Открытый урок "Природные зоны Южной Америки"
план-конспект урока по географии на тему
Цели: 1. познакомить с проявлением широтной зональности и высотной поясности на материке.
2. создать образные представления об особенностях каждой природной зоны, с типичными растениями и животными.
3. развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы.
4. воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 695.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Природные зоны Южной Америки»
Цели: 1. познакомить с проявлением широтной зональности и высотной поясности на материке.
2. создать образные представления об особенностях каждой природной зоны, с типичными растениями и животными.
3. развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы.
4. воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, климатическая карта, таблицы, диафильм, методические пособия.
Термины: сельва, компас, льянос, пампа, эпифиты, ходульные корни, эндемики.
План урока:
- Какой материк вы изучаете?
- Показать на карте
- Вспомните план – характеристику материка, что мы должны изучать.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению природы Южной Америки (о растительном и животном мире этого материка). Органический мир Южной Америки очень своеобразен. Наряду с растениями, которые растут и в других материках (Африки и Австралии) – пальмы, акации, бутылочное дерево) в Южной Америке есть и свои виды – каучуконос Гевея, дерево какао, хинное дерево (картинки).
Здесь в тихих заводях Амазонки растет самое большое водное растение Виктория Регия, диаметр листьев ее достигает до 2м. ее листья выдерживают груз до 50кг, а величина достигает в диаметре 40см.
Своеобразен и органический мир.
Именно в Южной Америке обитает самая маленькая птица, размером с шмеля – колибри (вес 1,6-1,8г.). колибри, как насекомое, благодаря быстрым колебаниям крыльев, как бы висит в воздухе, и не садясь на цветок, своим длинным клювом высасывает нектар. Оперение очень яркое и в лучах солнца она сверкает всеми цветами радуги.
Для того, чтобы более подробно познакомиться с природой Южной Америки, я вас приглашаю в путешествие по природным зонам Южной Америки. Какой картой будем пользоваться? Откройте атласы с _______ сначала исследуем карту:
- какие природные зоны есть на материке
- какие из них занимают большую площадь? Почему?
- как в Южной Америке проявляется широтная зональность? (меняется широта, меняется природная зона)
- в какой последовательности надо характеризовать природную зону? (географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир)
- какие знакомые вам природные зоны имеются в Южной Америке? (такие же, как в природной зоне Африки. Сравниваем природные зона Африки и Южной Америки: тропический лес, саванна, пустыня)
- что из себя представляет лес Африки? Саванна, пустыня.
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по природным зонам Южной Америки.
Влажные тропические леса. Какую часть они занимают?
Территории, прилегающие к реке Амазонка (называют «Амазонией»). Климат: временно влажный, много осадков, круглый год тепло.
Общий вид влажных тропических лесов мы видим вот на этой картине (Картина «Сельвас»). Здесь деревья растут тоже в несколько ярусов. Самый верхний ярус образуют деревья сейба. Они не образуют сплошные заросли, поэтому в сельве относительно светлее, чем во влажных тропических лесах Африки.
Средний ярус образуют древовидные папоротники, деревья (гевеи), пальмы (более 25 видов), дерева какао и другие.
Леса Амазонки – страна лиан. Деревья перевиты лианами, ползучими и вьющимися растениями, свисающими с деревьев как канаты. Они стелются по земле, взбираются на стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с одного дерева на другое, снова сползают на землю, исчезают в чаще… иные предательские лианы так крепко опоясали стволы, что деревья, задыхающиеся в этих смертельных объятиях, спустя несколько лет погибают.
Тропические леса – родина дерева какао и гевеи, из сока которой получают каучук. Индейцы бассейна Амазонки стали носит резиновую обувь раньше европейцев. Изготовляли они ее очень просто – подставляли ногу под льющееся по коре сок гевеи, застывший каучук принимал форму ступни.
Здесь растет самое легкое дерево – бальза. В переводе с испанского означает «плот». Бальза вдвое легче пробки. Толстое бревно длиной 5м один человек легко может унести на плече. Издавна индейцы использовали это дерево для постройки легких лодок каноэ и плотов. На плоту из этого дерева названном «Кон-тики» в 1947г. шесть скандинавских исследователей во главе с Т. Хайердалом проплыли по Тихому океану около 8 тыс. км от Перу до островов Полинезии.
Самая страшное из всех опасностей – заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнет отправиться в глубь леса, не оставив за собой нити Ариадны – отметки на деревьях.
Богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены и жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы. Даже лягушки и ящерицы живут на деревьях, много змей. В том числе самая большая змея – Анаконда. (сообщение ученика)
У воды обитают копытные – тапиры, капибары. Хищников мало, среди них наиболее известен ягуар.
Богат и мир птиц: туканы, попугаи, разнообразие бабочек, жуков.
Постепенно влажно-экваториальные леса переходят в зону саванн и редколесий.
Саванны и редколесья занимают бассейн р. Ориноко, Бразильское плоскогорье.
