программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Пояснительная записка.

 

        Рабочая программа учебного предмета «География России» 1 года обучения - «Природа и население». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта общего образования  и примерной программы по географии на основе программ, разработанной: Летягиным А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.

       Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.

       Главная задача курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Россию народам, их культуре и национальным особенностям.

      Образ России, формируемый у школьников, должен быть с одной стороны, целостным,  а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

      Осознание включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них; через личносто-ориентированные вопросы и задания, связанные  с жизнью семьи, родственников, района и города, в котором проживают.

     Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются  и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним.

    Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

     - очеловечивание раздела о природе России (рассматриваются не природные, природно-хозяйственные зоны и т.д.);

    - увеличение объёма и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т.д.;

    - насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному  россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизни его обитателей в различные исторические периоды.

      В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и хозяйство России», которая состоит из трёх разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России»,  «Природа России», «Население России» и «Природные факторы в развитии России».

     Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский

Рассмотрено на                                 Согласовано на                        «Утверждаю» ___________

заседании МО                                   заседании  МС                          Директор МБОУ СОШ №2

учителей истории и географии       Пр.№ 1 от 04.09.13                  

протокол № 1от 03.09.13.                 Зам.дир по УВР:                        05.09.13__________________

Рук-ль ШМО:___________               ________________

                   

                                                             

Рабочая программа

по географии на 2013-2014 учебный год

учителя Останиной Елены Владимировны.

                               

8 АБВ класс

Программа по географии для общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2007г.

Автор: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.

Авторы учебника: «География России. Природа и население».

 Изд. М «Вентана-Граф», 2011г.

Е.А.Таможняя, В.Б.Пятунин

г. Советский

2013 -2014 уч. год

Пояснительная записка.

        Рабочая программа учебного предмета «География России» 1 года обучения - «Природа и население». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта общего образования  и примерной программы по географии на основе программ, разработанной: Летягиным А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.

       Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.

       Главная задача курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Россию народам, их культуре и национальным особенностям.

      Образ России, формируемый у школьников, должен быть с одной стороны, целостным,  а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

      Осознание включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них; через личносто-ориентированные вопросы и задания, связанные  с жизнью семьи, родственников, района и города, в котором проживают.

     Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются  и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним.

    Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

     - очеловечивание раздела о природе России (рассматриваются не природные, природно-хозяйственные зоны и т.д.);

    - увеличение объёма и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т.д.;

    - насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному  россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизни его обитателей в различные исторические периоды.

      В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и хозяйство России», которая состоит из трёх разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России»,  «Природа России», «Население России» и «Природные факторы в развитии России».

     Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

     Содержание программы включает ряд новых подходов. По сравнению  с традиционным подходом  по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда для жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями. Раздел «Население» претерпел наибольщие изменения.  Он существенно увеличен в объёме для решения следующих задач:

  1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа-люди-хозяйство».
  2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
  3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и традициями.

 Программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю в том числе:

-  19 практических работы из них оценочных 11;

-  контрольных работ 2;

-  проверочных 5.

              Программа курса «География России» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), использования источников географической (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.).        

     В курсе программы  большое внимание уделено общественной географии, усилены междисциплинарные интеграции, связи с различными областями научных знаний. В содержании программы включены сведения по истории, обществознанию.

     В программу влючён региональный компонент Государственного образовательного стандарта «Экология»  Ядром содержания стандарта являются особенности региональных и местных экологических ситуаций – причины их возникновения и возможные пути решения. В структуре обязательного минимума выделено три блока: экология природных систем, социальная экология, экология человека.

В 8 классе расматриваются  вопросы по экологии природных систем и экологии человека:

– экология природных систем, защита окружающей среды, рациональное природопользование, экологические традиции народов Югорской земли;

- сохранение здоровья, безопасное поведение в природе, экологическая безопасность в быту. В календарно-тематическом планировании уроки, на которых рассматривается данный материал отмечены буквами "РК".

       Организация учебного процесса осуществляется через:

         - урок формирования новых знаний;

         - урок изученного материала;

         - комбинированный урок;

         - урок проверки и коррекции знаний;

         - урок обобщения и систематизации;

         - урок – зачёт;

         - урок актуализации знаний и умений;

         - практикум;

         - исследование;

         - путешествие.

