Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Урывская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято Утверждаю
методического объединения на заседании педсовета Директор школы В.В.Калачева
Протокол № Протокол № Приказ №____ от «____»_________20 14 г. «____»______ 2014 г. «____»______ 2014 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«География материков и океанов»
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв
Уровень основной, класс седьмой
на 2014 – 2015 учебный год
Программа составлена на основе программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, авторской программы И.В.Душиной – М: Дрофа, 2010.
Составитель: учитель Козлов М.А.
квалификационная категория вторая
Урывка 2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа с пояснительной запиской и развёрнутым тематическим планированием разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 г, примерной программы и программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, автора И.В.Душиной – М: Дрофа, 2010 г. применительно к учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной, В.А.Щенёву. География материков и океанов. 7 класс. – М: Дрофа, 2008 г, использованию рабочей тетради автора Э.Л.Лисовского 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г.
Согласно программе и учебному плану тематическое планирование предусматривает в 7 классе обучение географии в объёме 2 часов в неделю. В соответствии с этим реализуется программа классической линии в количестве 68 часов.
На основании примерных программ Министерства Образования и науки Российской Федерации, содержащих требования к обязательному минимуму содержания по географии, образовательного стандарта основного общего образования по географии, требований к уровню подготовки выпускников по географии в 7 классе реализуется базовый уровень классической образовательной линии.
Важная особенность учебника География материков и океанов. 7 класс – насыщенность учебным материалом по теме, наглядными средствами, сочетание текста с картой, схемой, рисунками, таблицами, которые будут не только обеспечивать понимание и активность учащихся, но и развивать их способности по самостоятельному овладению учебной информацией с использованием различных источников, в том числе Интернет-ресурсов, слайдовых презентаций и сообщений учащихся; проводить частично-поисковую, исследовательскую деятельность. После каждой темы авторы учебника предлагают ряд познавательных книг, энциклопедий, что даёт возможность учащимся самостоятельно расширить знания через предложенную дополнительную литературу и развивает познавательный интерес к предмету. Рубрика «Проверь себя» с практическими и творческими заданиями позволяет учащимся убедиться, насколько хорошо они усвоили раздел или тему. Звёздочкой обозначены задания для проверки знаний и подлежат обязательной оценке учителем. Задания творческого характера и повышенной трудности отмечены Вопросы и задания к параграфу и итоговой теме предложены таким образом, что дают возможность проверить обязательный минимум уровня знаний учащихся 7 класса и оценить их знания на более высоком уровне.
При работе с текстом учебника есть хорошая возможность выполнять практические и проблемные задания, которые требуют от учащихся не только знаний географического материала, но умения проводить сравнение, анализ, описание географических объектов, составлять проекты, совершать виртуальные путешествия; владеть всеми видами карт, в том числе контурных.
В помощь семикласснику учебник предлагает приложение, в котором есть все необходимые планы для описания и сравнения географических объектов.
Программа курса сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью печатной основы к учебнику География материков и океанов. 7 класс автора Э.Л. Лисовского, которая является хорошим дополнением для закрепления практических знаний, умений, получаемых в процессе изучения тем предмета. В тетрадь включены вопросы и задания в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков. Работа с тетрадью позволит диагностировать сформированность умения учащихся узнавать и описывать изученные объекты, а также составлять их характеристики, диаграммы, читать климатограммы, выполнять задания на контурной карте. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Цели изучения предмета:
- Освоение географических понятий, географических знаний о современном облике планеты Земля, о пространственных различиях процессов формирования климата, распределении вод суши по материкам, о распространении растительного и животного мира на материках и океанах, особенностях географического положения материков, численности и размещении населения, влиянии природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества, адаптации человека к природной среде и его хозяйственной деятельности, об океанах, странах материков и природно-хозяйственных регионах;
- овладение исследовательскими умениями проводить сравнения географических объектов, описывать географические объекты и природные комплексы по плану; составлять характеристики географических объектов; использовать статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска географических задач, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов; овладение навыками практической деятельности в работе с картами атласа, контурными картами;
- развитие интереса к изучению географии материков и океанов, странам материков, особенностям материальной и духовной культуры народов, их хозяйственной деятельности, природным ресурсам, численности и размещению населения; практической работе, исследованиям, решению проблемных заданий; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач и самостоятельном приобретении знаний;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к изучению географии материков и океанов, основным объектам природного и культурного наследия человечества, взаимопонимания с другими народами, любви к своей Родине и Земле;
- формирование географического образа Земли, с её многообразной природой материков и океанов, различными странами и народами Земли, закономерностями развития географической оболочки, в которой мы живём и которую обязаны охранять; способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней и адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- создание образа своего края, своей страны и его место в географическом образе Земли, сравнение с другими странами;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач, навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), прогностическими, природоохранными и поведенческими.
