программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский
Рассмотрено на Согласовано на «Утверждаю» ___________
заседании МО заседании МС Директор МБОУ СОШ №2
учителей истории и географии Пр.№ 1 от 07.09.12
протокол № 1от 05.09.12. Зам.дир по УВР: 08.09.12
Рук-ль МО:___________ ________________
/
Рабочая программа
по географии
учителя Останиной Елены Владимировны
9 А,Б,В классы
Программа по географии для общеобразовательных учреждений М.: «Вентена-Граф», 2007г.
Авторы: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.
Авторы учебника: «География России. Хозяйство.Регионы».
Изд. М «Вентана-Граф», 2012г.
Е.А,Таможняя, С.Г.Толкунова
г. Советский
2012 -2013 уч. год
Пояснительная записка.
Преподавание курса «География России» расчитано на 2 года (8,9 класс):
1 год - «Природа. Население» и 2 год «Хозяйство.Регионы».
Рабочая программа для 9 класса «Хозяйство. Регионы», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по географии, разработаннойЛетягиным А.А., Душинй И.В., Пятуниной В.Б., Таможней Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.
Главная задача курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим народам, их культуре и национальным особенностям.
Образ России, формируемый у школьников, должен бать с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.
Осознание включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них; через личносто-ориентированные вопросы и задания, связанные с жизнью семьи, родственников, района и города, в котором приживаешь.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним.
Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:
- очеловечивание раздела о природе России (рассматриваются не природные, природно-хозяйственные зоны и т.д.);
- увеличение объёма и глубины раздела «География отраслей и межотраслевых комплексов», куда включены новые темы: ТЭК, металлургический комплекс, машиностроительный т.д.;
- в разделе природно-хозяйственные регионы России, рассматриваются регионы России с экономической точки зрения, специализация регионов, занятость населения.
В 9 классе изучается вторая часть курса «Хозяйство. Регионы» - которая состоит из трёх разделов: «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».
Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю в том числе:
- 13 практических работы;
- 3 контрольных работы и 1 административная контрольная работа;
Программа курса «Хозяйство. Регионы» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), использования источников географической (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.).
Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
В программу влючён региональный компонент Государственного образовательного стандарта «Экология» Ядром содержания стандарта являются особенности региональных и местных экологических ситуаций – причины их возникновения и возможные пути решения. В структуре обязательного минимума выделено три блока: экология природных систем, социальная экология, экология человека.
В 9 классе расматриваются вопросы социальной экологии и экологии человека:
– региональная экологическая политика, защита окружающей среды, рациональное природопользование, экологические традиции народов Югорской земли;
- сохранение здоровья, безопасное поведение в природе, экологическая безопасность в быту. В календарно-тематическом планировании уроки, на которых рассматривается данный маткриал отмечены буквами "РК".
Содержание программы включает ряд новых подходов.
При изучении раздела 1 «Хозяйство Росси» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.
Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел 2 «Районы России» включается тема: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».
Среди новых направлений в содержании данного раздела выделяют следующие:
- формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических территорий;
- углубление и раскрытие знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории, что позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной части «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные и социальные связи.
Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курса «География России».
Программа курса «География России» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), использования источников географической информации (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.).
В курсе программы большое внимание уделено общественной географии, усилены междисциплинарные интеграции, связи с различными областями научных знаний. В содержании программы включены сведения по истории, обществознанию.
