Рабочая программа по географии. 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Мочалова Наталья Никитична

Данная программа составлена к учебнику Е.А. Таможней, С.Г.Толкуновой, изд. "Вентана - Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geografii_9_kl.docx80.67 КБ

Предварительный просмотр:

   

  1. Пояснительная записка

     Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067) №1126
  • Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-10 классы/ сост. ЛетягинА.А, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. – М. :«Вентана - Граф», 2008 г.

   Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления нравственных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Курс «География России» занимает важное место в структуре школьного курса географии. Он, с одной стороны завершает базовое географическое образование школьников, с другой – формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

 Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям. патриотизма, уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Программа

Учебники

Линия учебников географии под ред. В.П. Дронова издательства «Дрофа»

География: программа: 6 – 10 классы общеобразова-тельных учреждений / [А.А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2010.

Таможняя Е. А.: География России: хозяйство, регионы: 9 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2013.

География Владимирской области. Учебное пособие для учащихся 8 – 9 кл. / под редакцией

В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» (8 класс) и «Хозяйство и регионы России» (9 класс).

Изменения на 2014 – 15 уч. год В 9 классе вводится преподавание  регионального  компонента.  Региональный компонент применим для базового изучения курса «География Владимирской области». В учебный предмет «География Владимирской области входят два самостоятельных раздела «Природа Владимирской области» и «Население и хозяйство Владимирской области»

На изучение курса «География России. Хозяйство. Регионы» отводится 68 часов(2 часа в неделю), в том числе и на изучение «Географии Владимирской области. Хозяйство» (10 часов)

В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Географическое положение и формирование государственной территории России», II - «Природа России», III-  «Население России»,  IV - «Природный  фактор в развитии России», V – « Хозяйство России»,Vl – «Природно-хозяйственные регионы России», Vll – «Россия в современном мире»

Четыре раздела изучаются в 8 классе и 3 раздела в 9 классе.

После изучения раздела  «Природно-хозяйственные регионы России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Владимирской области»

 В рабочую программу внесены следующие изменения:

На  изучение регионального компонента взято 6  часов  из резервного времени и 2 часа из 5 и 6-го разделов (по 1 часу из каждого).

 Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

        Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Учебно-тематический план 9 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

всего

из них итоговых

1.

Хозяйство России

24

11

4

2.

Природно-хозяйственные регионы России

34

14

9

3.

Россия в современном мире

2

1

-

4

География Владимирской области

8

-

-

ИТОГО

68

26

13

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9  класс

 (68 ч, 2 часа в неделю)

Раздел  V  «Хозяйство России» (24 ч )

Тема 1.

Общая характеристика хозяйства России (3ч)

     Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития.

    Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйства на сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отраслевая и функциональная структура экономики. Территориальная структура хозяйства.

     Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Практическая работа:

Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности.

Тема 2

География отраслей и межотраслевых комплексов (22 ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы  электростанций, их достоинства и недостатки,  факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы:

 1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2. Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и статистическим материалам.

Металлургический комплекс

        Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Практическая работа:

1. Определение факторов размещения предприятий черной металлургии, металлургии меди и алюминия по картам.

2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  Химико-лесной комплекс.

 Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.

             Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав.

           Лесная промышленность: география ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий.

          География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

         Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

Практическая работа:

1. Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятия химико-лесного комплекса, по картам.

2. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроительный комплекс. 

Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.

Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса.

Проблемы и перспективы комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Практическая работа:

 1. Определение факторов, оказавших влияние на  размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения, по картам.

Агропромышленный комплекс.

          Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.

          Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

        Пищевая и легкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.

        Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Практическая работа:    

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам.

Инфраструктурный комплекс.

           Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

         Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны.

        Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.

        Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс: особенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития.

       Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Практическая работа:

1.Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами услуг.

2. экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Составление схемы хозяйственных связей предприятия.

Экологический потенциал России.

Экологические проблемы на территории России. Источники загрязнения окружающей среды и меры по сохранению ее качества на территории страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.

Практическая работа:

Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.

Раздел  VI .

 «География крупных регионов России» (34ч).

Тема 1. Районирование России

Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяйственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Практическая работа:

Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России.