       

Учебно – тематический план

Тема

Кол – во часов

В том числе

Компетентности учащихся

Экскурсии

Лабораторные/Контрольные работы

Практические работы

Проверочные работы

1

Введение

1

2

Географическое положение России

13

2

1

Знать: региональное деление России, субъекты РФ, морские и сухопутные границы РФ, пограничные государства РФ, историческое формирование территории России, знать распределение часовых поясов по России.

Уметь: определять по физич. карте географ. координаты крайних точек РФ, показывать на карте регионы России, часовые пояса.

3

Природа России

38

1

8

3

Знать: основные геологические эры, структуру земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, основные области оледенения и крупные ледники, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха

Уметь: определять географическое положение объектов, погоду по синоптическим картам.

Оценивать: роль географических знаний в решении социально-экономических проблем страны, влияние геогр. полож. на особенности природы, хозяйства и жизни населения, образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых, образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образования смога. 

4

Население  России

10

1

1

Знать: народы, наиболее распространённые языки, религии.

Уметь: оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов

5

Природный фактор в развитии России

5

1

Знать

Как  влияет на развитие общества природа, и как сберечь её богатства, делать выводы  

Уметь: оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов

6

Резерв

3

7

Итого

70

2

11

5

Поурочно – тематическое планирование

Тема урока

Кол –во часов

Календарный срок

Формы, методы организации урока

По плану

По факту

Введение 1 час

1

Что изучает география России

1

Вводный урок-лекция

Раздел 1. Географическое положение (13часов)

2

Географическое положение и его виды 

1

Урок изучения нового материала 

3

Размеры территории и природно-географическое положение России 

Прак. раб. №1

Обозначение на К/к бъектов, харк-зующих геог.положение России.

1

Урок актуализации знаний и умений 

4

Экономико-географическое транспортно-географическое положение России 

1

Практикум 

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-геог. Полож. России 

1

Урок актуализации знаний 

6

Государственная территория России. Типы границ

1

Практикум

7

Сухопутные и морские границы России

1

Урок актуализации знаний

8

Различия во времени на территории России

1

Урок актуализации знаний

9

Государственное устройство и территориальное деление РФ

Прак.раб.№2   Выявление на карте специфики адм. Террит. Устройства России

1

Урок практикум

История заселения, освоения и исследования территории России 5 ч.

10

Заселение и освоение территории России в 9-17 в.в.

1

Урок изучения нового материала

11

 Измененние и хозяйственное освоение территории России в 18 – 19 в.в.

1

Урок изучения нового материала

12

Географическое исследование территории России в 18-19 в.в.

1

Исследование

13

Территориальные изменения и георафическое изучение России в 20 в.

1

Урок актуализации знаний и умений

14

Повторение и обобщение по теме «История заселения, освоения и исследования территории России»

1

Урок обобщения и контроля

Раздел 2. Природа России   – 38 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов)

15

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

1

Изучение нового материала

16

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры

1

Урок изучения нового материала

17

Рельеф и пол. Ископ. России и их зависимость от строения земной коры

РК «Определение месторождений п.и. округа, особенности формирования рельефа»

1

Урок изучения нового материала

18

Формирование рельефа под воздействием геологических процессов

1

Урок изучения нового материала

19

Формирование рельефа под воздействием геологических процессов

 Прак.раб.№3

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месс. п..и

1

Урок практикум

20

Литосфера. Релье. Человек.

Проверочная работа

1

Урок повторения и контроля

Тема 2. Климат  агроклиматические условия(8 часов)

21

Условия формирования климата

1

Урок изучения нового

материала

22

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала

23

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала

24

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения

1

Урок изучения нового материала

25

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения

Прак. раб. №4

Определение по картам закономер- ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса.  

1

Урок практикум

26

Климатические пояса и типы климатов

1

Урок изучения нового материала

27

Климатические пояса и типы климатов

Прак. раб. №5

Определ. По синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

1

Урок изучения нового материала

28

Климат и человек

Проверочная работа

1

Урок обобщения и контроля

Тема З. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часа))

29

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

1

 

Урок изучения нового

материала

30

Реки, их зависимость от рельефа

Прак. раб. №6

Составление хар-ки одной из рек по статист. материалам

1

Урок практикум

31

Зависисмость речной сети от климата.

1

Урок изучения нового

Материала, практикум

32

Озёра, болота, ледники, подземные воды.

1

Урок изучения нового материала

33

Многолетняя мерзлота .

1

Урок изучения нового

материала

34

Воды и человек.

