросы п/п устно | |
8 | Земля — часть Солнечной системы | Урок открытия нового знания | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета | Изучение Земли как планеты Солнечной системы. Структура Солнечной системы, взаимосвязи между ее элементами | п.7 вопросы п/п устно знать отличия планет земной группы и планет-гигантов | ||||
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Урок открытия нового знания | Земля и космос. Земля и Луна | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | п.8 пересказ, вопросы п/п устно | ||||
10 | Осевое вращение Земли | Урок открытия нового знания | Вращение земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | п.9 вопросы п/п устно | ||||
11 | Обращение Земли вокруг Солнца | Урок открытия нового знания | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | п.10 вопросы п/п устно Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | ||||
12 | Форма и размеры Земли | Урок актуализации знаний и умений | Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты | Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли» | п.11 вопросы п/п устно. анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли» | ||||
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы | Повторение изученного материала | ||||
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч) | |||||||||
14 | Ориентирование на земной поверхности | Урок открытия нового знания | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса | Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - обозначать на контурной карте географические объекты; - приводить примеры географических следствий движения Земли; - определять (измерять) направления, расстояния по глобусу; - называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; - читать план местности и карту; - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - производить простейшую съемку местности; - работать с компасом, картой; - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; - определять координаты точек по их географическим координатам; - показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Формирование: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способности к самостоятельному приобретению новых знаний; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальны умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия | Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества: — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; — патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | п.12 вопросы п/п устно | |
15 | Изображение земной поверхности | Урок актуализации знаний и умений | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности | п.13 вопросы п/п устно | ||||
16 | Масштаб и его виды | Урок открытия нового знания | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу | Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | п.14 вопросы п/п устно Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | ||||
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | Урок открытия нового знания | Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями | Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек | п.15 вопросы п/п устно | ||||
18 | Планы местности и их чтение | Урок открытия нового знания | План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты | п.16 вопросы п/п устно. придумать задание на определение направлений и расстояний между объектами | ||||
19 | Составление плана местности | Урок отработки практических навыков | Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности | оформление практической работы | ||||
20 | Параллели и меридианы | Урок открытия нового знания | Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения | п.17 вопросы п/п письменно. Работа с атласом и к/к | ||||
21 | Градусная сеть. Географические координаты | Урок открытия нового знания | Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сети. Практические работы. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей | п.18 вопросы п/п письменно. Работа с атласом и к/к | ||||
22 | Географические карты | Урок отработки практических навыков | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов | п.19 вопросы п/п устно.
| ||||
23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике | Повторение изученного материала | ||||
Раздел IV. Земная кора (11 ч) | |||||||||
24 | Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры | Урок открытия нового знания | Строение Земли. Из чего состоит земная кора | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой | Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины»,»землетрясения», «вулканизм»; - называть методы изучения земных недр и Мирового океана; - приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана; - объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; - определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; - показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению; - наносить на контурную карту изучаемые географические объекты; - называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана. Умение работать с различными источниками географической информации. Картографическая грамотность. | Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. | Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; осознание единства географического пространства. Гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Образовательные результаты — овладение на уровне 5 класса законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. | п.20 вопросы п/п устно.
| |
25 | Разнообразие горных пород | Урок открытия нового знания | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород | п.21 вопросы п/п устно. Оформление практической работы
| ||||
26 | Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли | Урок открытия нового знания | Земная кора и ее устройство. Литосфера | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит | п.22 вопросы п/п устно. Работа с атласом и к/к | ||||
27 | Разнообразие форм рельефа Земли | Урок открытия нового знания | Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | п.23 вопросы п/п устно.
| ||||
28 | Движение земной коры | Урок открытия нового знания | Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород | Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры | п.24 вопросы п/п 1-6 устно; 7-письменно | ||||
29 | Землетрясения. Вулканизм | Урок актуализации знаний и умений | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм | Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма | п.25,26 вопросы п/п устно. Подготовить сообщение о сильном землетрясении. Работа с атласом и к/к | ||||
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | Урок открытия нового знания | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием | п.27, 28; вопросы п/п устно.
| ||||
31 | Главные формы рельефа суши | Урок открытия нового знания | Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин | п.29 вопросы п/п устно. Работа с атласом и к/к | ||||
32 | Рельеф дна океанов | Урок открытия нового знания | Неровности океанического дна | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит | п.30 вопросы п/п устно.
| ||||
33 | Человек и земная кора | Урок актуализации знаний и умений | Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору | п.31 вопросы п/п устно. Работа с атласом и к/к | ||||
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | Урок контроля знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по разделу «Земная кора». Практические работы. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору | Повторение изученного материала |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Обучающиеся научатся на первоначальном уровне:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Обучающиеся получат возможность научиться на первоначальном уровне:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...