Урок -игра "Путешествие по Африке"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Мочалова Наталья Никитична

Урок -игра проводится в 7 классе для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме "Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_7_klasse.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок географии в 7 классе

Тема: «Путешествие по Африке» (Обобщение)

Цель:

  1. Закрепление основных знаний по теме «Африка».
  2. Отработка навыков и умений работы с географическим атласом, контурной картой.
  3. Воспитание чувства ответственности за проделанную работу.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: Урок-игра.

Оборудование: атласы, иллюстрированный материал, сигнальные карточки, карточки-задания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка знаний и умений.

 Вводное слово учителя:

- Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с Африкой, ее рельефом, климатом, природными зонами и населением, разными странами. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по этому материку. Во время путешествия мы повторим то, что вам известно и, может быть, вы откроете для себя что-то новое.

- Итак, в путь!

1. Станция «Биография»

- Как узнать этот материк?

Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положенья

Карту создадим в одно мгновенье.

Задание: Нарисовать на листе контур Африки.

- А теперь прошу в таком же плане

Нанести моря и океаны,

Острова, заливы и проливы…

Ну, смелее! Кто здесь не пугливый?

Задание: Подписать моря, заливы, проливы, каналы, острова, полуострова.

 - И еще минуточку внимания:

Это что за цифры? – вновь задание?

Задание: Зашифровать верные ответы.

Крайняя точка:                                       Мыс:                                                   Координаты:

l – северная                                    1 – Игольный                              А – 100 с.ш.; 520 в.д.

ll - южная                                         2 – Альмади                                Б – 340 ю.ш.; 200  в.д.

lll – западная                                   3 – Бен-Секка                             В – 360 с.ш.; 110 в.д.

lV – восточная                                 4 – Рас-Хафун                              Г – 150 с.ш.; 170 з.д.

(Ответ: l 3 В;     ll 1 Б;    lll 2 Г;    lV 4 А)      

2.Станция «Картографическая» 

(Проверка географической номенклатуры по контурной карте)

Задание: Обозначить на контурной карте реки Нил, Нигер, Конго; озера Чад, Виктория, Танганьика; горы Атлас, Капские; Восточно-Африканское плоскогорье.

3.Станция «Эрудитов»

Диктант «Природные зоны Африки» (работа с сигнальными карточками)

  1. Зона занимает самую большую площадь на материке                                    С и Р  
  2. Зона характеризуется большим количеством тепла и влаги                               Г
  3. Зона местами совсем лишена растительности                                                      ТП
  4. Деревья сбрасывают листву                                                                                   СиР, ТП      
  5. Почвы бедны перегноем                                                                                                 Г                                                                
  6. В природной зоне есть сезоны                                                                                   С и Р  
  7. Многоярусная растительность                                                                                       Г
  8. Осадки выпадают очень редко                                                                                    ТП  
  9. Зона очень богата травоядными и хищниками                                                     СиР
  10. Много ящериц, скорпионов, змей                                                                                ТП    
  11. Лес густой и мрачный                                                                                                        Г
  12. Растут отдельные пучки трав, колючие кустарники                                                ТП
  13. Реки полноводны круглый год                                                                                        Г    
  14. Уровень воды в реках колеблется по сезонам                                                        СиР
  15. Встречаются веди                                                                                                               ТП
  16. Большинство животных обитает на деревьях                                                              Г
  17. Выпадают «сухие» дожди                                                                                               ТП

( Ответы: гилея – 2, 5, 7, 11, 13, 16;   саванны и редколесья – 1, 4, 6, 9, 14; тропические пустыни – 3, 8,4, 10, 12, 15, 17)

4.Станция «Рекордов» (Тестовое задание)

  1. Самая длинная река Африки

а) Нил;           б) Конго;         в) Замбези

  1. Самая полноводная река Африки

а) Нил;           б) Конго;         в) Замбези

  1. Самое глубокое озеро Африки

а) Чад;              б) Виктория;                     в) Танганьика        

  1. Самое большое по размерам озеро Африки

а) Чад;              б) Виктория;                     в) Танганьика        

  1. Самое мелководное озеро

а) Чад;              б) Виктория;                     в) Танганьика        

  1. Дерево – долгожитель саванн

а) Баобаб;              б) Финиковая пальма;             в) Бутылочное дерево

  1. Самая большая пустыня Африки

а) Намиб;                 б) Сахара;                 в) Ливийская                      

  1. Самая крупная птица Африки

а) Страус;                 б) Марабу;                в) Птица-секретарь

  1. Самые низкорослые жители Африки

а) Туареги;                 б) Пигмеи;               в) Бугимены

(Ответы:  1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – б, 5 –а, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – б)

5.Станция «Капитанов»

(Капитаны команд поочередно вынимают вопросы из «сундучка загадок»)

  • Как бы ты оделся, если бы жил в пустыне?
  • Объясните появление поговорки «В нашей стране и камни кричат»?
  • Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны?
  • Почему пигмеи не строят постоянных жилищ?
  • Нужен ли зонтик в субэкваториальном климатическом поясе зимой?
  • Почему у пигмеев кожа светлее, чем у других народностей Африки?

6.Станция «Игровая»

а) Игра «Четвертый лишний»

Жираф               Замбези             пигмеи                   Виктория                    

Гепард                Ньяса                 туареги                   Килиманджаро

Баобаб                Нигер                 арабы                     Танганьика

Окапи                  Нил                     окапи                      Чад

б) Игра «Что такое, кто такой?»

Оазис                          Ливингстон            Налигб

Папирус                      Нигер                       Гоиндванна    

Гилея                            Самум                     Шотты

Вади                             Туареги

в) Игра «Крестики-нолики» (животный и растительный мир Африки)

7.Станция «Буриме»

Задание:  Придумать стихотворение, используя рифмы:

                   Нил – крокодил

                    Рот – бегемот

                    Слон - сон  

8.Станция «Капитана Врунгеля»

- Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь вы найти при значении,

Что здесь подвергается сомненью.

