РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 7 класс Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Мякишева Татьяна Михайловна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, список необходимой номенклатуры и календарно-тематический план, расчитанный на два часа в неделю.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_geografiya_15.16.docx56.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» /Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/.

В данном материале приводится план на весь учебный год (два часа в неделю). План-сетка содержит колонки: номер урока, тема урока, количество часов, тип урока, элементы обязательного минимума образования, требования к уровню подготовки обучающихся, дополнительный материал, формы контроля, практические работы, домашнее задание, дата проведения по плану и факту.

Планирование составлено на основе: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, в неделю – 2 часа.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. 
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:

  1. Планета, на которой мы живём.
  2. Материки планеты Земля.

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия». Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

  1. Географическое положение и история исследования;
  2. Геологическое строение и рельеф;
  3. Климат;
  4. Гидрография;
  5. Разнообразие природы;
  6. Особенности населения;
  7. Природно-хозяйственные регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 67 часов:

Раздел 1. Планета, на которой мы живет (21час)

Тема 1. Мировая суша (1ч)

Соотношение суши и океана на Земли, их проспределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушарие. Материки и острова.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.

Тема 2. Поверхность Земли (5ч)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов,. Строение земной коры. Теория дрейфа литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатные пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические хребты, рифт, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии: Альфред Вегенер

Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западные и северо-восточный перенос, континентальность, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практическая работа: Определение типов климата по климатограммам.

Тема 4. Мировой океан (4ч)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар.

Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дня океана.

Тема 5. Геосфера (2ч)

Понятие о географическое оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы. Закон географической зональности. Природные комплексы различных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практические работы: 1. Анализ схем круговорота веществ и энергии.2. Установление по тематическим картам атласа связи между типами климата и природными зонами.

Тема 6. Человек (4ч)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и её изменение на разных этапах развития общества. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос,религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Практическая работа: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Раздел 2. Материки планеты Земля (43 ч)

Тема 1. Африка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий. Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира: Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальный парки Африки.

Неравномерность размещения населения. Его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влияние. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк. Восточно-Африканский разлом, Сахель, магриб, экваториальная раса.

Персоналии: Васко да Гама, Д.Левинстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гулилев, ДЖ. Спик.

Практические работы:

  1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусном мере и километрах.
  2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
  3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.

Тема 2. Австралия и Океания (6ч)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельность и изменение природы Австралии. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.

Практическая работа: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида (2ч)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологическое строения. Рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы: рельеф подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды» Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амудсен, Р. Скотт.

Тема 4. Южная Америка. (8ч)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты населения. Анды – регион богатой культуры. Галапагосский о-ва, Мачу-Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.

Персоналии: А. Гумбольт. Х. Колумб

Практические работы:

  1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
  2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
  3. Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки.

Тема 5. Северная Америка (8ч)

История открытия. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горных хребет. Аппалачи. Разнообразия типов климата, меридиональное протирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы. Англо-Америка. Мигранты. Особенности человеческой деятельности. Объекты наследия. Наигарский водопад, Йеллоустонский н.п., Большой каньон, плато Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон

Практические работы:

  1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
  2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Тема 6. Евразия (10 часов)

Самый большой материк. История изучения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самый высокие горы и сама глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразия рек, крупнейшие реки Земли. Самый большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии мировой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного населения.

Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.

Практические работы:

  1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
  2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели.
  3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3ч)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельность не сферы Земли. Меры охраны. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологические проблемы.

Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.

Практические работы: Выявление связей между компонентами природного комплекса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии 7 класса учащиеся должны

А) знать/понимать:

  • Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • Природные и антропогенные причины возникновение геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Б) уметь:

  • Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явления;
  • Находить в разных источниках, анализировать, преобразовывать, сохранять информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, производить её передачу;
  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
  • Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации, умений сравнивать географические карты.
  • Определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

В) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

  • Чтение карт различного содержания;поиск географической информации из разных источников картографических, статистических, геоинформационных;
  • Объяснение и оценка явлений и процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • Соблюдение мер безопасности с случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Учебно-методический комплекс:
1.  
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.

2.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3.  
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.

4.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5.  Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6.  Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

Дополнительная литература:
1.  География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2.  Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс.