Задачи данного курса – комплексное изучение природы и народов материков, океанов, стран, включая культурные особенности и хозяйственную деятельность; формирование целостного представления о географическом образе Земли, интереса к образованию и развитию Земли как планеты, духовного мира человека; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре других стран и народов, выработка умений и навыков решения практических задач, адаптации и социально-ответственного поведения человека на определённой территории, развитие географического мышления, познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельного приобретения знаний по географии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Раздел I. Главные особенности природы Земли: | 9 |
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли | 2 | |
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли | 3 | |
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы | 2 | |
Тема 4. Географическая оболочка | 1 | |
Тема 5. Освоение Земли человеком. Страны мира. | 1 | |
3 | Раздел II.Океаны и материки | 52 |
Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый | 4 | |
Тема 2. Южные материки | 1 | |
Тема 3. Африка | 10 | |
Тема 4. Австралия и Океания | 3 | |
Тема 5. Южная Америка | 7 | |
Тема 6.Антарктида | 2 | |
Тема 7. Северные материки. | 1 | |
Тема 8. Северная Америка | 6 | |
Тема 9. Евразия | 18 | |
4 | Раздел III. Географическая оболочка – наш дом | 3 |
Тема 1. Закономерности географической оболочки | 1 | |
Тема 2.Взаимодействие природы и общества | 2 | |
Итого | 68 |
Из 68 часов предполагается провести 28 практических работ. Для контроля знаний учащихся 2 контрольно-обобщающих урока.
Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:
1. Учебник: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
2. Рабочая тетрадь печатной основы к учебнику География материков и океанов. 7 класс автора Э.Л. Лисовского. – М.: Дрофа, 2008
3. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г.
4. Учебное электронное пособие. География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны.
5. География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения курса «География материков и океанов в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия, как люди открывали и изучали Землю, историю открытия и исследования материков и океанов;
- материки, океаны, страны и их народы;
- крупные формы рельефа;
- особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ, страны и их столицы;
- численность населения и их размещение на материке;
- особенности материальной и духовной культуры народов, основные виды хозяйственной деятельности людей;
- климатические пояса Земли, материков и океанов, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек по бассейнам океанов;
- области обледенения и крупные ледники;
- почвенную карту;
- природные зоны;
уметь:
определять (измерять)
- географическое положение материков;
- по картам и глобусу расстояние между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек;
- сходства и различия географического положения, рельефа, климата, природных зон, речных систем разных материков;
описывать
- географическое положение материков, стран и океанов;
- рельеф, климат, реки, природные зоны;
- численность населения материка и страны, особенности материальной и духовной культуры народов, их хозяйственной деятельности;
объяснять
- зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; изменения свойств океанических вод;
- образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения стран;
- образование и размещение форм рельефа, зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры и закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- особенности растительного и животного мира природных зон;
оценивать и прогнозировать
- природно-ресурсный потенциал материков, стран и океанов;
- экологическую ситуацию на планете Земля;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для чтения и анализа карт различного содержания, показа географических объектов на картах и их нанесение на контурные карты;
- для использования примеров воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека и влияния природы на условия жизни людей;
- для решения практических задач, принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- для проведения самостоятельного поиска географической информации о материках, океанах, странах и их народах из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Критерии оценивания учащихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Тематическое планирование
Введение (4 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
1 | Введение. Что изучают в курсе «География материков и океанов». | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, практи-ческая работа | Возрастающая зави-симость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значе-ние географических знаний. | Знать предмет изу-чения географии. Части света. Материки (конти-ненты) и острова. Уметь читать и анализировать географические карты | Фронтальный | § 1, стр 4-7 | |
2 | Как люди открывали и изучали Землю. Практическая работа № 1 | 1 | Беседа. Практи-ческая работа. | Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные гео-графические иссле-дования. Современные науч-ные исследования космического про-странства. Пр/р № 1. Обучение простейшим приё-мам работы с источ-никами географи-ческой информации (картами, справоч-никами, словарями и т.д); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьни-ков) путешествий в разные историчес-кие эпохи. | Знать основные пу-ти получения гео-графической ин-формации в прош-лом, основные эта-пы накопления знаний о Земле, её природе и населе-нии, имена путе-шественников; историю создания карт, роль, виды и свойства карт, способы изобра-жения явлений и процессов на картах. Уметь показывать маршруты важней-ших путешествен-ников и объяснять результаты путеше-ствий и открытий и составлять летопи-си. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 2. Заполнить таблицу «Вклад учёных-географов в открытие Земли» | |
3 | Карты мате-риков и океа-нов, их разли-чия по охвату территории, масштабу и содержанию. | 1 | Практи-ческая работа с учебником и картами | Определение по карту и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, коор-динат различных точек | Знать карты мате-риков и океанов, их различия по охвату территории, масш-табу и содержанию, их роль в жизни человека. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градус-ной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом. | Фронталь-ный, индиви-дуальный | § 3, стр 17-20 | |
