Рабочая программа по географии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Табунова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс.

УМК к учебнику Домогацких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пречистенская средняя общеобразовательная школа имени И.И. Цапова»

«Согласовано»

Руководитель  ШМО МБОУ «Пречистенская средняя  школа им. И.И. Цапова»

___________И.А. Корешкова

Протокол №  1

от 28.08. 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Пречистенская средняя  школа им. И.И. Цапова»

___________ Т.В. Яковлева

 28 августа 2014 г.

«Утверждаю»

           Директор МБОУ «Пречистенская             средняя  школа им. И.И. Цапова»

             ___________ Н.В. Мелентьева

Приказ № 82

30 августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии, 5 класс

                                                            Учитель Табунова Т.Ю.

                                                                                              Рассмотрено  на  заседании

                                                                                              педагогического совета

                                                                                              протокол  № 1   от

                                                                                              «29» августа 2014 г

2014-2015 уч.  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся  по географии согласно учебному плану школы.

Данная рабочая программа по географии - 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под ред. Домогацких Е.М.).

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М.Домогацких. Срок реализации программы учебного предмета «География» 5 класс - один учебный год (35 часов, 1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.

Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

-социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Географическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности

Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под.ред.Е.М.Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. . Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д..

 

Цели и задачи курса:

-ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

-формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

-формирование умения использовать источники географической информации, прежде    всего географические карты;

-сформировать знания о земных оболочках; атмосфере гидросфере, литосфере, биосфере;

-формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

Первый тематический раздел « Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела «Земля и ее изображения»- не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки  учащихся.

      Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета  позволяет организовать деятельность обучаю-щихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:

-многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

-социальная сущность человека;

-уровневая организация природы, населения и хозяйства

Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая - «Планета, на которой мы живем» знакомит с оболочками Земли: литосферой , атмосферой , гидросферой , биосферой . Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках . Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».

Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной  организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно -хозяйственных районов страны.

Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,  личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

При изучении курса обучающиеся выполняют три проекта по разделам.

с/

      Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариантную честь программы, содержание формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по географии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под ред. Е.М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-35 часов, из них -3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.

В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии, в ходе освоения его содержания у обучающихся формируются элементарные представления об общих географических закономерностях. Опираясь на эти представления, учитель географии в 5 класса может приступить к изучению Земли как  планете людей, закономерностей развития природы.

      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного  предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следую-щих  личностных результатов:

-знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа  жизни и здоровье сберегающих технологий;

-реализация установок здорового образа жизни;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства;

- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

-эстетического отношения к географическим объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно - популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

       Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии   являются:

       в познавательной (интеллектуальной) сфере:

-освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства различных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

-овладения умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

-воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней;

- адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье  человека.

В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;

-соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

-освоения приемов первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

       Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений,  но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

-познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

-ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

-соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

       Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного,  практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

             

                                                                           Содержание учебного предмета.

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия: 

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.
  • Составление описания учебного кабинета географии.
  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
  • Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:  

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;
  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Составление плана кабинета географии.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Составление схемы наук о природе
  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:  путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:  

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

Тема 5. Природа Земли (2часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:   

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;
  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.

.

                                                       Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать)

Знать форму и размеры Земли;

показывать полюса, экватор;

показывать части Мирового океана;

знать виды движения воды в океане;

знать и показывать материки и океаны Земли;

знать и показывать географические объекты, предусмотренные программой;

знать и показывать маршруты географических исследований и путешествий

Уметь:

  Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую    информацию

-использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;

-находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

-описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-приводить примеры географических объектов;

-проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

-различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации;

-формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

 

 Географическая номенклатура.

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

                                   Учебно-методический комплекс/ Литература

  1. Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
  2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 кл.

                  3.   С.В.Банников,  Д.В. Молодцов Методические рекомендации к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А.     География. Введение в географию.

                  4.   Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А.  География. Введение в географию.

                                                                                      Календарно-тематическое планирование

№ уро

ка

Тема урока

Тип

урока

 

  Целевая          установка   урока

   

 Понятия номенклатура и персоналии

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практическая работа

Дата проведения

план/факт

        предметные

метапредметные

личностные

         Тема: Введение (3 часа)

  1.

