элективные курсы по географии
статья по географии на тему
В докладе раскрывается тема элективных курсов по географии; формы, приемы, значение в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnye_kursy_po_geografii.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Кириченко Татьяна Ивановна МОУ « Ракитянская СОШ №1»
ТЕМА: Элективные курсы по географии; предпрофильная подготовка
учащихся и профильное обучения.
1.Предрофильная подготовка учащихся
Элективные курсы: Это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся; ориентированы на возраст ученика; реализуются за счет школьного компонента учебного плана; предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий; количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Задачи элективных курсов:
Способствовать самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
-создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- получить реальный опыт формирования индивидуальных учебных программ;
- оказывать учащимся помощь и психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения.
Функции элективных курсов: «Надстраивают» профильный курс; развивают содержание одного из базисных курсов; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Мотивы выбора при разработке и реализации элективных курсов: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Виды предметных элективных курсов:
1.элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета;
2.элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета;
3. элективные курсы с углубленным изучением отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу данного предмета;
4.прикладные элективные курсы: знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству;
5.элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы;
6. элективные курсы, посвященные истории предмета;
7. элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач.
Типы элективных курсов: Межпредметные элективные курсы. Предметные курсы. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Предметные курсы:
Цель – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план.
Межпредметные курсы:
Цель – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план:
Цель – раскрытие и решение психологических, социальных, психологических, культурологических, искусствоведческих проблем.
Принципы выбора типа элективного курса:
Принцип доступности (углубление или расширение содержания будет осуществляться?);
Принцип интегративности (интеграция в рамках предметных областей);
Принцип фундаментальности (уровень содержательного наполнения курса: повышенный, углубленный или специальный);
Принцип культуросообразности ( предоставление возможности ознакомления с историей, культурными традициями, тенденциями).
Базовые требования к содержанию программ элективных курсов:
-ориентация на современные образовательные технологии;
-соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
-соответствие принятым правилам оформления программ;
-наличие методических пособий, содержащих необходимую информацию; краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).
Критерии оценки программы элективного курса:
- степень новизны для учащихся (материал, не содержащийся в базовых программах);
-мотивирующий потенциал программы (материал, вызывающий интерес у учащихся);
-развивающий потенциал программы ( материал способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся);
-полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями. связность и систематичность изложенного материала;
-методы обучения (методы активного обучения: проектные, исследовательские, игровые и др.);
- степень контролируемости;
- реалистичность с точки зрения ресурсов (используются учебно-методические и материально-технические средства, кадровые возможности школы);
-формальная структура программы (наличие в программе необходимых разделов).
Титульный лист программы включает: Наименование образовательного учреждения; Сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; Название элективного курса; Класс, на который рассчитана программа; Ф.И.О., должность автора программы; Название города, населенного пункта; Год разработки программы.
Пояснительная записка включает:
Аннотацию, обоснование необходимости введения данного курса в школе; указание на место и роль курса в предпрофильной подготовке или профильном обучении;
цель и задачи элективного курса (цель - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет;
задачи- что необходимо для достижения целей);
- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
-основные принципы отбора и структурирования материала;
-методы, формы обучения, режим занятий;
- предполагаемый результат изучения элективного курса ( какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
- инструментарий для оценивания результатов.
Учебно - тематический план-
№ | Наименование тем курса | Количество часов | лекции | Практические работы | семинары | Форма контроля |
Содержание изучаемого курса включает:перечень тем и их реферативное описание. Методические рекомендации включают: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы.
Литература включает: Список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса для учителя и учащихся.
Например;
Элективный курс по географии: Школа – МОУ «Ракитянская СОШ №1»Класс – 9. Предмет – география. Название элективного курса – «Районирование России» Количество часов – 17. Автор – учитель географии.
Пояснительная записка: Изучение России, как и любого другого государства, имеющего большую площадь, невозможно без выделения районов по каким-либо показателям. Районирование может производиться для разных целей, с разных позиций, с использованием разных методов. Именно Россия является родиной экономического районирования. Впервые территорию России разделил учёный К. И. Арсеньев на 10 экономических районов с учётом природных условий и ресурсов, населения и развития хозяйства. Данный спецкурс содержит сведения о многообразии видов районирования, позволяет глубже понять проблемы хозяйства страны. Изучение функций и признаков районирования способствует более глубокому усвоению знаний об экономических зонах и районах нашей России, их размещении на территории страны. Изучение административно - территориального деления России, как одного из видов районирования, позволяет более подробно познакомиться с принципами АТД, с федеральными, государственно- территориальными и национально- территориальными образованиями. Познавая особенности территориальных единиц нашей страны, учащиеся получают представление и о многонациональном населении России.