2 часа в неделю. 68 часов.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практические работы

Д/з

Дата

Корректировка

РАЗДЕЛ 1. ПЛНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (21 ЧАС)

ТЕМА 1. Мировая суша (1ч)

1

Суша в океане

1

Изучения нового материала

§ 1

2.09

Тема 2. Поверхность Земли

2

Геологическое время

1

Изучения нового материала

Геологическая история Земли.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической;

показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;

объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов;  прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

§ 2

7.09

3

Строение земной коры

1

Формирования знаний и умений

§ 3

9.09

4

Литосферные плиты. Пр/р 1.

1

Формирования знаний и умений

Составление картосхемы «Литосферные плиты»

§ 4

14.09

5

Платформы и равнины

1

Формирования знаний и умений

§ 5

16.09

Складчатые пояса и горы

1

Формирования знаний и умений

§ 6

21.09

Тема 3. Атмосфера (4ч)

6

Пояса планеты. Пр/р 2.

1

Изучения нового материала

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;

определять по климатическим  картам распределение на поверхности Земли температур и осадков;

описывать: общую циркуляцию атмосферы;

объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира

§ 7

23.09

7

Воздушные массы и климатические пояса

1

Формирования знаний и умений

Анализ климатограмм основных типов климата

§8

28.09

8

Климатообразующие факторы

1

Формирования знаний и умений

8§ 9

30.09

9

Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» и «Атмосфера»

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

5.10

Тема 4. Мировой океан

10

Мировой океан и его части. Пр/р 4

1

Изучения нового материала

Части гидросферы: Миро-вой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.        

называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана,

приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей;

объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.

Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа

§ 10

7.10

11

Движение вод Мирового океана. Система течений.

1

Формирования знаний и умений

§ 11

12.10

12

Органические мир океана.

1

Формирования знаний и умений

§12

14.10

13

Особенности природы отдельных океанов

1

Формирования знаний и умений

§ 13

19.10

Тема 5. Геосфера (2ч)

14

Географическая оболочка. Пр/р 5

1

Изучения нового материала

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.        

Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки;

писывать опо схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса;

объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

Анализ схем круговорота веществ и энергии

§ 14

21.10

15

Широтная зональность и высотная поясность. Пр/р 6

1

Формирования знаний и умений

Выявление и объяснение географической зональность природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам

§ 15

26.10

Тема 6. Человек (4 часа)

16

Освоение Земли человеком

1

Изучения нового материала

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности        

называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы

§ 16

9.11

17

Охрана природы

1

Формирования знаний и умений

§ 17

11.11

18

Население Земли. Пр/р 7

1

Формирования знаний и умений

Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира

§ 18

16.11

19

Политическая карта мира. Пр/р 8

1

Формирования знаний и умений

Изучение политической карты мира

§ 19

18.11

20

Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем»

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Повт. § 1-19

23.11

РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (43 Ч)

Тема 1. Африка (9часов)

21

Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9

1

Формирования знаний и умений

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности        

Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии,  определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах,  объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка»,  прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки; определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек.

Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а также особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение; описывать природный объект, страну (по плану);объяснять влияние природы на жизнь людей

Определение крайних точек Африки и их координат, протяженность материка в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту.

§ 20

25.11

22

Основные черты природы Африки. Пр/р 10

1

Формирования знаний и умений

Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 21

30.11

23

Климат Африки

1

Формирования знаний и умений

§ 22

2.12

24

Гидрография Африки

1

Формирования знаний и умений

§ 23

7.12

25

Природные зоны

1

Формирования знаний и умений

§ 24

9.12

26

Население Африки.

1

Формирования знаний и умений

§ 25

14.12

27

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка.

1

Формирования знаний и умений

§ 26

16.12

28

Центральная, Восточная и Южная Африка.

1

Формирования знаний и умений

§ 27

21.12

29

Обобщение по теме «Африка» Пр/р 11

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке

Повт § 20-27

23.12

Тема 2. Австралия и Океания (6ч)

30

Географическое положение и история исследования Австралии

1

Формирования знаний и умений

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.        

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору); объяснять  связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.

Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности.

