Активные формы обучения в преподавании географии
статья по географии на тему

Русаловская Ирина Васильевна

Активные формы обучения в преподавании географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_obucheniya_v_prepodavanii_geografii.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы обучения в преподавании географии

   

                                                                 Учитель  географии  Русаловская  Ирина Васильевна

                                                                  ГБОУ СОШ №145 Калининского района Санкт-Петербурга

                                                                                               

Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует пересмотра, прежде всего системы работы учителя с учащимися. Акцент делается на максимальный рост социальной активности, развитие творческого потенциала на углубление и развертывание всех способностей школьников. Дифференциация общеобразовательной школы предполагает, прежде всего, развитие интересов, потребностей, способностей учащихся.    

В настоящее время многие дидакты, методисты, преподаватели школ отмечают, что основной способ формирования познавательного интереса, умственной активности, творческой самостоятельности - это совершенствование форм и методов обучения.

Активизация учебно-воспитательного процесса предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях, но одним из наиболее эффективных считается использование игровых методов в учебном процессе.

Предметом моей работы является использование ролевых игр в методике обучения школьной географии учащихся подросткового возраста. Ролевые игры имеют свой сюжет, и их участники выполняют определенные роли (ученых, путешественников, корреспондентов, знатоков и пр.) В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выступают в дискуссиях, выполняют задания практических или самостоятельных работ. Примером ролевых игр может служить урок-конференция и ее разновидность – пресс-конференция, урок-марафон, урок-КВН и др. Ролевые игры имеют хорошие возможности для организации дискуссий, особенно по экологическим и народнохозяйственным проблемам, их можно применять не только в старших классах, но и на уроках физической географии. Не всякий материал курсов географии может быть основой для конструирования ролевой игры. Для проведения ролевых игр требуются определенные условия: нужно выбрать для этой формы работы сравнительно несложный материал; важно, чтобы в таких играх участвовали все учащиеся класса. В процессе ролевой игры можно использовать технические средства, наглядные пособия, периодическую печать. Ролевые игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью, дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. В ролевых играх могут имитировать разные ситуации. Это могут быть заседания географического общества или отдельных комиссий ООН, заседания международного суда по вопросам охраны природы. Ролевые игры могут имитировать работу министерств промышленности и сельского хозяйства, в котором заняты «министры», их «референты», «руководители», «журналисты». А чтобы участвовали все учащиеся класса, следует продумать форму их деятельности. Это могут быть отчеты о конференции, репортажи в газету или предположения и «проекты», если в ролевой игре использовались творческие задания.

В настоящее время в практике работы школьными учителями географии накоплен определенный положительный опыт по проведению ролевых игр. Эта тема актуальна т.к. повышает интерес детей к учебе, возрастает уровень знаний учащихся, развивается творческий потенциал. Но признать значимость применения игрового метода обучения еще недостаточно для формирования активной личности, необходимо смелее включать его в учебный процесс.

Ввиду большого разнообразия игровых методов и возможности сочетания с другими методами обучения, а, следовательно, и широкого диапазона их применения рассмотрим только некоторые     из них.

Среди активных форм обучения наибольшее распространение получили ролевые игры.

Гипотеза исследования: если осуществлять преемственность в обучении, а также применение внутрикурсовых связей и межпредметных, то позволит реализовать на практике системный подход, а внутри самой системы обосновать место проведения ролевых игр.

Основные задачи работы:

1. Дать классификацию игр (по уровню сложности)

2. Выявить методические условия, при которых проведение ролевых игр является наиболее эффективными в сочетании с другими формами обучения.

3. Разработать технологию проведения ролевых игр в системе

Психолого-педагогические основы проведения ролевых игр

Психологические особенности школьников двенадцатилетнего возраста

Гармония – единство обучения и воспитания. Учитель – творец своего урока, а значит и открыватель своего пути. А каждый урок – открытие. Оно – то и ведет на урок и ученика и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества. А чтобы это сотрудничество приносило плодотворные результаты и радость общения, учитель должен знать психологию своих учеников.

Подростковый возраст (от11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Начало подросткового чувства взрослости – главным образом максимальные диспропорции в уровне и темпах развития.

Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения – суть изменения в степени, в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Изучение качественных сдвигов в развитии интеллекта связано в современной психологии главным образом с работами Ж. Пиаже и его последователей. Возраст от12 до 15 лет является по Пиаже периодом рождения гипотетико – дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

Овладение определенными мыслительными операциями невозможно отделить от процесса обучения: работы психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. показали, например, что при соответствующем обучении уже третьеклассники способны решать абстрактные алгебраические задачи. Существует диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотетико–дедуктивным мышлением, они неодинаково применяют эту способность к разным аспектам действительности.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем, внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подросток часто жалуется на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем подростков.

По исследованиям болгарских психологов (Г.Д. Пирсов и др.) в возрасте 11-13 лет у девочек и 12-15 лет у мальчиков возрастает доля возбудимых детей. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвиги гормонального порядка. Они зависят также от социальных фактов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.