Организация учебного процесса осуществляется через:
- урок формирования новых знаний;
- урок изученного материала;
- комбинированный урок;
- урок проверки и коррекции знаний;
- урок обобщения и систематизации;
- урок – зачёт;
- урок актуализации знаний и умений;
- практикум;
- исследование;
- путешествие.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | Компетентности учащихся | |||
Экскурсии | Лабораторные/Контрольные работы | Практические работы | Интегрированные уроки | ||||
1. | Общая характеристика хозяйство России | 3 | 1 | Знать: Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Уметь опред: деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия и факторы размещения. Оценивать: Территориальную структуру хозяйства. | |||
2. | География отраслей и межотраслевых комплексов | 22 | 1 | 5 | 1 | Знать: понятие «район» и «районирование», особенности геогр. полож., основные этапы развития хоз-ва. Уметь опред. геогр.полож. района. Работать с материалами периодики. Оценивать: изменения в развитии районов России. | |
3. | Природно-хозяйственный районы России | 40 | 2 | 7 | Знать: особенности природ. условий и ресурсов районов России, особенности размещения населения, хоз-ная деят-ть, национальный состав, основные проблемы и тенденции развития природно-хоз-ых районов. Уметь: давать харак-ку района по плану, читать топогр. планы, определять специализацию района на основе статист. данных, определять хоз-ую ценность природ. условий и ресурсов для развития района. Оценивать:полож. и отрицат. изменения природных объектов ВПК населения. Положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хоз-ой деят-ти человека. | ||
4. | Россия в современном мире | 5 | 1 | 1 | Знать:эконом-ие, культурные. информационные, торговые, полит-ие связи России с другими странами. Уметь: читать политическую карту мира. | ||
5. | Итого | 70 | 4 | 14 | 2 |
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол –во часов | Календарный срок | Формы, методы организации урока | ||
9А | 9Б | 9В | ||||
Раздел V Хозяйство России (25 часов) Тема 1. Общая характеристика хозяйство России – 3 часа | ||||||
1 | Отраслевая структура хозяйства. | 1 | Изучения нового материала | |||
2 | Особенности формирования хозяйства | 1 | урок формирования новых знаний; | |||
3 | Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
Тема 2. География отраслей и межотраслевых комплексов – 22часа | ||||||
4 | Состав и значение ТЭК. | 1 | Изучение нового материала | |||
5 | Топливная промышленность Прак. раб. №1 Характеристика районов добычи нефти или газа (РК) « Участие предприятий и объединений нефтедобывающей отрасли в экологических проблемах округа»» | 1 | Практическая работа | |||
6 | Электроэнергетика | 1 | урок формирования новых знаний; | |||
7 | Металлургический комплекс, факторы размещения металлургических предприятий | 1 | Практикум | |||
8 | Чёрная металлургия Прак. раб.№ 2 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистич. матер.» | 1 | Практикум | |||
9 | Цветная металлургия | 1 | Урок изучения нового материала | |||
10 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность Прак. раб.№3 Составление харак–тики одной из баз хим-ческой пром-ности по картам и стат-ским материалам | 1 | Практикум | |||
11 | Лесная промышленность комплекс РК «Биоиндикация лесных экосистем округа» | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
12 | География химико-лесного комплекса | 1 | Исследование | |||
13 | Состав и значение машиностроительный комплекс. Прак. раб. №4 определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения | 1 | Практикум | |||
14 | ВПК | 1 | урок формирования новых знаний; | |||
15 | Соста изначение АПК. Сельское хозяйство | 1 | Практикум | |||
16 | География растениеводства и животноводство. | 1 | урок формирования новых знаний; | |||
17 | География растениеводства и животноводство. Прак. раб №5 «Определение по картам атласа основных районов выращивания зерновых, технических культур, трав. Районов животноводства» | 1 | Практикум | |||
18 | Лёгкая и пищевая промышленность. | 1 | Исследование | |||
19 | Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
20 | Сухопутный транспорт | 1 | Исследование | |||
21 | Водный и другие виды транспорта РК «Экологические проблемы региона, связанные с транспортировкой полезных ископаемых и пути их решения» | 1 | Практикум | |||
22 | Связь | 1 | Исследование | |||
23 | Отрасли социальной инфрастуктуры | 1 | Практикум | |||
24 | Экологическая ситуация в России РК "Экологическое природопользование на территории округа" | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
25 | Контрольная работа– тема«Межотраслевые комплексы» | 1 | урок обобщения и систематизации; | |||
Раздел VI. Природно-хозяйственный районы РОССИИ (40 часов) | ||||||
26 | Принцип выделения регионов на территории страны | 1 | Урок изучения нового материала | |||
27 | Общая характеристика европейской части России Прак. раб. №6 «Составление картосхемы объектов Всемирного культурн. наследия» контр. карта. | 1 | Урок изучения нового материала | |||
Центральная Россия | ||||||
28 | Географическое положение основные черты природы Центральной России | 1 | Урок изучения нового материала | |||
29 | Население Центральной России | 1 | Практикум | |||
30 | Хозяйство Центрального района | 1 | Урок изучения нового материала | |||
Европейский Север | ||||||
31 | Географическое положение и природа | 1 | Урок изучения нового материала | |||
32 | Население Европейского Севера | 1 | Практикум | |||
