рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Захарова Лариса Сергеевна

География материков и океанов – второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и значительно содержание общеземлеведческой составляющей, что обеспечивает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы учащиеся в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений; другая важная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Рабочая учебная программа средней школы реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой концепции географического образования. Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma_7_kl.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

для основного общего образования

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Цель изучения предмета

создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

             - воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Задачи изучения предмета

    · усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

· овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

· воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

· формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

     

Общая характеристика учебного предмета

География материков и океанов – второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведческих знаний и значительно содержание общеземлеведческой составляющей, что обеспечивает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы учащиеся в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений; другая важная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Рабочая учебная программа средней школы реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой концепции географического образования. Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.

       Рабочая программа по географии для 7-ых классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов из расчета 2 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень  практических работ.

 Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  1. Законом РФ «Об образовании»;
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  3. Основной образовательной (общеобразовательной) программой основного общего образования  (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании");
  4. Авторской программой по географии «География материков и океанов 7 класс» под редакцией И.В.Душиной — М.: Дрофа, 2010 г.

 Рабочая программа составлена для учебника  ИВ. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенёв. «География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс»- под редакцией В. П. Дронова . М.: Дрофа, 2014, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год.

       

                                Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов , из расчета 2-х учебных часов в неделю.  Примерная программа по географии для общеобразовательных школ дает возможность учителю использовать разные варианты РУП и изменять последовательность изучения тем, перечень практических работ. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства,  представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

  1. Результаты изучения предмета
  2. Личностные:
  3. - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  4. - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
  5. - формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
  6. Метапредметные
  7. Метапредметные  результаты  курса  «География. Материки, океаны, народы и страны»  основаны на формировании универсальных учебных действий.
  8. Личностные УУД:
  9. - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  10. - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  11. - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  12. - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  13. - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
  14. Регулятивные УУД:
  15. - способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
  16. - умения управлять своей познавательной деятельностью;
  17. - умение организовывать свою деятельность;
  18. - определять её  цели и задачи;
  19. - выбирать средства   и применять их на практике;
  20. - оценивать достигнутые результаты.
  21. Познавательные УУД:
  22. - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
  23. -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
  24. Коммуникативные УУД:
  25. - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
  26. Предметные УУД:
  27. - называть методы изучения Земли;
  28. - называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  29. - знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;
  30. - развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

   В процессе обучения учащиеся должны:

 Знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйтвом отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

      Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;  чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортабельных и дискомфортных параметров компонентов природы своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

     

         

Содержание курса « География, 7 класс»

 ( 68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (4ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Как открывали мир

«Открытие « Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество  в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.

Географическая карта – величайшее творение человечества

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

Раздел I.

Земля – уникальная планета (13ч)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан.

        Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

        Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4. Географическая оболочка

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 5. Земля – планета людей

        Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурно карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел II.

Материки и океаны (49ч)

Тема 1. Африка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.

Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

        Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. 4. Определение причин разнообразия природных зон материка.

        Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 2. Австралия и Океания

        Австралия. ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных  регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки. 2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

Океания. ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 3. Южная Америка

ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные  природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий в ГП Африки и Южной Америки. 2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние  животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор месс для создания охраняемых территорий.

Тема 4. Океаны

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Практическая работа. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

Тема 5. Полярные области Земли

Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.

         Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

        Северный Ледовитый океан. ГП. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.        

Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 6. Северная Америка

ГП, размеры, очертания и омывающие континент  океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа.  Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стан Англосаксонской Америки (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

Практическая работа.  Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности.

Тема 7. Евразия

ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практические работы. 1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией.  Культурные растения и домашние  животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

          Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

            Южная Европа. Италия. Испания. Греция.

            Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия Центральная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

          Центральная Азия. Монголия, Казахстан и др. страны.

          Восточная Азия. Китай. Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия

Практические работы. 1. Составление «каталога» стан Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Раздел III.

Земля – наш дом (2ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств  для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Экскурсия и практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

         

Планируемые результаты изучения учебного предмета

« География, 7 класс»

                                                                       

В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:

  • основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

     

    Календарно – тематическое планирование по предмету

« География, 7 класс»

№ урока

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество

часов

Виды самостоятельной

работы

Планируемая

Дата

проведения

Фактическая

Дата проведения

Введение. 

4

Тема 1 Как открывали мир

3

1

Что изучают в курсе  «Материки, океаны, народы и страны». Практическое значение географических знаний

Изучение нового материала

1

ПР№1 тренировочная

«Обозначение на к/к материков, океанов, частей света и крупных островов»

2

Как люди открывали мир

Изучение нового материала

1

Работа с таблицей

3

Современные географические исследования

Комбинированный

1

ПР№2 обучающая

«Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.)»

