В помощь учителям, конструирующим творческие задачи
статья по географии (5, 6, 7 класс) на тему
География - не только область научного знания, но и составная часть культуры современного человека, предмет, через который можно развивать у учащихся познавательные и творческие способности посредством разработки творческих заданий, направляя образовательный процесс на формирование творческого опыта. Цель статьи - помочь учителю распределить арсенал разработанных задач, в зависимости от конкретных условий, в которых они применяются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья для тех, кто занимается творческими задачами | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стародврорская Т. Н.
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ, КОНСТРУИРУЮЩИМ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Аннотация: География – не только область научного знания, но и составная часть культуры современного человека, предмет, через который можно развивать у учащихся познавательные и творческие способности посредством разработки творческих заданий, направляя образовательный процесс к формированию творческого опыта. Цель статьи - помочь учителю распределить арсенал разработанных задач в зависимости от конкретных ситуаций, в которых они применяются.
В связи с модернизацией системы образования и личностно-ориентированной направленностью обучения творческая деятельность учащихся становится обязательным элементом его содержания.
Согласно продуктивно-развивающей модели обучение состоит «в предоставлении возможностей самореализации, высшей формой проявления которой является творчество» [3]. Однако учителя географии затрудняются в определении границ между обыкновенными и творческими учебными задачами, это ведет к затруднению в диагностике уровня творческих навыков ученика.
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа научных разработок в системе общего образования, состоит в том, что с одной стороны, современные условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей и формирования творческого опыта учащихся для подготовки их к самостоятельной жизни. Одним из основных направлений формирования субъектного опыта выделяется создание банка разнообразных учебных задач для развития творческих и рефлексивных способностей учащихся.
В случае, когда эффективный способ решения человеку не известен, задачу называют творческой [1]. Творческий процесс решения задачи проходит через цепочку звеньев: столкновения с новым - творческая неопределенность - скрытая работа - эврика - развитие решения – критика - подтверждение и воплощение [2]. Но благодаря этому сложному процессу появляются творческие умения, т.е. творческий опыт.
Чем творческие умения отличаются от познавательных?
Познавательные умения | Творческие умения |
Перенос знаний и умений на новый материал | Умение интегрировать и синтезировать информацию |
Установление причинно-следственных связей | Участие в решении сложных проблем |
Умение делать выводы | Анализ ситуаций |
Умение оценивать результат | Умение оценивать процесс |
Умение рассуждать | Построение гипотез |
Умение замечать тонкие различия | Умение генерировать идеи |
Умение предвидеть последствия | Способность к преобразованиям |
Данное соотнесение вызывает необходимость выработки системы творческих задач с учетом логики развития содержания учебного материала, структуры усвоения знаний, уровня сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся.
В практическом опыте педагогов уже накоплено огромное количество задач. Возникает проблема их классификации, чтобы учитель мог избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе дидактических целей, которые необходимо достичь в соответствии с определённой учебной ситуации. Единой универсальной классификации географических задач не существует. Мы пытаемся на основе интеграции опыта учителей географии не только упорядочить типы задач, но и показать, чем отличается блок творческих задач (Рис.1).
По содержанию | |||
Абстрактные – задачи, в которых нет конкретных числовых значений (решаются в общем виде, не отвлекаясь на мелкие детали) | Конкретные – задачи, не требующие абстрагирования (более легкие) | ||
По степени сложности | |||
Простые – задачи, использующиеся для тренировки или закрепления материала (использование одной формулы, алгоритма) | Сложные – задачи итоговые, контрольные (использование нескольких формул, алгоритмов) | Повышенной трудности –задачи, связывающие в одну проблему несколько разделов, дисциплин (через несколько формул, алгоритмов) | Творческие – задачи, в которых неизвестен алгоритм решения (исследовательские, отвечающие на вопрос «почему?», конструкторские, отвечающие на вопрос «как сделать?») |
По способу решения | |||
Качественные: решаются в основном путем логических умозаключений (условие акцентирует внимание на физической сущности рассматриваемых явлений) | Вычислительные: решаются с помощью математических действий | Графические: решаются с помощью выстроенных графиков | Экспериментальные: решаются через результат проведенного эксперимента |
По способу выражения | |||
Текстовые | Графические | Задачи по картам | Задачи-рисунки |
По разделам географии | |||
Общегеографические: основаны на знании общегеографических закономерностей | Частногеографические: основаны на знании отдельных процессов | Региональные: решение проблем, касающихся конкретного региона, ареала, зоны | Локальные: решение проблем, касающихся конкретного комплекса |
Рис.1. Вариант классификации географических задач
В данную классификацию вписываются задачи трех групп: образные (самые легкие, интересные и познавательнее); оценочные (побуждающие высказывать свои ценностные суждения) и логические (самые сложные – задания - прогнозы, альтернативы, размышления, противоречия). Они применялись при обучении как школьников, так и студентов: эффект не измерен, но нагляден появлением у обучаемых элементов творческих умений, которые ранее у них не наблюдались.
Конструирование творческих задач, применение их на уроках географии ведет к формированию учащимися творческого мышления, выраженного в способности увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного материала: свертыванию мыслительных операций, гибкости мышления, а главное – формированию творческого опыта и переносе его на другие еще не решенные задачи. Предложенная классификация не претендует на универсальность, однако распределение банка задач согласно выделенным типам помогает учителю осуществлять разноуровневую практическую деятельность на уроке.
Литература
1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Развитие творческих способностей / А.А.Барташников. – Харьков: ФОЛИО.- 2007.- С.16.
2. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. Пособие для вузов / И.П.Калошина. – М., ЮНИТИТИ-ДАНА, 2003. – 431 с.
3. Поздняк С.Н. Базовые модели процесса обучения географии в образовательной школе России: учебное пособие / С.Н.Поздняк; Урал.гос.пед.ун-т. – Москва; Екатеринбург, 2010. – С.147-159.
Сведения об авторе:
Стародворская Татьяна Николаевна
t.n.star@list.ru
учитель МБОУ СОШ № 11 г. Березники.
Участие без выступления в секции «Вопросы педагогики и исследовательской деятельности» с публикацией.
Небольшое превышение лимита текста связано с невозможностью сократить таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Интернет-сайты в помощь учителю английского языка
Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....
презентация к выступлению "Учитель конструирует компьютерный урок"
презентация к выступлению на МО...
Методические материалы в помощь учителю истории и обществознания. Информационная поддержка учителя.
Интернет - помощь для учителей истории и обществознания....
Решение текстовых задач ( помощь учителю)
Данная презентация предназначена в помощь учителю при проведении обобщающих уроков по подготовке к экзаменам, в 9 и 11 классах....
2019 Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016-2018 годов при решении задач в разделе "Молекулярная физика" (В помощь учителю физики).
Мировоззренческое значение раздела «Молекулярная физика» трудно переоценить. При его изучении происходит углубление понятия материи. Молекулы и атомы являются вещественной формой...
Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...