Применение деловых игр в школьном курсе географии. Методическое сопровождение.
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Игра - насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом. Естественно, невозможно все методы и формы обучения заменить только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primen_delovyh_igr_9kl.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение деловых игр в школьном курсе географии.
Методическое сопровождение.
История применения игр как эффективного способа обучения уходит своими корнями в глубокую древность. Одно из первых воспоминаний встречается у древнегреческого философа Платона. Известно, что Аристотель также видел в играх источник душевного равновесия, гармонию души и тела, а в работе « Патетика» говорится о пользе игр в развитии интеллекта.
Игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом. Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.
Предлагаю деловую игру, которую уместно использовать при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс» в 9 классе. Здесь, кроме основных видов топлива, рассматриваются и экономические условия их добычи, что в определённой мере объясняет факторы использования всех исчерпаемых природных ресурсов. В данном случае учителю необходимо хорошо владеть классом, т. к. игру можно отнести к разряду «подвижных». При этом педагогу необходимо осуществлялась психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности.
Деловая игра при изучении темы «Топливно - энергетический комплекс»
Тема: «Энергоресурсы»
Задачи:
-образовательные: усвоение основных понятий и закономерностей; обоснованные и аргументированные способы принятия решений;
-воспитательные: обоснованно-бережное отношение ко всем видам ресурсов; подход к решению проблем с учетом всех участвующих сторон;
-развивающие: формирование пространственного и современного экономического мышления; развитие деловых способностей.
Цели: сформировать понятия «природные ресурсы» и рассмотреть способы их добычи и использования.
Основные понятия, формируемые в ходе игры: «природные ресурсы» и ограниченность ресурсов».
Содержание работы:
Кроме основных видов топлива, рассматриваются и экономические условия их добычи, что в определенной мере объясняет факторы использования всех исчерпаемых природных ресурсов.
Материалы: некоторое количество бусинок или другие предметы 4-х цветов (белого, черного, красного, голубого). В процентном соотношении: черные (каменный уголь) – 50%, красные (уран) -3%, белые (природный газ) – 10%, голубые (нефть) – 37%, что примерно соответствует частоте встречаемости указанных полезных ископаемых в земной коре.
Таблица заранее выполняется учителем на доске или используя средства ИКТ.
Результаты добычи энергоресурсов
Ресурсы | Число собранных бусинок | ||
I этап | II этап | III этап | |
уголь | |||
нефть | |||
уран | |||
природный газ |
Опережающее задание. Предварительно нужно хаотично разбросать бусинки (или другие предметы) по кабинету.
Распределение ролей. Педагог формирует четыре команды по поиску и «добыче» полезных ископаемых с равным числом участников.
Ход игры.
Введение в игровую ситуацию.
Учитель объясняет, что бусинки разбросаны по классу в неизвестном количестве и представляют собой ресурсы энергоносителей. Добыча энергоресурсов необходима и приносит достаточный доход, чтобы ею заниматься.
Сформированные команды должны осуществить добычу выбранного вида ресурсов: или черные бусинки (природный газ), или белые (природный газ), или красные (уран), или голубые (нефть).
Игра проходит в три этапа.
1 этап.
«Добыча» энергоресурсов в течение 3 минут. Количество собранных бусинок записывается в таблицу в тетрадь.
II и III этапы
Последовательность действий полностью совпадает с I этапом. Результаты добычи записываются в таблицу.
Подведение итогов игры и обсуждение полученных результатов проводиться в форме эвристической беседы.
Обсуждение результатов деловой игры «Энергоресурсы»
Направление вопросов для обсуждения | Правильные ответы учащихся |
1.Какие выводы можно сделать, глядя на таблицу? | 1.Нкаждом этапе поисков было найдено меньшее количество «полезных ископаемых». |
2.Почему отдельных видов топлива было найдено, чем других? | 2.Это связано с тем, что их меньше находиться в земной коре. |
3.Что можно сказать о количестве бусинок, оставшихся на полу? | 3.Тлько то, что там лежит некоторое количество, неизвестное нам, но меньше, чем до начала игры. |
4.Что такое энергоресурсы в нашей игре? | 4. Это нефть, уголь, природный газ, уран, т.е. полезные ископаемые, которые добыты сейчас и могут быть использованы в будущем. |
5.Какие последствия поисков и добычи для окружающей среды наблюдаются в классе и в природе? | 5.В классе сдвинуты парты, стулья, а в природе существуют карьеры, терриконы и т.д. |
6.Можно ли собрать большее количество бусинок за то же время? Как это сделать? | 6.Да, можно, если применять новую технику (швабру, пылесос), а также новую технологию (одни раздвигают стулья и столы, другие поднимают или держат совок). |
Планируемый результат:
1.Умение объяснять такие понятия, как «природные ресурсы» и «ограниченность ресурсов».
2.Рассматривать способы их добычи и использования.
3.Объяснять факторы использования всех исчерпаемых природных ресурсов.
Форма представления результата практической работы:
1.Текстовая – анализируя таблицу записывают в тетрадь общий вывод об основных видах топлива, и экономических условиях их добычи.
2.Нанесение на контурную карту наиболее крупные ареалы добычи нефти, природного газа, урана, каменного угля (дома).
Источник: Солонько А.В. «Современный урок географии» - М: « Школьная пресса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Векторный метод и его применение к решению задач школьного курса геометрии
Выпускная квалификационная работа по специальности "Математика"...
Методы ТРИЗ в школьном курсе географии.
Методический сборник "Методы ТРИЗ в школьном курсе географии. В данном сборнике описаны приемы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках географии, представлены разработки интегрированных ...
Проектная деятельность учащихся по географии. Методическое сопровождение.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, опираясь на ранее приобретённые знания, а также на общие учебные и пред...
Применение космических снимков в начальном курсе географии
Применение космических снимков в начальном курсе географии...
Методическая разработка полевых занятий по ландшафтоведению в школьном курсе географии и экологии.
Проблема экскурсий и полевых занятий в учебно-воспитательном процессе не нова и вместе с тем она остается актуальной и в настоящий момент времени. К сожалению, в последнее время наблюдается снижение ...
Статья по теме: "Применение элементов комбинаторики в школьном курсе математики".
Комбинаторика – один из разделов дискретной математики, который приобрел большое значение в связи с использованием его в теории вероятностей, математической логике, теории чисел, вычислительной ...
Статья по теме: "Применение элементов комбинаторики в школьном курсе математики".
В настоящее время теория вероятностей завоевала очень серьезное место в науке и прикладной деятельности. Её идеи, методы и результаты не только используются, но и буквально пронизывают все естественны...