Сочетание различных методов обучения на уроках географии
материал по географии на тему

Тимашева Тамара Васильевна

Урок – «клеточка» педагогического процесса.
 В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная

часть педагогики  концентрируется в уроке»

М.Н.Скаткин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – «клеточка» педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная

часть педагогики  концентрируется в уроке»

М.Н.Скаткин

    Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к новым Образовательным Стандартам требуют модернизации дидактической системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с реализацией идеи развития воспитательной направленности   школьного географического образования через моделирование   современного урока географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность учащихся, развивать стойкий познавательный интерес к географии, положительные мотивы к обучению, а также процессами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в школе.

   Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов  новых технологий обучения, а также  использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.

  Для достижения цели, в работе реализуются следующие задачи:

  • Сформулировать приоритеты модернизации школьного географического образования  при определении основных особенностей современного урока географии.
  • Показать преимущества применения инновационных методов обучения с использованием информационных ресурсов и ИКТ, а также новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся при моделировании урока географии и во внеурочной деятельности.
  • Привести конкретный пример модели современного урока.
  • Выделить достигнутые результаты обучения, полученные при создании воспитывающего образовательного пространства, способствующего самореализации, активизации творческой деятельности учащихся.

    Объект исследования – современные методы обучения в процессе моделирования современного урока географии, в сравнении с традиционным уроком, который до сих пор сохраняет сильные позиции в школе.

    Предмет исследования  – формы организации современного урока на примере коллективного творческого сотрудничества учителя и ученика в процессе проектно-исследовательской деятельности.

    В настоящее время  можно выделить главные приоритеты модернизации школьного географического образования, а именно:

  • Образовательный процесс сегодня предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебно-познавательной деятельности и учебном поведении.
  • Содержание образования, методы и средства обучения структурируются таким образом, что позволяют  каждому ученику проявить избирательность к предметному материалу.  Для этих целей разрабатываются индивидуальные программы обучения школьников, способствующие развитию критического мышления в условиях погружения в проектно-исследовательскую деятельность.  
  • Образованность как совокупность знаний, умений, компетентностей является важнейшим средством воспитания духовно-нравственных качеств учащихся и выступает сегодня одной из приоритетных целей школьного географического образования.
  •  Выбор новых технологий, их рациональное сочетание при планировании современного урока географии работает на качество обучения и в конечном итоге обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика.

    Современный урок, по мнению И. И. Бариновой, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит  систематическое взаимодействие  учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности школьников. Такие уроки в наибольшей степени учитывают психо-физиологические особенности школьного возраста на разных ступенях обучения, а главное ставят ученика в центр образовательно-воспитательного процесса.  

   Системное планирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФОС сделало актуальным классифицировать уроки нетрадиционной формы. Далее в таблице представлена типология современных уроков географии, которая общепризнанна в методике обучения географии и педагогической теории вообще.

Классификация уроков нетрадиционной формы

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Урок обучения новым знаниям и умениям

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Уроки проверки и учета знаний и умений

Форма

урока

Уроки лекционной формы,

уроки-экспедиции

(путешествия),

уроки-исследования,

интегрированные

уроки и др.

Уроки-практикумы,

уроки-лаборатории,

уроки с ролевой, деловой

учебно-игровой деятельностью и т. д.

Семинары

внеклассного чтения,

контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции,

интегрированные театр. и т.д.

Зачетные уроки,

викторины, уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам.  При этом поиск новых средств обучения (ИКТ),  наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повышает интерес к нестандартным формам уроков, в том числе уроки-игры, уроки деловые игры,  повторительно-обощающие уроки с применением методов к. с. о., а также  включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

   Таким образом, современный урок приобретает ряд отличительных особенностей в сравнении с обычным комбинированным уроком, сопоставление которых представлено в таблице:

Особенности современного урока географии

Традиционный урок

Современный урок

  1. Цели формулируются для каждого урока исходя из особенностей содержания

2.   Содержание:  факты; теоретические закономерности; умения

 3.   Форма организации обучения:       комбинированный урок    

   

4.   Контроль знаний и умений:   преобладает текущий, реже итоговый  

   

5.   Учитель  выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения  

6.   Взаимодействие с учениками:       преобладает авторитарный стиль общения  учителя с учениками  

7.  Урок  представляет собой замкнутую систему

1.  Цели определяются через конечный результат деятельности  

 2.    Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические  знания

3.      Разнообразные формы организации обучения:  урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра  

 4.     Контроль за результатом обучения:    разные виды – текущий, итоговый;    разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль

5.      Учитель  выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности

6.       Взаимодействие с учениками

           сотрудничество  осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся.

7.      Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами

   Классификация уроков нестандартной формы позволяет определить их место  в реализуемой учителем системе и более обоснованно планировать процесс обучения      

     

Что определяет воспитательный характер современного урока?

Состав содержания, которое выносится на урок, включает  не только современные географические знания, но и оценочные, методологические знания, которые обеспечивают усвоение учащимися способов деятельности и получения знаний. 

 Выбор адекватных  изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих таким образом организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно достигнуты на уроке.

Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые способствуют развитию интереса к обучению в целом и к предмету география в частности.

Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке в системе рейтинговой оценки формируется на основе использования информационных ресурсов и ИКТ.

Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель- ученик, ученик - ученик,    ученик - учитель.  