«Я очень люблю путешествовать. Расскажу о своем последнем путешествии. Из Австралии через Атлантический океан я попал в Африку. Остановился я в экваториальной части Африки в Сахаре. Только я прилег в тени баобаба, как послышался рев тигра. Испугался я и решил идти к жителям Сахары – пигмеям на обед. Пигмеи – смелые, ловкие, высокие земледельцы».

9.Станция «Сообразилия»

Задание: Составить логическую цепочку из фактов, используя причинно-следственные связи.

Саванна – высокотравная степь

В саванне два сезона – сухой и влажный

Для деревьев влаги мало

Пышная травянистая растительность

Много травоядных быстробегающих животных

              Много хищников

10.Итоговая станция «Древняя загадка»

1.  «Загадка древнего сфинкса»

- Почему Африка называется континентом коротких теней?

2. «Загадка древней пирамиды»

 - Шотландского миссионера Дэвида Ливенгстона жители Африки часто спрашивали, есть ли на его родине что-то подобное «Моси-ас-тунья» - дым, который гремит. О чем тут идет речь?

3. «Загадка фараона»

 - Я самая длинная и могучая река в мире. Мои воды дарят влагу землянам девяти государств. Долгое время мое происхождение было загадкой для людей. Как меня зовут?

3. Итог урока: выставление оценок, рефлексия.

Приложение к уроку 29

№ 1

Задание: Зашифровать верные ответы.

Крайняя точка:                                       Мыс:                                                   Координаты:

l – северная                                    1 – Игольный                              А – 100 с.ш.; 520 в.д.

ll – южная                                         2 – Альмади                                Б – 340 ю.ш.; 200  в.д.

lll – западная                                   3 – Бен-Секка                             В – 360 с.ш.; 110 в.д.

lV – восточная                                 4 – Рас-Хафун                              Г – 150 с.ш.; 170 з.д.

№ 2

Тестовое задание

  1. Самая длинная река Африки

а) Нил;           б) Конго;         в) Замбези

  1. Самая полноводная река Африки

а) Нил;           б) Конго;         в) Замбези

  1. Самое глубокое озеро Африки

а) Чад;              б) Виктория;                     в) Танганьика        

  1. Самое большое по размерам озеро Африки

а) Чад;              б) Виктория;                     в) Танганьика        

  1. Самое мелководное озеро

а) Чад;              б) Виктория;                     в) Танганьика        

  1. Дерево – долгожитель саванн

а) Баобаб;              б) Финиковая пальма;             в) Бутылочное дерево

  1. Самая большая пустыня Африки

а) Намиб;                 б) Сахара;                 в) Ливийская                      

  1. Самая крупная птица Африки

а) Страус;                 б) Марабу;                в) Птица-секретарь

  1. Самые низкорослые жители Африки

а) Туареги;                 б) Пигмеи;               в) Бугимены

 

№ 3

 а) Игра «Четвертый лишний»

Жираф               Замбези             пигмеи                   Виктория                    

Гепард                Ньяса                 туареги                   Килиманджаро

Баобаб                Нигер                 арабы                     Танганьика

Окапи                  Нил                     окапи                      Чад

б) Игра «Что такое, кто такой?»

Оазис                          Ливингстон            

Папирус                      Нигер                          

Гилея                            Самум                    

Вади                             Туареги

№ 4

Задание:  Придумать стихотворение, используя рифмы:

                   Нил – крокодил

                    Рот – бегемот

                    Слон - сон  

№ 5

«Я очень люблю путешествовать. Расскажу о своем последнем путешествии. Из Австралии через Атлантический океан я попал в Африку. Остановился я в экваториальной части Африки в Сахаре. Только я прилег в тени баобаба, как послышался рев тигра. Испугался я и решил идти к жителям Сахары – пигмеям на обед. Пигмеи – смелые, ловкие, высокие земледельцы».

№ 6

Задание: Составить логическую цепочку из фактов, используя причинно-следственные связи.

Много травоядных быстробегающих животных.

                                  Пышная травянистая растительность.

                                  Много хищников.

                                  В саванне два сезона – сухой и влажный.

                                  Для деревьев влаги мало.

                                  Саванна – высокотравная степь.

№ 7

1.  «Загадка древнего сфинкса»

- Почему Африка называется континентом коротких теней?

2. «Загадка древней пирамиды»

 - Шотландского миссионера Дэвида Ливенгстона жители Африки часто спрашивали, есть ли на его родине что-то подобное «Моси-ас-тунья» - дым, который гремит. О чем тут идет речь?

3. «Загадка фараона»

 - Я самая длинная и могучая река в мире. Мои воды дарят влагу землянам девяти государств. Долгое время мое происхождение было загадкой для людей. Как меня зовут?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме Африка (урок-игра)

Уорк проводится в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и обобщить полученные знания по теме "Африка"....

Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...

Разработка урока и презентация "Решение задач и примеров на сложение в пределах 1000 с переходом через разряд" (Урок - путешествие по Африке)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеКраснодарского края школа № 10 г. Белореченска...

Урок с применением ЭФУ. Кравцова Е. А. Тема урока: Природные зоны Африки. 7 класс

Урок – путешествие "Природные зоны Африки". Представьте себя исследователем природы Африки и подготовьте проект научной экспедиции по материку....

Конспект обобщающего урока по теме «Африка». Урок - игра

Закрепление пройденного материала по теме " Африка"...

Африка. Презентация к уроку "Внутренние воды Африки"

Презентация к уроку "Внутренние воды Африки"...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...