Рабочая программа по географии. 6 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Мочалова Наталья Никитична

Данная программа составленна по учебнику А.А.Летягина, изд. "Вентана-Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geogr.6_kl._.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для учащихся 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по географии, программой для образовательных учреждений к комплекту учебников, созданных по руководством Летягина А.А. (авторы – составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. – М. :Вентана – Граф, 2008. -80 с.), полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

 Нормативно – правовая база курса:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. География  (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. №1312)
  • География: программа 6 - 10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, О.А. Бахчиева, Е.А.Таможняя – М.: Вентана-Граф, 2008.- 80 с.

Основная цель – «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно – следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно – методические задачи:

  • Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
  • Развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам  окружающего мира;
  • Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • Научить устанавливать связи в системе  географических знаний (геолого – геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико – географических и общественно – географических знаний;
  • Включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

С целью более полного изучения материала увеличено количество часов на изучение тем: «План местности» - 1ч, «Гидросфера», «Литосфера», «Атмосфера», «Глобус и географическая карта» -  по 2 ч, а также добавлено 4 часа на изучение природы и населения своей местности. Увеличить количество часов стало возможным за счет добавления регионального компонента (34 ч + 17 ч из РК)

  Распределение данных часов проведено по показателям сложности усвоения и большому объему учебного материала следующим образом:

№ раздела

Наименование раздела

Наименование темы

Количество часов по УМП

Практические работы

Проверочные работы

Введение

3

2

I

Планета Земля. Изображение земной поверхности.

Земля как планета Солнечной системы

3

2

План местности

7

3

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности

5

3

1

II

Геосферы Земли

Литосфера

7

3

Гидросфера

7

3

1

Атмосфера

7

2

1

Почвенный покров

1

1

Биосфера

4

1

Географическая оболочка Земли

3

1

III

Природа и население своей местности

4

3

Итого

51

23

4

Практическая часть: на выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. 23 работы, в том числе: творческих – 3, обучающих – 8, итоговых – 12 – 50 %

   Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • А.А. Летягин «География. Начальный курс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений по редакцией В.П.Дронова, - М.: Вентана – Граф, 2010. – 208 с.
  • Рабочая тетрадь
  • Атлас

В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 34 часа из федерального компонента и допускается использование еще 17 часов из регионального компонента, всего 51 час (1,5 часа в неделю)

  1. Содержание курса географии 6 класс

Введение (3ч) Что изучает география? Значение этой науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Практическая работа:

  1. Наблюдения за географическими объектами своей местности.
  2. Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий.

Раздел 1. Планета Земля. Изображение земной поверхности (15 ч)

Земля как планета Солнечной системы (3ч) Возникновение и геологическая история Земли. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращение Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Практическая работа:

  1. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу.
  2. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.

План местности (6 ч) Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Практическая работа:

  1. Определение на местности направлений (азимута) и расстояний.
  2. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.
  3. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек.

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (6 ч). Глобус – модель Земли. Изображение поверхности земли на глобусе. Географическая карта.

     Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюса, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

      Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Практическая работа:

  1. Измерение расстояний (в градусной мере и километрах) по глобусу и картам.
  2. Определение по картам географических координат точек.
  3. Определение координат своего населенного пункта на местности.

Раздел 2. Геосферы Земли.

Литосфера (7 ч) Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

   Выветривание, результаты действий текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

   Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

      Природные памятники литосферы.

      Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Практическая работа:

  1. Определение минералов и горных пород по образцам. Выявление способов использования местных горных пород в хозяйственной деятельности.
  2. Определение по карте географического положения гор и равнин.
  3. Описание гор и равнин по географической карте.

Гидросфера (7 ч)  Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

    Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее

части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек.

Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использования.

   Человек и гидросфера. Охрана  вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Практическая работа:

  1. Наблюдение за поведением реки своей местности в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Описание реки своей местности.
  2. Определение по картам географического положения одного из океанов или морей. Описание его по географической карте.
  3. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли. Описание ее по плану.

Атмосфера (7ч) Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Практические работы:

  1. Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности (анализ суточного и месячного хода температуры воздуха, построения розы ветров).
  2. Изготовление атласа облаков, наблюдение за облачностью, построение диаграмм облачности и осадков для своей местности.