4 | Карты матери-ков и океанов. Практическая работа № 2. | 1 | Практи-ческая работа | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, коор-динат различных точек. Пр/р № 2. Опреде-ление по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километ-рах, координат различных точек. | Знать карты мате-риков и океанов, их различия по охвату территории, масш-табу и содержанию, их роль в жизни человека. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градус-ной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом. | Индиви-дуальный | Задания 1-5 по выбору, стр 20 |
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 часов)
Тема 1. Литосфера и рельеф земли (2 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид дея-тельности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обязательного ми-нимума образования | Требования к уровню подго-товки обучающих-ся | |||||||
5 | Литосфера и рельеф Земли. Гипотезы и теории происхо-ждения высту-пов материков и впадин океанов. | 1 | Практи-ческая работа | Гипотезы и теории происхождения выступов матери-ков и впадин океа-нов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения зем-ной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли. | Знать строение литосферы и зем-ной коры, матери-ковую и океани-ческую земную кору; теорию литосферных плит. Уметь объяснять карту строения земной коры и сейсмические пояса. | Фронтальный | § 4, стр 22-28, задание по выбору, стр 28 | |
6 | Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа. Практическая работа № 3 | 1 | Практи-ческая работа | Разнообразие релье-фа как результат взаимодействия внутренних и внеш-них рельефообра-зующих процессов. Закономерности размещения круп-ных форм рельефа. Пр/р № 3. Определение на-правлений передви-жения литосферных плит и предположе-ние об изменении расположения мате-риков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит) | Знать о развитии рельефа на мате-риках и в океанах, тектонической карте, закономер-ностях размеще-ния крупнейших форм рельефа. Уметь определять по карте направ-лений передви-жения литосфер-ных плит и пред-положение об из-менении располо-жения материков и океанов через миллионы лет, зависимость меж-ду рельефом, тек-тоническим стро-ением и разме-щением полезных ископаемых. | Индивидуаль-ный | § 5, стр 28-31, задание по выбору, стр 31 |
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
7 | Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры воздуха. | 1 | Практи-ческая работа | Распределение тем-пературы воздуха, поясов атмосферно-го давления и осад-ков на Земле. | Знать о распреде-лении температу-ры воздуха, поя-сов атмосферного давления и осад-ков на Земле. Уметь объяснять распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осад-ков на Земле. | Фронтальный | § 6, стр 32-36, | |
8 | Климатическая карта. Климато-образующие факторы. Воздушные массы. | 1 | Практи-ческая работа | Климатическая карта. Климатообра-зующие факторы. Воздушные массы. | Знать климати-ческую карту, климатообразу-ющие факторы. Уметь объяснять циркуляцию воздушных масс | Индивидуаль-ный | § 6, § 7, стр 36-41, задания, стр 41 | |
9 | Климатические пояса Земли. Практическая работа № 4 | 1 | Практи-ческая работа. | Климатические пояса Земли. Пр/р № 4. Сравни-тельное описание по климатической кар-те основных пока-зателей климата двух климатичес-ких поясов (по выбору учащихся) | Знать основные типы климатичес-ких поясов. Уметь определять географическое положение клима-тических поясов и давать их харак-теристику. | Письменный | § 8, стр 41-44 |
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
10 | Гидросфера. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. | 1 | Практичес-кая работа | Мировой океан – главная часть гид-росферы. Роль океана в жизни Земли. Происхожде-ние вод Мирового океана. воды. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. | Знать Мировой океан, свойства водных масс, раз-личие в природе частей Мирового океана, воды и суши. Уметь описывать примеры взаимо-действия Миро-вого океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства | Фронтальный | § 9, 10, стр 45-52, задания по выбору, стр 50, 52 | |
11 | Схема поверхно-стных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Практическая работа № 5 | 1 | Практи-ческая работа.. | Схема поверхност-ных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосфе-рой и сушей. Пр/р № 5. Выделение на карте побережий и шель-фа как особых территориально-аквальных природ-ных комплексов | Знать образование поверхностных течений в океане; выделять на карте побережий и шельфа как особых террито-риально-аквальных природных комплексов. | Индиви-дуальный | § 11, 12, стр 52-58, задания, стр 55, 58 |
Тема 4. Географическая оболочка (1 час)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид дея-тельности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уров-ню подготовки обучающихся | |||||||
12 | Строение и свойства геогра-фической обо-лочки. Практическая работа № 6
| 1 | Практи-ческая работа | Строение и свойства географической оболочки. Круго-ворот веществ и энергии. Роль живых организмов в фор-мировании природы. Природные комплек-сы суши и океана, их строение и разнооб-разие. Природная зональность. Широтная зональ-ность. Высотная поясность. Карта природных зон. Пр/р № 6. Анализ схем круговоротов веществ и энергии. | Знать строение и свойства географи-ческой оболочки; гипотезу возник-новения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных, челове-ка; природные комплексы и гео-графическую зо-нальность. Уметь анализи-ровать карту при-родных зон, схем круговоротов ве-ществ и энергии; объяснять отличие природного комп-лекса от географи-ческой оболочки, понятия: широтной зональности, вы-сотной поясности; называть природ-ные комплексы су-ши и океана; рас-крывать роль живых организмов в формировании природы. | Индиви-дуальный | § 13-15, стр 59-71 |
Тема 5. Освоение земли человеком. Страны мира (1 час)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
13 | Расселение человека по материкам. Практическая работа № 7 | 1 | Практи-ческая работа. | Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотнос-ти населения. Основные виды хо-зяйственной дея-тельности, их влия-ние на природные комплексы. Комплексные кар-ты. Страны мира, их группировка по раз-личным признакам. Пр/р № 7. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населе-ния, направлений миграции людей в прошлом и настоя-щее времяю | Знать главные области расселе-ния человека по материкам; основ-ные виды хозяй-ственной деятель-ности и их влияя-ние на природные комплексы. Уметь объяснять комплексные карты, страны мира, их группи-ровку по различ-ным признакам; обозначать на контурной карте ареалов высокой плотности насе-ления, направ-лений миграций людей в прошлом и в настоящее время. | Письменный индивидуаль-ный | § 16, стр 72-77 |
Раздел II. Океаны и материки (52 часа)
Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый (4 часа)
.