Введение в географию.

Урок

изучения

нового

материа-ла

Формирование представлений о естественных науках.

 География, наука

Знать основные правила работы в кабинете географии

Выявлять связь

между географией и

другими науками

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы наук о природе

  2.

Что такое география

Урок

изучения

нового

мате-

риала

Формирование представлений о естественных науках, процес-сах, объектах и явлениях, изу-чением которых они занимаются

География, наука, Эратосфен

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление описания учебного

кабинета

географии.

   3.

Методы географичес-ких исследо-ваний. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела

Комбини

рованный

урок

Изучение особенностей различных методов иссле-дования и пра-вил их исполь-зования при изучении географических

объектов и явлений. Формирование и коррекция

навыков и умений обоб-щения темати-ческого мате-риала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Метод,

описательный метод, картографичес-кий метод, космический метод, источ-ники географи-ческих знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию карто-графия.

Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отли-чия методов геогра-фических исследо-ваний. Выявлять источники геогра-фических знаний. Выделять сущест-венные признаки и особенности тема-тического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследова-ния природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географи-ческих знаний

Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

Организация наблюдений за погодой.

Решение тестовых заданий

      Тема: Земля и ее изображение (5 часов)

  4.

Земля и ее изображение.

От плоской Земли к земному шару

Урок

изучения

нового

мате-

риала

Формирование представлений о форме Земли

Планета, шар,

Пифагор,

Аристотель

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию зна-ний о форме Земли. Приво-дить доказатель-ства шарообраз-ности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

  5.

Форма, размеры и движения Земли

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях

Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточ-ное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, сутки, год, високос-ный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы геогра-фические последствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географи-ческую науку он внес. Знать размеры Земли

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различ-ных источниках информации

Понимание

влияния

движений

Земли на

протекание

природных

явлений

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму

   6.

Глобус и карта.

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений об изображе-ниях земной поверхности

Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотосни-мок, космичес-кое изображе-ние

Делать вывод об отличиях геогра--фической карты от глобуса. Давать опреде-ление глобусу как модели Зем-ли и объяснять, каковы его осо-бенности. Выяв-лять особенности различных фото-графических изображений поверхности Земли

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности

Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.

Составление плана кабинета географии

  7.

Ориентирование на местности.

.

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений об ориентиро-вании на мест-ности, умений пользования измерительными приборами

Ориентирова-ние, стороны горизонта, основные сто-роны горизонта, промежуточные стороны гори-зонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначе-нии компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измеритель-ными приборами

Понимание значения ориентирова-ния для повседневной жизни и деятельности человека

Определение с помощью компаса сторон горизонта

  8.

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела.

Урок повторе-ния, обобще-ния и контроля знаний

Формирование навыков и уме-ний обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами

См. уроки 3—6

Выделять сущес-венные признаки и особенности географических объектов и явле-ний по теме раздела. Объяснять особенности формы и разме-ров Земли, свой-ства географчес-кой карты и плана местности, географические следствия враще-ний Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверх-ности; направле-ния на карте и плане, стороны горизонта

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли и значения географических знаний

Решение

тестовых

заданий

  9.

Работа в тетради на печатной основе.

Урок повторе-ния, обобще-ния и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

       Тема: История географических открытий (14 часов)

 10.

История географичес-ких откры-тий..

По следам путешественников каменного века.  

Урок

изучения

нового

мате-

риала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путе-шествий, а также влияние путе-шествий на раз-витие географи-ческих знаний. Определять причины и след-ствия географи-ческих путе-шествий и откры-тий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия

Умение работать с различными источниками информации, выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

11.

Путешест-венники древности

урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними

людьми

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль.

Выявлять причины

 и следствия географических путешествий и открытий.

Умение работать с различными источниками информации, готовить сооб-щения и презен-тации

Понимание роли путешест-вий в формиро-вании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

12.