Тема2 . Географическая карта – величайшее творение человечества

1

4

Методы географических исследований и источники географических знаний

Изучение нового материала

1

ПР №3 итоговая

«Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах»

Раздел I. Земля – уникальная планета

13

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

2

5

Литосфера.

Изучение нового материала

1

ПР №4 тренировочная «Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит)»

6

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа

Практикум

1

Работа с контурной картой

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

3

7

Климатообразующие факторы. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле.

Практикум

1

Составление схемы

8

Климатические пояса и области

Изучение нового материала

1

Работа с контурной картой

9

Контрольная работа по темам

« Литосфера и рельеф Земли», « Атмосфера и климаты Земли»

Обобщение изученного материала

1

Контрольная работа №1

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан

3

10

Роль гидросферы в жизни Земли

Изучение нового материала

1

11

Свойства вод Мирового океана. Водные массы

Комбинированный

1

Заполнение таблицы

12

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

Комбинированный

1

ПР№5 тренировочная

«Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов»

Тема 4. Географическая оболочка

3

13

Строение и свойства географической оболочки

Изучение нового материала

1

14

Закономерности географической оболочки. Круговорот веществ и энергии

Практикум

1

ПР№6 тренировочная

«Анализ схем круговоротов веществ и энергии»

15

Географическая зональность.

Практикум

1

Работа с картой

Тема 5. Земля – планета людей

2

16

Население Земли

Практикум

1

Работа с картой

17

Страны мира, их группировка по различным признакам

Изучение нового материала

1

ПР№7 тренировочная «Обозначение на к/к ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения»

Раздел IΙ. Материки и океаны

49

Тема 1. Африка

11

18

Географическое положение. История исследования

Изучение нового материала

1

ПР№8 итоговая

«Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка»

19

Рельеф и полезные ископаемые

Практикум

1

ПР№9 итоговая

«Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

20

Климат

Практикум

1

ПР №10 тренировочная

«Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану»

21

Внутренние воды

Практикум

1

Работа с картой

22

Природные зоны. Влияние человека на природу

1

ПР№11 тренировочная

«Определение причин разнообразия природных зон материка

23

Население и политическая карта

Изучение нового материала

1

Заполнение таблицы

24

Деление Африки на крупные регионы. Страны Северной Африки

Путешествие

1

Работа с картой

25

Центральная Африка (Нигерия, Заир)

Путешествие

1

Работа с картой

26

Восточная Африка (Эфиопия, Кения)

Путешествие

1

Работа с картой

27

Южная Африка (ЮАР)

Путешествие

1

ПР №12 обучающая

«Описание природных, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран»

28

Обобщение темы  «Африка»

Обобщение изученного материала

1

Контрольная работа №2

Тема 2. Австралия и Океания

5

29

Географическое положение, История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые

Изучение нового материала

1

ПР№ 13  итоговая

«Сравнение географического положения Австралии и Африки»

30

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны материка

Изучение нового материала

1

Работа с картой

31

Австралия – страна, занимающая весь континент. Население Австралии. Столица и крупные города

Исследование

1

ПР №14 тренировочная

«Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка»

32

Океания.

Путешествие

1

Сочинение

33

Контрольная работа по теме «Австралия»

1

Контрольная работа №3

Тема 3. Южная Америка

8

34

Географическое положение. История открытия и исследования

Изучение нового материала

1

ПР№15 итоговая

«Определение черт сходства и различий в ГП Африки и Южной Америки»

35

Рельеф и полезные ископаемые

Практикум

1

Работа с контурной картой

36

Климат и факторы его формирования. Внутренние воды

Изучение нового материала

1

ПР№16 итоговая

«Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек»

37

Природные зоны. Изменение природы человеком

Практикум

1

Создание презентаций

38

Население и политическая карта

Исследование

1

Работа с картой

39

Страны востока материка. Бразилия. Аргентина

Урок-игра

1

Подготовка сообщений

40

Андские страны. Перу

Путешествие

ПР№17 итоговая

«Составление описание природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору)».

41

Контрольная работа по теме « Южная Америка»

Обобщение

1

Контрольная работа №4

Тема 4. Океаны

3

42

Тихий океан.

Изучение нового материала

1

Работа с картой

43

Индийский океан.

Практикум

1

Работа с картой

44

Атлантический океан.

