"Население мира"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Критерии | Тема: «Население мира» |
Класс | 10 |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Вид урока | Урок - лекция |
Оснащение урока | Медиапроектор, интерактивная доска, авторская презентация, компьютер, статистические таблицы, карты, учебники |
Цели урока | Образовательные: -познакомить учащихся: - с особенностями численности населения мира; -воспроизводством населения; -факторами, влияющими на естественный прирост; -концепцией демографического перехода; -демографической политикой в разных странах. Развивающая: -прирощать умения работать с картами, со статистическими материалами; -анализировать, обобщать полученную информацию. Воспитательная: формирование у учащихся естественно - научного мировоззрения |
Этапы урока | |
Организационный момент | Приветствует учащихся. |
Актуализация знаний | Учитель предлагает вспомнить учащимся: -Что такое миграция? -Что такое трудовые ресурсы? -Что такое воспроизводство? -Какое понятие объединяет все эти термины? (Население) |
Целеполагание | Учитель совместно с учащимися формулирует тему и цель урока: - А почему население изучается раньше, чем хозяйство? -А почему, во всех справочниках, во всех путеводителях, характеристика населения любой страны начинается с его численности? - Известный английский писатель Шиллер говорил: «Любовь и голод правят миром». Как вы понимаете данное высказывание? (Голод сдерживает рост населения, приводит к смерти, а любовь приводит к рождению. ) -С каким понятием это высказывание связано? (Воспроизводство) -Кто сформулирует тему урока? Учащиеся формулируют тему урока «Численность и воспроизводство населения мира». На слайде появляется тема урока. Попробуйте сформулировать цель урока. Помогает учащимся формулировать цель урока (познакомиться с особенностями численности населения Земли , типами воспроизводства населения и демографической политикой стран с разными темпами воспроизводства населения) На слайде появляется цель урока. |
Изучение нового материала | -Как вы считаете, что делается, чтобы уточнить численность населения? Учитель с использование авторской презентации рассказывает о переписях населения и представляет интересный статистический материал. Предлагает охарактеризовать динамику изменения численности населения и сделать выводы , используя график в учебнике и на слайде. Учащиеся на основе графика делают выводы, отвечая на вопросы учителя. Вводится понятие «демографический взрыв». В игровой форме (элементы викторины) выводит десятку самых крупных по численности стран (слайд).Показывает прогноз на 2050 год. -Почему самые населённые страны оказались в основном в Африке и в Зарубежной Азии? - Почему страны именно этих регионов к 2050 году будут входить в десятку самых населённых? Попробуй те ответить на данный вопрос. (выслушивает мнение учащихся). -Какие причины влияют на численность населения любой страны? -На численность населения влияют биологические, медицинские, социально – экономические, религиозные и другие факторы, но в первую очередь , численность населения отражается в рождаемости, смертности населения. Переходит к процессу воспроизводства населения. (На слайде определение и формула) В процессе работы с картами, статистическими таблицами и на основе рассказа учителя, учащиеся заполняют таблицу «Типы воспроизводства населения» (Работают в статических парах). -Естественный прирост, воспроизводство являются по сути биологическими процессами, но на них огромное влияние оказывают другие факторы, какие? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя). -Демографы, анализируя рождаемость и смертность заметили существенные изменения, произошедшие в воспроизводстве населения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос даёт теория демографического перехода, которая связывает демографические процессы с социально – экономическим развитием общества. Учитель раскрывает фазы демографического перехода (слайды) и делает вывод, возвращаясь к слайду с прогнозом: -Впервые демографический переход начался в Европе в 18 веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в 3 фазе.В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует 1 фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке – второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира. Переходит к вопросу о демографической политике . В процессе рассказа просит учащихся привести примеры стран, проводящих демографическую политику. |
Закрепление материала | Предлагает учащимся выполнить тест по пройденному материалу (по вариантам). Затем просит обменяться работами и сравнить ответы с ответами на слайде. Просит поднять руки, кто справился на «4» и «5». (14 из 25 человек). |
Рефлексия | Подводит итоги урока (возвращается к первым слайдам): -Какую цель мы ставили перед собой на уроке? - Как вы считаете, достигли мы цели? -Что такое воспроизводство населения? -Что такое естественный прирост? -Что объясняет теория демографического перехода? -Что такое демографическая политика? |
Оценка знаний учащихся | Предлагает учащимся оценить работу тех одноклассников, кто активно работал в течение урока. Учитывает положительные отметки, полученные в ходе обобщения и систематизации знаний при взаимопроверке |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. Предлагает ответить письменно на следующие вопросы: -Какую демографическую политику вы бы порекомендовали среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель? - Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню. (Задание было роздано всем) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок по теме "География населения мира"
Цели и задачи урока: - Обучающие: закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительно...
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/28/picture-7390.jpg)
Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/07/picture-17864.jpg)
Численность и воспроизводство населения мира.
Презентация для урока географии в 10 классе. Основные материалы презентации: демография, воспроизводство населения мира, рождаемость, смертность, естественный прирост. Типы воспроизводства, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-191855-1543494920.jpg)
Методическая разработка "Тест "Население мира" ( Экономическая и социальная география мира, 10 класс, раздел «Население мира»)".
Тест на проверку знаний обучающихся по разделу "Население мира", 10 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-531681-1416944819.jpg)
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"
Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-539579-1417019136.jpg)
«Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»
Методическая разработка урока географии 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-980951-1512199182.jpg)
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения»....