Путешест-вия морских народов

Урок формиро-вания умений и навыков

 Формирование представлений

о морских народах

Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драккар,

остров Исландия, остров Гренландия.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.

Ставить учебную задачу под руководством

 учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

 

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

13.

Первые европейцы на краю Азии  

   

Урок формиро-вания умений и навыков

 Формирование представлений о выдающихся географических открытиях и путешествиях европейцев

Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,

Ставить учебную задачу под руководством

 учителя.

Планировать свою деятель-ность под руководством учителя.

Понимание роли путешест-вий в фор-мировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

  14.

Путешествие Афанасия Никитина.

Хождение за три моря  

 

Урок формиро-вания умений и навыков

Изучение жизни и деятельности

 А. Никитина

Формировать представления о причинах его путешествия в Индию 

Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»

Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путе-шествия Афана-сия Никитина  в Индию

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Афанасия Никитина.

15.

Морской путь в Индию

Урок формиро-вания умений и навыков

 Формирование представления об Эпохе  Великих географических открытий.

Эпоха Великих географических открытий.

Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама.

 

Умение работать с различными источниками информации. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

16.

Открытие Америки

Урок формиро-вания умений и навыков

 Изучить результаты путешествия Христофора Колумба

Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

17.

Первое кругосветное плавание

Урок формиро-вания умений и навыков

 Формировать представление

 о первом кругосветном плавании

Кругосветное плавание (путешествие) Карибское море, Северная и Центральная Америка.

Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.

 

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте

.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

18.

Открытие Южного материка

Урок формирования умений и навыков

 Формировать представление

 о важности открытия Антарктиды

Неизвестная Южная Земля.

Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля».

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

19.

Поиски Южной земли продолжа-ются

Урок формиро-вания умений и навыков

  Формировать представление

 о важности открытия Антарктиды

Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова,

 Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан

Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.

Объяснять причины невоз-можности достижения Антарк-тиды Джеймсом Куком.

 

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

20.

Русские путешественники

Урок формир-вания умений и навыков

 Изучить жизнь и деятельность выдающихся русских путешествен-ников и результаты их открытий

Россия, Европа, Азия,

поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море,

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроход-цев и морепла-вателей на карте мира»

21.

Вокруг света под русским флагом

Урок формирования умений и навыков

 Изучить причины и следствия кругосветного плавания русских путешественников

 

 Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

22.

Урок обобщения и контроля по теме раздела

Урок повторе-ния, обобще-ния и контроля знаний

 Формировать понимание важности географических открытий

См. уроки 8-19

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

.

 

 

       

       Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов)

23.

Мировой океан и его части 

      

Урок изучения нового материала

 Формировать представление о Мировом океане, его природе

Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индий-ский океан. Северный Ледовитый океан

Объяснять географические особенности природы Мирового океана.

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

24.

Значение Мирового океана для природы и человека

   

Урок формиро-вания умений и навыков

Изучить особенности взаимодействия океана и суши. Формировать понимание значимости Мирового океана для природы и человека

Условия обитания, живой мир

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека

.

Умение работать с различными источниками информации.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека

25.

Путешествие по Евразии

Урок формиро-вания умений и навыков

Изучить особенности природы и населения Евразии

Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море.

Объяснять осо-бенности при-роды и населе-ния Евразии

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

26.

Евразия.

Урок формиро-вания умений и навыков

Формировать умение работать с картами

Россия, Китай, Индия,Испания,Португалия, Италия, Франция,Германия

Умение работать с карой атласа и контурной картой

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

27.

Путешествие по Африке

Урок формиро-вания умений и навыков

Изучить особенности природы и насе-ления Африки. Формирование умений рабо-тать с учебни-ком и картой 

Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго.

Объяснять особенности природы и населения

Умение работать с различными источниками информации.

Понимание специфических черт природы и населения Африки.

Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

 

28..

Путешествие по Северной Америке

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений о специфичес-ких чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки

Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный мате-риал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк

29.