Развитие самосознания – центральный психологический процесс переходного возраста. Большинство сравнительно-возрастных исследований подтверждают, что переходный возраст, особенно 12-14 лет сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я – концепции.

По данным Роберты Симмоне и Розенберг, обследовавших 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств.

Ролевые игры в обучении географии

Сколько бы мы не рассуждали о психологии учеников, в том, что каждый ребенок талантлив и интересен, думаю - бесспорно. А мы – учителя, должны помочь раскрыть этот талант, дать ему развитие.

«Наша школа меняется. Учебный процесс все в большей степени ориентируются на формирование личности учащегося, на мотивацию его учебной деятельности и развитие познавательных интересов. Наблюдается ломка классно-урочной системы. Возрастают самостоятельность и творчество учителя в планировании учебного процесса». (И.В. Душина, Л.М. Панчешникова).

Проблемами географического воспитания занимаются давно. Достаточно вспомнить Н.Н. Баранского. В своей первой географической работе, опубликованной в 1925 году Н.Н. Баранский, призвал «мыслить континентами», но тут же пояснил, что континенты надо знать. На эти положения указывал Н.Н. Баранский, что является актуальным и сегодня.

Во-первых, обучение нацеливает на конкретное знание географических особенностей различных территорий. Во-вторых, подчеркивает широкий территориальный охват изучения географии мира. И в-третьих, в нем соединены воедино два ведущих методических принципа – знать и мыслить. Они развивают у школьников воображение, мышление, волю, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагают личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Именно в игре строится непринужденное общение между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на изучение школьной географии, но и на личность ребенка в целом.

Ролевые игры способствуют организации групповой формы работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умение работать с картой, текстом учебника, дидактическим материалом и пр. Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у детей исследовательское, творческое отношение к действительности. Это означает, что так практически формируется новое содержание деятельности обучения. Это стало главным методическим принципом Н.Н. Баранского. Больше всего он боялся превращения географии в «собрание справок». Он ставил во главу угла педагогического процесса учителя и его творческий потенциал. Н.Н. Баранский многократно обращался к очень важному для учебной географии вопросу о географическом мышлении. Он считал, что оно включает в себя понимание исторических корней и конкретных географических различий от места к месту в природе, хозяйстве, населении в их сложных взаимосвязях.

Учащиеся на уроках обобщающего повторения зачастую испытывают нервозность и усталость. А избежать этого можно, используя на уроках ролевые и другие игры. Одна особенность ролевых игр – соединение индивидуальной деятельности учащихся с коллективными, групповыми формами. Действительно, наряду с коллективными оценками в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную оценку, одновременно с индивидуальными заданиями можно практиковать и групповые, рассчитанные на коллективный труд. Примером такого труда может служить выбор наиболее серьезного вопроса для команды противника, когда группа обсуждает его и принимает решение. Ролевые игры тогда будут выполнять свою задачу, когда они будут отвечать определенным признакам. Ролевые игры всегда включают коллективную деятельность и имеют своей целью формирование определенных знаний и умений.

Классификация ролевых игр

Ролевые игры – самостоятельный метод активного обучения. Кандидат географических наук В.М. Лиходед предлагает следующую классификацию. Ролевые игры можно распределить на три группы:

• Самые простые игры – состязания; имитационные игры, направленные на имитацию вполне определенного профессионального действия и др.

• Более сложные – ситуационные, проблемные – решением какой либо проблемно-игровой ситуации;

• Высшей степени сложности – условные игры – разбор производственной ситуации, конфликтов, решение какой-либо глобальной проблемы.

В настоящее время нерешенными задачами является выявление методических условий, разработка содержания и технологии проведения ролевых игр в системе других форм обучения.

Ролевые игры могут быть классифицированы и следующим образом:

• Первый уровень сложности (учащиеся должны воспроизводить полученную информацию в готовом виде). Это КВНы, «Что? Где? Когда?, блиц-турниры и пр.

• Второй уровень сложности (учащиеся должны проводить аналогию, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи). Примером таких игр могут служить пресс-конференции и игры, где учащимся нужно анализировать, применять полученные знания, различные симпозиумы и совещания.

• Третий уровень сложности (характер этих игр частично-поисковый и исследовательский). Это экологические и др. игры.

Примеры ролевых игр по уровням сложности

1 уровень:

Урок КВН по теме «Природа Африки»

Цель урока: закрепить знания учащихся о природе Африки.

Оборудование: карта Африки, компьютер и мультимедийное оборудование. Команды придумывают названия для своей команды, эмблему, выбирают капитана (задание дается заранее).

-Конкурс капитанов. Каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.

1.В каких районах Африки катаются на лыжах?

2.Почему почвы в Африке красно-желтые, красные, красно-бурые?

3.Что ты знаешь о финиковой пальме?

4.Как бы ты оделся, если бы оказался в устье реки Конго?

- Конкурс «Путешествие по Африке».

(на знание номенклатуры)

Каждая команда получает контурную карту и список номенклатурных объектов, которые обозначены определенными цифрами. Учащиеся должны расставить цифры на местоположение объектов.