      1

Урок актуализации зна-  

ний и умений

Тема 4. Почвы -  и почвенные ресурсы  (3 часа)

35

Почвы - особое природное тело

1

 

Урок изучения нового

материала

36

Главные типы почв и их размещение по территории России

Практич. Раб. №7        

Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла,влаги, рельеф, раст-ность) и оценка их плодородия.

1

Урок пркатикум

37

Почвенные ресурсы .Почвы и человек.

Проверочная работа тестирование

1

Урок актуализации зна-  

ний и умений

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологичсекие ресурсы (3часа)

38

Растительный и животный мир

1

Урок актуализации знаний  умений

39

Растительный и животный мир

Практическая работа№8 Установление закономерности растительного и жовотного мира то других компонентов природы.

1

Урок практикум

40

Биологические ресурсы

Тестирование по теме

1

Урок актуализации знаний  умений

Тема 6. Природные различия на территории России  (12 часов) .

41

Природные комплексы

 

1

Урок актуализации знаний и умений

42

Природное районирование

1

 

Урок актуализации знаний и умений

43

Северные безлесные природные зоны

 

1

Урок новых знаний

44

Лесные зоны. Тайга РК «Лесо-болотные ландшафты округа»

1

Урок актуализации знаний и умений

45

Лесные зоны. Тайга

Практическая работа №9 Составить харак-тику природной зоны своей

местности по типовому плану

1

Практикум

46

Смешанные и широколиственные леса

1

Урок практикум

47

Южные безлесные зоны: степей, полупустынь, пустынь

1

Урок новых знаний

48

Высотная поясность

1

 

Урок актуализации знаний  умений

49

Высотная поясность

1

Урок актуализации знаний  умений

50

Моря как крупные природные комплексы

Практическая работа №10 Харак-тика одного из морей России

1

 

Урок - практикум

51

Природно-хозяйственные различия российских морей

1

Урок - путешествие

52

Особо охраняемые территории России

Контрольная  работа тестирование

1

Урок актуализации знаний  умений

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (10 часов)

53

Численность населения

1

 

Урок актуализации знаний и умений

54

Воспроизводство населения

1

Урок изучения нового ма- териала

55

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

1

56

Этнический состав населения, языковой состав.

Прак. раб. №11

Определение по статис. Матер.  И сравнение показателей прироста населения в разных частях страны.

1

Урок изучения нового ма- териала

57

 Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

1

Урок актуализации знании и

умений

58

Особенности урбанизации в России. Городское население.

1

Урок актуализации знании и

умений

59

Сельское население. Особенности расселения сельского населения.

1

Урок актуализации знании и

умений

60

Миграции населения России

1

Урок актуализации знании и

умений

61

Размещение населения России

РК «Особенности распределения населения на территории округа»

1

Семинар

62

Занятость населения

Провер. раб.

1

Урок коррекции знаний

Раздел 4 Природные факторы в развитии России (5 часов)

63

Влияние природы на развитие общества

1

Урок изучения нового материала

64

Природные ресурсы России

1

Урок изучения нового материала

65

Природно-ресурсный потенциал России

1

Урок обобщающего

повторения

66

Обобщающее повторение

курса

1

Урок обобщающего

повторения

67

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля

68-70

Резерв

3

Требования  к уровню усвоения предмета:

Знать и показать: 

 - предмет изучения географии Росси;

 - субъекты Российской Федерации;

 - пограничные государства;

 - особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;.

- различя географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты великих географических открытий и путешественников;

- географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- связь между географическим положение, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;

- особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Определять:

 - параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Объяснять:

 - роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

 - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, различных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;

- составлять краткую  географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для определения поясного времени;

- для чтения карт различного содержания;

- для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их измененй в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

 - природно-ресурсный потенциал страны, региона;

 - экологическую ситуацию в стране;

 

Изменения в поурочно-тематическом планировании

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.

2.        Учебник «География России»  - 1 часть  «Природа и население России»

      автор Пятунин В.Б. и Таможняя Е.А. . Издательство «Вентана - Граф» - 2011 г.

3.        Сборник практических работ для 8-9 класса автор В.И.Сиротин издательство «Аркти».

4.        Рабочая тетрадь «Природа и население россии» автор И.В. Колесник. Издательство    «Лицей» - 2006 г.

5.        Атлас «География России» издательство «Просвещение» 2008 г.

6.        Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» - «Уроки географии для 8 класса».  

7.        Тесты по географии к учеб.Пятунин В.Б. «Население и хозяйство» изд. «Экзамен» - 2011г.

8.        Сборник заданий и упражнений по географии 8-9 класс изд. «Экзамен» 2006 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....