Формирование   у школьников навыков самостоятельной поисково-познавательной работы посредством проектной деятельности в режиме развития по индивидуальной образовательной траектории.

Как сделать современный урок  эффективным?

Во-первых, четко определять цели  каждого урока, в соответствии с его местом в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. рациональное планирование основывается на системном методологическом  подходе к построению каждого урока во взаимосвязи с другими учебными занятиями.

Во-вторых, уметь  построить оптимальное взаимодействие  между основными   элементами урока, т. е. при модернизации урока учитель проявляет своё методическое мастерство в умении в логической последовательности выстроить основные этапы учебно-познавательной деятельности учащихся, раскрывая развивающий характер каждого элемента урока.                                              

В-третьих,  выбирать адекватные целям и содержанию  инновационные методы обучения и применением информационных ресурсов и ИКТ, способствующие развитию критического мышления школьников, основываясь на технологическом подходе к воспитательно-образовательному  процессу в целом:  

  • проблемного обучения; к.с.о.дифференцированного подхода, проектов.

     Таким образом, при подготовке к уроку, главное помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом – с учетом форм организации и используемых методов – остаётся учитель, от уровня педагогической подготовки которого зависит качество обучения.  Далее представляется возможным представить один из вариантов модели современного урока географии при изучении природы родного края (приложение 1)

 Приложение 1

Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме

                           «Природа Вятского края» (8 класс).

Цель: Создать условия для:

- систематизации и обобщения ЗУН по изученной теме;

- самостоятельной познавательной деятельности;

- формирования творческих способностей обучающихся;

- развития познавательного интереса к предмету.

Тип урока:  Контрольно обобщающий.

Форма организации учебной деятельности: групповая, на основе технологии к.с.о. в режиме развития учащихся, с использованием медиаматериалов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Подготовительный этап:

  1. Формулировка темы, целей учебного занятия.
  2. Разработка методики игровой деятельности.
  3. Подготовка игрового комплекса в целом.
  4. Определение состава групп, назначение консультантов.
  5. Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения активности учащихся.
  6. Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами познавательной деятельности на уроке.
  7. Учитель совместно с учащимися готовит необходимые дидактические материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
  8. Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
  9. Предварительное воспроизведение игровой ситуации с консультантами.                           

Преимущества современного урока

 с использованием инновационных технологий

- достижение высоких результатов обучения на основе сотрудничества учителя и ученика;

- формирование общеучебных компетенций;

- создание ситуации успеха для каждого ученика;

- развитие в формирующейся личности самосознания  гражданина Вятского края;

- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;

- формирование культуры умственного труда;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- соответствие урока требованиям программы, разработанной на основе ФГО Стандарта при четком планировании целей.

   Главным результатом современного урока является 100% уровень обученности и очень высокое качество знаний учащихся, в условиях использования рейтинговой оценки.  

Приложение 2

Технологическая карта урока:

п/п

Структурные компоненты

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Подготовительный этап

Предваритель-

ная подготовка  (за 3-4 недели)

Учитель назначает консультантов (ответственных в группах); объясняет сценарий игры, основные этапы работы на уроке; определяет готовность консультантов к работе, оценивая качество ЗУН по данной теме; готовит материальную базу к уроку; мультимедиа материалы и др.

Учащиеся повторяют пройденный материал по теме; выполняют опережающие домашние задания; изучают сценарий игры; консультанты проигрывают с учителем учебную ситуацию, готовят оборудование для игры, дидактические материалы.

2

Целеполагание

Вход в учебное занятие по теме: «Природа Вятского края»

Учитель приветствует детей; называет тип учебного занятия; формулирует тему урока; объясняет структуру учебного занятия; акцентирует роль консультантов

Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока; консультанты координируют деятельность учащихся на уроке.

3

Мотивация

Тест-контроль по теме урока

Учитель-контроль; оценивает уровень обученности на основе вводной диагностики в форме тестирования.

Учащиеся самостоятельно проходят тест-контроль, далее проводят взаимоконтроль.

4

Актуализация

Мультимедиа-

обеспечение урока

1.Игра «Расшифруй код».

2.Расшифровка кода-доступа к неизвестной информации…

3.Практическая работа

Учитель-контроль, коррекция, управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

                                                                                                                                                     

Учитель на основе использования медиа-материалов презентует «Великорецкий крестный ход», «Уникумы природы родного края» и др.

Учитель координирует практическую деятельность учащихся, регламентирует учебную деятельность.

Учащиеся работают в группах , заслушивают монологические ответы одноклассников; обобщают знания, систематизируют ЗУН, при изучении темы.

Учащиеся заслушивают выступление учителя; просматривают медиа-

материалы, а также презентуют проекты по природе родного края.

Выполняют практические задания, данные фиксируют  рабочих тетрадях; применяют теоретические знания на практике, работая в контурных картах

5

Рефлексия

Подведение итогов

Создает условия для  самооценки  деятельности учащихся

Заслушивают консультантов, подводят итоги  работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои  требования к тому, какой должна  быть эта личность. Традицион...

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Сочетание различных методов обучения на уроках географии

Классификация методов:1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:1) словесные;2) наглядные;3) практические.2. По уровню познавательной деятельности  выделяют 3 группы ме...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".

Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня  познавательной деятельности учащихся....

«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода».

laquo;Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода»Современные методы обучения многогранны и разнообразны, в данном д...