Рабочая программа по географии 5 класс (УМК "Полярная звезда")
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.docx | 106.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География. 5 класс» разработана
в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7)
- Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») от 26 августа 2010 г. № 761н.
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Грибановской СОШ № 1;
- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014;
соответствует:
- Федеральному перечню учебников по учебному предмету «География » на 2015-2016 учебный год.
- Учебному плану МКОУ Грибановской СОШ № 1 основного общего образования на 2015-2016 учебный год.
- Положению о рабочей программе МКОУ Грибановской СОШ № 1
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред. А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2015 –192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда), рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов культуры. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса географии обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий нас мир. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия природы и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС
Основными целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-понимание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные, общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Учебный предмет «География. 5 класс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Учебный предмет «География. 5 класс» достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Это первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Содержание предмета нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с географическими источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.).
Механизмы формирования компетентности обучения
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа обучающихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой, а также работа с электронным приложением учебника. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями, проектами, компьютерными программами, презентациями, медиаресурсами.
На уроках географии сами школьники создают модели, проекты: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Формы организации работы обучающихся:
Индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; проектные работы
Виды деятельности обучающихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Формы контроля:
Тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Особенности УМК:
Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:
- Широкая система разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебно-познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией.
- Система помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы);
- Система подготовки к аттестации для ученика;
- Система деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных на формирование универсальных учебных действий.
- Необходимый набор географических карт (краткий атлас).
Электронное приложение к учебнику (DVD) — содержит систему интерактивных учебных заданий на формирование предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде.
В пособии для обучающихся «Мой тренажёр» представлены задания, направленные на отработку широкого спектра умений и компетенций, а также блок контурных карт. Структура тренажёра соответствует тематической структуре учебника.
«Конструктор» текущего контроля содержит задания и вопросы, которые дают возможность учителю организовывать самые различные формы проверки знаний обучающихся.
«Поурочные разработки» содержат методические рекомендации по достижению планируемых результатов и по организации уроков.
Пособие «Проектные и творческие работы. 5-9 классы» содержит рекомендации для учителей по организации проектной деятельности в школьном курсе географии с 5 по 9 класс (подробное описание этапов проектной деятельности, примерные темы проектов и творческих работ, конкретные разработки проектов).
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География». 5 класс
Личностные результаты:
1.Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5.Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 6.Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
7.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8.Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10.Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11.Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1.Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2.Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3.Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4.Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5.Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6.Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7.Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8.Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
9.Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
10.Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты:
Выпускник 5 класса научится:
1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
1. Работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. Строить простые планы местности;
5. Создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов.
- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).
- Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры.
- Осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.
- Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
- Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивные УУД:
- Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
- Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
- Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Источники географической информации - 20 часов
Тема 1. Введение (1ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Тема 2. На какой Земле мы живем (4ч)
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнедеятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Современный этап научных географических исследований.
Практическая работа № 1
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Тема 3. Планета Земля (4 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.
Практическая работа № 2
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Тема 4. План и карта (11 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.
Практическая работа № 3
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Практическая работа № 4
Составление плана местности.
Практическая работа № 5
Определение по карте и глобусу географических координат.
Практическая работа № 6
Составление описания местности по планам и картам.
Раздел 2. Природа Земли и человек - 15 часов
Тема 5. Человек на Земле (4 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
Практическая работа № 7
Сравнение стран мира по политической карте.
Тема 6. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (9 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практическая работа № 8
Изучение свойств горных пород и минералов.
Практическая работа № 9
Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
Практическая работа № 10
Описание рельефа своей местности.
Тема 7. Итоговое повторение (2ч)
Создание проекта. Туристический маршрут «Скульптурный проект планеты».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
- А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред. А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2015 –192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
- Николина В.В. География: 5-6 классы: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.
- Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015.
- А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «География 5-6 классы»: Мой тренажер. М.: Просвещение, 2015.
- Географический атлас. 5 класс.
- Контурные карты, 5 класс.
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
Оборудование и приборы:
- Географические карты.
- Глобус.
- Гербарии растений, иллюстрации животных, предметов древнего мира; портреты князей, первопроходцев.
- Тематические презентации к урокам. 5. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
Технические средства обучения:
Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование:
Интерактивная доска
Для практических работ:
Термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, схемы, образцы полезных ископаемых, компасы.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra
- Диск «География 5-6 классы»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/ 5. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/ 6. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru 7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ 9. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
Медиатека:
Что изучает география
1.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Карты мира в древности.
2.Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли. Пример расхождения информации на карте и космическом снимке.
