Инструментарий для оценки УУД на уроках географии
методическая разработка по географии на тему

Корж Наталья Викторовна

При введении ФГОС в основную школу требуется изменение системы оценки. В данном материале разбирается инструментарий для оценки УУД. В материале дано описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ, таблицы для фиксации результатов обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy_dlya_otsenki_uud_rmo-2015.rar236.74 КБ

Предварительный просмотр:

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухоминский

Основная школа приступила к реализации ФГОС второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно УУД  - качественно новая задача, поставленная перед школой.

Именно метапредметные результаты являются теми мостками, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживания процесса формирования УУД, т.е.  перед учителем  ставится задача: как метапредметные результаты оценивать?  Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими  как контрольные и проверочные работы.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.

В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями,  метапредметные действия составляют психологическую основу и  являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности  должен быть качественно оценен и измерен.

Во-первых, достижение метапредметных результатов  может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного УУД.

Во- вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или  как средство решения) и как условие успешности выполнения  учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

И в-третьих, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе. Таким образом, оценка метапредметных результатов  может проводиться в  ходе различных процедур.  Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартных работ. Например, умение  работать  в группах, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнерами и т.д.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания  ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса УУД, по мнению ученых, является мониторинг.

Мониторинг -  это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг -  это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Цель мониторинга:  получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у школьников в условиях ФГОС второго поколения.

Задачи мониторинга :  1. отработка механизма сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени общего образования.

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля:  индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонофицированный.

Инструментарий контроля:  задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:

- разработка КИМов для оценки качества подготовки,

- первичная диагностика учащихся,

- повторная диагностика учащихся;

- сравнительный анализ результатов диагностики.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в основной школе.

  При проведении стартовой диагностики следует помнить о том, что частичное и даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным учеником.

Проведение мониторинга имеет мало смысла без последующей серьезной аналитической работы с его результатами как на уровне конкретного учащегося, так и  на уровне класса. Для работы с результатами мониторинга разрабатываются специальные формы  - «Технологическая  карта формирования УУД», которая создается на каждого учащегося индивидуально и заполняется после окончания  очередного диагностического мероприятия в течение всего курса географии в основной школе и сводные таблицы результатов мониторинга.

Технологическая карта, в которой на протяжении всех лет обучения в основной школе последовательно фиксируется достигнутый учащимися уровень развития каждой группы УУД и его индивидуальная динамика, служит основой для разработки индивидуальной траектории школьника.

Т.о., индивидуальные технологические карты учащихся и сводные таблицы результатов мониторинга являются необходимым инструментом педагогического анализа и проектирования, позволяющим учителю своевременно ставить коррекционно-развивающие педагогические задачи, разрабатывать обоснованную педагогическую тактику и стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

Это все общие слова, переходим к практике.

Перед вами таблица 1  «Система универсальных умений и компетентностей», где представлены умения, последствия несформированности, методы формирования и возможные способы контроля. Здесь все разложено по полочкам, бери и пользуйся.

Таблица 2. «Виды УУД», мы уже их знаем, нам важны 4 и 5 колонки, где обозначены оценка компонентов и диагностика. Диагностика предполагает методику, т.е. идете в интернет, разбираетесь, пользуетесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий. Анкета "Оценка воспитанности" для учащихся 9-11 классов.

Анкета "Оценка воспитанности" для учащихся 9-11 классов проводится по 10 параметрам:1. Самовоспита­ние.2. Отношение к здоровью.3. Патриотизм.4. Отношение к искусству.5. Отношение к природе.6. Адаптиро...

Инструментарий для оценки сформированности УУД у обучающихся. Формирование УУД.

Данная таблица представляет собой примеры заданий по географии для формирования и оценки УУД...

Разработка диагностического инструментария по оценке предметных результатов обучения

Статья описывает виды систем оценки предметных результатов, рассматриваются примеры использования диагностического инструментария....

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...