Уметь: называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; определять географическое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описывать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние географических открытий на современный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны

§ 28

11.01

31

Компоненты природы Австралии. Пр/р 12

1

Формирования знаний и умений

Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков

§ 29

13.01

32

Основные черты природы Австралии

1

Формирования знаний и умений

§ 30

18.01

33

Австралийский Союз

1

Формирования знаний и умений

§ 31

20.01

34

Океания – островной регион

1

Формирования знаний и умений

§ 32

25.01

35

Обобщение по теме «Австралия и Океания»

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Повт § 28-32

27.01

Тема 3. Антарктида (2ч)

36

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1

Формирования знаний и умений

Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.

§ 33

1.02

37

Основные черты природы Антарктиды

1

Формирования знаний и умений

§ 34

3.02

Тема 4. Южная Америка (8 часов)

38

Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13

1

Формирования знаний и умений

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности        

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата;  рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий); называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран.

Сравнение географического положения Африки и Южной Америки

§ 35

8.02

39

Основные черты природы Южной Америки

1

Формирования знаний и умений

§ 36

10.02

40

Климат Южной Америки

1

Формирования знаний и умений

§ 37

15.02

41

Гидрография Южной Америки

1

Формирования знаний и умений

§ 38

17.02

42

Разнообразие природы. Пр/р 14

1

Формирования знаний и умений

Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из комплексов материка с использованием карт атласа

§ 39

22.02

43

Население Южном Америки. Пр/р 15

1

Формирования знаний и умений

Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки

§ 40

24.02

44

Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки.

1

Формирования знаний и умений

§ 41

29.02

45

Обобщение по теме «Южная Америка»

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Повт 35-41

2.03

Тема 5. Северная Америка (8ч)

46

Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки

1

Формирования знаний и умений

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества        

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в  целом,  составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк  в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека;

называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки,  определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств

§ 42

7.03

47

Основные черты природы Северной Америки

1

Формирования знаний и умений

§ 43

9.03

48

Климат Северной Америки. Пр/р 16

1

Формирования знаний и умений

Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе

§ 44

21.03

49

Гидрография Северной Америки

1

Формирования знаний и умений

§ 45

23.03

50

Природные зоны Северной Америки.

1

Формирования знаний и умений

§ 46

28.03

51

Население Северной Америки. Пр/р 17

1

Формирования знаний и умений

Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

§ 47

30.03

52

Крупные природные и природно-хозяйственные регионы Северной Америки

1

Формирования знаний и умений

§ 48

4.04

53

Обобщение по теме «Северная Америка»

1

Формирования знаний и умений

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Повт § 42-48

6.04

Тема 6. Евразия (10 ч)

54

Географическое положение и история исследований Евразии

1

Формирования знаний и умений

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.        

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); объяснять причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и в антропогенных изменениях; называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны

§ 49

11.04

55

Основные черты природы Евразии

1

Формирования знаний и умений

§ 50

13.04

56

Климат Евразии. Пр/р 18

1

Формирования знаний и умений

Определение типов климата Евразии по климатограммама

§ 51

18.04

57

Гидрография Евразии

1

Формирования знаний и умений

§ 52

20.04

58

Разнообразие природы. Пр/р19

1

Формирования знаний и умений

Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели

§ 53

25.04

59

Население Евразии.

1

Формирования знаний и умений

§ 54

27.04

60

Крупные регионы Евразии. Пр/р 20

1

Формирования знаний и умений

Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам

§ 55

2.05

61

Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия

1

Формирования знаний и умений

§ 56

4.05

62

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Прр 21

1

Формирования знаний и умений

Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам

§ 57

9.05

63

Обобщение по теме «Евразия»

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Повт 49-57

11.05

Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3Ч)

64

Природа и общество

1

Изучения нового материала

Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами        

Уметь: называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.

§ 58

16.05

65

Экологические проблемы. Пр/р 22

1

Формирования знаний и умений

Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности

§ 59

18.05

66

Стихийные явления в геосферах и правила безопасности людей

1

Формирования знаний и умений

§ 58

23.05

67

Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов»

1

Обобщение

Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами

Повт § 1-58

25.05

68-70

Резерв времени

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких

В программпе  имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...