Сочетание различных методов обучения на уроках географии
материал по географии на тему
Урок – «клеточка» педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке»
М.Н.Скаткин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochetanie_razlichnyh_metodov_obucheniya_na_urokah_geografii-2.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – «клеточка» педагогического процесса. часть педагогики концентрируется в уроке» М.Н.Скаткин |
Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к новым Образовательным Стандартам требуют модернизации дидактической системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с реализацией идеи развития воспитательной направленности школьного географического образования через моделирование современного урока географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность учащихся, развивать стойкий познавательный интерес к географии, положительные мотивы к обучению, а также процессами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в школе.
Цель данной работы - раскрыть особенности построения модели современного урока географии на основе применения инновационных методов, средств и элементов новых технологий обучения, а также использования нетрадиционныхформ организации учебно-познавательной деятельности в режиме развития учащихся.
Для достижения цели, в работе реализуются следующие задачи:
- Сформулировать приоритеты модернизации школьного географического образования при определении основных особенностей современного урока географии.
- Показать преимущества применения инновационных методов обучения с использованием информационных ресурсов и ИКТ, а также новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся при моделировании урока географии и во внеурочной деятельности.
- Привести конкретный пример модели современного урока.
- Выделить достигнутые результаты обучения, полученные при создании воспитывающего образовательного пространства, способствующего самореализации, активизации творческой деятельности учащихся.
Объект исследования – современные методы обучения в процессе моделирования современного урока географии, в сравнении с традиционным уроком, который до сих пор сохраняет сильные позиции в школе.
Предмет исследования – формы организации современного урока на примере коллективного творческого сотрудничества учителя и ученика в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В настоящее время можно выделить главные приоритеты модернизации школьного географического образования, а именно:
- Образовательный процесс сегодня предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебно-познавательной деятельности и учебном поведении.
- Содержание образования, методы и средства обучения структурируются таким образом, что позволяют каждому ученику проявить избирательность к предметному материалу. Для этих целей разрабатываются индивидуальные программы обучения школьников, способствующие развитию критического мышления в условиях погружения в проектно-исследовательскую деятельность.
- Образованность как совокупность знаний, умений, компетентностей является важнейшим средством воспитания духовно-нравственных качеств учащихся и выступает сегодня одной из приоритетных целей школьного географического образования.
- Выбор новых технологий, их рациональное сочетание при планировании современного урока географии работает на качество обучения и в конечном итоге обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика.
Современный урок, по мнению И. И. Бариновой, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности школьников. Такие уроки в наибольшей степени учитывают психо-физиологические особенности школьного возраста на разных ступенях обучения, а главное ставят ученика в центр образовательно-воспитательного процесса.
Системное планирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФОС сделало актуальным классифицировать уроки нетрадиционной формы. Далее в таблице представлена типология современных уроков географии, которая общепризнанна в методике обучения географии и педагогической теории вообще.
Классификация уроков нетрадиционной формы
Тип урока | Урок формирования новых знаний | Урок обучения новым знаниям и умениям | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Уроки проверки и учета знаний и умений |
Форма урока | Уроки лекционной формы, уроки-экспедиции (путешествия), уроки-исследования, интегрированные уроки и др. | Уроки-практикумы, уроки-лаборатории, уроки с ролевой, деловой учебно-игровой деятельностью и т. д. | Семинары внеклассного чтения, контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции, интегрированные театр. и т.д. | Зачетные уроки, викторины, уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация |
В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам. При этом поиск новых средств обучения (ИКТ), наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повышает интерес к нестандартным формам уроков, в том числе уроки-игры, уроки деловые игры, повторительно-обощающие уроки с применением методов к. с. о., а также включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Таким образом, современный урок приобретает ряд отличительных особенностей в сравнении с обычным комбинированным уроком, сопоставление которых представлено в таблице:
Особенности современного урока географии
Традиционный урок | Современный урок |
2. Содержание: факты; теоретические закономерности; умения 3. Форма организации обучения: комбинированный урок
4. Контроль знаний и умений: преобладает текущий, реже итоговый
5. Учитель выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения 6. Взаимодействие с учениками: преобладает авторитарный стиль общения учителя с учениками 7. Урок представляет собой замкнутую систему | 1. Цели определяются через конечный результат деятельности 2. Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические знания 3. Разнообразные формы организации обучения: урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра 4. Контроль за результатом обучения: разные виды – текущий, итоговый; разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль 5. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности 6. Взаимодействие с учениками сотрудничество осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся. 7. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами |
Классификация уроков нестандартной формы позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и более обоснованно планировать процесс обучения
Что определяет воспитательный характер современного урока?
Состав содержания, которое выносится на урок, включает не только современные географические знания, но и оценочные, методологические знания, которые обеспечивают усвоение учащимися способов деятельности и получения знаний.
Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих таким образом организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно достигнуты на уроке.
Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые способствуют развитию интереса к обучению в целом и к предмету география в частности.
Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке в системе рейтинговой оценки формируется на основе использования информационных ресурсов и ИКТ.
Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель- ученик, ученик - ученик, ученик - учитель.
Формирование у школьников навыков самостоятельной поисково-познавательной работы посредством проектной деятельности в режиме развития по индивидуальной образовательной траектории.
Как сделать современный урок эффективным?
