Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Виряскина Лариса Николаевна

Рабочая программа может быть использована учителем географии при составлении программ 5 класса "Начальный курс" по учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

    «Рассмотрено»

руководитель ШМО  /_____________/Л.Н.Виряскина

Протокол №_____ от « 28 » августа 2015 года

«Согласовано»

заместитель директора по

УВР МБОУ «КСОШ№1»

/__________/Н.М.Граблина

Протокол №____от «  31  » августа 2015 года

«Утверждено»

директор МБОУ«КСОШ№1»

/__________/   Н.Н. Бабуров

Приказ № _____

от «  01   » сентября 2015 года

 

Рабочая программа

 по  географии

на базовом уровне в 5 классе

                                                       Составитель: 

                                                                Виряскина Лариса Николаевна, учитель географии

 2015-16 уч.год            

   

                                              1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования,  Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии  с учетом авторской  программы по  географии основного общего образования 5- 9 класса  авторы  И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.  Ориентирована на учебно-методический комплекс:

  1. География. Начальный курс. 5кл.:  учебник /  И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-4-е изд., М.: Дрофа, 2015.-140, [4]с.: ил., карт.
  2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /И. И. Баринова, Т. А. Карташева. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-119, [9]с.: ил.
  3. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /Н. И. Сонин, С. В. Кучина.- 3- изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-76,  [4]с.: ил.
  4. География. Начальный курс. 5 кл.: диагностические работы к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /И. И. Баринова, М. С. Соловьев -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-112, [9]с.: ил.
  5. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Учебники географии классической линии в соответствии с требованиями ФГОС ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования и позволяют начать обучение географии с 5 класса. Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии.  Материалы учебника обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ-  3;
  • практических работ – 5.

Основными целями курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.

2. Общая характеристика курса «География. Начальный курс»

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС является системно-деятельностный подход.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Школьный курс «География. Начальный курс» - учебный предмет, формирующий у обучающихся элементарные основы знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и   должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, географическими и социологическими. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «География. Начальный курс» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Рабочая программа предполагает обобщающие уроки по разделам, повторение всего изученного за курс 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах  (самостоятельные работы, тестовые задания). Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).

                                                                4. Результаты изучения предмета

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

•        самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

•        выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

•        составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•        работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•        в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•        анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

•        осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•        составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•        вычитывать все уровни текстовой информации;

•        уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

по теме «Что изучает география?»:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию;

по теме «Как люди открывали Землю»:  

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

по теме «Земля во Вселенной»

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

по теме «Виды изображений поверхности Земли»:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта», «условные знаки», «градусная сетка», «экватор», «полюс», «параллели», «меридианы»;

         - находить и называть сходства и различия в изображении объектов на плане и карте;

         -  работать с компасом;

         - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

         - составлять простейший план местности (класса, комнаты);

по теме «Природа Земли»

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «биосфера», «почва»;

- описывать внутреннее строение Земли;

-называть основные методы изучения её недр;

- объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;

- определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты;

- показывать по карте основные формы рельефа (океанические впадины и материковые выступы), крупнейшие горные     системы и равнины;

- называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;

-  виды полезных ископаемых, изображённых на карте, расшифровывая их условные знаки;

- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки,  озера, области оледенения;

- называть основные свойства вод Мирового океана;

- определять по физической карте глубину морей и океанов;

- приводить примеры использования человеком вод Земли и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние вод;

-называть пути сохранения вод планеты;

-называть газовый состав воздуха;

-называть причину возникновения ветра;

- называть  и определять виды облаков;

-называть явления, возникающие в атмосфере;

- приводить примеры изменения природы под влиянием деятельности человека.

5. Содержание учебного курса

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; №2. Как люди открывали Землю

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земл -планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли-Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6 Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7.Составление карты стихийных природных явлений

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

                                                                                                  6. Тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Тема 1. Что изучает география

5

2.

Тема 2. Как люди открывали Землю

5

3.

Тема 3. Земля во Вселенной

9

4.

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

5

5

Тема 5. Природа Земли

10

6.

Итоговый тест

1

итого

35

7. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Название темы (раздела), тема урока (занятия)

Виды учебной деятельности

Примечание

По плану

По факту

                Тема 1. Что изучает география. 5 ч (1-я четверть)

1

05.09

Мир, в котором мы живем. Практическая работа №1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;

Приводить примеры географических описаний объектов и явлений.

Вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды.

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией).

Объяснять цели изучения географии.

2

12.09

Науки о природе.

3

19.09

География - наука о Земле.

4

26.09

Методы географических исследований.

5

03.10

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Тема 2. «Как люди открывали Землю »   (5 ч)

6

10.10

Географические открытия древности и Средневековья.

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время.

Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий. Показывать по карте маршруты.

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

7

17.10

Важнейшие географические открытия.

8

24.10

Открытия русских путешественников.