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид дея-тельности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
14 | Тихий океан. Географическое положение, история иссле-дования.. | 1 | Сообщения учащихся, практи-ческая работа | Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледо-витый океаны. Географическое положение. Краткая история исследова-ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хо-зяйственной дея-тельности в каждом из океанов. Влияние хозяй-ственной деятель-ности человека на природу океанов. Пр/р № 8. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов науч-ных, производ-ственных, рекре-ационных экспе-диций по аквато-риям одного из океанов (по выбору). Пр/р № 9. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по вы-бору) | Знать особенности природы Тихого, Индийского, Атлантического, Северного Ледо-витого океанов, рельефа дна, обра-зование течений, влияние океанов на природу мате-риков, ресурсы и будущее океанов, хозяйственное использование океанов, иссле-дователей океанов. Уметь показывать океаны и их части на карте и нано-сить на контурные карты, сравнивать природу двух океанов. | Фронтальный | § 17, стр 79-85. задания по выбору, стр 85 | |
15 | Индийский океан. Географи-ческое положе-ние, история исследования. | 1 | Сообщения учащихся, практи-ческая работа | Фронтальный, индивидуальный | § 18, стр 85-88, работа с контурными картами | |||
16 | Атлантический океан. Географи-ческое положе-ние, история исследования. Практическая работа № 8 | 1 | Практи-ческая работа выбору) | Индивидуальный письменный | § 19, стр 88-94, вопросы по выбору, стр 94 | |||
17 | Северный Ледовитый океан. Географи-ческое положе-ние, история исследования. Практическая работа № 9 | 1 | Практи-ческая работа | Индивидуальный письменный | § 20, стр 94-99, задание 5, стр 99 |
Тема 2. Южные материки (1 час)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
18 | Южные мате-рики. Географическое положение. | 1 | Диалоговое общение на основе про-блемного изложения материала.Практи-ческая работа | Общие особен-ности географи-ческого положения. Общие черты рель-ефа, климата и внутренних вод. Сходство в распо-ложении природ-ных зон. Карта почв мира. | Знать особенности географического положения южных материков; общие черты рельефа; общие особенности климата и внутренних вод; расположения природ-ных зон; почвенную карту. Уметь раскрывать особенности геогра-фического положения южных материков; находить общие осо-бенности климата и внутренних вод; объяснять расположе-ния природных зон; читать почвенную карту. | Фронтальный | Индиви-дуальные задания по §§ 21-23, стр100-109 |
Тема 3. Африка (10 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид дея-тельности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
19 | Африка. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки. Практическая работа № 10 | 1 | Практи-ческая работа | Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования. Пр/р № 10. Определение географических координат крайних точек, протяжён-ности материка с севера на юг в гра-дусной мере и кило-метрах. Определе-ние географичес- кого положения материка. | Знать приёмы опре-деления географи-ческого положения материка, имена исследователей континента и резуль-таты их работы. Уметь определять географическое поло-жение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. | Письменный | § 24. стр 110-114, задания 1, 2, стр 114 | |
20 | Африка. Особенности природы. Рель-еф материка. Формирование рельефа. Практическая работа № 11 | 1 | Практи-ческая работа | Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влия-нием внутренних и внешних процессов. Размещение место-рождений полезных ископаемых. Пр/р № 11. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и место-рождений полезных ископаемых. | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторожде-ния полезных ископа-емых. | Письменный | § 25, стр114-117, задание | |
21 | Климат. Распределение температуры воздуха, атмо-сферного давле-ния, осадков. Практическая работа № 12 | 1 | Практи-ческая работа | Климат. Распространение температуры воз-духа, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Пр/р № 12. Оценивание клима-тических условий жизни одного из африканских наро-дов на основе сопо-ставления ареала его распростране- ния с данными климатограмм и описанием климата этого района | Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климато-образующих факто-ров. | Письменный | Чтение климатичес-ких диаграмм, задание 1, стр 120 | |
22 | Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. | 1 | Практичес-кая работа Характе-ристика речной системы с установле-нием свя-зей: река – рельеф – климат. | Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озёра. Значение рек и озёр в жизни населения. | Знать основные речные системы, озера материка. Уметь показывать внутренние воды на карте. | Фронталь-ный | § 27, стр 120-123, задание по выбору на стр 123 | |
23 | Природные зоны. Почвы природных зон. Практическая работа № 13 | 1 | Практи-ческая работа. | Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природ-ные явления. Пр/р № 13. Определение причин разнооб-разия природных зон материка | Знать особенности природных зон материка, влияние человека на природу, заповедники и нацио-нальные парки. Уметь объяснять своеобразие природы материка, влияние человека на природу, необходимость охраны заповедников и национальных парков; характе-ризовать природу отдельных частей материка. | Письменный | Описание природной зоны по учебным картам и типовому плану. | |
24 | Народы и стра-ны. Гипотеза об африканском происхождении человека. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная с проблем-ным изло-жением материала, практичес-кая работа | Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расо-вого и этнического состава населения материка. Размеще-ние населения в связи с историей заселения и природ-ными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. | Знать о народах и странах Африки, колониальном прош-лом; разнообразии расового и этничес-кого состава населе-ния; современную политическую карту. Уметь определять по карте географическое положение Африки, крупные страны и их столицы. | Индиви-дуальный | § 30, стр 132-134 | |
