Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по географии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr.po_geografii_8_klassa_.doc | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Урывская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
методического объединения на заседании педсовета Директор школы В.В.Калачева
Протокол № Протокол № Приказ №____ от «____»_________20 14 г. «____»______ 2014 г. «____»______ 2014 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«География России. Природа»
И.И.Баринова
Уровень основной, класс восьмой
на 2014 – 2015 учебный год
Программа составлена на основе программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, авторской программы И.И.Бариновой – М: Дрофа, 2010.
Составитель: учитель Козлов М.А.
квалификационная категория вторая
Урывка 2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа с пояснительной запиской и развёрнутым тематическим планированием разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 г, примерной программы и программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, авторов И.И.Бариновой, В.П.Дронова – М: Дрофа, 2010 г. применительно к учебнику И.И.Бариновой География России. Природа. 8 класс. – М: Дрофа, 2009 г, использованию рабочей тетради автора И.В. Сиротина. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
Согласно авторской программе и учебному плану тематическое планирование предусматривает в 8 классе обучение географии в объёме 2 часов в неделю. В соответствии с этим реализуется программа классической линии в количестве 68 часов.
На основании примерных программ Министерства Образования и науки Российской Федерации, содержащих требования к обязательному минимуму содержания по географии, образовательного стандарта основного общего образования по географии, требований к уровню подготовки выпускников по географии в 8 классе реализуется базовый уровень классической образовательной линии.
Важная особенность учебника «География России. Природа» – насыщенность наглядными средствами, сочетание текста с картой, схемой, рисунками, таблицами, которые будут не только обеспечивать понимание и активность учащихся, но и развивать их способности по самостоятельному овладению учебной информацией с использованием различных источников, в том числе Интернет-ресурсов, слайдовых презентаций и сообщений учащихся; проводить частично-поисковую, исследовательскую деятельность.
Каждый информационный элемент текста учебника содержит не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагает дополнительную познавательную работу с ней. При работе с текстом учебника есть хорошая возможность выполнять практические и проблемные задания, которые требуют от учащихся не только знаний географического материала, но умения проводить сравнение, анализ, описание географических объектов и явлений, их признаков, свойств; описывать наблюдения и оформлять выводы; составлять проекты; владеть всеми видами карт, в том числе контурных.
Вопросы и задания к параграфу и итоговой теме предложены таким образом, что дают возможность проверить обязательный минимум уровня знаний учащихся 8 класса и оценить их знания на более высоком уровне.
Количество разнообразных практических заданий в учебнике достаточно много, что позволит учителю и учащимся работать и индивидуально, и коллективно. Хорошим подспорьем для самостоятельной подготовки учащихся являются справочные материалы с планами, таблицами, приложениями, кратким топонимическим словарём и словарём понятий и терминов, расположенными в конце учебника.
Программа курса сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью печатной основы к учебнику География России. Природа. автора И.В. Сиротина. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009 г, которая является хорошим дополнением для закрепления практических знаний, умений, получаемых в процессе изучения тем предмета. В тетрадь включены вопросы и задания в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков. Работа с тетрадью позволит диагностировать сформированность умения учащихся узнавать и описывать изученные объекты, а также их характеристики, наблюдения и обработку их результатов, составление графиков, диаграмм, выполнение заданий на контурной карте. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В целях решения задачи формирования географически образованной личности в учебник Географии России. Природа. 8 класс включены материалы об уникальных местах России, природных богатствах, величии и суровости природных зон; предложены практические работы, в том числе и на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов, воспитание любви к своей местности, региону, своей Родине. Задания для практических работ требуют использование краеведческого материала, знаний и наблюдений своей местности. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов и охрану окружающей среды.
Учебник «География России. Природа. 8 класс» автора И.И.Бариновой по своему содержанию отвечает решению триединой цели образовательного процесса: обучению, воспитанию и развитию географически грамотной личности гражданина России.
Цели изучения предмета:
- Освоение географических понятий, географических знаний о пространствах России, особенностях природы и природных ресурсах, природных комплексах России, о влиянии особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; о рациональном природопользовании и охране природных богатств;
- овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы; описывать географические объекты и природные комплексы по плану; составлять характеристики географических объектов; овладение навыками практической деятельности в работе с картами атласа, контурными картами;
- развитие интереса к изучению географии России и её природе, природным уникумам, памятникам Всемирного природного культурного наследия в нашей стране; практической работе, исследованиям, решению проблемных заданий; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к изучению географии России и её природе, своей местности;
- формирование географического образа России в её многообразии и целостности на основе комплексного подхода взаимодействия природы, населения и хозяйства;
- создание образа своего края, сравнение его с другими регионами России;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач, навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), прогностическими, природоохранными и поведенческими.
