Использование новых образовательных технологий на уроках географии.
статья по географии на тему
Один из видов инноваций в педагогике – новые педагогические технологии. Нам предлагается иное содержание образования, иные отношения, иные подходы в выборе методов, форм, средств и приемов обучения и т.п. На вопрос «как учить?» предлагается широкий выбор способов и технологий обучения. Сегодня в качестве одного из факторов, влияющих на качество обучения, по праву, называют технологии обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий на уроках географии.
Один из видов инноваций в педагогике – новые педагогические технологии. Нам предлагается иное содержание образования, иные отношения, иные подходы в выборе методов, форм, средств и приемов обучения и т.п. На вопрос «как учить?» предлагается широкий выбор способов и технологий обучения. Сегодня в качестве одного из факторов, влияющих на качество обучения, по праву, называют технологии обучения.
В самом деле, технология обучения – это некие процедуры деятельности субъектов обучения, одни их которых организуют процесс усвоения знаний (т.е. учителя), другие – непосредственно усваивают знания. И происходит это, в основном, на уроке.
Урок каждого учителя – это реализация определенных технологий обучения. Образование начинается с урока, уроком оно и заканчивается. Все остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока.
Мне кажется, к выбору технологий обучения надо подходить, прежде всего, исходя из требований к современному уроку. Главная задача современного урока – целостное формирование личности ученика на основе обучения, развития и воспитания.
Это значит, что современный урок должен:
- вооружать учащихся глубокими и осознанными знаниями;
- учить учащихся учиться, ибо в подавляющем большинстве случаев отставание в учебе вызвано не врожденным отсутствием способностей, а применением непродуктивных способов учебной работы;
- содействовать формированию прочных мотивов учения;
- способствовать воспитанию умственных возможностей школьника;
- формировать нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности;
- содействовать духовному обогащению личности ученика и т.д.
Педагогические технологии включают в себя различные методы, формы проведения уроков или их этапов, который учитель считает наиболее эффективными при изучении учебного материала.
При выборе технологий обучения, естественно, необходимо знать их суть. И еще, на мой взгляд, выбор технологии зависит от типа урока – он может быть вводным, уроком изучения нового материала, повторения, обобщения, практикумом.
- вводный – лекция – постановка проблемы
- изучение нового материала – проблема, которая требует коллективного решения, мозговой штурм
- повторение, обобщение – игровые технологии, групповые технологии
- практикум – технология уровневой дифференциации.
В своей работе широко пользуюсь следующими технологиями:
1) Проектные технологии. Эти технологии – одни из популярнейших в мире, так как позволяют рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности.
Проектные технологии – основа выполнения исследовательских работ учащимися-членами Клуба любителей природы. При этом вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.
2) Игровые технологии. Это, прежде всего, предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Виды игровых форм:
- короткие игры (для усвоения конкретного материала, понятия, отработка навыка и т.д.)
- игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры)
- длительные развивающие игры (подготовка проекта и др.).
Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).
Короткие игры использую для объяснения конкретного материала или контроля знаний, умений, навыков. Например, групповая игра-«Конкурс на лучшую шпаргалку», игра «Почта».
Игра в течение урока – удачный метод при проведении уроков повторения и обобщения знаний. Это – тематический КВН, «Гео-ринг», «Поле чудес» и т.д.
Наиболее сложной является деловая игра, так как требует длительного времени на подготовку, поэтому чаще 1-2 раз в год подобные уроки проводить не удается.
Но есть уроки, для которых деловая игра – наиболее эффективный метод. Например, «Экологические проблемы нашей местности». При проведении этого урока ребята разыгрывают роли геоморфолога, метеоролога, гидролога, геолога, экономико-географа, эколога. На данный урок всегда приглашаем районного эколога из Администрации района.