Один представитель от команды выполнят подобное задание на компьютере, и приносит дополнительные баллы команде. Все учащиеся наблюдают за выполнением на экране.

- Конкурс «Почемучка». За каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.

Учащиеся отвечают на вопросы. Два вопроса каждой команде.

1.Почему Африка самый жаркий материк? Почему?

2.Какая река Африки самая многоводная? Почему?

3.Какой рельеф преобладает в Африке и почему?

4.Почему в Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара?

–Конкурс «Рассказ о природной зоне». Максимальное количество 5 баллов.

На экране слайды презентации с картинками природных зон и план их описания. Команды рассматривают изображения природных зон и составляют их описание

по плану:

1. Географическое положение.

2. Климат.

3. Почва.

4. Растительность.

5. Животный мир.

- Конкурс «Домашнее задание». Команды показывают свои презентации на тему «Природа Африки». Комментируют по ходу. Максимальное количество баллов – 5.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Первая группа игр наиболее распространенная и в нее входит наибольшее количество игр.

А теперь рассмотрим группу 2-го уровня сложности. Сюда входят игры проблемного характера, и учащиеся, если не могут предложить решение данной проблемы (что, в принципе в данном случае и не требуется) должны дать свое понимание проблемы и свое мнение на игровую ситуацию.

Урок – пресс – конференция «Государства Земли».

(проводится на уроке обобщающего повторения по государствам, какого – либо материка.)

На столах, за которыми сидят представители государств, - таблички с названиями страны, ее флага, данными о площади, населении, языке.

Творческим группам заранее предложены задания:

1. Нарисовать герб и флаг страны.

2. Составить краткую характеристику страны.

3. Отобрать материал о стране из периодики.

4. Подготовить рассказ о населении страны.

5. Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях.

Для отчета по творческому заданию можно использовать презентацию.

Творческих групп 2-3 по 5 человек. Остальные учащиеся корреспонденты, собирающие материал об этих странах.

Урок проводится после изучения, какого – либо материка, когда идет тема о странах и политической карте материка. После изучения другого материка учащиеся меняются ролями, создают другие творческие группы. Урок проводится в форме дискуссии.

Теперь рассмотрим последнюю – третью группу игр-3 степени сложности. В эту группу входят самые сложные игры, требующие от учащихся умения мыслить, прогнозировать, находить решение глобальных проблем или решения производственных конфликтов. Различные экологические и творческие игры. Эти игры имеют большое применение в старших классах на уроках экономической географии.

Приведу пример игр 3 уровня сложности, используемых на своих уроках.

Географическая конференция «Сокровищам Земли - надежную охрану».

Проводится в конце учебного года.

Сообщения, рефераты и доклады, посвященные одной теме, могут быть рекомендованы учителем для заслушивания на тематических конференциях. Для проведения географической конференции требуется большая подготовительная работа. Первостепенное значение имеет выбор темы. Она должна быть интересной и актуальной по содержанию. Составляется план и программа проведения конференции. Ребята распределяют между собой темы выступлений, обговаривают с учителем их содержание. Красочно оформляют план, программу и темы конференции. Возможно применение презентации.

Образовательная цель: показать актуальность проблемы охраны природы в наши дни.

Программа конференции:

Вступительное слово учителя о значении и необходимости охраны природы как среды обитания человека.

1. Охрана недр и почв.

2. Охрана пресной воды.

3. Охрана атмосферного воздуха.

4. Охрана фауны и флоры.

5. Заключительное слово учителя.

Проводится выставка книг о природе. Ребята высказывают свое мнение об охране природы своего края. Учащиеся решают, что можно сделать чтобы район, в котором они живут назывался экологически чистым. Урок в форме дискуссии обычно проходит интересно и познавательно.

Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных. В условиях современной школы необходима перестройка взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик. Осуществить эту перестройку помогут активные формы обучения. Одной из таких форм является игра. Игра - средство воспитания и обучения детей. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному освоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствует поставленной цели – развитию личности ученика.

Используемая литература:

1. Евдокимов М.Ю. Катровский А.П. Игры состязания на уроках географии 2001г. География в школе №1.

2. Баранский Ю.К.Педагогика. М.: Просвещение, 1993г.

3. Кулинич Т.С. НиколинаВ.В. Географические игры, География в школе №1, 2001г.

4. Петровский А.В. Общая психология. М.Просвещение, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая идея «Активные формы обучения в преподавании географии»

Описание  использования ролевых игр в методике обучения школьной географии ....

Статья "Игровые технологии как активная форма обучения на уроках географии"

Игровые технологии, как активная форма обучения в последнее время получила широкое распространение. В нашей жизни игры имеют весьма разнообразное значение. Особое значение приобретают они в учебн...

Активные формы обучения на уроках географии

Статья в методический журнал...

Из опыта работы "Использование активных форм обучения на уроках географии в целях формирования УУД""

В данной презентации представлен опыт работы по развивающему обучению через использование активных форм обучения....

Использование активных форм обучения в преподавании технологии.

Презентация "Использование активных форм обучения в преподовании технологии". В презентации рассмотрены формы работы, повышающие уровень активности обучения на уроках технологии....