Бинарный урок в 9 классе по теме: «Чёрная металлургия России» ( химия - география)
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Сегодня целями школьной географии являются: формирование целостной картины единого мира путем освоения системы географических знаний во всем их многообразии, ознакомление с методами познания географической среды и овладение умениями. Данный урок показывает тесную взаимосвязь химии с геологией, минералогией и, конечно, географией. Урок проводится двумя учителями (географии и химии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chyornaya_metallurgiya_konspekt_fgos.docx | 37.8 КБ |
instruktivnaya_karta_no1.docx | 13.7 КБ |
instruktivnaya_kartochka.docx | 12.33 КБ |
chernaya-metallurgiya.ppt | 1003 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок в 9 классе
по теме: «Чёрная металлургия России»
( химия - география)
Тип: урок «открытие новых» знаний.
Вид: бинарный урок.
Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 9 классе.
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Личностные УУД:
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение;
- развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности;
умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .
Регулятивные УУД:
- умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения черных металлов в природе и их значении в жизни человека. Для работы создана презентация с удобным меню.
Цель урока: формирование представления о металлургическом комплексе, его составе, факторах размещения и географии чёрной металлургии России, о промышленных способах получения чёрных металлов.
Задачи:
Образовательная:
- формирование у учащихся представлений об особенностях производства чугуна и стали и их практическим применением;
формирование представлений о создании безотходного производства и охране окружающей среды в металлургии;
- формирование новых понятий: шихта, флюс, доменная печь, шлак;
- изучение реакций, лежащих в основе производства чугуна и стали;
- формирование умения записывать уравнения реакций, характеризующих производство.
Развивающая:
- создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
- развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
- отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
- способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, карта природных ресурсов, карта « Черная металлургия России», атласы, коллекция «Чугун. Сталь», учебники.
Базовые учебники : В. П. Дронов, В. Я. Ром. «География России: население и хозяйство». Дрофа. Москва. 2013г.; Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. «Химия 9», Москва «Просвещение» 2012 г.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний.
- Воспроизведение учащимися знаний и способов действий. Групповая форма работы.
- Применение учащимися приобретенных знаний, выполнение пробных упражнений.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Определение и разъяснение домашнего задания .
ХОД УРОКА:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Отвечают на приветствие учителя. |
Мотивацион ный этап | Определяет тему и цель урока в сотрудничестве с обучающимися, направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач урока Учитель географии: Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит рассмотреть новый учебный материал с точки зрения географии и химии. Сейчас идет отопительный сезон. Как доставляется к нам в класс тепло? Учитель географии: Из чего они сделаны? Учитель химии: А если точнее, из сплавов металлов, часто сплавов железа. Какие сплавы железа вам известны? Учитель географии: Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: Из чего сделаны декоративные изделия, украшающие нашу жизнь? (демонстрация отрывка видеофильма «Путешествие по России») Учитель географии: Как называется отрасль промышленности, которая производит чугун и сталь? Учитель географии: Предположите тему нашего сегодняшнего урока, какую отрасль промышленности мы будем изучать? Учитель географии: Тема нашего урока: «Черная металлургия России» ( слайд 2 ) Давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока с точки зрения географии, по аналогии с другими изученными нами отраслями: Вступительное слово учителя химии (слайды 3,4): Учитель химии: Что мы должны рассмотреть с точки зрения химии, если собираемся говорить о производстве? Каким должен быть первый вопрос? Учитель химии: То есть, сырьё. Что обязательно для химика? Нужно ли знать, с помощью каких реакций из сырья получают продукт, то есть нужно ли знать химизм процесса? Учитель химии: Конечно. И наконец, необходимо коснуться вопросов, касающихся проблемы загрязнения окружающей среды. Итак, как бы вы сформулировали цели сегодняшнего нашего урока с точки зрения химика? Учитель химии: А какие средства обучения помогут вам достичь поставленных целей? | Предположение по теме урока Определяют цели и выдвигают задачи урока, Участвуют во фронтальной беседе после просмотра видеофрагмента Учащиеся: По трубам, радиаторам. Учащиеся: Из металлов (слайд 1) Учащиеся: Чугун и сталь. Учащиеся: Чугун, сталь. Учащиеся: Черная металлургия. Учащиеся: Черная металлургия. Учащиеся пробуют сформулировать цели урока: 1.Познакомиться со значением отрасли, изучить особенности её производства. 2.Выяснить факторы размещения и центры производства черной металлургии. 3.Выявить проблемы и перспективы её развития . Учащиеся: Из чего получают продукт? Учащиеся: Нужно. (Учащиеся пробуют сформулировать цели урока.
