ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
книга по географии по теме
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
И.В. Корнева
МБОУ СОШ №70 с углублённым изучением отдельных предметов
Статья опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию кафедры экономической, социальной географиии и методики обучения географии НГПУ и 90-летию со дня рождения профессора И.К. Орфанова
Трансформация географических процессов на территории регионов России и мира. Современные проблемы географического образования в вузе и школе / Под ред. К.П. Сергеевой. – Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 263 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korneva_i.v._statya.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
И.В. Корнева
МБОУ СОШ №70 с углублённым изучением отдельных предметов
Статья опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию кафедры экономической, социальной географиии и методики обучения географии НГПУ и 90-летию со дня рождения профессора И.К. Орфанова
Трансформация географических процессов на территории регионов России и мира. Современные проблемы географического образования в вузе и школе / Под ред. К.П. Сергеевой. – Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 263 с.
Одним из основных направлений модернизации общего образования является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. В результате освоения содержания общего образования учащиеся должны уметь создавать собственные произведения с использованием мультимедийных технологий. Учащиеся должны научиться использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.[1]
Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде.
В общеобразовательной школе всегда стояла проблема повышения уровня усвоения учебного материала, т.е. улучшения понимания, запоминания и умения применять полученные знания.
Когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Лучше всего человек запомнит материал тогда, когда увидит, услышит и «потрогает», т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.
Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Современная жизнь предъявляет свои требования и требует от учителей активно использовать новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Можно выделить два направления использования новых информационных технологий:
- Овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.
- Использование компьютерных технологий как мощного средства обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов естественно – научного цикла. Преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение географии требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.
В учебном процессе можно использовать электронные учебники, интерактивную доску, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.
Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,
- как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,
- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,
- как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы,
- как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
Большие возможности для повышения интереса учащихся к урокам географии даёт интерактивная доска. Интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Интерактивность даёт возможность усилить взаимодействие между учителем и учеником.
Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно «развязывает руки» преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников.
Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показывает, что применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет раскрыть способности детей, увлечь их предметом и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя. Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — незаинтересованность ученика. Используя интерактивную доску можно привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.
Однако если использовать компьютер как наглядное пособие, то это не приносит результата. Из такой ситуации есть выход: нужна деятельность учащихся, а не содержание готового продукта. Лучше всего – организация проектной деятельности учащихся.
Творческое и глубоко продуманное использование учителями новых компьютерных технологий создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.
[1] Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых информационных технологий на уроках татарского языка
Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В процессе обучения я регулярно применяюмультимедийный проектор. Использование доски позво...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...
Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Использование новых информационных технологий на уроках русскогоязыка и литературы. Роль ИКТ в образовании....
"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...
"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...
"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...