Задачи данного курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы: | 35 |
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые | 6 | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы | 7 | |
Тема 3. Внутренние воды и ресурсы | 10 | |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы | 5 | |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 7 | |
3 | Раздел II. Природные комплексы России: | 27 |
Тема 1. Природное районирование | 7 | |
Тема 2. Природа регионов России | 20 | |
4 | Раздел III. Человек и природа | 3 |
Итого | 68 |
Из 68 часов по географии России предполагается провести 17 практических работ. Для оценки и контроля качества знаний учащихся планируется провести 3 урока контрольно-обобщающих уроков.
Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:
1.Учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.
2. Рабочая тетрадь печатной основы «География России. Природа 8 класс» автора И.В. Сиротина. – М.: Дрофа, 2009 г.
3. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
4.Книга для чтения по охране природы под редакцией А.Н.Захлебного – М: 1986 г
Требования к уровню подготовки:
ученик 8 -ого класса должен
знать/понимать:
- основные географические понятия, средства и методы получения географической информации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ России;
- границы часовых поясов;
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек по бассейнам океанов;
- области обледенения и крупные ледники;
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земли в регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального использования;
- объекты Всемирного и культурного наследия России;
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
- экологически неблагополучные районы;
- маршруты первооткрывателей и исследователей территории России.
определять (измерять)
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени;
- погоду;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
описывать
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.).
объяснять
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчисление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, географическое положение, природные ресурсы, экологический кризис.
оценивать и прогнозировать
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для чтения карт различного содержания;
- для наблюдения за погодой, изменением климата, климатических условий своей местности и зависимость человека от климатических условий;
- для решения практических задач, определения правил поведения на природе, создание проектов по охране окружающей среды своей местности, использованию, сохранению и улучшению водных, лесных ресурсов, растительного и животного мира, природных ресурсов и уникумов, Всемирных памятников природного и культурного наследия в нашей стране; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- для формирования способности и готовности рационального природопользования и способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания и самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; меры по решению экологической ситуации в России и своём регионе;
- для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Критерии оценивания учащихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Тематическое планирование
Введение (3 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
1 | Введение. Что изучает геогра-фия России. Россия на карте мира. Практическая работа № 1. | 1 | Практи-ческая ра-бота. | Что изучает геогра-фия России. Роль географической ин-формации в реше-нии социально-экономических проблем страны. Методы географи-ческих исследова-ний. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-геогра-фического, геополи-тического и военно-стратегического по-ложения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и мор-ские границы России. Пр/р № 1. Харак-теристика геогра-фического поло-жения России. Сравнение геогра-фического поло-жения России с географическим положением других стран. | Уметь использовать различные источ-ники географичес-кой информации; показывать и назы-вать факторы, оп-ределяющие гео-графическое поло-жение России; показывать на карте крайние точки страны, границы России и погранич-ные страны; оце-нивать значение границ для связей с другими странами. | Письменный, фронтальный | Стр 6-13, задание 4, стр 13 | |
2 | Моря, омываю-щие территорию России. Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2. | 1 | Практи-ческая работа | Моря, омывающие территорию России. Физико-географи-ческая характерис-тика морей. Ресурсы морей. Экологичес-кие проблемы мо-рей. Россия на карте часовых поясов. Различия во време-ни на территории России. Часовые по-яса. Местное, пояс-ное, декретное, лет-нее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Пр/р № 2 Определение пояс-ного времени для разных пунктов России | Знать моря, омыва-ющие территорию России. Уметь давать характеристику морей; определять экологические проблемы морей. Знать разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия раз-ницы во времени на жизнь населения. | Письменный индивидуаль-ный | § 2, 3, стр 14- 25. 2 вопроса по выбору, стр 21, 25 | |
3 | Формирование, освоение и изу-чение террито-рии России. Открытие и освоение Севера | 1 | Сообще-ния уча-щихся. Практическая работа | Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освое-ние Севера новго-родцами и помо-рами. Походы рус-ских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI-XVIII вв, исследования XIX-XX вв. Открытия нового времени (XVII – XVIII вв). Экспедиции Рус-ского географи-ческого общества. | Знать об освоении и изучении террито-рии России, откры-тиях нового вре-мени и исследо-ваниях XIX-XX вв. | Фронталь-ный | § 4, стр 25-31, задание 5, стр 31 |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (35 часов)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
4 | Главные черты рельефа России, их связь со стро-ением лито-сферы. Горы и равнины. | 1 | Практи-ческая работа | Рельеф, геологи-ческое строение и полезные ископа-емые. Главные чер-ты рельефа России, их связь со строе-нием литосферы. Горы и равнины. | Знать особенности рельефа. Уметь отмечать на контурной карте горы и равнины. | Фронтальный | § 5, стр 34-37, рассказ о рельефе своей местности. | |
5 | Геологическое строение терри-тории России. Геохронологи-ческая таблица. | 1 | Практи-ческая работа | Геологическое строение террито-рии России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. | Уметь читать тек-тоническую, геоло-гическую, геохро-нологическую таб-лицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопостав-ления карт. | Фронтальный | § 6, стр38-43 | |
6 | Минеральные ресурсы России и проблемы их рационального использования. | 1 | Практическая работа | Минеральные ре-сурсы страны и проблемы их рацио-нального исполь-зования. Закономерности размещения место-рождений полезных ископаемых | Уметь объяснять проблемы рацио-нального исполь-зования мине-ральных ресурсов, закономерности размещения место-рождений полезных ископаемых. | Фронтальный | §7, стр 43-49, вопрос 4, стр 49 | |
7 | Развитие форм рельефа под влиянием внут-ренних и внеш-них процессов. Движения земной коры. | 1 | Практи-ческая работа | Развитие форм рельефа под влия-нием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. | Уметь показывать на карте основные формы рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей. | Фронтальный | § 8, стр 49-55; | |
8 | Области совре-менного горо-образования, землетрясения, вулканизма. Древнее и со-временное оле-денение.