Почвенный покров (1 ч) Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Практическая работа:

Описание почвенного разреза своей местности.

Биосфера (4 ч) Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распределения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Человек как часть биосферы. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Практическая работа:

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Географическая оболочка Земли (2 ч) Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природные и природно-хозяйственные комплексы.

Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Изменения географической оболочки под воздействием человека.

Практическая работа:

Построение модели природного комплекса своей местности.

Раздел 3. Природа и население своей местности (4ч)

Взаимодействие  компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, животных и растений, почвы на примере своей местности. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека, мероприятия по охране природы.

Практическая работа:

  1. Ознакомление с компонентами природы своей местности на экскурсии.
  2. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

  1. Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  • Самостоятельность ответа.
  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения «Начального курса географии» ученик должен

Знать/понимать:

  • Основные географические понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат», «биосфера», «природный комплекс», «раса»;
  • Различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  • Составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • Определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выяснять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтение карт различного содержания;
  • Для учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • Для наблюдений за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • Для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • Для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень географических объектов

Тема: «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская , Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан. Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландии, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Тема: «Гидросфера»

Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.

  1. Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Практические и проверочные  работа

Учебный материал

Срок проведения

Корректировка

По плану

По факту

Введение (3 ч)

1

География – одна из наук о планете Земля.

№2. . Наблюдение географических объектов своей местности

§ 1

01.09

2

Географическое познание Земли.

§ 2,3

05.09

3

Географические открытия и исследования в ХVlll-XX веках

№ 1. Нанесение на контурную карту маршрутов изучаемых географических путешествий  

§ 4

08.09

Земля как планета Солнечной системы (3 ч)

4

Земля среди других планет Солнечной системы. Движение Земли по околосолнечной орбите.

§ 5,6

12.09

5

Пояса освещенности Земли. Суточное вращение Земли.

№3. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу

№4. Наблюдение над высотой Солнца над горизонтом

§6,7

15.09

6

Взгляд на Землю из космоса.

§ 8

19.09

План местности (7ч)

7

Изображение поверхности Земли. Ориентирование на местности.

§ 9

22.09

8

Ориентирование на местности (практикум)

№ 5. Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний

§ 9

26.09

9

Топографический план и карта.  

§ 10

29.09

10

Как составляют топографические планы и карты

§ 11

03.10

11

Проведение  полярной или маршрутной  глазомерной съемки местности (практикум)

№6. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности

06.10

12

Рельеф местности. Относительная высота форм рельефа. Изображение рельефа на топографических планах и картах

§12,13

10.10

13

Виды планов и их использование

№7. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек

§14

13.10

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (5 ч)

14

Глобус – модель Земли

§ 15

17.10

15

Географические координаты

§ 16

20.10

16

Работа с глобусом

№8. Измерение расстояний (в градусной мере и километрах) по глобусу и картам

§ 17

24.10

17

Географическая карта

№9.  Определение по картам географических координат точек

§ 18

27.10

18

Географические карты в жизни человека

№10. Определение координат своего населенного пункта на местности

Тестирование по теме: «План местности и географическая карта»

§ 19

31.10

Литосфера (7 ч) 

19

Внутреннее строение Земли

§20,21

10.11

20

Стихия землетрясений. Вулканы Земли.

§ 22,23

14.11

21

Состав земной коры Минералы

№11. Определение магматических, осадочных, метаморфических горных пород по образцам, описание условий их образования и использования в хозяйственной деятельности. Определение твердости горных пород.

§24,25

17.11

22

Выветривание и перемещение горных пород

§ 26

21.11

23

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

№12. Определение по карте географического положения гор и равнин

§ 27

24.11

24

Равнины и плоскогорья суши. Человек в горах и на равнине.

№13. Описание гор и равнин по географической карте

§ 28

28.11

25

Рельеф дна Мирового океана.

§ 29

01.12

Гидросфера (7 ч)

26

Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы

§30, 31

05.12

27

Вода Мирового океана. Человек и океан.

№15. Определение по картам ГП  одного из океанов или морей. Описание его  по географической карте

§ 32,33

08.12

28

Воды суши. Реки.

§ 34,35

12.12

29

Жизнь реки. Большие и малые реки.

№16. Определение по картам ГП  одной из  крупнейших  рек Земли. Описание ее по плану.