Саванна бассейна р. Ориноко – это обширная равнина заросшая травой в рост человека и кустарниками, а по берегам рек – густыми тропическими лесами. На сухих местах растянулась кактусовая саванна. Кактусы здесь похожи на деревья, а в низинах пальмовые саванны. (саванну бассейна р. Ориноко называют «льянос»)
А в саваннах Бразильского плоскогорья в основном преобладает хвойное дерево – араукария. Араукарии имеют прямые, как стрелы стволы от 1 до 1,5м в диаметре и высотой до 35м.
В саваннах Южной Америки растительный и животный мир беднее, чем саванны Африки. В саваннах 9ценнтральной части материка), где сухо и жарко растут искривленные колючие, низкорослые деревья (среди них кебрачо). Здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи – пекари, броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду.
Далее еще южнее саванн и редколесий раскинулись субтропические степи, которые в Южной Америке называют «пампой». Слово пампа по индейски означает – «поросшее травой равнинное пространство». Действительно пампа – огромная бескрайняя равнина, поросшая ковылем и пампасовой травой.
Вот как описывают пампу:
Это – волнующее море трав, где порой на далеком расстоянии не встречается ни одного деревца, ни одного кустика. Весной все здесь раскрашено цветами, над котоыми кружаться тысячи различных насекомых. Множества рек и озер оживляют степь, сверкая на солнце своими зеркальными гладями или прозрачными струями. Около озер и вдоль рек зеленеют небоьшие рощицы из разнообразных деревьев.
Но стоит только отойти немного от водоема, как древесная растительность исчезает. Опять море трав, по которому бродят стадо быков, табуны лошадей и других животных. Между ними важно шагают страусы нанду.
В пампе живет один из самых крупных хищников – пума, известно, она обладает большой отвагой и смелостью. Пума представляет большую опасность для лошадей, овец, рогатого скота. Из диких животных – она нападает на пекари, тапира, страуса, оленя…
Должно показаться странным, что это самый хитрый, самый смелый и кровожадный представитель кошек никогда не нападает на человека.
Животный мир степей менее разнообразен. По берегам рек в тросниковых зарослях обитают грызуны – капибары, которые напоминают свиней, длина тела достигает 1м, а масса 50кг. мясо употребляют в пищу.
На юге материка в условиях умеренного климата с малым количеством осадков образовалась зона полупустынь этот суровый край называют «патагонией». Здесь много грызунов: вискаша (рис. в учебнике), нутрия, много броненосцев.
Высотная поясность в Андах.
- вспомним, что такое высотная поясность.
- от чего зависит высотныя поясность (проектируется)
- как меняются природные зоны в Андах (рис 76 учебника)
Изменение природы человека.
Вывешивается диаграмма «Хоз. использования земель Амазонии»
- что можно узнать по данной диаграмме.
Горьким примером колонизации амазонии явилось создание «империи Людвига» американского миллиордера Д.Людвига, который в 1967г приобрел в правительстве Бразилии 1,6 млн. га. Земель на северном берегу Амазонки. Через 15 лет «империя Людвига» имела на Амазонке свой порт, столицу, сеть шоссейных дорог. Здесь работали из Японии ЦБФ, скотоводческие фермы, лесопильный завод, собственный ТЭС. Сельва безжалостно вырубалась под плантации. Лишь в 1981г под нажимом общественности «империя Людвига» перешли в собственность национальных бразильских фирм.
Пампа сейчас – это либо распаханные поля, либо пастбищные хозяйства крупных животноводческих ферм.
Нетронутые ландшафты сохранились лишь в заповедниках и национальных парках.
Площадь охраняемых земель на материке составляют только около 1%.
Познакомимся поближе с одним из заповедных мест материка (Галапагоские острова- сообщение ученика)
Итак мы с вами прошли по всему материку с целью знакомства животного и растительного мира Южной Америки. А теперь проверим полученные знания сегодня на уроке.
Тестирование
Д /з заполнить таблицу «Природные зоны»
Климатический пояс | Природные зоны | Типичные растения | Типичные животные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"
Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....
Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».
Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....
Природные зоны Южной Америки
Презентаци по теме: "Природные зоны Южной Америки "...
Разработка урока Природные зоны Южной Америки
Природные зоны Южной Америки. Цель урока: знать: особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.уметь: объяснять своеобразие природы материка; характериз...
урок географии в 7 классе по теме:" Природные зоны Южной Америки".
Урок освоения новых знаний.Построен в системе деятельностного подхода с использованием работы учащихся на интерактивной доске.В ходе урока использованы элементы игры. Использул...
Презентация к уроку "Природные зоны Южной Америки", 7 класс
Презентация содержит фотографии растений и животных Южной Америки....
Открытый урок по географии :"Природные зоны Южной Америки" 7 класс
Урок-путешествие можно назвать творческим процессом,т.к.во время урока дети дети не только погружаются в тематику,но и получают возможность проявлять фантазию,высказывать предположения,развивать творч...