(затем открывается слайд 3 ) (Учащиеся называют учебник, атлас, схемы, таблицы, химический эксперимент) |
Актуализация знаний | Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания Учитель географии: Что входит в состав металлургического комплекса? Для чего нужен стране металлургический комплекс? На основе каких полезных ископаемых работает черная металлургия? Какими значками эти полезные ископаемые обозначают на картах? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы Учащиеся: Черная и цветная металлургия . Учащиеся: обеспечивать все отрасли хозяйства разнообразными металлами. Учащиеся : железная руда, коксующийся уголь. |
Изучение нового материала. Групповая форма работы. Воспроизведение учащимися знаний и способов действий. | Организует самостоятельную работу учащихся , Наблюдает за работой учащихся Консультирует работу с учебником Учитель химии: Сегодня мы предлагаем вам поработать в группах. Каждая группа получит инструктивную карту, которая поможет вам достичь поставленных целей урока. На работу в группах отводится 10 минут. По истечении этого времени те ребята, которых вы сами выберете для ответа, должны будут рассказать всему классу о проделанной вами работе. Обратите внимание на то, как нужно оформить результаты проделанной вами работы (таблицы, запись определений и т.д.) Как только вы будете готовы отвечать, поднимите руку, что бы можно было отсканировать, если это необходимо для ответа, ваш отчёт. По истечении времени приглашаются ребята, работающие с карточкой №1. Учитель географии: Задание для учащихся: месторождения сырья и топлива условными значками нанести на контурную карту (учитель географии корректирует ответы) Приглашаются ребята, работающие с карточкой № 2 (слайд 4) Учитель географии: Схему технологической цепочки черной металлургии запишите в тетрадь. (учитель географии корректирует ответы). Учитель химии: По ходу объяснения все уравнения химических реакций необходимо записать в тетрадь. Прежде, чем выйдут отвечать представители группы, работающие с карточкой №3, давайте вспомним ранее изученный материал. Посмотрите на экран, проанализируйте схему, представленную на нём, и дайте краткую характеристику общим способам производства металлов Учитель химии: Рассмотрите следующий слайд, прокомментируйте его и сравните состав основных сплавов железа. Приглашаются ребята, работающие с карточкой №3 Учитель химии корректирует ответы учащихся. Учитель химии: Ребята прочитали об устройстве доменной печи, а для того, чтобы и остальные имели представление о ней, мы предлагаем вашему вниманию видеофрагмент (демонстрация отрывка видеофильма «Устройство и работа доменной печи»). Учитель химии: Давайте ещё раз вспомним, чем сталь по своему составу отличается от чугуна? Следовательно, основная задача производства стали – уменьшить количество углерода и избавиться от примесей Для ответа приглашаются ребята, работающие с карточкой №4. Учитель химии корректирует ответы учащихся. Учитель химии: Существует несколько способов получения стали (слайд 9-13): кислородно – конверторный, мартеновский, в электропечах. Просмотрим видеофрагмент (демонстрация отрывка видеофильма «Металлургия. Сталь»). Приглашаются ребята, работающие с карточкой №5 (на доске высвечивается отсканированная заполненная таблица в тетради, приложение 1). Учитель химии корректирует ответы учащихся. Приглашаются ребята, работающие с карточкой №6 ( слайд 15 )учитель географии корректирует ответы учащихся) | Работают с учебником, сравнивают со своим ответом, находят ошибки и их причины Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, доказывают Работа в группах по инструктивным карточкам ( 6 групп по желанию в равном количестве учащихся, приложение 1) Отвечают ученики с карточкой №1 Учащиеся класса наносят на контурную карту месторождения сырья и топлива . Отвечают ученики с карточкой №2 Учащиеся класса записывают в тетрадь технологическую цепочку черной металлургии . (слайд 5 , ответ учащихся). (слайд 6 , ответ учащихся). Отвечают ученики с карточкой №3 (на доске высвечивается отсканированная запись в тетради, приложение 2). Учащиеся записывают в тетрадь все уравнения химических реакций Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Отвечают ребята, работающие с карточкой №4, на доске высвечивается отсканированная запись в тетради, приложение 2). Отвечают ученики с карточкой №5 Отвечают ученики с карточкой № 6 |
