"Население мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Критерии | Тема: «Население мира» |
Класс | 10 |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Вид урока | Урок - лекция |
Оснащение урока | Медиапроектор, интерактивная доска, авторская презентация, компьютер, статистические таблицы, карты, учебники |
Цели урока | Образовательные: -познакомить учащихся: - с особенностями численности населения мира; -воспроизводством населения; -факторами, влияющими на естественный прирост; -концепцией демографического перехода; -демографической политикой в разных странах. Развивающая: -прирощать умения работать с картами, со статистическими материалами; -анализировать, обобщать полученную информацию. Воспитательная: формирование у учащихся естественно - научного мировоззрения |
Этапы урока | |
Организационный момент | Приветствует учащихся. |
Актуализация знаний | Учитель предлагает вспомнить учащимся: -Что такое миграция? -Что такое трудовые ресурсы? -Что такое воспроизводство? -Какое понятие объединяет все эти термины? (Население) |
Целеполагание | Учитель совместно с учащимися формулирует тему и цель урока: - А почему население изучается раньше, чем хозяйство? -А почему, во всех справочниках, во всех путеводителях, характеристика населения любой страны начинается с его численности? - Известный английский писатель Шиллер говорил: «Любовь и голод правят миром». Как вы понимаете данное высказывание? (Голод сдерживает рост населения, приводит к смерти, а любовь приводит к рождению. ) -С каким понятием это высказывание связано? (Воспроизводство) -Кто сформулирует тему урока? Учащиеся формулируют тему урока «Численность и воспроизводство населения мира». На слайде появляется тема урока. Попробуйте сформулировать цель урока. Помогает учащимся формулировать цель урока (познакомиться с особенностями численности населения Земли , типами воспроизводства населения и демографической политикой стран с разными темпами воспроизводства населения) На слайде появляется цель урока. |
Изучение нового материала | -Как вы считаете, что делается, чтобы уточнить численность населения? Учитель с использование авторской презентации рассказывает о переписях населения и представляет интересный статистический материал. Предлагает охарактеризовать динамику изменения численности населения и сделать выводы , используя график в учебнике и на слайде. Учащиеся на основе графика делают выводы, отвечая на вопросы учителя. Вводится понятие «демографический взрыв». В игровой форме (элементы викторины) выводит десятку самых крупных по численности стран (слайд).Показывает прогноз на 2050 год. -Почему самые населённые страны оказались в основном в Африке и в Зарубежной Азии? - Почему страны именно этих регионов к 2050 году будут входить в десятку самых населённых? Попробуй те ответить на данный вопрос. (выслушивает мнение учащихся). -Какие причины влияют на численность населения любой страны? -На численность населения влияют биологические, медицинские, социально – экономические, религиозные и другие факторы, но в первую очередь , численность населения отражается в рождаемости, смертности населения. Переходит к процессу воспроизводства населения. (На слайде определение и формула) В процессе работы с картами, статистическими таблицами и на основе рассказа учителя, учащиеся заполняют таблицу «Типы воспроизводства населения» (Работают в статических парах). -Естественный прирост, воспроизводство являются по сути биологическими процессами, но на них огромное влияние оказывают другие факторы, какие? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя). -Демографы, анализируя рождаемость и смертность заметили существенные изменения, произошедшие в воспроизводстве населения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос даёт теория демографического перехода, которая связывает демографические процессы с социально – экономическим развитием общества. Учитель раскрывает фазы демографического перехода (слайды) и делает вывод, возвращаясь к слайду с прогнозом: -Впервые демографический переход начался в Европе в 18 веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в 3 фазе.В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует 1 фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке – второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира. Переходит к вопросу о демографической политике . В процессе рассказа просит учащихся привести примеры стран, проводящих демографическую политику. |
Закрепление материала | Предлагает учащимся выполнить тест по пройденному материалу (по вариантам). Затем просит обменяться работами и сравнить ответы с ответами на слайде. Просит поднять руки, кто справился на «4» и «5». (14 из 25 человек). |
Рефлексия | Подводит итоги урока (возвращается к первым слайдам): -Какую цель мы ставили перед собой на уроке? - Как вы считаете, достигли мы цели? -Что такое воспроизводство населения? -Что такое естественный прирост? -Что объясняет теория демографического перехода? -Что такое демографическая политика? |
Оценка знаний учащихся | Предлагает учащимся оценить работу тех одноклассников, кто активно работал в течение урока. Учитывает положительные отметки, полученные в ходе обобщения и систематизации знаний при взаимопроверке |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. Предлагает ответить письменно на следующие вопросы: -Какую демографическую политику вы бы порекомендовали среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель? - Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню. (Задание было роздано всем) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по теме "География населения мира"
Цели и задачи урока: - Обучающие: закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительно...
Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...
Численность и воспроизводство населения мира.
Презентация для урока географии в 10 классе. Основные материалы презентации: демография, воспроизводство населения мира, рождаемость, смертность, естественный прирост. Типы воспроизводства, ...
Методическая разработка "Тест "Население мира" ( Экономическая и социальная география мира, 10 класс, раздел «Население мира»)".
Тест на проверку знаний обучающихся по разделу "Население мира", 10 класс....
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...
«Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»
Методическая разработка урока географии 10 класс...
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения»....