Путешествие по Южной Америке

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений о специфичес-ких чертах природы, насе-ления и хозяй-ства Южной Америки

Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Орино-ко, Игуасу, Ан- хель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево,  колибри

Объяснять особенности природы и насе-ления Южной Америки. Определять спе-цифику природы и населения Южной Америки по тексту и кар-там. Называть и показывать на карте географи-ческие объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять глав-ное в тексте. Структурировать учебный мате-риал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка

30.

Путешествие по Австралии

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений о специфичес-ких чертах природы, насе-ления и хозяй-ства Австралии

Австралия, Большая пес-чаная пустыня, Большая пус-тыня Виктория, Большой Водораздель-ный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лиро-хвост, эвкалипт, ехидна, утко-нос, Австралий-ский Союз

Объяснять особенности природы и насе-ления Австралии. Определять специфику при-роды и населения Австралии по тексту и картам. Называть и пока-зывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять глав-ное в тексте. Структурировать учебный мате-риал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк

31.

Путешествие по Антарктиде

Урок формиро-вания умений и навыков

Формирование представлений о специфичес-ких чертах при-роды, населения и хозяйства Антарктиды

Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-иссле- довательская станция

Объяснять особенности природы и насе-ления Антарк-тиды. Определять специфику при-роды и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и пока-зывать на карте географические объекты по теме урока. Группи-ровать географи-ческие объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять глав-ное в тексте. Структурирвать учебный мате-риал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Составление перечня научно-исследовательских станций

32.

Обобщаю-щий контроль знаний

Урок повторе-ния, обобще-ния и контроля знаний

Формирование навыков и умений обоб-щения темати-ческого мате-риала работы с различными контрольно-измерительными материалами

Основные понятия и географические объекты, изучаемые в разделе

См. темы раздела

См. темы раздела

 См. темы раздела

33.

Коррекция знаний по теме раздела.

Путешествие по планете Земля.

Комбини-рованный

  урок

Формирование навыков и умений обоб-щения темати-ческого мате-риала.

Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих

Основные понятия и географические объекты, изучаемые в разделе

См. темы раздела

См. темы раздела

См. темы раздела

      Тема: Природа Земли (2 часа)

34.

Что такое природа

Оболочки Земли.

Урок

изучения

нового

материа-ла

Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих

Формирование первичных представлений об оболочках Земли.

Природа, объект природы

Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инстру-ментальные)

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболо-чек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала.

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять глав-ное в тексте. Структурировать учебный мате-риал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструменталь-ные

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный мате-риал. Готовить сообщения.

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов

Понимание специфических черт оболочек Земли

Организация фенологических наблюдений в природе

Решение

тестовых

заданий

35.

Урок обобщения и контроля по курсу

Урок повторе-ния,

обобще-ния и контроля знаний

Формирование навыков и умений обоб-щения темати-ческого мате-риала работы с различными КИМами

См. уроки 1—33

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение

тестовых

заданий

Всего практических работ: 24.

Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 8

Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках
  1. Организация наблюдений за погодой

      5.   Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

6.   Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму

7.   Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

8.   Составление плана кабинета географии

  1. Определение с помощью компаса сторон горизонта
  1.  Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
  1.  Составление описания одного из путешествий по ключевым словам
  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

      13. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

14. Организация фенологических наблюдений в природе

15 .Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

16. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

17. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

18. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк

19. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций

Экспертное заключение на рабочую программу по

географии, 5 класс

     Экспертная комиссия рассмотрела рабочую программу по географии учителя Табуновой Т.Ю., которая составлена на основе авторской программы Е.М.  Домогацких.: Программа курса  География 5-9 классов образовательных учреждений - М.:  «Русское слово», 2013  в соответствии с ФГОС ООО РФ и учебным планом МБОУ «Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова» на 2014 – 2015 учебный год.

Данная программа содержит:

- Пояснительную записку;

- Учебно-тематическое планирование;

- Учебно-методический комплекс;

- Список литературы;

- Требования к уровню подготовки учащихся;

- Календарно-тематическое планирование

Данная программа может быть использована в образовательном процессе.

Члены экспертной комиссии:                               Корешкова И.А.

                                                                                 Марышева Т.Е.

                                                                                 Никонова Л.Г.

                                                                                 Табунова Т.Ю.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...