25 | Деление мате-рика на крупные регионы: Север-ная Африка (Египет. Алжир). Практическая работа № 14 | 1 | Практи-ческая работа | Деление материка на крупные регио-ны: Северная Африка (Египет. Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка. (Эфиопия), Южная Африка. (Южно-Африканская Республика) Пр/р № 14 Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйствования жизни одной из африканских стран Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона. | Знать состав терри-тории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь описывать природные условия населения и хозяйс-твования жизни одной из стран. | Письменный | § 31, стр 135-138, задания, стр 138 | |
26 | Западная и Центральная Африка. (Нигерия). | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие и рассказ об особеннос-тях приро-ды и хо-зяйства Нигерии | Фронталь-ный | Работа с заданиями § 32, стр 138, 142 | |||
27 | Восточная Африка. (Эфиопия). | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие и рассказ об особеннос-тях приро-ды и хо-зяйства Эфиопии. | Фронталь-ный | Работа с заданиями § 33, стр 142, 143 | |||
28 | Южная Африка. (Южно-Африканская Республика) | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие и рассказ об особеннос-тях приро-ды и хо-зяйства Южно-Афри-канской республике | Фронталь-ный | Работа с заданиями § 34, стр 144-146 |
Тема 4. Австралия и Океания (3 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
29 | Австралия. Географическое положение. Практическая работа № 15 | 1 | Практи-ческая работа | Австралия. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их вли-яние на природу материка. История открытия. Особенности ком-понентов природы континента (рельеф и полезные ископа-емые, климат, внутренние воды, своеобразие органи-ческого мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы. Пр/р № 15 Сравнение геогра-фического положе-ния Австралии и Африки; определе-ние черт сходства и различия основных компонентов при-роды этих конти-нентов. | Знать приёмы опре-деления географи-ческого положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии. Уметь сравнивать географическое поло-жение Австралии и Африки; определять черты сходства и различия основных компонентов при-роды этих конти-нентов. | Письменный | § 35, 36, 37, стр 148-155, задания по выбору, стр 155 | |
30 | Население Австралии. Австралийский Союз. Практическая работа № 16 | 1 | Практи-ческая работа . | Население Австра-лии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Север-ной, Центральной, Западной и Вос-точной Австралии. Пр/р № 16 Обоснование при-чин современного распространения коренного насе-ления Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения | Знать численность, плотность, особен-ности размещения населения; совре-менную полити-ческую карту. Уметь определять по карте географи-ческое положение страны, обосновывать при-чины современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природ-ных условий и хозяйственной деятельности населения | Письменный | § 38, стр 155-159, Задания по выбору, стр 160 | |
31 | Океания. Географическое положение. Из истории откры-тия и исследова-ния. Особенности природы. | 1 | Сообщение учащихся, проблемное изложение материала, практичес-кая работа | Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности при-роды в зависимости от происхождения островов и их геог-рафического поло-жения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные наро-ды и страны Океа-нии. | Знать особенности природы, населения Океании. Уметь объяснять особенности при-роды в зависимости от происхождения островов и их геог-рафического поло-жения, заселение Океании человеком и изменение им природы островов. | Фронтальный индивидуаль-ный | § 39, Задания 3, 4 по выбору, стр 165 |
Тема 5. Южная Америка (7 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид дея-тельности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
32 | Южная Америка. Географическое положение, раз-меры, очертания материка. | 1 | Сообщения учащихся, практи-ческая работа | Географическое положения, разме-ры, очертания материка. Влияние океанов, омыва-ющих материк, на его природу. Исто-рия открытия и ис-следования матери-ка. | Знать приёмы опреде-ления географичес-кого положения мате-рика, имена исследо-вателей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение материка, крайних точек, протя-жённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особен-ности природы материка. | Фронтальный индиви-дуальный | Задания по выбору, стр 168 | |
33 | Южная Америка. Особенности природы. Стро-ение поверх-ности. Практическая работа № 17 | 1 | Практи-ческая работа.. | Особенности природы. Строение поверхности, зако-номерности раз-мещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископа-емых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразу-ющих процессов в настоящее время. Пр/р № 17 Определение сход-ства и различий в рельефе Африки и Южной Америки | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторожде-ния полезных ископа-емых | Индиви-дуальный, письменный | Задание 4, стр 170, § 41 | |
34 | Климат и факторы его формирования. Климатические пояса. | 1 | Практи-ческая работа, решение проблем-ных заданий | Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. | Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климато-образующих факто-ров. | Фронтальный | § 42, стр 170-172 | |
35 | Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка. Практическая работа № 18 | 1 | Практи-ческая работа. | Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка – вели-чайшая река планеты. Пр/р № 18. Сравни-тельное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание воз-можностей и трудностей хозяй-ственного освоения бассейнов этих рек. | Знать основные речные системы, озера материка. Уметь показывать внутренние воды на карте. | Письменный индиви-дуальный | § 43, задание 2, 3, стр 174 (по выбору) | |
36 | Своеобразие органического мира континен-та. Природные зоны. Практическая работа № 19. | 1 | Практи-ческая работа | Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные пред-ставители расти-тельного и живот-ного мира, почвы природных зон. Высотная зональ-ность в Андах. Степень изменения природы челове-ком. Природные бо-гатства и их исполь-зование в хозяйст-венной деятель-ности населения. Заповедники материка. Стихийные при-родные явления. Проблемы Амазо-нии. Пр/р № 19. Составление опи-сания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору) | Знать особенности природных зон материка, высотную зональность в Андах, использование при-родных богатств в хозяйственной дея-тельности человека; заповедники материка Уметь объяснять своеобразие природы материка, степень изменения природы человеком, харак-теризовать природу отдельных частей материка; раскрывать проблемы Амазонии; описывать одну из стран материка. | Индиви-дуальный письменный | § 44, стр 174-180, задания, стр 180 по выбору | |