| 1 | Работа с учебником и тет-радью | Области современ-ного горообразова-ния, землетрясений и вулканизма. Древнее и совре-менное оледенение. Деятельность теку-чих вод. Деятель-ность ветра.. | Уметь приводить примеры изме-нений в рельефе под влиянием различных факто-ров; показывать на карте и называть районы интенсив-ных тектонических движений. | Фронтальный | Вопросы и задания, стр 55 | |
9 | Стихийные при-родные явления. Изменение рель-ефа человеком. Практическая работа № 3 | 1 | Практическая работа | Стихийные природ-ные явления. Изменение рельефа человеком. Проявление основ-ных закономер- ностей формиро-вания рельефа и его современного раз-вития на примере своего региона и своей местности Пр/р № 3. Объяснение зави-симрсти располо-жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископа-емых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | Уметь объяснять меры безопасности при стихийных явлениях, влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать место-рождения полезных ископаемых, при-водить примеры использования полезных ископа-емых, влияния разработки мес-торождений на при-родную среду; оце-нивать значимость полезных ископа-емых для развития хозяйства, оцени-вать условия добы-чи. | Письменный индивидуаль-ный | Задание 5, 6 стр 56 по выбору |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
10 | Климат и клима-тические ресур-сы. Климато-образующие факторы. | 1 | Практи-ческая работа | Климат и климати-ческие ресурсы. Климатообразую-щие факторы. Влияние геогра-фического положе-ния на климат. Солнечная радиация и радиационный ба-ланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и анти-циклоны. | Знать климатообра-зующие факторы, солнечную радиа-цию, радиационный баланс, циркуля-цию воздушных масс, циклоны и антициклоны. Уметь объяснять влияние географи-ческого положения на климат, солнеч-ную радиацию, радиационный баланс, циркуля-цию воздушных масс, циклоны и антициклоны | Фронталь-ный | § 9, стр 57-63, индиви-дуальные вопросы, стр 63 | |
11 | Типы климатов России. Законо-мерности рас-пределения тепла и влаги на территории страны | 1 | Практи-ческая работа | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние темпера-туры января и июля, осадки, испаряе-мость, коэффици-ент увлажнения). | Знать закономер-ности распределе-ния суммарной солнечной радиа-ции. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по полу-чаемому количе-ству тепла. | Фронталь-ный Вопрос: Сезонность климата, чем она обуслов-лена. | § 10, стр 63-68, задание учебника, стр 68 | |
12 | Климатические пояса и типы климатов. | 1 | Практи-ческая работа | Климатические пояса и типы климатов. | Знать типы клима-тов России. Уметь давать оцен-ку климатических особенностей России. | Фронталь-ный | § 10, стр 68-71 | |
13 | Полюс холода Северного полу-шария. Измене-ние климата под влиянием есте-ственных и антропогенных факторов. | 1 | Исследо-вание | Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Полюс холода Северного полу-шария. Изменение климата под влияни-ем естественных и антропогенных факторов. | Знать типы клима-тов России, о полюсе холода Северного полу-шария, изменении климата под влия-нием естественных и антропогенных факторов. Уметь приводить примеры изме-нения погоды под влиянием цикло-нов, антициклонов, атмосферных фрон-тов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат терри-тории. | Фронталь-ный Индиви-дуальный | вопросы, стр 72 | |
14 | Зависимость человека от климата. Агро-климатические ресурсы. Практическая работа № 4 | 1 | Практи-ческая работа . | Зависимость челове-ка от климата. Агро-климатические ре-сурсы. Неблагоприятные климатические явления. Пр/р № 4. Определение по картам закономер-ностей распреде-ления солнечной радиации, радиа-ционного баланса, выявление особен-ностей распреде-ления средних тем-ператур января и июля, годового ко-личества осадков по территории страны. | Уметь определять по картам темпе-ратуры воздуха, количество осад-ков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать клима-тические пояса и области, давать краткое описание погоды, оценку климатических условий для обес-печения жизни людей. | Письменный | § 11, 72-75, вопросы 3, 5 стр 75 | |
15 | Синоптическая карта, прогноз погоды, их значение. Агро-климатическая карта. Практическая работа № 5 | 1 | Практи-ческая работа. | Синоптическая карта, прогноз по-годы, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона. Пр/р № 5. Оценка основных климатических по-казателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной дея-тельности населе-ния. | Знать синоптичес-кую карту, прогноз погоды, их значе-ние, агроклима-тическую карту, агроклиматические ресурсы своего региона. Уметь оценивать основные клима-тические показа-тели одного из регионов для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | Письменный | Подгото-виться к обобщаю-щему уроку. Стр 57-75 | |
16 | Контрольное обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы». | 1 | Контроль знаний | Климат и климати-ческие ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Агроклимати-ческие ресурсы своего региона. | Знать климат и климатические ресурсы, агрокли-матическую карту. Уметь характери-зовать климат и климатические ресурсы | Индиви-дуальный, тест | Вопросы, стр 72, 76 |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (10 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