Тема 2: Общая комплексная характеристика европейской части России

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Центральная Россия

     Преимущества столичного, соседского и транспортного  положения. Высокая степень освоения региона и состав территории. Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона.

           Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

         Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

       Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.

      Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.

     Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.

Практическая работа:

1.Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России.

2. Составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории страны (карта заполняется по мере изучения регионов).

Европейский Север  

          Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.

         Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двино-Печорского Севера.

        Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.

       Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.

        Потенциал регионов для развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.

Практическая работа:

Установление влияния приморского положения  и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей.

        Северо-Запад

         Состав региона. Особенности географического положения в разны исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности ГП Калининградской области.

        Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей  и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.

        Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры.

        Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона.

       Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и ее перспективы.

      Экономические, социальные и экологические проблемы региона.

 Практическая работа:

1. Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада.

2. Составление сравнительной характеристики особенностей ГП, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы.

 Поволжье  

       Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях  Русской равнины.

      Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга – природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

       Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города- миллионеры и крупные города.

      Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна.  Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.

       Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практическая работа:

1.Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава населения.

2. Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и путей их решения.

Юг европейской части страны

       Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения.

       Особенности природы и природные факторы развития территории: изменения рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъемом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.

       Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.

       Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.

     Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Практическая работа:

1.Сравнение специализации пищевой промышленности европейского юга и Поволжья.

2. Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона.

Урал

Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.

     Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявление широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы.

      Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние ГП, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение и размещение промышленности.

      Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК.

     Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практическая работа:

Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации.

Тема 3. Общая комплексная характеристика Азиатской части Россия

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Сибирь .

       ГП региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа.

      Проникновение русских в Сибирь. Первые русские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религия, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.

      Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности расселения населения.

       Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Религиозные различия на территории Сибири.

Практическая работа:

Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ.

Западная Сибирь .

         Состав территории. Своеобразие географического положения.  Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.

        Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.

        Специализация хозяйства - нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

       Влияние природных условий на жизнь и быт человека.

        Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия.

      Экономические, социальные и экологические проблемы Западной Сибири.

Внутрирайонные различия.

Практическая работа:

Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы).

 Восточной Сибири

      Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые.

        Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.

        Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.

      Внутрирайонные различия.

Экономические, социальные и экологические проблемы района.

Практическая работа :

 Составление характеристики Норильского ТПК

Южная Сибирь     

        Состав территории. Своеобразие географического положения.

       Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрасность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.

         Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.

       Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона.

       Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и черная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК,

особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы.

       Экономические, социальные и экологические проблемы района.    

  Внутрирайонные различия.

Практическая работа:

1. Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе.

2. разработка туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных  хозяйственных объектов региона.

Дальний Восток .

 Состав района. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории.

Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности.   Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические, лесные, на юге территории – почвенные и агроклиматические.

Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Практическая работа:

 1. Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока.

2. Учебная дискуссия: проблемы и перспективы интеграции Дальнего Востока со странами АТР.              

Раздел VII.  Россия в современном мире (2ч).

        Место Россия среди стран мира. Характеристика исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами  СНГ. Памятники Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разделении труда.

Практическая работа:

Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров России по картам и статистическим материалам.

География Владимирской области (8ч).

     Оценка природных  предпосылок в развитии экономики республики. Этапы формирования современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.  

  1.  Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                        

   5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

  • Основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, ЭГП, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция;
  • Различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • Географическую зональность и поясность;
  • Различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  • Связь между ГП, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
  • Специфику ГП и административно-территориального устройства РФ;
  • Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ;
  • Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  • Меры по охране природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
  • Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • Для определения поясного времени;
  • Для чтения карт различного содержания;
  • Для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствия.

  1.         Календарно-тематическое  планирование учебного материла по географии

9 КЛАСС

68 часов, 2 часа в неделю

№ п\п

Тема урока

Материал учебника

Срок проведения

По плану

По факту

Раздел 5. Хозяйство России (24 ч)

Общая характеристика хозяйства России (3 ч)

1

Отраслевая структура хозяйства

П. 1, с.3-10

02.09

2

Особенности формирования хозяйства России

№1 Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности

П.2, с.10-17

03.09

3

Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства

П.3, с.17-23

09.09

География отраслей и межотраслевых комплексов (21 ч)

Топливно-энергетический комплекс

4

Состав и значение ТЭК

П.4, с.24-27

10.09

5

Топливная промышленность

№2 Составление характеристики одного из районов добычи  нефти или газа по картам и статистическим материалам

№ 3 Составление характеристик одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

П.5, с.28-33

16.09

6

Электроэнергетика России

П.6, с.34-39

17.09

Металлургический комплекс

7

Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий

№ 4 определение факторов размещения предприятий черной металлургии, металлургии меди и алюминия.