Применение учащимися приобретенных знаний, выполнение пробных упражнений. | Организует практическую работу, следит за самостоятельностью выполнения, слушает и проверяет осмысление учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала Практическая работа: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам» План: 1 Географическое положение базы. 2Сырье, топливо. 3.Металлургические комбинаты. 4. Проблемы и перспективы развития. Учитель химии: Итак, вы рассмотрели особенности чёрной металлургии России. Чтобы выяснить, достигли ли вы поставленных в начале урока целей, вам предлагается небольшое тестовое задание. В нём шесть вопросов и на каждый даётся четыре варианта ответа, вам необходимо выбрать один верный ответ. Возьмите чистые листы, подпишите их и приступайте к выполнению теста, на выполнения заданий вам отводится 3 минуты Учитель химии: Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь выполненными заданиями с одноклассником (слайд 18). Учитель химии: Сдайте, пожалуйста, свои листочки. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Эти ребята получат «5» . Поднимите руку, у кого есть одна ошибка в тесте. Эти ребята получат «4» . Те, ребята, у которых больше одной ошибки, им нужно будет дома ещё хорошо поработать над материалом. Оценку «5» получают сегодня ребята, отвечавшие у доски. | Ищут информацию в учебнике и атласе и оформляют её в виде таблицы Систематизируют учебный материал Работают в тетради с учебником и атласом. Выполняют задания теста (работают с тестом, слайд 16-17) Выполняют взаимопроверку. |
Рефлексия: Домашнее задание . | Проводит рефлексию Учитель географии: Какова была тема урока? Вернёмся к задачам нашего урока. Решили мы их или нет? Что нового узнали вы на уроке сегодня ? Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Можно ли было бы что- то изменить в вашей работе на уроке? Предлагает выбрать домашнее задание и записать в дневник Определение и разъяснение домашнего задания. Домашнее задание: 1. География: § 23. 2. Химия: § 46, 47, вопрос 2, 3 стр. 147. 3. Предположите, где в России можно создать новый металлургический комбинат и обоснуйте целесообразность его размещения. 4. На контурную карту нанесите крупные металлургические предприятия России. | Рефлексируют Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Записывают задание, осознают его, выбирают уровень |
Итог урока | Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия | Отвечают на вопросы |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карточка группы №3
Производство чугуна
- Пользуясь текстом учебника, §46 объясните, что такое флюсы, кокс, шихта?
- Рассмотрите коллекцию «Чугун и сталь»; найдите в ней перечисленные выше вещества, скажите, что является сырьём в производстве чугуна?
- На основании прочитанного параграфа запишите уравнения химических реакций, лежащих в основе производства чугуна. Определите степени окисления элементов в оксиде углерода и оксидах железа.
- Найдите в тексте ответ на вопрос: каким образом в доменном процессе удаляют тугоплавкие примеси?
- Используя рис.33 и текст параграфа познакомьтесь с устройством и работой доменной печи.
Результаты п.1,2 и 3 запишите в следующем виде
Флюсы –
Кокс –
Шихта -
Сырьё | УХР |
Инструктивная карточка группы №4
Производство стали
- Вспомните, чем отличаются по составу чугун и сталь?
- Рассмотрите коллекцию «Чугун и сталь»; скажите, что является сырьём в производстве чугуна?
- На основании прочитанного параграфа запишите уравнения химических реакций, лежащих в основе производства стали.
- Найдите в тексте ответ на вопрос: каким образом в сталеплавильном процессе удаляют тугоплавкие примеси?
- Используя рис.34,35,36 и текст параграфа назовите, какие существуют способы производства стали. Какой способ является наиболее производительным и почему?
Результаты п. 2 и 3 запишите в следующем виде
Сырьё | УХР |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карточка № 1
- Пользуясь схемой, определите значение отраслей черной металлургии.
- Пользуясь параграфом 23 учебника по географии, картой атласа «Металлургия», выявить основные места рождения сырья и топлива в России для черной металлургии.