17 | Разнообразие внутренних вод России. Значение внут-ренних вод для человека. | 1 | Диалого-вое обще-ние. | Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. | Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характе-ристики реки; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях. | Фрон-тальный, индиви-дуальный | § 12, стр 77-84; | |
18 | Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водо-разделы, бас-сейны. | 1 | Докажите, что воду справед-ливо на-зывают «кровенос-ной сис-темой природы» Практи-ческая работа. | Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водораз-делы, бассейны..
| Знать главные реч-ные системы, водо-разделы, бассейны. Уметь показывать на карте. | Фрон-тальный, индиви-дуальный | § 13, задания, стр 89 | |
19 | Распределение рек по бассей-нам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток. Практическая работа № 6 | 1 | Практи-ческая работа | Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Пр/р № 6. Составление харак-теристики одной из рек с использовани- ем тематических карт и климато-грамм, определение возможностей её хозяйственного использования. | Уметь объяснять зависимость рек от рельефа, климата, стихийных явле-ний; составлять характеристику реки с использова-нием тематических карт и климато-грамм. | Индивидуаль-ный | Интернет-материал о наводнениях (слайды | |
20 | Роль рек в осво-ении территории и развитии эко-номики России. Практическая работа № 7 | 1 | Практи-ческая работа | Роль рек в осво-ении территории и развитии эко-номики России. Знать о стихийных явлениях, связан-ных с реками. Пр/р № 7. Объяснение законо-мерностей разме-щения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на терри-тории страны, их зависимости от рельефа и климата. | Знать о стихийных явлениях, связан-ных с реками. Уметь объяснять закономерности размещения раз-ных видов вод суши и связанных с ними опасных при-родных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. | Фронтальный | § 14, стр 89-92 | |
21 | Важнейшие озёра, их проис-хождение. Болота. Подзем-ные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | Практи-кум | Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Уметь показывать на карте озёра, ар-тезианские бассей-ны, области рас-пространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного ис-пользования по-верхностных вод и негативного влия-ния на них челове-ческой деятель-ности; давать характеристику крупных озёр стра-ны и области. | Фронтальный | §13, стр 84-89, вопрос по выбору, стр 89 | |
22 | Водные ресурсы. Неравномер-ность распре-деления. Необходимость мелиорации. | 1 | Практи-кум, диалог | Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. | Знать роль водных ресурсов для чело-века. Уметь объяснять о неравномерности распределения водных ресурсов и необходимости мелиорацию. | Фронтальный | § 14, стр 89-92, вопрос 3, стр 92 | |
23 | Стихийные явления, свя-занные с водами, предупреждение их последствий | 1 | Семинар, диалог, слайды | Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий | Знать о стихийных явлениях, связан-ных с водами, предупреждение их последствий. Уметь рассказы- вать о стихийных явлениях, связан-ных с водой, приво-дить примеры. | Фронтальный | Вопрос 4, стр 92 | |
24 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практическая работа № 8 | 1 | Лекция учителя. Практи-ческая работа . | Внутренние воды и водные ресурсы страны, своего региона, своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объёма. Пр/р № 8. Оценка обеспечен-ности водными ре-сурсами крупных регионов России, составление прогно-за их использования | Знать внутренние воды и водные ресурсы страны, своего края, района, села. Уметь давать оцен-ку обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составлять прогноз их исполь-зования. | Письменный | Задание 7, стр 92 | |
25 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. | 1 | Практи-ческая работа, сообщения учащихся, слайды | Внутренние воды и водные ресурсы своего края, района, села. Использование вод, пути сохранения их качества и объёма. | Знать внутренние воды и водные ресурсы своего края, района, села; как использовать воду, сохранять её качество и объём. Уметь практически применять получен-ные знания, расска-зывать материал по слайдам. | Индивидуаль-ный | Сравнитель-ная оценка водных ре-сурсов своего региона и Западной Сибири | |
26 | Контрольное обобщение по теме «Внутрен-ние воды и вод-ные ресурсы». | 1 | Контроль знаний | Внутренние воды и водные ресурсы | Уметь работать с контурной картой, давать характеристику внутренним водам и водным ресурсам | Письменный тест, фрон-тальный опрос | Повторить основные понятия темы «Внут-ренние воды и водные ресурсы» |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (5 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
