Конспект урока в 10 классе
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока» Япония»
( 10 класс)
Цели: сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны, представить картину страны.
Оборудование: карты атласов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока “Япония”. Наша задача: определить территорию, границы, познакомиться с особенностями населения и хозяйства страны.
Япония - одно из древнейших государств мира. Какие ассоциации возникают у вас при слове “Япония”? (Икебана, бонсай, каллиграфия, театр теней, чайная церемония, кимоно, дзюдо, сумо, палочки для еды и т.д.).
Вот что о Японии написано в стихотворении.
На островах в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь Солнце,
За горы садится оно.
Как вы думаете, почему Японию называют страной восходящего Солнца?
Сами Японцы с древних времён называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Недаром на японском флаге на белом фоне красный круг, на государственном гербе страны круглая хризантема – национальный цветок японцев, символизирует восходящее Солнце.
А ещё Японию называют “страной наоборот”. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Япония – высокоразвитое государство, страна “большой семёрки”. Развитие любой страны определяется рядом факторов. Одним из главных является географическое положение.
Каковы особенности экономико – географического и политико – географического положения Японии?
Какие черты географического положения в наибольшей степени повлияли на развитие страны?
Со времён второй мировой войны Япония предъявляет претензии на острова Курильской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомал.
Существует ли в действительности проблема “северных территорий”?
Выступление ученика: “Проблема “северных территорий” существует. Курилы, населённые коренными жителями – айнами, явились объектом колониального захвата, как со стороны России, так и Японии, и потому считаться “исконно-русскими территориями” не могут. Исторически Северные и Средние Курилы были захвачены русскими казаками, а Южные Курилы, включая Хабомаи, - японцами. В соответствии с Симодским трактатом 1855 года Южные Курилы, а в соответствии с Санкт-Петербургским трактатом 1875 года все Курильские острова отходят к Японии и осваиваются ею. В 1945 г. в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей за то, что СССР вступает в войну с Японией, ему в качестве военного трофея должны были быть переданы все
Курилы. Не дожидаясь юридического оформления, СССР в том же году оккупировал все острова, объявил их советской территорией и насильно выселил всех японцев. В 1951 г. состоялась конференция в Сан-Франциско для заключения мирного договора с Японией. Но т.к. СССР нарушил ряд ялтинских договорённостей по послевоенному устройству в Европе, в договоре с подачи США записано, что Курильские острова не принадлежат ни СССР, ни Японии, в результате чего СССР отказался подписать Мирный договор. Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались необустроенными. Надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить Мирный договор с Японией, поставив точку во второй мировой войне. Это позволит России резко изменить геополитическую ситуацию на Востоке, нормализовать российско-японские отношения, получить мощного инвестора в освоение богатств Дальнего Востока”.
Японцы считают, что главным богатством их страны являются люди с их умением и желанием трудиться.
Каковы особенности населения страны? При помощи различных источников информации составьте короткую характеристику населения страны по плану:
- Численность населения.
- Форма правления.
- Государственное устройство.
- Тип воспроизводства, демографическая политика.
- Размещение населения, средняя плотность.
- Урбанизация.
- Национальный состав.
- Религиозный состав.
Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года). Почему японцы живут так долго?
Выступление ученика: “Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов. Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных, птиц. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашён лозунг:
“Десять тысяч шагов в день ради здоровья”, который стал жизненным правилом для каждого японца. Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоёв марли. Причём носить эти гигиенические повязки учат уже в детсаду”.
А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?
Япония сравнительно небольшая по площади страна. Многие черты природы можно отнести к неблагоприятным: горный рельеф, частые тайфуны, землетрясения, вулканизм. Слабые землетрясения здесь происходят каждый день.
Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира? Какие социально-экономические показатели свидетельствуют о высоком уровне развития страны?
