программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География России» 1 года обучения - «Природа и население». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по географии на основе программ, разработанной: Летягиным А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.
Главная задача курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Россию народам, их культуре и национальным особенностям.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.
Осознание включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них; через личносто-ориентированные вопросы и задания, связанные с жизнью семьи, родственников, района и города, в котором проживают.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним.
Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:
- очеловечивание раздела о природе России (рассматриваются не природные, природно-хозяйственные зоны и т.д.);
- увеличение объёма и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т.д.;
- насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизни его обитателей в различные исторические периоды.
В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и хозяйство России», которая состоит из трёх разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России» и «Природные факторы в развитии России».
Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
Рассмотрено на Согласовано на «Утверждаю» ___________
заседании МО заседании МС Директор МБОУ СОШ №2
учителей истории и географии Пр.№ 1 от 04.09.13
протокол № 1от 03.09.13. Зам.дир по УВР: 05.09.13__________________
Рук-ль ШМО:___________ ________________
Рабочая программа
по географии на 2013-2014 учебный год
учителя Останиной Елены Владимировны.
8 АБВ класс
Программа по географии для общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2007г.
Автор: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.
Авторы учебника: «География России. Природа и население».
Изд. М «Вентана-Граф», 2011г.
Е.А.Таможняя, В.Б.Пятунин
г. Советский
2013 -2014 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География России» 1 года обучения - «Природа и население». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по географии на основе программ, разработанной: Летягиным А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.
Главная задача курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим Россию народам, их культуре и национальным особенностям.
Образ России, формируемый у школьников, должен быть с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.
Осознание включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них; через личносто-ориентированные вопросы и задания, связанные с жизнью семьи, родственников, района и города, в котором проживают.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним.
Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:
- очеловечивание раздела о природе России (рассматриваются не природные, природно-хозяйственные зоны и т.д.);
- увеличение объёма и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т.д.;
- насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизни его обитателей в различные исторические периоды.
В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Природа и хозяйство России», которая состоит из трёх разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России» и «Природные факторы в развитии России».
Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Содержание программы включает ряд новых подходов. По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда для жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями. Раздел «Население» претерпел наибольщие изменения. Он существенно увеличен в объёме для решения следующих задач:
- Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа-люди-хозяйство».
- Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
- Подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и традициями.
Программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю в том числе:
- 19 практических работы из них оценочных 11;
- контрольных работ 2;
- проверочных 5.
Программа курса «География России» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), использования источников географической (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.).
В курсе программы большое внимание уделено общественной географии, усилены междисциплинарные интеграции, связи с различными областями научных знаний. В содержании программы включены сведения по истории, обществознанию.
В программу влючён региональный компонент Государственного образовательного стандарта «Экология» Ядром содержания стандарта являются особенности региональных и местных экологических ситуаций – причины их возникновения и возможные пути решения. В структуре обязательного минимума выделено три блока: экология природных систем, социальная экология, экология человека.
В 8 классе расматриваются вопросы по экологии природных систем и экологии человека:
– экология природных систем, защита окружающей среды, рациональное природопользование, экологические традиции народов Югорской земли;
- сохранение здоровья, безопасное поведение в природе, экологическая безопасность в быту. В календарно-тематическом планировании уроки, на которых рассматривается данный материал отмечены буквами "РК".
Организация учебного процесса осуществляется через:
- урок формирования новых знаний;
- урок изученного материала;
- комбинированный урок;
- урок проверки и коррекции знаний;
- урок обобщения и систематизации;
- урок – зачёт;
- урок актуализации знаний и умений;
- практикум;
- исследование;
- путешествие.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | Компетентности учащихся | |||
Экскурсии | Лабораторные/Контрольные работы | Практические работы | Проверочные работы | ||||
1 | Введение | 1 | |||||
2 | Географическое положение России | 13 | 2 | 1 | Знать: региональное деление России, субъекты РФ, морские и сухопутные границы РФ, пограничные государства РФ, историческое формирование территории России, знать распределение часовых поясов по России. Уметь: определять по физич. карте географ. координаты крайних точек РФ, показывать на карте регионы России, часовые пояса. | ||
3 | Природа России | 38 | 1 | 8 | 3 | Знать: основные геологические эры, структуру земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, основные области оледенения и крупные ледники, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха Уметь: определять географическое положение объектов, погоду по синоптическим картам. Оценивать: роль географических знаний в решении социально-экономических проблем страны, влияние геогр. полож. на особенности природы, хозяйства и жизни населения, образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых, образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образования смога. | |
4 | Население России | 10 | 1 | 1 | Знать: народы, наиболее распространённые языки, религии. Уметь: оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов | ||
5 | Природный фактор в развитии России | 5 | 1 | Знать Как влияет на развитие общества природа, и как сберечь её богатства, делать выводы Уметь: оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов | |||
6 | Резерв | 3 | |||||
7 | Итого | 70 | 2 | 11 | 5 |
Поурочно – тематическое планирование
Требования к уровню усвоения предмета:
Знать и показать:
- предмет изучения географии Росси;
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;.
- различя географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты великих географических открытий и путешественников;
- географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- связь между географическим положение, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
- особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Определять:
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, различных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения поясного времени;
- для чтения карт различного содержания;
- для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их измененй в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране;
Изменения в поурочно-тематическом планировании
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.
2. Учебник «География России» - 1 часть «Природа и население России»
автор Пятунин В.Б. и Таможняя Е.А. . Издательство «Вентана - Граф» - 2011 г.
3. Сборник практических работ для 8-9 класса автор В.И.Сиротин издательство «Аркти».
4. Рабочая тетрадь «Природа и население россии» автор И.В. Колесник. Издательство «Лицей» - 2006 г.
5. Атлас «География России» издательство «Просвещение» 2008 г.
6. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» - «Уроки географии для 8 класса».
7. Тесты по географии к учеб.Пятунин В.Б. «Население и хозяйство» изд. «Экзамен» - 2011г.
8. Сборник заданий и упражнений по географии 8-9 класс изд. «Экзамен» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....