3) Групповые технологии. Решение современных задач обучения географии невозможно без изменений в формах организации деятельности учащихся. Необходима такая организация учебного процесса, которая стимулирует ребят к поиску решений, формированию собственной позиции. Такой организационной формой является групповая работа в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Групповая работа позволяет подключить учащихся в совместное планирование учебной деятельности, во взаимное обсуждение и взаимный контроль. Такая форма работы активизирует познавательную деятельность учеников, в том числе и слабоуспевающих. Групповая работа дает возможность каждому ученику высказать свои мысли, свое отношение к происходящему, тем самым, формирует у школьников умение общаться друг с другом.
Групповая работа может быть использована при проведении деловых игр, уроков-зачетов, уроков обобщающего повторения, уроков-практикумов. Для этого класс делится на группы по 4-5 человек (иногда работа может быть проведена парами). При выполнении задания любому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение. Затем в группе составляется общий ответ. В качестве примера подобной формы работы можно привести урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» в 6 классе, проведенный в форме игры «Географический ринг».
Групповая работа на уроках географии дает возможность вызвать интерес к географии, что очень немаловажно в наше время.
- Технологии уровневой дифференциации. Для успешного управления учебным процессом необходим индивидуальный подход к учащимся, учет их индивидуальных особенностей, а это возможно при дифференциации процесса обучения. Именно она позволяет оптимально управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных учебных возможностей.
Ведущими условиями осуществления дифференциального подхода к учащимся на уроках географии являются:
- изучение индивидуальных особенностей детей и выделение временных технологических групп
- организация учебной деятельности этих групп с помощью специальных средств и приемов учебной работы
Как конкретно осуществляю я дифференциальный подход к обучению на уроках географии? Не ошибусь, если скажу, что наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся: по характеру познавательной деятельности предлагаются задания разного уровня сложности – это могут быть задания, подготовленные самим учителем, либо методические пособия.
Разноуровневые задания мы используем как при проверке знаний и умений, так и при изучении нового материала (подготовка сообщений, других индивидуальных заданий).
Задания I уровня сложности – проверяют знания в том виде, в котором они даны в учебнике.
Задания II уровня – требуют применения знаний в сходной ситуации.
Задания III уровня – предполагают использование знаний в новой ситуации.
Используя задания, которые соответствуют реальным учебным возможностям школьников, мы вселяем уверенность в свои силы даже в слабого ученика, а это уже побуждение желания учиться.
Но если слабым учащимся все время давать легкие задания, трудно рассчитывать на их рост и переход на более сильную типологическую группу, этот разрыв может даже углубиться.
Поэтому надо использовать другой способ: дифференциация помощи со стороны учителя при выполнении учащимися одного и того же задания. Например, слабому ученику можно дать инструкцию, план и т.д.
Сложно осуществлять индивидуальный подход при изучении нового материала, введении новых понятий. Легче это сделать, если классы целиком разноуровневые.
А в классе, где сидят учащиеся с различными реальными учебными возможностями, думаю, надо осуществлять дифференциальный подход к содержанию учебного материала, выделять основные единицы усвоения учебного материала.
Например, тема «Озера». Основное понятие, на которое надо делать упор, которое необходимо знать, - «озеро», «озерные котловины» - вспомогательное понятие, «прием определения географического положения озера» - основной, необходимый для усвоения понятия «озеро». Так можно в каждой теме, выделив основное содержание, больший акцент делать именно на этот материал.
5) Информационные технологии. Компьютер в условиях классно-урочной системы обеспечивает подлинную индивидуализацию учебного процесса. Например, при изучении темы «Климат» в 8 классе использую программу «Определение основных климатических показателей». Определяются: средние температуры января и июля, минимальные и максимальные температуры, количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения – основные понятия данной темы.
Кроме того, я пользуюсь интернет-технологиями для поиска информации, участия в сетевых конкурсах, например, Поволжской научной конференции учащихся им. Н.И.Лобачевского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка
Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....

Использование новых педагогических технологий на уроках географии
Статья содержит материал "Из опыта работы учителя географии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И.В. КорневаМБОУ СОШ №70 с углублённым изучением отдельных предметовСтатья опубликована в сборнике материалов международной научн...
Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"
Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....

Использование новых образовательных технологий на уроках физики
В данной статье рассмотрены основные современные технологии, которые я использую на своих уроках физики....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАна тему: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке»...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...