Выступление ученика: “Япония сегодня является крупнейшим финансовым центром мира: из 10 крупнейших банков мира – 6 японские. Из 10 крупнейших ТНК – японские. Доля средств на НИОКР в ВВП достигает 3%, и это самый высокий показатель в мире. По национальному доходу на душу населения Япония занимает 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В судостроении, автомобилестроении, станкостроении, производстве электронной продукции, роботов, микроэлектронике занимает 1 место в мире.2 место у страны после США по автомобильному парку. Начав позже других стран строительство АЭС, Япония и здесь достигла высоких результатов – в стране работает 20 станций. Сегодня японский рабочий – один из самых “дорогих” в мире (20-30 лет назад зарплата рабочего была в 4 раза ниже, чем в развитых странах). Для японского быта характерно широкое проникновение электронной и компьютерной техники. Страна имеет самый высокий в мире уровень продолжительности жизни, самую низкую детскую смертность. Сельское хозяйство Японии на 50% обеспечивает своё население продуктами питания. По продуктивности оно опережает страны Европы и США”.
Чем обусловлено “японское экономическое чудо” - быстрый выход побеждённой страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира?
Причины охватывают все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную. На “старте” огромную роль сыграла выработка тщательно продуманной национальной стратегии с учётом местных условий.
В чём заключается японская модель развития экономики?
Выступление ученика: “В стране были проведены демократические реформы. Распущены японские семейные концерны, которые монополизировали экономику. Было ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам. Страна экономила большие средства на развитие собственных НИОКР за счёт лицензий и патентов. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с развитыми странами. Страна после войны тратила не более 1% от ВВП на оборону. Начала выпускать ту продукцию, которая пользовалась большим спросом на мировом рынке (суда, бытовые приборы). Важно то, что на начальном этапе цены на сырьё и топливо были низкие”.
Какие факторы способствовали формированию “экономического чуда”?
Одним из основных факторов развития является природно-ресурсный потенциал.
Проанализируйте таблицу и сделайте соответствующие выводы.
Как вы думаете, существует ли зависимость экономики страны от богатства природно-ресурсного потенциала? (Япония вынуждена сырьё покупать).
По рисунку определите, доля каких закупок в структуре импорта преобладает?
По карте атласа установите основные направления топлива и сырья в Японию.
Т.о., базовые отрасли экономики Японии: энергетика, металлургия, машиностроение, химическая работают на привозном сырье. Сырьё сейчас дорогое.
Что предпринимает Япония, чтобы снизить затраты на закупку сырья и топлива? Найдите ответ в тексте учебника.
По карте атласа определите особенности размещения хозяйства в Японии. (Сосредоточено на востоке-юго-востоке).
Чем это можно объяснить?
Дайте характеристику Тихоокеанскому промышленному поясу.
Послушайте сообщение о транспорте Японии.
Выступление ученика: “По характеру транспортной системы Япония напоминает Зарубежную Европу, но по размерам грузоперевозок превосходит её. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, кроме внутреннего водного и трубопроводного. Во внутренних перевозках выделяется автомобильный и железнодорожный. Внешние перевозки осуществляются морским транспортом. По протяжённости железных дорог Япония уступает многим странам, а по перевозкам грузов только России и Китаю, по пассажирообороту этим видом транспорта превосходит все страны мира. Железные дороги Японии имеют самый высокий технический потенциал. Они все электрифицированы, есть даже поезда на магнитной подушке. Протяжённость автодорог высока (уступает США, Бразилии, Индии, а по густоте превосходит все страны мира.
Япония обладает самым большим флотом в мире”.
Теперь ответьте на вопросы:
- Какого вида транспорта в Японии нет?
- Какой вид транспорта играет большую роль в международных перевозках?
- Какой вид транспорта является главным внутренним?
Вернёмся к рисунку 5. Какова структура экспорта Японии?
3. Закрепление.
В чём вы видите главные особенности современной экономики Японии?
4. Итог урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Читать параграф. На контурной карте отразить основные направления грузопотоков сырья и топлива в Японию.
Литература:
- В. П. Максаковский. “Экономическая и социальная география мира”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. ; Просвещение, 2008г.
- География в школе. 2000 №7 .
- Г.З. Казиев, А.А. Уминский “Почему Курильские острова являются спорными” География в школе 2000г. №4.
- Страны мира. Справочник М.; 2002 г.
- Экономическая и социальная география мира. 10 класс. II часть. Региональная характеристика мира (поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского) Волгоград: Учитель, 2004 г.
- География. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Гладкого Ю.Н. (IIчасть). Сост. Толмачева Е. В. Издательство “ Учитель-АСТ”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...