- Пользуясь рисунком 47 учебника по географии (страница 97), объясните технологические особенности основных типов предприятий черной металлургии в России, обоснуйте целесообразность высокого уровня комбинирования производства
Инструктивная карточка № 2
- Пользуясь параграфом 23 учебника по географии и картой атласа «Металлургия», выявите факторы размещения предприятий черной металлургии, основные центры черной металлургии в России, заполнив таблицу:
Типы предприятий | Факторы размещения предприятий | Центры черной металлургии |
- Пользуясь страницами 105-106учебника по географии, таблицей номер 25, определите проблемы черной металлургии и предложите пути их решения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ РОССИИ
Цели урока : Изучить структуру и значение черной металлургии. Познакомиться с особенностями черной металлургии. Выяснить что является сырьем в производстве чугуна и стали. Изучить химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали. Рассмотреть проблемы и перспективы развития отрасли.
Технологическая цепочка производства черной металлургии Добыча железной руды Обогащение руды (ГОК) Плавка чугуна (доменный цех) Плавка стали ( сталеплавильный цех) Производство проката (прокатный цех : листы, рельсы, уголки, трубы и др.)
Промышленные способы получения металлов: Пирометаллургия Гидрометаллургия Электрометаллургия
Сплавы железа Чугун Fe, C (2-4%) + Si, Mn, P, S Сталь Fe, C (0,3-2%)
Устройство доменной печи:
Способы переработки чугуна в сталь: кислородно-конвертерный мартеновский в электрических печах.
Производство стали кислородно-конверторным способом Основное достоинство – экономичность.
Производство стали в мартеновских печах Мартеновский процесс в период до семидесятых годов 20 века являлся основным способом производства стали. Основное достоинство – легкость контроля за процессами переработки.
Выплавка стали в электропечах В России таким способом получают 13% стали (ОЭМК)
Преимущества электропечи : возможность поддерживать очень высокую температуру металла с помощью дугового метода ; возможность получать высококачественные стали с высокими температурами плавления.
Воздействие черной металлургии на окружающую среду : Загрязнение атмосферы Загрязнение воды Твердые отходы
Тест 1.Центром черной металлургии полного цикла в России является: 1)Самара 2)Иркутск 3)Липецк 4)Казань 2. Центром передельной металлургии является: 1)Нижний Новгород 3) Омск 2)Магнитогорск 4) Череповец 3.Для получения чугуна используют: 1) кислородный конвертор 3) электропечь 2) мартеновская печь 4) доменная печь
4. Степень окисления окислителя в реакции F е 3 О 4 + 4СО = 3 F е + 4С0 2 1)+3 2)+2 3)+2;+3 4) 0 5. Наибольшее значение для размещения черной металлургии имеет: 1) топливный фактор 3) водный фактор 2) трудовые ресурсы 4) природные условия 6. Вещества, образующие с тугоплавкими примесями шлак: 1) кокс 2)флюсы 3)шихта 4)оксид углерода ( Ⅳ )
Ответы 1. 3) 2. 1) 3. 4) 4. 3) 5. 1) 6. 2)
Домашнее задание Химия : § 46, 47, вопрос 2, 3 стр. 147 География : § 23, на контурную карту нанести основные центры производства черной металлургии России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...
Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Цветная металлургия"
Компьютерная презентация по географии 9 класс на тему: "Цветная металлургия"...
Урок географии в 9 классе на тему "Черная металлургия". Презентация.
Презентация к уроку знакомит учащихся с факторами размещения предприятий черной металургии, с основными продуктами черной металлургии, а так же со способами добычи черных металлов....
Урок по географии России в 9 классе на тему "Цветная металлургия"
Модульный урок по географии России 9 класс на тему "Цветная металлургия"...
Инструктивная карточка для изучения темы "Чёрная металлургия мира"
Данная разработка может быть использована и на уроке и для самостоятельного изучения темы вне урока....
конспект урока по географии на тему "Чёрная металлургия"
Предмет: географияКласс: 9БТип урока: урок усвоения новых знанийУМК: учебник географии Россия: природа население хозяйство В.П.Дронов, Л.Е.СавельеваУчитель: Гудимова Н.Н....
Презентация на тему "Цветная металлургия России"
Презентация содержит ключевые характеристики цветной металлургии России: состав отрасли, технологическая цепочка, продукция отрасли, география предприятий цветной металлургии в России...