37 | Народы и стра-ны. материка. История заселе-ния материка. Коренное и пришлое населе-ние. | 1 | Слайдовая презента-ция. Исследо-вание | Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое населе-ние. Сложность и разнообразие расо-вого и этнического состава населения континента. Особенности разме-щения населения. Колониальное прошлое материка и современная поли-тическая карта. | Знать численность Бразилии и Аргенти-ны, плотность, осо-бенности размещения населения, современ-ную политическую карту; главные особенности населе-ния: язык, быт, народные промыслы, религию, крупные города. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы. | Фронтальный индиви-дуальный | § 46, стр 183-187 | |
38 | Деление конти-нента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. | 1 | Слайдовая презента-ция. Путешест-вие | Деление конти-нента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бра-зилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основ-ные виды хозяй-ственной деятель-ности. | Знать о делении континента на Вос-точную и Андийскую часть, географическое положение страны и её столицы, природы и природных богатств, основные виды хозяй-ственной деятель-ности населения. Уметь показывать по карте крупные страны и их столицы, объяс-нять черты различия между странами, входящими в регион и главные особенности населения. | Фронтальный индиви-дуальный | § 47, стр 187-192 |
Тема 6. Антарктида (2 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного мини-мума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
39 | Географическое положение. Арктика и Антарктида. | 1 | Сообщения учащихся.Практи-ческая работа | Географическое положение. Арктика и Антарктида. Открытие и исследование Антарктиды. | Знать приёмы опре-деления географи-ческого положения материка, имена ис-следователей конти-нента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особен-ности природы материка | Фронталь- ный, индиви-дуальный | § 48, стр 192-195 | |
40 | Особенности природы: ледни-ковый покров, подлёдный рельеф, климат, органический мир. Практическая работа № 20 | 1 | Практи-ческая работа. | Особенности природы: ледни-ковый покров, подлёдный рельеф, климат, органичес-кий мир. Современные исследования Антарктики. Пр/р № 20 Сравнение природы Арктики и Антарк-тики; защита проектов практиче-ского использова-ния Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тек-тонического строения Антарктиды, особен-ности природы материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторож-дения полезных иско-паемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климато-образующих факто-ров. | Письменный | § 49, стр 195-201, задания по выбору, стр 200-201 |
Тема 7. Северные материки (1 час)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
41 | Северные материки. Общие особен-ности географи-ческого положе-ния и природы материков. | 1 | Проблем-ное изложение материала. Практи-ческая работа | Общие особеннос-ти географического положения матери-ка и природы мате-риков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природ-ных зонах). | Знать приёмы опреде-ления географичес-кого положения мате-рика, имена исследо-вателей континента и результаты их рабо-ты. Уметь определять географическое поло-жение материка, крайних точек, про-тяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. | Фронтальный индиви-дуальный | § 50, задания учебника, стр 204-205 |
Тема 8. Северная Америка (6 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | ||
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | ||||||||
42 | Северная Америка. Географичес-кое положение, размеры, очер-тания и омыва-ющие конти-нент океаны | 1 | Сообщения учащихся.Практичес-кая работа | Географическое положение, разме-ры, очертания и омывающие конти-нент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки. Особенности природы. Строение поверхности конти-нента в связи с ис-торией его форми-рования, роль Оле-денения в форми-ровании рельефа. Закономерности размещения место-рождений полезных ископаемых. | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторожде-ния полезных ископа-емых; оценивать влияние географи-ческого положения на особенности природы Северной Америки | Фронтальный индиви-дуальный | § 51, 52, задание 1-4, стр 210 по выбору | ||
43 | Факторы формирования климата. Практическая работа № 21 | 1 | Практи- ческая работа.. | Факторы формиро-вания климата. Влияние на климат состояния подсти-лающей поверх-ности. Климатические пояса и типичная для них погода. Пр/р № 21. Сравнение климата отдельных частей материка, располо-женных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения | Знать особенности климата Северной Америки. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных клима-тообразующих факторов; сравнивать климат отдельных частей материка и проводить оценку климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения | Письменный | § 53, стр 210-213, задания, 1-2, стр 213 | ||
44 | Основные реч-ные и озёрные системы. Характер тече-ния и режим рек. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная. Практи- ческая работа | Основные речные и озёрные системы. Характер течения и режим рек. | Знать основные речные системы, озера материка. Уметь показывать внутренние воды на карте. | Фронтальный | § 54, стр 213-216, задания, стр 216 | ||
45 | Особенности проявления зональности на материке. Основные черты природы зон. | 1 | Исследо-вание Составле-ние табли-цы и описание одной из зон по учебным картам и по типовому плану. Обозна-чение на контурной карте природных зон | Особенности прояв-ления зональности на материке; основные черты природы зон тунд-ры, тайги, смешан-ных и широколист-венных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком. | Знать особенности природных зон Северной Америки, высотную поясность в Кордильерах, запо-ведники и нацио-нальные парки. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характери-зовать природу отдельных частей материка. Обозначать на контурной карте природные зоны | Письменный, составление таблицы | § 55, стр 216-220 | . | |