27 | Почва и почвен-ные ресурсы. Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. | 1 | Практи-ческая работа, сообщения учащихся | Почвы и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. | Знать об основопо-ложнике В.В.Доку-чаеве. Уметь называть факторы почвооб-разования; назы-вать свойства основных типов почв, различия в плодородии; да-вать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания. | Фронтальный | § 15, стр 93-97 | |
28 | Закономерности распростране-ния почв | 1 | Практи-кум | Закономерности распространения почв. | Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; объяснять необходимость охраны почв, раци-онального исполь-зования земель. | Фронталь-ный | § 16, стр 98-100, вопросы и задания, стр 100 | |
29 | Почва – нацио-нальное богат-ство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. | 1 | Работа с рисунками и схемой учебника, картой. | Почва – националь-ное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелио-рация земель. Изменение почв в процессе их хозяй-ственного исполь-зования, борьба с эрозией и загряз-нением почв. | Знать о типах почв и почвенных ресур-сах России; о необ-ходимости прове-дения мелиорации земель; борьбе с эрозией и загряз-нением почв. Уметь работать с картой, определять почвы равнинных территорий; пони-мать, какие изме-нения происходят с почвой в процессе хозяйствования, эрозий и загряз-нения почв. | Фронталь-ный Индиви-дуальный | § 17, стр 100-104 | |
30 | Особенности почв своего региона и своей местности | 1 | Практи-ческая работа, слайдовая презента-ция | Особенности почв своего региона и своей местности | Знать условия почвообразования основных типов почв, особенности почв своего регио-на и своей местнос-ти. Уметь рассказывать об особенностях почв своего регио-на и края. | Индиви-дуальный | Слайд-пре-зентации «Особеннос-ти почв сво-его региона и своей мест-ности» | |
31 | Обобщение по теме «Почва и почвенные ресурсы». Практическая работа № 9 | 1 | Практи-ческая работа | Условия почвооб-разования основных типов почв. Пр/р № 9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рель-еф, характер расти-тельности) и оцен-ка их плодородия. Знакомство с образ-цами своей местнос-ти. | Знать условия поч-вообразования ос-новных типов почв. Уметь определять количество тепла и влаги, рельеф, ха-рактер раститель-ности; давать оцен-ку плодородию. | Письменный, индивидуаль-ный | Вопрос 4, стр 104 |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (7 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
32 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. | 1 | Семинар, слайды | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, фак-торы, определяю-щие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. | Знать особенности растительного и животного мира природных зон Рос-сии, видовое разно-образие и факторы, определяющие его облик. Уметь приводить примеры видового разнообразия, факторы, опреде-ляющие облик растительного и животного мира их значение в жизни людей | Фронталь-ный, индиви-дуальный | §18, стр 105-108 | |
33 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. | 1 | Семинар, слайдовая презента-ция | Биологические ресурсы, их рациональное использование | Знать о биологи-ческих ресурсах, их рациональном ис-пользовании. Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования без-лесных пространств человеком; пере-числять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тунд-ры под влиянием человека; прогно-зировать послед-ствия уничтожения болот; объяснять значение живот-ного мира в жизни человека. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | §19, стр 112 - 115 | |
34 | Меры по охране растительного и животного мира России. Практическая работа № 10 | 1 | Практи-ческая работа. . | Меры по охране растительного и животного мира России. Пр/р № 10 Составление прог-ноза изменений рас-тительного и живот-ного мира при за-данных условиях изменения других компонентов при-родного комплекса | Знать меры по охране раститель-ного и животного мира России. Уметь составлять прогноза измене-ний растительного и животного мира при заданных условиях измене-ния других компо-нентов природного комплекса | Письменный индиви-дуальный | § 19. Вопросы и задания, стр 112 | |
35 | Растительный и животный мир своего региона, своей местности. | 1 | Практи-ческая работа, слайды | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности. | Знать биологичес-кие ресурсы, их рациональное использование; меры по охране растительного и животного мира; растительный и животный мир своего региона, своей местности. Уметь приводить примеры расти-тельного и живот-ного мира своего региона, своей местности | Фронталь-ный | §19, стр 112-114 | |
36 | Особо охра-няемые при-родные тер-ритории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. | 1 | Практи-ческая работа, слайды | Особо охраняемые природные терри-тории. Заповедники и национальные парки России. Памятники всемир-ного природного и культурного насле-дия. | Знать особо охра-няемые природные территории, памят-ники всемирного природного и куль-турного наследия. Уметь рассказывать о заповедниках и национальных парках России. | Фронталь-ный | §19, стр 114-115 | |