П.7, с. 40-44

23.09

8

Черная металлургия

П.8, с.45-50

24.09

9

Цветная металлургия

№ 5 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

П.9, с. 50-55

07.10

Химико-лесной комплекс

10

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

№6. Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий химико-лесного комплекса по картам

П.10, с.56-62

08.10

11

Лесная промышленность

№ 7. Составление характеристики одной из  баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

П.11, с. 62-67

14.10

12

География химико-лесного комплекса

П.12, с.67-70

15.10

Машиностроительный комплекс

13

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий

№ 8. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

П.13, с.71-76

21.10

14

Оборонно-промышленный комплекс

П.14, с. 76-81

22.10

Агропромышленный комплекс

15

Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство

П.15, с.82-85

28.10

16

География растениеводства и животноводства

№ 9. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, основных районов животноводства по картам.

П.16, с.85-92

29.10

17

Пищевая и легкая промышленность

П.17, с.93-97

11.11

Инфраструктурный комплекс

18

Состав и значение инфраструктурного комплекса

П.18, с.97-102

12.11

19

Сухопутный транспорт

П.19, с.102-106

18.11

20

Водные и другие виды транспорта

П.20, с. 106-116

19.11

21

Связь

П.21, с.116-121

25.11

22

Отрасли социальной инфраструктуры

№ 10. Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами услуг.

П.22, с.121-127

26.11

23

Экологическая  ситуация в России

№11. Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников информации и публикаций в СМИ

П.23, с.128-133

02.12

24

Обобщение по теме: «Хозяйство России»

Контрольная работа

03.12

Природно-хозяйственные регионы России (34 ч)

Районирование территории России

25

Принципы выделения регионов на территории страны

№ 12. Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России.

П.24, с.134-140

09.12

Европейская часть России (Западный макрорегион)

26

Общая характеристика европейской части страны

П.25, с.141-145

10.12

Центральная Россия

27

ГП и основные черты природы Центральной России

№.13. Составление картосхемы объектов всемирного культурного наследия на территории страны (карта заполняется по мере изучения региона)

П.26, с.145-152

16.12

28

Население Центральной России

№ 14. Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России

П.27, с.152-156

17.12

29

Хозяйство Центральной России

П.28, с.156-164

23.12

Европейский Север

30

ГП и природа Европейского Севера

П.29, с.165-174

24.12

31

Население Европейского Севера

П.30, с.175-180

13.01

32

Хозяйство Европейского Севера

№ 15. Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей

П. 31, с.180-185

14.01

Северо-Запад

33

ГП и природа Северо-Запада

П.32, с.185-192

20.01

34

Население Северо-Западного района

№ 16. Составление сравнительной характеристики особенностей географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт – Петербурга и Москвы

П.33, с.192-196

21.01

35

Хозяйство Северо-Запада

№ 17. Разработка проектов туристических маршрутов с цель. Изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада.

П.34, с.196-202

27.01

Поволжье

36

Состав, ГП и особенности природы Поволжья

П.35, с.202-208

28.01

37

Населенье Поволжья

№ 18. Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава населения.