Во-первых, четко определять цели каждого урока, в соответствии с его местом в системе уроков по теме и курсу в целом, т.е. рациональное планирование основывается на системном методологическом подходе к построению каждого урока во взаимосвязи с другими учебными занятиями.
Во-вторых, уметь построить оптимальное взаимодействие между основными элементами урока, т. е. при модернизации урока учитель проявляет своё методическое мастерство в умении в логической последовательности выстроить основные этапы учебно-познавательной деятельности учащихся, раскрывая развивающий характер каждого элемента урока.
В-третьих, выбирать адекватные целям и содержанию инновационные методы обучения и применением информационных ресурсов и ИКТ, способствующие развитию критического мышления школьников, основываясь на технологическом подходе к воспитательно-образовательному процессу в целом:
- проблемного обучения; к.с.о.дифференцированного подхода, проектов.
Таким образом, при подготовке к уроку, главное помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом – с учетом форм организации и используемых методов – остаётся учитель, от уровня педагогической подготовки которого зависит качество обучения. Далее представляется возможным представить один из вариантов модели современного урока географии при изучении природы родного края (приложение 1)
Приложение 1
Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме
«Природа Вятского края» (8 класс).
Цель: Создать условия для:
- систематизации и обобщения ЗУН по изученной теме;
- самостоятельной познавательной деятельности;
- формирования творческих способностей обучающихся;
- развития познавательного интереса к предмету.
Тип урока: Контрольно обобщающий.
Форма организации учебной деятельности: групповая, на основе технологии к.с.о. в режиме развития учащихся, с использованием медиаматериалов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Подготовительный этап:
- Формулировка темы, целей учебного занятия.
- Разработка методики игровой деятельности.
- Подготовка игрового комплекса в целом.
- Определение состава групп, назначение консультантов.
- Формирование критериев оценивания, составление системы поощрения активности учащихся.
- Учитель составляет зачетные карточки учащихся в соответствии с этапами познавательной деятельности на уроке.
- Учитель совместно с учащимися готовит необходимые дидактические материалы, оборудование к уроку, медиаматериалы.
- Консультанты перед уроком проходят контроль ЗУН по теме.
- Предварительное воспроизведение игровой ситуации с консультантами.
Преимущества современного урока
с использованием инновационных технологий
- достижение высоких результатов обучения на основе сотрудничества учителя и ученика;
- формирование общеучебных компетенций;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;
- развитие в формирующейся личности самосознания гражданина Вятского края;
- развитие воображения, фантазии, творческого мышления;
- формирование культуры умственного труда;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- соответствие урока требованиям программы, разработанной на основе ФГО Стандарта при четком планировании целей.
Главным результатом современного урока является 100% уровень обученности и очень высокое качество знаний учащихся, в условиях использования рейтинговой оценки.
Приложение 2
Технологическая карта урока:
№ п/п | Структурные компоненты | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Подготовительный этап | Предваритель- ная подготовка (за 3-4 недели) | Учитель назначает консультантов (ответственных в группах); объясняет сценарий игры, основные этапы работы на уроке; определяет готовность консультантов к работе, оценивая качество ЗУН по данной теме; готовит материальную базу к уроку; мультимедиа материалы и др. | Учащиеся повторяют пройденный материал по теме; выполняют опережающие домашние задания; изучают сценарий игры; консультанты проигрывают с учителем учебную ситуацию, готовят оборудование для игры, дидактические материалы. |
2 | Целеполагание | Вход в учебное занятие по теме: «Природа Вятского края» | Учитель приветствует детей; называет тип учебного занятия; формулирует тему урока; объясняет структуру учебного занятия; акцентирует роль консультантов | Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока; консультанты координируют деятельность учащихся на уроке. |
3 | Мотивация | Тест-контроль по теме урока | Учитель-контроль; оценивает уровень обученности на основе вводной диагностики в форме тестирования. | Учащиеся самостоятельно проходят тест-контроль, далее проводят взаимоконтроль. |
4 | Актуализация Мультимедиа- обеспечение урока | 1.Игра «Расшифруй код». 2.Расшифровка кода-доступа к неизвестной информации… 3.Практическая работа | Учитель-контроль, коррекция, управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.
Учитель на основе использования медиа-материалов презентует «Великорецкий крестный ход», «Уникумы природы родного края» и др. Учитель координирует практическую деятельность учащихся, регламентирует учебную деятельность. | Учащиеся работают в группах , заслушивают монологические ответы одноклассников; обобщают знания, систематизируют ЗУН, при изучении темы. Учащиеся заслушивают выступление учителя; просматривают медиа- материалы, а также презентуют проекты по природе родного края. Выполняют практические задания, данные фиксируют рабочих тетрадях; применяют теоретические знания на практике, работая в контурных картах |
5 | Рефлексия | Подведение итогов | Создает условия для самооценки деятельности учащихся | Заслушивают консультантов, подводят итоги работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои требования к тому, какой должна быть эта личность. Традицион...
Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Сочетание различных методов обучения на уроках географии
Классификация методов:1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:1) словесные;2) наглядные;3) практические.2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы ме...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".
Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...
Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
Дана характеристика методов обучения, используемых на уроках географии, с учетом уровня познавательной деятельности учащихся....
"Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно-игрового метода"
использование различных методов...
«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода».
laquo;Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода»Современные методы обучения многогранны и разнообразны, в данном д...