9

31.10

Открытия русских путешественников. Практическая работа №2. Как люди открывали Землю

10

14.11

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

                         Тема 3. «Земля во Вселенной »   (9ч)  (2-я четверть)

11

21.11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Описывать представления древних людей о Вселенной.

Называть и показывать планеты Солнечной системы.

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие космические объекты.

Называть планеты планеты-гиганты

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач.

12

28.11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

13

05.12

Соседи Солнца

14

12.12

Планеты – гиганты и маленький Плутон

15

19.12

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

16

26.12

Мир звезд

17

16.01.16

Уникальная планета - Земля.

18

23.01.16

Современные исследования космоса

19

30.01.16

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Тема 4. «Виды изображений поверхности Земли» (5ч) (3-я четверть)

20

06.02.16

Стороны горизонта.

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «плана местности», «географическая карта».

Называть отличия плана местности, карты и глобуса.

Называть и объяснять особенности элементов градусной сетки.

Определять на плане, карте, глобусе расстояния, высоты точек.

Определять направления сторон горизонта по компасу.

Ориентироваться на местности.

Составлять простейший план местности (класса, комнаты).

21

13.02.16

Ориентирование. Практическая работа №3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты

22

20.02.16

План местности.

23

27.02.16

Географическая карта Практическая работа №4. Самостоятельное построение простейшего плана

24

05.03.16

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли»

Тема 5.  «Природа Земли»  (10ч) (4-я четверть)

25

12.03.16

Как возникла Земля

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф».

Показывать по карте программные географические объекты.

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты. Объяснять особенности строения рельефа суши.

Составлять описания географических объектов.

Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море».

Показывать по карте основные объекты гидросферы.

Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода».

Описывать погоду своей местности. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра.

Объяснять значение понятия «биосфера».

Различать изученные географические объекты, процессы и явления.

Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

26

19.03.16

Внутреннее строение Земли

27

02.04.16

Землетрясения и вулканы Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

28

09.04.16

Путешествие по материкам

29

16.04.16

Вода на Земле Практическая работа №6 Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.

30

23.04.16

Воздушная одежда Земли Практическая работа №7.Составление карты стихийных природных явлений

31

30.04.16

Живая оболочка Земли

32

07.05.16

Почва — особое природное тело

33

14.05.16

Человек и природа

34

21.05.16

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» Итоговый тест

35

29.05.16

Резерв


8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

УМК «География. Начальный курс.5 класс»

  1. География. Начальный курс. 5кл.:  учеб. для общеобразовательных учреждений/  И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2015.-140, [4 ]с.: ил., карт.
  2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику  И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ И.И. Баринова, Т.А. Карташева-М.: Дрофа 2014.
  3. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
  4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
  5. География Атлас 5 класс. М. Дрофа 2013.
  6. География Контурные карты 5 класс

Дополнительная литература:

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
  2. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
  3. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
  4. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
  5. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
  6. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
  7. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
  8. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
  9. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
  10. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
  11. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
  12. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
  13. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
  14. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Дополнительная литература для учащихся:

•        Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

•        Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

•        Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

•        Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

•        Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

•        Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

•        Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

•        Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет-ресурсы:

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Технические средства обучения:

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

3.Графпроектор

4.Диапроектор

Таблицы:

Ориентирование на местности

Способы добычи полезных ископаемых

Воды суши

Животный мир материков

Календарь наблюдений за погодой

План и карта

Полезные ископаемые и их использование

Растительный мир материков

Рельеф и геологическое строение Земли

Таблицы по охране природы

Портреты:

Набор «Путешественники»

Набор «Ученые-географы»

Карты мира:

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая карта полушарий

Карты России

Физическая

Рельефные физические карты

Полушария

Россия

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Видеофильмы и видеофрагменты:

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, Высотная поясность

Памятники природы

Видеофильм об известных путешественниках

Вулканы и гейзеры

Географическая оболочка

Опасные природные явления

Горы и горообразование

Загадки Мирового океана

Общие физико-географические закономерности

Ступени в подземное царство

Великие Географические открытия

Современные географические исследования

Земля и Солнечная система

Слайды (диапозитивы):

Ландшафты Земли

Природные явления

Минералы и горные породы

Транспаранты:

Абсолютная и относительная высота

Горизонтали

Горы и равнины

Градусная сеть, определение широты и долготы

Образование вулканов

Образование осадков

Образование подземных вод

Понятие о природном комплексе

Пороги и водопады

Почва и ее образование

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

Речная система и речной бассейн

Земля во Вселенной

План и карта

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Биосфера

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности):

Теллурий

Компас ученический

Рулетка

Модели:

Модель Солнечной системы

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Коллекции:

Коллекция горных пород и минералов

Шкала твердости Мооса

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

                                            9.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

                                                                                Оценочные практические работы

№п/п

Название темы

Практическая работа

Дата

Факт

1

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №1. Самостоятельное построение простейшего плана

2

Природа Земли

Практическая работа №2 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

3

Природа Земли

Практическая работа №3 Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.

4

Природа Земли

Практическая работа №4.Составление карты стихийных природных явлений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...