П.36, с.209-212

03.02

38

Хозяйство Поволжского района

№19. Определение экологических проблем волго-Каспийского бассейна и путей их решения

П. 37, с.213-218

04.02

Юг европейской части страны

39

Состав, ГП и особенности природы Европейского Юга

П.38, с.218-226

10.02

40

Население Европейского Юга

П. 39, с.227-231

11.02

41

Хозяйство Европейского Юга

№ 20. Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

№ 21. Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона

П.40, с.232-237

17.02

Урал

42

Состав, ГП и особенности природы Урала

П.41, с.237-247

18.02

43

Население Урала

П.42, с.247-250

24.02

44

Хозяйство Урала

№22. Составление характеристики одного из промышленных узлов Уральского региона на основе нескольких источников информации

П.43, с.250-257

25.02

Азиатская часть России. (Восточный макрорегион)

45

Общая характеристика азиатской части России

23. Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ

П.44, с. 258-261

03.03

Сибирь

46

Общие черты природы Сибири

П.45, с.262-265

04.03

47

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири

П.46, с.266-271

Западная Сибирь

48

Состав, ГП и особенности природы Западной Сибири

П.47, с.271-278

10.03

49

Население Западной Сибири

П.48, с.278-282

11.03

50

Хозяйство Западной Сибири

24. Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы). 

П.49, с.283-287

17.03

Восточная Сибирь

51

Состав, ГП и особенности природы Восточной Сибири

П.50, с.288-296

18.03

52

Население и хозяйство Восточной Сибири

П.51, с.297-302

01.04

Южная Сибирь

53

Состав, ГП и особенности природы Южной Сибири

№25. Выявление особенностей природы региона с позиции условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе.

П.52, с.302-310

07.04

54

Хозяйственное освоение и население Южной Сибири.

№26. Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и культурно-исторических объектов на территории региона

П.53,с.310-312

08.04

55

Хозяйство Южной Сибири

П.54, с.313-319

14.04

Дальний Восток

56

Состав, ГП и особенности природы Дальнего Востока

П.55, с.319-327

15.04

57

Хозяйственное освоение и население  Дальнего Востокаи Хозяйство Дальнего Востока

П.56, с.328 П.57, с.334-339-333

21.04

58

Обобщение по разделу «Природно-хозяйственные регионы России»

Тестирование

22.04

Раздел 7. Россия в современном мире (2 ч)

59

Место России в мире

№ 27. Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров России по картам и статистическим материалам.

П.58, с.341-347

28.04

60

Итоговая контрольная работа

29.04

Региональный компонент. География Владимирской области (8ч)

61

География своей области: особенности ЭГП, формирование территории, природы

Геогр. Вл.обл.с.3-19

05.05

62

Население области

Г. Вл.обл. с.20-22

06.05

63

Хозяйственное освоение

Г. Вл.обл. с. 23-28

12.05

64

Особенности хозяйства своей области. Промышленность.

Г.Вл.обл.с.23-28

13.05

65

АПК области

Г.Вл.обл.с.28-31

19.05

66

Особенности экономики областного центра

20.05

67

Социально-экономические проблемы области

26.05

68

Экскурсия на местное предприятие

27.05

  1. Контрольно – измерительные материалы
  •         Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
  • Контрольные и проверочные работы по географии. 6 -10 классы:Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

VII. Информационно – методическое обеспечение

Учебно-методический комплект:

  • Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеративный базисный учебный план  и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 100 с.
  • География: программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений./А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. / - М.: Вентана –Граф, 2008. – 80 с.
  • География России: Хозяйство. Регионы. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \ Е.А. Таможняя, С.Г.Толкунова; под ред. В.П.Дронова.  – М.: Вентана-Граф, 2011. – 288 с.
  • Атлас .9 класс, АСТ-Пресс школа, 2009г.

Дополнительная литература:

  •  География. Тесты, викторины. 6-9 классы., автор- составитель Т.К.Торопова, изд. «Учитель», Волгоград, 2009 г.- 135 с.
  •  Н.А.Максимов «За страницами учебника географии» Кн.для чтения – 3-е изд, М.: Просвещение,2000 г. 190 с.
  •  С.В.Рянжин «Экологический букварь для детей и взрослых» - Санкт-Петербург: Печатный двор, 2000 г.-107 с.
  •  География. 6 – 10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс – конференции/ А.Г.Стадник. -  Волгоград: Учитель, 2010. – 280 с.
  • География. 6 – 10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины /авт.-сост. Н.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 265 с.
  • Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
  • Предметные недели в школе: География/ Сост. А.Ф.Романова. – Волгоград: Учитель.2010. – 89с.
  • География. Интегрированные уроки 6-10 классы/ Сост. Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...