№14. Наблюдение за поведением реки своей местности в течение года6 половодье, паводок, межень, ледостав. Описание  реки своей местности.

§ 35, 36

15.12

30

Озера

§ 37

19.12

31

Вода в «земных кладовых» Человек и гидросфера

§ 38, 39

22.12

32

Обобщение по темам

Итоговая контрольная работа за первое полугодие

26.12

Атмосфера (7 ч)

33

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Солнечные лучи в атмосфере.

§40,41

16.01

34

Атмосферное давление

§42

23.01

35

Движение воздуха

§43

30.01

36

Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

№18. Изготовление «атласа» облаков, наблюдение за облаками, построение диаграмм облачности и осадков своей местности

§ 44,45,46

06.02

37

Погода, описание погоды.

№17. Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности (анализ суточного и месячного хода температуры воздуха, построение розы ветров)

§47

13.02

38

Климат

§47

20.02

39

Человек и атмосфера

Тестирование по теме: «Атмосфера»

§48

27.02

Почвенный покров (1 ч)

40

Почва – уникальный природный объект

№19. Описание почвенного профиля своей местности

§ 49

06.03

Биосфера (4 ч)

41

Биосфера. Жизнь в тропическом поясе

§50,51

13.03

42

Растительный и животный мир  умеренных поясов.

№20. Описание по изображениям и гербарию растений и животных своей местности

§ ,52

20.03

43

Жизнь в полярных поясах и океане

§ 53

03.04

44

Человек и часть биосферы

§54

10.04

Географическая оболочка Земли (2 ч)

45

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.

§ 55,56

17.04

46

Природная среда. Охрана природы.

§ 57

24.04

47

Обобщение по разделу «Геосферы Земли»

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

08.05

Природа и население своей местности (4 ч)

48

Природные комплексы Владимирской области

№21. Построение модели природно-территориального комплекса своей местности

49

Животный и растительный мир Владимирской области

№22. Ознакомление с компонентами природы своей местности на экскурсии

50

Красная книга Владимирской области

№23. Описание типичных  природных комплексов своей местности и оценка их изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека

51

Население Владимирской области

IV. Контрольно - измерительные материалы:

  • Баранчиков Е.В. – Сборник заданий и упражнений по географии, 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
  • Крылова О.В.Тетрадь итоговых работ по географии – М.: Новый учебник, 2007.
  • Новоженин И.В. – Тесты, 6 класс. – М.: Владос, 2001.
  • Сиротин В.И. – Раздаточные материалы с к/к, 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  • Повторение и контроль знаний. География. 6 -7 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. И.А.Кугуст. – М.:Планета,2011. – 128 с.
  • География: 6 кл.: Контрольные и проверочные работы. Е.В.Датская – М.: Изд. «Экзамен», 2009. – 78 с.
  • Контрольные и проверочные работы по географии. 6 -10 классы:Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
  1. Информационно – методическое обеспечение
  • География: программа: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений / [А.А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  • А. А. Летягин. География. Начальный курс. 6 класс: - учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008
  • География.  Рабочая тетрадь . А.А.Летягин, 6 класс, Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2014. – 96 с.
  • Атлас . География.6 класс, изд. «Дрофа»  
  • Тематический контроль по географии. Начальный курс географии. 6 класс/ О.В.Чичерина. – М.:  Интелект – Центр, 2007 – 120 с.
  • География. 6 – 10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс – конференции/ А.Г.Стадник. -  Волгоград: Учитель, 2010. – 280 с.
  • География. 6 – 10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины /авт.-сост. Н.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 265 с.
  • Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.
  • География. 6 – 9 классы: тесты, викторины /авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 135 с.
  • Предметные недели в школе: География/ Сост. А.Ф.Романова. – Волгоград: Учитель.2010. – 89с.
  • География. Интегрированные уроки 6-10 классы/ Сост. Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 100 с.
  • География. 6 – 8 классы. Уроки с использованием блочно – модульной технологии./ Сост.Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 85 с.

Интернет ресурсы

  • http: //www.gao.spb.ru/russian
  •  http: //www.fmm.ru
  •  http: //www.mchs.gov.ru
  • http: //www.national-geographic.ru
  • http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru
  • http: //www.pogoda.ru
  • http: //www.sgm.ru/rus


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...