33 | Хозяйство европейского Севера | 1 | Урок изучения нового материала | |||
34 | Хозяйство европейского Севера Прак. раб. №7 «Сравнение двух районов Двино-Печёрскоо и Кольско-Карельского» | 1 | Практикум | |||
Северо-Западный район | ||||||
35 | Географическое положение и природа | 1 | Урок актуализации знаний умений | |||
36 | Население Северо-Западного района | 1 | урок формирования новых знаний; | |||
37 | Хозяйство Северо-Запада | 1 | Практикум | |||
Поволжье | ||||||
38 | Состав, географическое положение и особенности природы Поволжья | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
39 | Население Поволжья | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
40 | Хозяйство Поволжского региона Прак. раб № 8 «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья» | 1 | Практикум | |||
Юг Европейской части страны | ||||||
41 | Состав, географическое положение. Особенности природы Европейского Юга | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
42 | Население Европейского Юга | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
43 | Хозяйство Европейского Юга Прак. раб.№ 9 «Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья». | 1 | Практикум | |||
Урал | ||||||
44 | Состав, географическое положение Особенности природы Урала | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
45 | Население Урала | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
46 | Хозяйство Урала | 1 | ||||
47 | Хозяйство Урала Практ. раб №10 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации» | 1 | Урок практикум | |||
48 | Итоговый урок раздела «Европейская Россия» Конт-ная работа№2 тема №3 | 1 | Урок повторения | |||
Азиатская часть России | ||||||
49 | Общая характеристика азиатской части России | 1 | Урок изучения нового материала | |||
50 | Общие черты природы Сибири | 1 | Урок изучения нового материала | |||
51 | Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири | 1 | Исследование | |||
Западная Сибирь | ||||||
52 | Состав, географическое положение Западной Сибири | 1 | Урок изучения нового материала | |||
53 | Особенности природы Западной Сибири | Урок изучения нового материала | ||||
54 | Население Западной Сибири РК «Адаптация человека к жизни в природных условиях Севера» | 1 | Практикум | |||
55 | Хозяйство Западной Сибири РК «Прогнозирование рационального природопользования для сбалансированного развития региона» | 1 | Урок изучения нового материала | |||
56 | Хозяйство Западной Сибири Прак. раб.№11 «Составление харк-ки нефтяного или газового комплекса региона» | 1 | Практикум | |||
Восточная Сибирь | ||||||
57 | Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
58 | Население и хозяйство Восточной Сибири | 1 | Урок изучения нового материала | |||
59 | Хозяйство Восточной Сибири Прак. раб №12Составление хар-тики Норильского промышленного узла ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаим-связь» | 1 | Практикум | |||
Южная Сибирь | ||||||
60 | Состав, географическое положение и особенности природы Южной Сибири | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
61 | Хозяйственное освоение и население Южной Сибири | 1 | Практикум | |||
62 | Хозяйство Южной Сибири | 1 | Исследование | |||
Дальний Восток | ||||||
63 | Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока | 1 | Урок изучения нового материала | |||
64 | Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока | 1 | Практикум | |||
65 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | Урок актуализации знаний и умений | |||
66 | Итоговый урок раздела «Азиатская Россия» | 1 | Исследование | |||
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (5 часа) | ||||||
67 | Место России в мире Прак. раб. № 13 Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнёров России» | 1 | Практикум | |||
68 | Повторение и обобщение | 1 | Урок обобщающего повторения | |||
69 | Повторение и обобщение | 1 | Урок обобщающего повторения | |||
70 | Итоговый урок по теме «Регионы России» | 1 | Урок обобщающего повторения | |||
Итого: | 70 |
Изменения в поурочно-тематическом планировании
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к уровню усвоения предмета:
Знать и показать:
- предмет изучения географии Росси;
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;.
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старо-промышленные и депрессивные;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального т нерационального использования.
Определять:
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «агломерация», «мегаполис», трудовые ресурсы», «топливно – энергетический баланс» и т.д.
Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране;
- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности
Список литературы
Программы для общеобразовательных учреждений. Составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. изд. «Вентана –Граф» 2007 г.
- Учебник «География России» - 2 часть «Хозяйство. Регионы»
автор Пятунин В.Б. и Таможняя Е.А. . Издательство «Вентана – Граф» - 2011 г.
- Сборник практических работ для 8-9 класса автор В.И.Сиротин издательство «Аркти».
- Рабочая тетрадь «Природа и население россии» автор И.В. Колесник. Издательство «Лицей» - 2006 г.
- Атлас «География России» издательство «Просвещение» 2008 г.
- Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» - «Уроки географии для 9 класса».
- Тесты по географии к учеб. Пятунин В.Б. «Хозяйство. Регионы» изд. «Экзамен» - 2011г.
- Сборник заданий и упражнений по географии 8-9 класс изд. «Экзамен» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....