37 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | Практи-ческая работа | Природно-ресурсный потенциал России. Особенности размещения природных ресурсов. | Уметь объяснять особенности разме-щения природных ресурсов. | Фронтальный | § 20, вопросы и задания, стр 120-121 | |
38 | Контрольное обобщение по теме «Раститель-ный и животный мир. Биологи-ческие ресур-сы». | 1 | Контроль знаний | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | Уметь характери-зовать раститель-ный и животный мир, биологичес-кие ресурсы | Письменный тест и инди-видуальный опрос | Вопрос 13, стр 121 |
Раздел II. Природные комплексы России (27 часов)
Тема 1. Природное районирование (7 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
39 | Формирование природных ком-плексов – ре-зультат дли-тельного разви-тия географичес-кой оболочки Земли. | 1 | Практи-ческая работа, диалог | Природное райони-рование. Формирование при-родных комплек- сов – результат длительного разви-тия географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, регио-нальный и гло-бальный уровни ПТК. Физико-геог-рафическое райо-нирование России. | Знать о формиро-вании природных комплексов. Уметь различать ПТК; объяснять физико-географи-ческое райониро-вание. | Фронтальный | § 21, стр 124-126, вопросы, стр 126 | |
40 | Моря как крупные природные комплексы | 1 | Практи-ческая работа, слайдовая презента-ция | Моря как крупные природные комплек-сы. Естественное состо-яние и изменение ПТК в результате деятельности чело-века. | Знать моря как крупные природ-ные комплексы. Уметь приводить естественное состо-яние и изменение ПТК в результате деятельности чело-века. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 22, стр 127-129, вопросы, стр 129 | |
41 | Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс. | 1 | Практи-ческая работа, диалог | Природная зона как природный комп-лекс: взаимосвязь и взаимообусловлен-ность её компонен-тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в соз-дании учения о природных зонах. | Знать взаимосвязь компонентов при-родной зоны как природного комп-лекса. Уметь описывать природные условия и ресурсы природ-но-хозяйственных зон на основе чте-ния тематических карт; приводить примеры рацио-нального и нераци-онального природо- пользования. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 23, стр129-135 | |
42 | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Практическая работа № 11 | 1 | Беседа. Практи-ческая работа | Характеристика арктических пус-тынь, тундр и лесо-тундр. Пр/р № 11. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору | Знать характерис-тику арктических пустынь, тундр и лесотундр. лесов, лесостепей и сте-пей, полупустынь и пустынь. Уметь давать срав-нительную харак-теристику двух природных зон России (по выбору | Письменный, индивидуаль-ный | § 24, стр 135-139, вопросы, стр 139 (по выбору) | |
43 | Характеристика лесов, лесосте-пей и степей, полупустынь и пустынь. | 1 | Практи-ческая работа, диалог | Характеристика лесов, лесостепей и степей, полупус-тынь и пустынь. Зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепной зоны. | Знать зону смешан-ных и широколист-венных лесов, лесо-степной зоны, по-лупустынь и пус-тынь. Уметь объяснять причину смены тайги смешанными и широколиствен-ными лесами, роль человека в разнооб-разии природных зон. | Фронтальный | § 25, стр 139-144, вопросы по выбору, стр 144 | |
44 | Высотная пояс-ность. Зависи-мость природ-ных комплексов от рельефа и высоты места. | 1 | Практи-ческая работа | Высотная пояс-ность. Зависимость природных комп-лексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. | Знать и уметь объяснять высот-ную поясность, природные ресурсы зон и их исполь-зование, от чего зависит набор высотных поясов; роль гор на жизнь и здоровье человека. | Фронтальный | § 26, стр 144-148, вопросы 6,7 стр 148 | |
45 | Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Практическая работа № 12 | 1 | Практи-ческая работа | Природное райони-рование. Природные ресурсы зон, их ис-пользование, эколо-гические проблемы. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы. Пр/р № 12. Объяснение прин-ципов выделения крупных природных регионов на терри-тории России | Знать и уметь вы-делять природное районирование, принципы выделе-ния крупных при-родных регионов территории России; характеризовать природную зону своей местности и ее экологические проблемы. | Письменный индиви-дуальный | Итоговые задания по теме, стр 148-149 |
Тема 2. Природа регионов России (20 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
46 | Природа регио-нов России. Русская (Восточно-Европейская) равнина | 1 | Практи-ческая работа | Русская (Восточно-Европейская) рав-нина. Географическое положение. Особен-ности природы. | Уметь определять особенности геог-рафического поло-жения, состав и особенности приро-ды Русской (Вос-точно-Европей-ской) равнины; объяснять зависи-мость природы объекта от геогра-фической широты и результаты влияния внешних сил на современный рельеф равнины. | Фронталь-ный индиви-дуальный | § 27, индиви-дуальные задания, стр 157 | |
