Рабочая программа по географии. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Мочалова Наталья Никитична

Данная программа составлена к учебнику В.Б.Пятунина, Б.А. Таможней, изд. "Вентана - Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geografii_8_kl.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

l. Пояснительная записка.

Настоящая программа по географии для основной общеобразовательной школы 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по географии 6-11 класс (авторы –составители: Летягин А.А. ,Душина И.В., Пятунин В.Б. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны,в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Цель и задачи курса

Главная цель курса заключается в развит географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы,населения и хозяйства страны;

-сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

-научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

-развивать картографическую грамотность школьников;

-сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны

-показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности). 

Изменения в программе  

В раздел 1,2,4 добавлено 3 часа из резервного времени для проведения обобщающих уроков (раздел 1) и выполнения практических работ программы (раздел 2, 4).

Курс «География Владимирской области» изучается интегрировано.

Рабочая программа ориентирована на УМК:

1.  В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население:8 класс.- М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Географический атлас, к/к 8 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС

3. География: 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней «География России. Природа.Население» / В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.

4. География Владимирской области – Учеб. Пособие./В.В.Кузнецов и др. – М.: Изд.МГУ 2012 г – 40 с.

Учебно-тематический план

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы

Введение

1

РАЗДЕЛ I Географическое положение и формирование государственной территории России

12

Географическое положение России

9

2

1

История заселения, освоения и исследования территории России

3

1

РАЗДЕЛ II Природа России

38

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

1

1

Климат и агроклиматические ресурсы

7

1

1

Внутренние воды и водные ресурсы

7

2

1

Почвы и почвенные ресурсы

4

1

 

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

2

1

1

Природные различия на территории России

12

3

1

РАЗДЕЛ III. Население России

11

3

1

РАЗДЕЛ IV. Природный фактор в развитии России

6

1

Итого

68

15

8

ll. Содержание курса

Введение (1ч)

Что и с какой целью изучают в курсе «география России»

Раздел 1

Географическое положение и формирование государственной территории России (12ч)

Географическое положение России(9ч)

Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.

Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История населения, освоения и исследования территории России(4ч)

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел 2

Природа России(38ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(6ч)

 Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Климат и агроклиматические ресурсы(7ч)

Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха и загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Внутренние воды и водные ресурсы(7ч)

Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Растительный и животный мир, биологические ресурсы(2ч)

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Почва и почвенные ресурсы(4ч)

Почва как особое природное образование. Плодородие -важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация.

Природные различия на территории России(12ч)

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения ПТК на территории страны.

Физико- гоеграфическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природных зонах. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь субтропиков. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная детальность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Аквальные природные комплексы у берегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного населения на территории России.

Раздел 3

Население России(11ч)

Человеческий потенциал – главное богатство страны

Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Народы России

Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов Россию Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.

Особенности урбанизации в России

Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.  Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.

Причины, типы, и направления миграций населения на территории России

Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.

Трудовые ресурсы

Роль экономически активного населения в развитии и размещение хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.

Раздел 4

Природный фактор в развитии Росси(6ч)

Влияние природной среды на развитие общества

Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации

Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Природные регионы России – Владимирская область

Особенности географического положения, климат, особенности природы. Экологические проблемы. Население.

V. Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                        

   5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

lV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/ понимать:

- Основные географические термины и понятия: федерация, государственная территория, континентальный шельф, экономико – географическое положение, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы агломерация, природные ресурсы, природно - ресурсный потенциал, ресурсная база.

-различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

-результаты, выдающихся географических исследований, открытий и путешествий;

- географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

-географическую зональность и поясность;

-специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях;

-меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений,

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,адаптации человека к условиям окружающей среды;

-составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для определения поясного времени;

-для чтения карт различного содержания

-для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

V. Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема раздела, урока

Практические, проверочные работы

§ по учебнику

Срок проведения

Корректировка

по плану

по факту

Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России.

Географическое положение России

1.

Цели и задачи изучения курса «География России».

02.09

2.

Географическое положение и его виды.

1

05.09

3.

Размеры территории и природно-географическое положение России

2

09.09

4.

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

3

12.09

5.

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Пр.р.№1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте.

4

16.09

6.

Государственная территория России. Типы российских границ.

5

19.09

7.

Сухопутные и морские границы России.

6

23.09

8.

Различия во времени на территории России.

        Пр.р.№2 Решение задач на определение поясного времени.

7

26.09

9.

Государственное устройство и территориальное деление  РФ.

8

30.09

10.

Обобщение по разделу.

ГП , административно-территориальное деление Владимирской области

Тестирование

03.10

История заселения, освоения и исследования государственной территории России.

11.

Заселение и освоение территории России в IX – XVII вв.

9

07.10

12.

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII – XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII – XIX вв.

10, 11

10.10

13.

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Пр.р.№3 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия России.

12

14.10

Раздел 2. Природа России.

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

14.

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории.

13

17.10

15.

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры

14

21.10

16.

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

Пр.р.№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых.

15

24.10

17.

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

16

28.10

18.

Литосфера. Рельеф. Человек

17

31.10

19.

Повторение и обобщение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» Рельеф Владимирской области.