46 | Народы и стра-ны. Этапы засе-ления конти-нента. Основные народы. | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие с практичес-ким изло-жением материала | Этапы заселения континента. Основ-ные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны Северной Америки. | Знать численность, плотность, особен-ности размещения населения стран Северной Америки; современную поли-тическую карту; состав территории и её регионы; черты различия между стра-нами, входящими в регион; главные особенности населе-ния: язык, быт, наро-дные промыслы, религию, крупные города. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте страны и их столицы, объяснять черты раз-личия между страна-ми, входящими в регион и главные особенности населе-ния. | Индивидуаль-ный, фронтальный | § 56-58, стр 220-228 | ||
47 | Краткая харак-теристика Канады и США. Практическая работа № 22 | 1 | Практи-ческая работа | Краткая характе-ристика Канады и США. Пр/р № 22 Составление проек-та возможного путешествия по одной из стран кон-тинента с обоснова-нием его целей, оформлением кар-тосхемы маршрута, описанием совре-менных ландшаф-тов и различий в характере освоения территории по линии следования | Знать численность, плотность, особен-ности размещения населения Канады и США, современную политическую карту; состав территории и её регионы; черты различия между стра-нами, входящими в регион; главные осо-бенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, крупные города. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показы-вать по карте страны и их столицы, объяс-нять черты различия между странами, входящими в регион и главные особенности населения. | Письменный | Вопросы, стр 228 |
Тема 9. Евразия (18 часов)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид дея-тельности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
48 | Евразия. Географичес-кое положе-ние материка, его размеры и очертания. | 1 | Сообщения учащихся.Практи-ческая работа | Географическое положение мате-рика, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего масси-ва суши. Отечественные имена на карте Евразии.
| Знать приёмы опреде-ления географичес-кого положения материка, имена исследователей континента и резуль-таты их работы. Уметь определять географическое положение Евразии, крайних точек, про-тяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние географического положения на особен-ности природы Евразии | Фронтальный | § 59, стр 230-233, задание 1, 2 по выбору, стр 233 | |
49 | Особенности природы. Рельеф Евра-зии. | 1 | Практи-ческая работа с картой | Особенности природы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формиро-вания рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения место-рождений полезных ископаемых. | Знать особенности природы и рельефа Евразии, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторожде-ния полезных ископа-емых. | Фронтальный | § 60, 61, стр 233-238, вопрос 2, стр 238 | |
50 | Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Практическая работа № 23 | 1 | Практи-ческая работа . | Климат Евразии в сравнении с Клима-тами Северной Америки. Климатообразую-щие факторы и их воздействие на распределение температуры воз-духа, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, клима-тические пояса и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Пр/р № 23 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание клима-тических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности | Знать особенности климата Евразии Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климато-образующих факто-ров. | Письменный | § 62. стр 239-243, индиви-дуальные задания | . |
51 | Внутренние воды, распре-деление их по территории в зависимости от рельефа и климата. . | 1 | Практи-ческая работа с учебником и картой | Внутренние воды, распределение их по территории в зави-симости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озёрные системы. Современное оледе-нение, многолетняя мерзлота. Изменение состо-яния водоёмов под влиянием хозяйст-венной деятель-ности. | Знать основные реч-ные системы, озера материка; о современ-ном оледенении и многолетней мерз-лоте. Уметь показывать внутренние воды на карте, давать харак-теристику речной системы, объяснять изменение состояния водоёмов под влия-нием хозяйственной деятельности.. | Фронтальный | § 63, стр 243-247, задание в рабочей тетради | |
52 | Проявление на материке ши-ротной зональ-ности и высот- ной поясности | 1 | Практи-ческая работа с учебником и картой | Проявление на материке широтной зональности и вы-сотной поясности. | Знать о проявлении на материке широт-ной зональности и высотной поясности Уметь объяснять проявление на материке широтной зональности и вы-сотной поясности | Фронтальный | § 64, 65, стр 247-253 | |
53 | Природные зоны Евразии. Практическая работа № 24 | 1 | Практи-ческая работа. | Природные зоны Евразии (в сравне-нии с зонами Север-ной Америки). Особенности при-роды зон конти-нента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влия-нием хозяйственной деятельности. Современные антро-погенные природ-ные комплексы. Крупнейшие заповедники. Пр/р № 24 Сравнение природ-ных зон по 40-й параллели в Евра-зии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередо-вании зон, в степени их антропогенного изменения | Знать особенности природных зон Евразии. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характери-зовать природу отдельных частей материка; выявлять черты сходства и различия в чередо-вании зон, в степени их антропогенного изменения. | Индиви-дуальный письменный | Задания 1-3, стр 253 | |