Практикум

1

ПР №18 тренировочная

«Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору)»

Тема 5. Полярные области Земли

3

45

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка

Изучение нового материала

1

Работа с картой

46

Природа материка

Путешествие

1

Создание презентаций

47

Северный Ледовитый океан.

Изучение нового материала

1

ПР№19 тренировочная

«Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности»

Тема 6. Северная Америка

7

 

48

Географическое положение. История открытия и исследования материка

Изучение нового материала

1

Работа с контурной картой

49

Рельеф и полезные ископаемые

Практикум

1

Работа с контурной картой

50

Климат. Внутренние воды

Практикум

1

ПР№20 итоговая «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения»

51

Природные зоны. Изменение природы человеком

Исследование

1

Заполнение таблицы

52

Население и политическая карта. Канада

Путешествие

1

Создание презентаций

53

США. Мексика

Создание презентаций

1

ПР№21 итоговая

«Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности»

54

Контрольная работа по теме « северная Америка»

Обобщение знаний

1

Контрольная работа №5

Тема 7. Евразия

12

55

Географическое положение. История открытия и исследования материка

Изучение нового материала

1

Работа с контурной картой

56

Рельеф и полезные ископаемые

Практикум

1

Работа с контурной картой

57

Климат

Практикум

1

ПР№22 итоговая

«Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей»

58

Внутренние воды

Практикум

1

Заполнение таблицы

59

Природные зоны

Практикум

1

ПР№23 итоговая

«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения»

60

Население и политическая карта

Практикум

1

ПР №24 тренировочная «Составление «каталога» стан Европы и Азии, группировка их по различным признакам»

61

Зарубежная Европа. Северная Европа

Комбинированный

1

Создание презентаций

62

Западная Европа. Великобритания. Франция. Германия.

Практикум

1

Создание презентаций

63

Восточная Европа. Украина.

Комбинированный

1

Рефераты

64

Южная Европа. Италия. Испания. Греция

Практикум

1

Создание презентаций

65

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и др. страны

Комбинированный

1

Создание презентаций

66

Восточная Азия. Китай.

Япония

Южная Азия.  Юго – Восточная Азия

Путешествие

1

ПР№25 итоговая

«Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии»

Раздел ΙΙΙ. Земля – наш дом

2

67

Взаимодействие человеческого общества и природы

Лекция

1

Работа с картой

68

Обобщающее повторение всего курса

Обобщение знаний

1

Контрольная работа № 6

                                                                                     

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Из них

Теоретическое обучение, ч

Практические работы,ч

Контрольные работы, ч

I Введение

4

1

3

II Земля — уникальная планета

13

8

4

1

III Материки и океаны, в т.ч.

49

28

17

4

Африка

11

5

5

1

Австралия и Океания

5

2

2

1

Южная Америка.

8

4

3

1

Океаны

3

2

1

Полярные области Земли

3

2

1

Северная Америка

7

4

2

1

Евразия

12

8

4

IV Земля — наш дом

2

1

1

Итого

68

38

24

6

     Тематическое планирование по предмету

« География, 7 класс»

                   

                                                 Учебно- методическое обеспечение предмета

     1. И.В.Душина,  В.А.Коринская ,А.Щенев. «География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс». Под ред В. П, Дронова

М.: Дрофа, 2012

  1. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
  2. Контурная карта . 7 класс
  3. Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.
  4. Компакт-диск « Наш дом-Земля». 7 класс
  5. Компакт-диск « История географических открытий»
  6. Компакт-диск « География. Альманах»
  7. Компакт-диск « Уроки географии школы К и М»

   

        Дополнительная литература

1. О.В. Крылова.Дидактические материалы по географии материков и океанов.Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996

2.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы. Книга для учителя. -М.,  Просвещение, 2008.

3.  О.В. Крылова. Методическое пособие по географии  материков и океанов.Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997

4. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

5. Ю. А. Симагин, В. Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-7 класс «Дрофа» 2002.

6.И. В. Душина. Школьный практикум. География материков и океанов.7 класс.М. : Дрофа, 1998

7. Н. А. Никитина. Поурочные разработки по географии.7 класс. – М.: ВАКО, 2006

8. Н.М. Клюшникова. Внеклассная работа по географии. 7 класс. – Волгоград.: Корифей, 2005

9. О.Н. Горбатова. Технология решения творческих задач. –Волгоград,.: Учитель, 2010

10. Н.В. Болотникова. Уроки с использованием блочно- модульной технологии, 6-8 классы.- Волгоград.: Учитель,2005

11. С. Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях.6-8 классы.-М.: Глобус, 2007

12. И.Д. Агеева. Весёлая география на уроках и праздниках. Методическое пособие- М.: Творческий центр, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...