Коллекция изображений на основе спутниковых данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69738/?interface=catalog&class=48&subject=28&onpage=30
3.Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками. Базовая карта России. Базовая карта мира.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/47716220-050d-4d30-b22c-eae9a57fc61d/?interface=tla
Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли
1.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Солнце – источник жизни на Земле. Схема солнечной системы. Земля из космоса
Движения Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года
1. Модель, демонстрирующая такие явления как смена дня и ночи и ее зависимость от времени года.
2.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Вращение Земли вокруг солнца (анимация). Вращение Земли вокруг оси (анимация и статичная иллюстрация). Времена года
4.Контроль. Земля — планета Солнечной системы (углубленное изучение)
Распределение солнечного света и тепла на Земле
1.Учебный комплекс «География. Планета Земля». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Движения Земли. Экран к уроку №4
2.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Распределение солнечного света и тепла.
3. Анимация "День и ночь, времена года, климатические пояса, фазы Луны"
http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/19635/
Изображения земной поверхности. Глобус. Аэрофотоснимки. Градусная сеть. Параллели и меридианы
1. Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Глобус – модель Земли. Маршрутная съемка. Полярная съемка. Простейший дальномер. Старинные приборы. Старинная гравюра. Старинная карта Америки. Градусная сетка. Параллели. Меридианы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a1c2211-07de-4cc7-9750-3311976682ee/Anim2.gif
3.Глобус и географические координаты. Контрольные задания «Параллели и меридианы».
Планы и карты. Ориентирование Построение плана местности
1.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Стороны горизонта. Ориентирование по звездам (анимация). Ориентирование по компасу. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по часам
Ориентирование на местности.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/kompas_1.swf
Географическая карта. Масштаб и условные знаки. Географические объекты и их названия. Географические координаты. Работа с ГИС
1. Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками. Базовая карта России. Базовая карта мира. Космические снимки отдельных географических объектов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/47716220-050d-4d30-b22c-eae9a57fc61d/?interface=tla
Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы
1.Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли
Коллекция изображений на основе спутниковых данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Михайловское месторождение Курской магнитной аномалии. Разработка нерудных полезных ископаемых. Разработка рудных полезных ископаемых.
2.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока. Внутреннее строение Земли. Строение Земли. Магматическая порода. Осадочная порода. Метаморфическая порода. Органическая порода Алмаз. Асбест. Галечник. Железная руда. Золотой самородок. Калийная соль. Каменная соль. Уголь. Карта полезных ископаемых. Крупные месторождения. Значки. Закрытый способ добычи. Открытый способ добычи.
Земная кора и литосфера
1.Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы». 6 класс. Иллюстративные материалы по теме урока
Строение земной коры. Литосфера и литосферные плиты. Движение литосферных плит.
2.Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками. Тектонические карты России и мира
3. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15130/
Приложение
График текущего контроля
Четверть | Количество недель | Количество часов в неделю | Всего часов | Форма контроля |
Практическая работа | ||||
1 четверть | 9 | 1 | 9 | 2 |
2 четверть | 7 | 1 | 7 | 2 |
3 четверть | 10 | 1 | 10 | 4 |
4 четверть | 9 | 1 | 9 | 2 |
Всего: | 35 | 1 | 35 | 10 |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Количество часов | |
теоретических | практических | |||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | На какой Земле мы живем | 4 | 3 | 1 |
3. | Планета Земля | 4 | 3 | 1 |
4. | План и карта | 11 | 7 | 4 |
5. | Человек на Земле | 4 | 3 | 1 |
6. | Литосфера – твердая оболочка Земли | 9 | 6 | 3 |
7. | Итоговое повторение | 2 | 2 | |
Итого: | 35 | 25 | 10 |
Контроль и оценка уровня достижения планируемых результатов
Виды контроля | Формы контроля | периодичность | подход | Уровень, оценка | |||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | |||||
Предварительный | Стартовая диагностика: тест | Начало учебного года | Критериально-ориентированный | Низкий уровень достижений, оценка «плохо» | Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» | «базовый»: демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Данный уровень является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Уровень соответствует отметке «удовлетворительно» | Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» | Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» | |
Текущий | Индивидуальные ответы учащихся | Каждый урок | Ориентированный на индивидуальные нормы | ||||||
Периодический | Тематические проверочные работы | По мере изучения тем, разделов | |||||||
Творческие работы обучающихся | В течение года (представляются на уроках, на научных конференциях школьного и районного уровней) | ||||||||
Итоговый | Итоговая проверочная работа | Конец учебного года | Критериально-ориентированный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"
Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда
рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...