54 | Народы и страны. Расо-вый и этни-ческий состав населения. Крупнейшие народы Евра-зии | 1 | Вирту-альное путешест-вие по слайдам и карте | Расовый и этни-ческий состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населе-ния: исторические и природные причи-ны, её обуслов-ливающие. Этапы формиро-вания полити-ческой карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входя-щие в их состав страны. Общие черты природы и природ-ных богатств всего региона и отдель-ных стран. Главные особен-ности населения (язык, быт, тради-ции). Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилега-ющих акваторий. Территории с опасной экологи-ческой обста-новкой. Неравномерность размещения населе-ния: исторические и природные причи-ны, её обуслов-ливающие. Этапы формиро-вания полити-ческой карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входя-щие в их состав страны. Общие черты природы и природ-ных богатств всего региона и отдель-ных стран. Главные особен-ности населения (язык, быт, тради-ции). Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилега-ющих акваторий. Территории с опасной экологи-ческой обста-новкой. | Знать численность, плотность, особен-ности размещения населения, современную политическую карту; состав территории и её регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, крупные города. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте страны и их столицы, объяснять черты различия между странами, входящими в регион и главные особенности населе-ния. Знать численность, плотность, особен-ности размещения населения, современную политическую карту; состав территории и её регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, крупные города. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте страны и их столицы, объяснять черты различия между странами, входящими в регион и главные особенности населе-ния. Знать численность, плотность, особен-ности размещения населения, современную политическую карту; состав территории и её регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию, крупные города. Уметь определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте страны и их столицы, объяснять черты различия между странами, входящими в регион и главные особенности населе-ния. | Фронтальный | § 66, стр 253-256 | |
55 | Зарубежная Европа. Страны Северной Европы | 1 | Вирту-альное путешест-вие по слайдам и карте. | Фронтальный | § 67, стр 257-260 | |||
56 | Страны Западной Европы. Великобри-тания. | 1 | Вирту-альное путешест-вие по слайдам и карте | Фронтальный | § 68, стр 260-262, задание в рабочей тетради | |||
57 | Страны Западной Европы. Франция. Германия | 1 | Вирту-альное путешест-вие по слайдам и карте | Фронтальный | § 69, 70. стр 263-268 | |||
58 | Страны Восточной Европы. | 1 | Вирту-альное путешест-вие. Рассказ о хозяйст-венной деятель-ности в странах Восточной Европы | Фронтальный | § 71, стр268-273, вопросы, стр 273 | |||
59 | Страны Южной Европы. (Италия.) | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие. Описание природ-ных условий населения и хозяйст-венной жизни Италии | Фронтальный | § 72, стр 273-278 | |||
60 | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие. Описание природ-ных усло-вий насе-ления и хозяйст-венной жизни одной из стран | Фронтальный | §73, 74, стр 278-285 | |||
61 | Страны Восточной Азии (Китай. Япония). | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие. Описание природ-ных условий населения и хозяйст-венной жизни Китая и Японии (по выбору) | Фронтальный | §75, стр 286-291, рассказ об Японии или Китае | |||
62 | Страны Южной Азии. (Индия) | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие. Определе-ние места Индии среди крупней-ших стран мира по величине террито-рии и числен-ности населения | Фронтальный | § 77, стр 291-294, Рассказ об Индии | |||
63 | Страны Юго-Восточной Азии. (Индонезия) | 1 | Виртуаль-ное путе-шествие Работа с картами. На комп-лексной карте найти месторож-дения полезных ископае-мых Индо-незии | Фронтальный | § 78, стр 295-297 Рассказ об Индоне-зии | |||
64 | Контрольное обобщение по теме «Евразия». Практическая работа № 25. | 1 | ОбобщениеПракти-ческая работа. | Пр/р № 25. Обозначение на контурной карте стран, сгруппи-рованных по различным при-знакам. | Уметь работать с контурной картой, отмечать страны, сгруппированные по различным признакам. | Тест. Письменный | Повторить тему «Евразия» | |
65 | Контрольное обобщение по теме «Евразия». Практическая работа № 26 | 1 | ОбобщениеПракти-ческая работа. | Пр/р № 26 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии | Уметь составлять по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии | Письменная работа |
Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (3 часа)
Тема 1. Закономерности географической оболочки (1 час)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содер-жания. Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
66 | Важнейшие закономер-ности геогра-фической оболочки. Факторы формирования природных комплексов. | 1 | Практичес-кая работа Объяснить, почему основная часть насе-ления земного шара живёт на равнинах и по берегам морей и океанов | Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов. | Знать этапы развития географической оболочки. Уметь называть состав географи-ческой оболочки, связи между её компонентами; объяснять причины географической зональности, значение природных богатств | Фронтальный | § 79стр 299-303 |
Тема 2. Взаимодействие природы и общества (2 часа)
№/п | Тема урока | Кол- во ча- сов | Вид деятель-ности | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Домашнее задание | Примечание | |
Элементы содер-жания. Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |||||||
67 | Взаимодейст-вие природы и общества. Значение при-родных бо-гатств. Практическая работа № 27 | 1 | Практи-ческая работа. | Значение при-родных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Пр/р № 27 Работа на мест-ности по выявле-нию природных комплексов, обра-зование которых обусловлено раз-личиями в строе-нии рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропо-генного воздейст-вия. | Знать, как взаимо-действуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь оценивать состояние природы своей местности | Письменный | § 80, 81, стр 303-309 | |
68 | Взаимодейст-вие природы и общества. Изменение природы хо-зяйственной деятельностью Практическая работа № 28 | 1 | Практи-ческая работа. | Изменение приро-ды хозяйственной деятельностью населения. Необ-ходимость между-народного сотруд-ничества в исполь-зовании природы и её охране. Пр/р № 28 Составление про-стейшего плана местности, на которой изуча-ются природные комплексы. | Знать, как взаимо-действуют природа и общество, как влияет деятельность челове-ка на природу. Уметь оценивать состояние природы своей местности | Письменный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...