Рабочая программа для 6 класса по ФГОС к учебнику Летягина А.А.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Планирование рабочей программы занимает достаточно много времени у учителя. Тот , кто работает по учебнику Летягина А.А. второй год может воспользоваться этим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_v-gra2015.docx | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный № 30067.
5. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
6. Учебный план ГБОУ СОШ №266 , календарный учебный график, локальные акты школы №266
7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10
9. Программа разработана к линии учебников под редакцией В.П Дронова. Автор –составитель В.Л Летягин
Данная программа является рабочей программой по предмету география в 5-6 классе базового уровня
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Главная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
- научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
- продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
- продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 5 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю (оценочных практических работ – 5 класс 7; 6 класс-
Учебно-тематический план-6 класс
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Введение | 1 | - |
Гидросфера – водная оболочка Земли | 9 | 2 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 2 |
Биосфера – оболочка жизни | 5 | - |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс | 9 | 1 |
ИТОГО | 34 | 5 |
Оценочные практические работы-6 класс
1. Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды
2.Описание по картам вод Мирового океана
3.Комплексное описание реки
4.Обобщение данных дневника погоды
Содержание программы-6 класс
Введение (1 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли (9 ч)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10 ч)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли (5 ч)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Географическая оболочка Земли (9ч)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Результаты обучения географии
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География.ПланетаЗемля»основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Учебно-методический комплекс
Программа | В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 | |
Основная литература | Базовый учебник | А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013 |
Методическое пособие для ученика | География. Планета Земля. Атлас. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013 География. Планета Земля. Контурные карты. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013 | |
Учебно-методические пособия для учителя |
|
Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс
№ урока | Тема урока | Основное содержание по темам | Практические работы | Планируемые результаты | Дата | ||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||
1. | Введение | Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником. Обучение приемам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды | Практическая работа № 1 «Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды» | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео -и фотоизображения)для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой | |||
Гидросфера – водная оболочка Земли (9 ч) | |||||||||
2. | Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы. Описывать значение воды для жизни на планете | |||||
3. | Мировой океан | Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии, ценностное отношение к природе | Выявлять уникальность географических объектов. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты | ||||
4. | Движение воды в Океане | Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. | Практическая работа № 2 «Описание по картам вод Мирового океана» | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения | |||
5. | Реки | Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Выявлять уникальность географических объектов. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географически карт. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт | ||||
6. | Озера и болота | Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин | ||||
7. | Подземные воды | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. | Формировать у учащихся ценностное отношение к природе | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека | ||||
8. | Ледники и многолетняя мерзлота | Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | ||||
9. | Человек и гидросфера | Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними | ||||
10. | Обобщающий урок по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | Обобщение и повторение знаний по теме | Практическая работа № 3 «Комплексное описание реки» | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Выполнить практическую работу «Комплексное описание реки»; Обобщить знания по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» | |||
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 ч) | |||||||||
11. | Атмосфера | Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы для природы Земли. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды» | ||||
12. | Температура воздуха | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. | Практическая работа № 4 «Обобщение данных дневника погоды» | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам на основе анализа карт | |||
13. | Влажность воздуха. Облака | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность | ||||
14. | Атмосферные осадки | Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах | ||||
15. | Атмосферное давление | Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах | ||||
16. | Ветер | Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра). Определять направление ветров по картам. Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров | ||||
17. | Погода | Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы). Описывать погоды разных сезонов года | ||||
18. | Климат | Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы | ||||
19. | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» | ||||
20. | Обобщающий урок по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | ||||
Биосфера – оболочка жизни (5 ч) | |||||||||
21. | Биосфера | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах —реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере | ||||
22. | Жизнь в Океане и на суше | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей | ||||
23. | Значение биосферы | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек | ||||
24. | Человек – часть биосферы | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека | ||||
25. | Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфере – оболочка жизни» | Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. | ||||
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (9 ч) | |||||||||
26. | Географическая оболочка | Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке | ||||
27. | Природные комплексы | Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов | ||||
28. | Почва | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. | Сформировать у учащихся ценностного отношения к природе и познавательные интересы и мотивы к изучению географии | умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства | ||||
29. | Ледяные пустыни и тундры | Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне | ||||
30. | Леса | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне | ||||
31. | Степи и саванны. Засушливые области планеты | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне | ||||
32. | Природные комплексы Мирового океана | Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека | ||||
33. | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь природы и культуры в памятниках Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное | Практическая работа № 5 «Создание информационного буклета «Объект Всемирного наследия» | Сформировать познавательные интересы и мотивы к изучению географии определение значимости географических знаний сегодня в научно–профессиональной сфере человека и в быту. | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели практической работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества, определять характер объектов и особенности их размещения по континентам. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества | |||
34. | Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс» | Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме | Обобщение и повторение знаний и умений учащихся по теме «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс английский язык к учебнику Биболетовой М. З.
Тематическое планирование составлено на основе примерной программы основного (общего) образования по английскому языку М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, включающей в себя компонент государст...
Рабочая программа 6 класс русский язык. По учебнику Поповой М.К. для якутских школ
Рабочая программа состоит из Содержания учебной программы, распределение часов, календарно-тематического планирования ...
Рабочая программа по алгебре 7 ФГОС по учебнику Макарычева Ю.Н.
Программа по алгебре, составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
Рабочая программа 5 класса по ФГОС (учебник Макмиллан,2015)
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета « Английский язык –5 класс» составлена в соответствии с требованиями:1) Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований ...
5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) К учебнику Е.А. Быстровой (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы «Русский язык» 5—9классы» и Программ...