Тестирование

11.11

Климат и агроклиматические ресурсы

20.

Условия формирования климата.

18

14.11

21.

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

19

18.11

22.

Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения.

20

21.11

23.

Климатические пояса и типы климатов.

Пр.р.№5 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны

21

25.11

24.

Климат и человек.

22

28.11

25.

Климат и агроклиматические ресурсы Владимирской области

02.12

26.

Обобщение по теме: « Климат и агроклиматические ресурсы»

Тестирование

05.12

Внутренние воды и водные ресурсы

27.

Состав внутренних вод. Реки и их зависимость от рельефа.

23

09.12

28.

Зависимость речной сети от климата

Пр.р.№6 Составление природно-хозяйственной характеристики реки.

24

12.12

29.

Озера. Болота. Ледники. Подземные воды.

25

16.12

30.

Многолетняя мерзлота.

26

19.12

31.

Воды и человек. Водные ресурсы.

Пр.р.№7 Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности.

27

23.12

32.

Внутренние воды Владимирской области.

26.12

33.

Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы»

Тестирование

13.01

Почвы и почвенные ресурсы

34.

Почва -  особое природное образование.

28

16.01

35.

Главные типы почв и их размещение по территории России.

29

20.01

36.

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

Пр.р.№8 Составление характеристики одного из зональных типов почв

30

23.01

37.

Почвы Владимирской области.

27.01

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

38.

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы.

Пр.р.№9 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

31, 32

30.01

39.

Обобщение по темам: «Почвы , «Животный и растительный мир». Животный и растительный мир Владимирской области

Итоговое тестирование

03.02

Природные различия на территории России

40.

Природные комплексы.

33

06.02

41.

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

34

10.02

42.

Северные безлесные природные зоны.

35

13.02

43.

Лесные зоны. Тайга.

36

17.02

44.

Смешанные и широколиственные леса.

37

20.02

45.

Южные безлесные зоны степи, полупустыни и пустыни.

38

24.02

46.

Высотная поясность.

Пр.р.№10 Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны

39

27.02

47.

Моря как крупные природные комплексы.

40

03.03

48.

Природно-хозяйственные различия российских морей.

Пр.р.№11 Составление характеристики одного из морей России по типовому плану.

41

06.03

49.

Особо охраняемые территории России.

Пр.р.№12 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны

42

10.03

50.

Природные комплексы Владимирской области.

13.03

51.

Повторение и обобщение темы.

Проверочная работа

17.03

Раздел 3. Население России

52.

Численность и воспроизводство населения

России.

Пр.р.№13 Определение и сравнение показателей естественного прироста населения.

43

20.03

53.

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

44

03.04

54.

Этнический и языковой состав населения России.

        Пр.р.№14 Определение крупных народов и особенностей их размещения по территории

45

07.04

55.

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

46

10.04

56.

Особенности урбанизации в России. Городское население.

47

14.04

57.

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

48

17.04

58.

Миграции населения России.

49

21.04

59.

Размещение населения России. Выявление закономерностей размещения населения России.

50

24.04

60.

Занятость населения

Пр.р.№15 Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.

51

28.04

61.

Население Владимирской области.

05.05

62.

Повторение и обобщение темы.

Итоговое тестирование

08.05

Раздел 4.       Природный фактор в развитии России.

63.

Влияние природы на развитие общества.

52

12.05

64.

Природные ресурсы.

53

15.05

65.

Природно-ресурсный потенциал России.

54

19.05

66.

Природные ресурсы Владимирской области Памятники природы

22.05

67.

Обобщение по курсу

Итоговая контрольная работа

26.05

68

Резерв Повторение тем Население

29.05

Vl .  Контрольно – измерительные материалы:

1. Контрольно – измерительные материалы. География. 8 класс/сост.Е.А. Жижина.- 2е изд., перераб.-М.:ВАКО,2014. – 112 с.

2. Контрольные и проверочные работы по географии.06 – 10 классы6 Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2006.- 192 с.

Vll. Информационно – методическое обеспечение:

Учебно-методический комплект:

  • Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеративный базисный учебный план  и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 100 с.
  • География: программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений./А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. / - М.: Вентана –Граф, 2008. – 80 с.
  • География России: Природа. Население. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \ В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; под ред. В.П.Дронова.  – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  • Атлас .8 класс, АСТ-Пресс школа, 2011г.

Дополнительная литература:

  •  География. Тесты, викторины. 6-9 классы., автор- составитель Т.К.Торопова, изд. «Учитель», Волгоград, 2009 г.- 135 с.
  •  Н.А.Максимов «За страницами учебника географии» Кн.для чтения – 3-е изд, М.: Просвещение,2000 г. 190 с.
  •  С.В.Рянжин «Экологический букварь для детей и взрослых» - Санкт-Петербург: Печатный двор, 2000 г.-107 с.
  •  География. 6 – 10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс – конференции/ А.Г.Стадник. -  Волгоград: Учитель, 2010. – 280 с.
  • География. 6 – 10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины /авт.-сост. Н.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 265 с.
  • Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
  • Предметные недели в школе: География/ Сост. А.Ф.Романова. – Волгоград: Учитель.2010. – 89с.
  • География. Интегрированные уроки 6-10 классы/ Сост. Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...