47 | Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал Русской равнины. | 1 | Семинар, диалог, работа с учебником | Природные комп-лексы и природно-ресурсный потен-циал Русской равнины. Самый освоенный регион России. | Знать особенности природных комп-лексов Русской равнины. Уметь объяснять влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяй-ственную деятель-ность населения. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 28, стр 158-165 | |
48 | Проблемы ра-ционального использования природных ре-сурсов. Памятники природы. | 1 | Семинар, диалог, работа с учебником | Проблемы рацио-нального исполь-зования природных ресурсов Русской равнины. Памятники природы. | Уметь объяснять проблемы рацио-нального исполь-зования природных ресурсов Русской равнины. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 29, стр 166-169, вопрос по выбору, стр 169 | |
49 | Северный Кавказ. Геогра-фическое поло-жение. Особенности геологического строения и рельефа. | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие, слайды | Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. | Знать географичес-кое положение, особенности геоло-гического строения и рельефа, полез-ные ископаемые Северного Кавказа. Уметь объяснять географическое положение, особен-ности геологичес-кого строения и рельефа, полезные ископаемые Север-ного Кавказа. | Фронталь-ный индиви-дуальный | § 30, стр 170-178 | |
50 | Природные ком-плексы Север-ного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяй-ственную дея-тельность чело-века. | 1 | Практи-ческая работа | Природные комплексы Север-ного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную дея-тельность человека. | Знать природные комплексы Север-ного Кавказа. Уметь объяснять их влияние на жизнь и хозяйственную дея-тельность человека | Фронталь-ный | § 31, стр 178-181, задание 3, 4 по выбору | |
51 | Урал. Осо-бенности географичес-кого положения и его влияние на природу Урала. | 1 | Практи-ческая работа, сообщение учащихся | Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различие природы Пред-уралья и Зауралья, Северного, Сред-него и Южного Урала. | Знать различие природы Пред-уралья и Зауралья, Северного, Сред-него и Южного Урала. Уметь объяснять влияние географи-ческого положения на природу Урала; раскрывать своеоб-разие природы Урала. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 32, стр181-186 | |
52 | Геологическое строение и по-лезные ископа-емые. Природные уникумы. | 1 | Слайды, решение проблем-ных зада-ний, работа с контурной картой | Геологическое строение и полез-ные ископаемые. Природные уни-кумы. Экологичес-кие проблемы. | Знать геологичес-кое строение и полезные ископа-емые. Уметь отмечать на контурной карте полезные ископа-емые; объяснять экологические проблемы и назы-вать природные уникумы. | Индиви-дуальный | § 33, 34, стр187-197 | |
53 | Западно-Сибирская равнина. Осо-бенности геогра-фического поло-жения и своеоб-разие природы | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение нового материала | Западно-Сибирская равнина. Особен-ности географичес-кого положения. Своеобразие приро-ды. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. | Знать особенности географического положения, своеоб-разие природы, континентальность климата. Уметь объяснять размещение полез-ных ископаемых и отметить их на контурной карте; причины заболо-ченности Западно-сибирской равни-ны; описывать природные ресурсы и условия их осво-ения. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 35, стр 197-204, задание 2, стр 204 | |
54 | Природные зоны Западно-Сибир-ской равнины. Природные ре-сурсы и условия их освоения. | 1 | Практи-кум | Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения. | Знать природные зоны Западно-Сибирской равни-ны. Уметь объяснять природные ресурсы и условия их освое-ния. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 36, стр 204-208, вопрос 5, стр 208 | |
55 | Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы. | 1 | Слайдовая презента-ция, диалог | Восточная Сибирь. История освоения, специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство конти-нентального клима-та. | Знать специфику природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири, суровость природы терри-тории. Уметь давать характеристику природным райо-нам, крупнейшим рекам, озёрам и горам Восточной Сибири. | Фронталь- ный, индиви-дуальный | § 37, стр 208-215 | |
56 | Природные районы. Крупнейшие реки России | 1 | Изложе-ние нового материала на основе слайдов, работы с картами | Природные районы. Крупнейшие реки России. | Знать природные районы, крупней-шие реки России. Уметь описывать природные районы и крупнейшие реки России, показывать на карте и отмечать на контурной карте. | Фронталь- ный, индиви-дуальный | § 38, стр 215-223, задания, стр 223 | |
57 | Жемчужина Сибири – Байкал | 1 | Изложе-ние нового материала на основе слайдов и сообще-ний уча-щихся. | Жемчужина Сибири – Байкал. | Знать о Байкале – жемчужине Сибири. Уметь раскрывать особенности уни-кального озера и значение Байкала в хозяйственной жизни человека. | Фронталь- ный, индиви-дуальный | § 39, стр 225-229 | |