Задачи элективного курса «Районирование России»: познакомить учащихся с видами районирования; изучить признаки и функции районирования; расширить знания учащихся об экономических районах и зонах России; познакомить учащихся с федеральными округами России; более подробно изучить административно – территориальные единицы России, их отличие. Данный спецкурс позволит более подробно изучить виды районирования России, их особенности. Практическая часть спецкурса поможет глубже усвоить основные черты сходства и отличий экономических районов, административно – территориальных единиц.
Учебно-тематическое планирование:
1. Многообразие видов районирования.
2. Функции и признаки районирования .
3. Проблемы районирования России.
4. Экономическое районирование России. Принципы экономического районирования.
5. Экономические зоны России.
6. Экономические районы России.
7. Административно – территориальное деление России Принципы АТД
8. Федеральный уровень. Федеральные округа.
9. Государственно – территориальные образования.
10. Края.
11. Области, города федерального значения.
12. Национально – территориальные образования
13. Республики.
14. Автономная область, автономные округа.
15. Местный уровень. Города, районы, поселки городского типа
16. Итоговое занятие 1 Всего 17 часов.
Практическая часть элективного курса. 1. тесты; 2. определение региона России по его характеристике; 3.решение проблемы района или региона России; 4. работа в контурных картах; 5. работа с картами атласа; 6. составление « паспорта» экономического района; 7. составление «паспорта» административно- территориальных единиц России; 8.решение экономических задач; 9.чтение диаграмм, схем, таблиц; 10.составление сравнительных таблиц.
Литература: 1. Алексеев А.И. , Николина В.В. География: население и хозяйство России. М.,«Просвещение» 2003 год. 2. Майорова Н.Ю. Уроки географии 8-9кл. М., «Дрофа» 2004 год. 3. Ром В.Я. , Дронов В.П. География России. М., «Дрофа» 2004 год 4. Ром В. Я. Новое в России. Цифры и факты. М., «Дрофа», 2004 год.
2. Элективные курсы профильного обучения
Элективные курсы выполняют три основные функции:
- дополняют содержание профильного обучения;
- позволяют школьникам получить дополнительную подготовку;
- удовлетворяют познавательные интересы отдельных обучающихся, сдающих экзамены по предмету.
Основными задачами преподавания профильных элективных курсов по географии являются:
-представление обучающимся научного исследования как единой системы;
-формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
-пробуждение интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
- лекционные,
- практические,
- семинарские.
Исследовательская деятельность обучающихся является средством освоения действительности. Его главные цели- установление истины, развитие умений работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данных курсов является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной, учебной работы.
Школьники учатся:
- формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
-овладевать методикой сбора и оформления материала;
-знакомиться с научными терминами по теме своей работы;
-оформлять доклад, реферат ,проект.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умений вести диалог, участвовать в работе конференций.
По окончании каждого элективного курса проводится публичная защита проекта- научно- учебного исследования по предметной тематике, осуществляются выступление, демонстрация психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Каким образом выбирать базовые программы для элективов? Данный вопрос интересует всех творчески работающих учителей.
Министерством образования и науки РФ рекомендуются ведущие издательства: « Дрофа», Москва- 2006.Программы элективных курсов, география. Профильное обучение 10-11 класс.
Региональные издательства, в частности, УО и науки Белгородской области БелРИПКППС,
Сборник элективных курсов( естественно- математический цикл), Белгород -2006.
Также допускаются Волгоградские издательства.
Система оценивания и оформления элективных курсов.
Элективные курсы записываются в отдельном журнале.
Оценка выставляется « зачтено», « не зачтено», если курс составляет менее 34 часов. Более 34 часов выставляется оценка-3», 4»,5». Отрицательные отметки не целесообразны.
Курс считается зачтенным( или оценен отметкой), если ученик:
А) посетил не менее 80 процентов занятий по курсу,
Б) выполнил какую- либо зачетную работу: проект, реферат, исследование.
Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
Программу курса, учебно- тематическое планирование,
учебную литературу для обучающихся, систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников, необходимое оборудование.
Литература:
1. Дронов В.П. Программы элективных курсов, география. Профильное обучение 10-11 класс. « Дрофа», Москва- 2006.
2.УО и науки Белгородской области БелРИПКППС,
Сборник элективных курсов( естественно- математический цикл), Белгород -2006.3. Болотникова Н.В. Элективные курсы по географии. Для профильного обучения в 10-11 классах.
« Глобус», Москва- 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"
За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...
Элективный курс по географии: «Глобальная география мира» для 11 класса
Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю), но в соответствии с УП школы данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю)....
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...