58 | Природные ре-сурсы Восточ-ной Сибири и проблемы их освоения. Природные уникумы. | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение нового материала | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их осво-ения. История осво-ения края и откры-тия его богатства. Природные уникумы | Знать природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения, исто-рию освоения края и открытия его богатства. Уметь описывать природные ресурсы Восточной Сибири, рассказывать о природных унику-мах. | Фронтальный | § 40, стр 229-233 | |
59 | Природные ус-ловия ресурсов одного из регио-нов России. Практическая работа № 13 | 1 | Практи-ческая работа . | Природные условия ресурсов одного из регионов России Пр/р № 13 Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в резуль-тате хозяйственной деятельности человека | Уметь оценивать природные условия и ресурсы одного из регионов России, прогнозировать изменения в резуль-тате хозяйственной деятельности человека. | Письменный | Стр 233-235 | |
60 | Дальний Восток. Географическое положение. Осо-бенности релье-фа и геологичес-кого строения территории | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение материала | Дальний Восток Географическое положение. Особен-ности рельефа и геологического строения терри-тории. | Знать географичес-кое положение, осо-бенности рельефа и геологического строения терри-тории Дальнего Востока. Уметь давать характеристику гео-графическому по-ложению, рельефу, геологическому строению террито-рии Дальнего Востока. | Фронтальный | § 41, стр 235-238, задание 5, стр 238 | |
61 | Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России. | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение материала | Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России | Уметь показывать на карте и отмечать на контурной карте горы Камчатки и Курильских островов. | Фронтальный | Задание 5, стр 238 | |
62 | Муссонный климат. Реки и озёра. | 1 | Практико-ориенти-рованное изложение материала | Муссонный климат. Реки и озёра. | Знать, что такое муссонный климат; реки и озера. Уметь объяснять муссонный климат, показывать на карте и отмечать на контурной карте реки и озера Дальнего Востока. | Фронтальный | § 42. Индиви-дуальные задания по контурной карте | |
63 | Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. | 1 | Практи-кум | Причины своеоб-разия природных зон. Стихийные природные явления | Уметь объяснять причины своеоб-разия природных зон, стихийные природные явления. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | Слайдовая презентация о Дальнем Востоке | |
64 | Природный ресурсный потенциал Дальнего Востока. Природные уникумы. | 1 | Исследо-вание | Природный ресурс-ный потенциал Дальнего Востока. Природные уникумы. | Уметь раскрывать природный ресурс-ный потенциал, рассказывать природные уникумы Дальнего Востока. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 42, 43, индиви-дуальные задания. | |
65 | Обобщение по теме «Природа регионов России». Практическая работа № 14 | 1 | Практи-ческая работа, тест | Природа регионов России. Взаимодействие природы и общества в одном из регионов России. Пр/р № 14. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов (например, в Алтай-ском крае) | Уметь составлять характеристику взаимодействия природы и общества | Письменный | Повторить тему «Природа регионов России» |
Раздел III. Человек и природа (3 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
66 | Влияние природ-ных условий на жизнь и здоро-вье человека. Практическая работа № 15 | 1 | Практи-ческая работа | Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение террито-рий с экстремаль-ными условиями. Стихийные природ-ные явления и их причины. Антро-погенное воздей-ствие на природу. Пр/р № 15. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов. | Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу. Уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, антропогенное воз-действие на приро-ду. | Письменный | § 44, 45 стр256-267 | |
67 | Рациональное природопользо-вание. Практическая работа № 16 | 1 | Практи-ческая работа | Рациональное при-родопользование. Роль географичес-кой науки в опти-мизации отношений «природа и общест-во». Географический прогноз. Мониторинг. Особо охраняемые территории, памят-ники Всемирного природного и куль-турного насле-дия в нашей стране. Пр/р № 16 Составление карты «Природные уни-кумы России» | Знать рациональное природопользова-ние, особо охраня-емые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного насле-дия в нашей стране. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятель-ности человека, роль географичес-кой науки в рацио-нальном приро-допользовании. | Письменный | § 46, стр 267-271, знать природные уникумы | |
68 | Экологическая ситуация в России Практическая работа № 17 | 1 | Практи-ческая работа | Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал в России. Экологическая ситуация в своей области. Пр/р № 17 Характеристика экологического состояния одного из регионов России | Уметь составлять географические прогнозы; анализи-ровать экологичес-кие карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участ-вовать в меро-приятиях по охране природы | Письменный | § 47, стр 271-278 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...