Применение деловых игр в школьном курсе географии. Методическое сопровождение.
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Шишмарёва Вера Алексеевна

Игра - насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом. Естественно, невозможно все методы и формы обучения заменить  только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primen_delovyh_igr_9kl.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Применение деловых игр в школьном курсе географии.

Методическое сопровождение.

История применения игр как эффективного способа обучения уходит своими корнями в глубокую древность.  Одно из первых воспоминаний встречается у древнегреческого философа Платона. Известно, что Аристотель также видел в играх источник душевного равновесия, гармонию души и тела, а в работе « Патетика» говорится о пользе игр в развитии интеллекта.

Игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом. Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Предлагаю деловую игру, которую уместно использовать при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс» в 9 классе. Здесь, кроме основных видов топлива, рассматриваются и экономические условия их добычи, что в определённой мере объясняет факторы использования всех исчерпаемых природных ресурсов. В данном случае учителю необходимо хорошо владеть классом, т. к. игру можно отнести к разряду «подвижных».  При этом педагогу необходимо осуществлялась психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности.

Деловая игра при изучении темы «Топливно - энергетический комплекс»

Тема: «Энергоресурсы»

Задачи:

-образовательные: усвоение основных понятий и закономерностей; обоснованные и аргументированные способы принятия решений;

-воспитательные: обоснованно-бережное отношение ко всем видам ресурсов; подход к решению проблем с учетом всех участвующих сторон;

-развивающие: формирование пространственного и современного экономического мышления; развитие деловых способностей.

Цели: сформировать понятия «природные ресурсы» и рассмотреть способы их добычи и использования.

Основные понятия, формируемые в ходе игры: «природные ресурсы» и ограниченность ресурсов».

Содержание работы:

Кроме основных видов топлива, рассматриваются и экономические условия их добычи, что в определенной мере объясняет факторы использования всех исчерпаемых природных ресурсов.

Материалы: некоторое количество бусинок или другие предметы 4-х цветов (белого, черного, красного, голубого). В процентном соотношении: черные (каменный уголь) – 50%, красные (уран) -3%, белые (природный газ) – 10%, голубые (нефть) – 37%, что примерно соответствует частоте встречаемости указанных полезных ископаемых в земной коре.

Таблица  заранее выполняется учителем на доске или используя средства ИКТ.

Результаты добычи энергоресурсов

Ресурсы

Число собранных бусинок

I этап

II этап

III этап

уголь

нефть

уран

природный газ

Опережающее задание. Предварительно нужно хаотично разбросать бусинки (или другие предметы) по кабинету.

Распределение ролей. Педагог формирует четыре команды по поиску и «добыче» полезных ископаемых с равным числом участников.

Ход игры. 

Введение в игровую ситуацию.

Учитель объясняет, что бусинки разбросаны по классу в неизвестном количестве и представляют собой ресурсы энергоносителей. Добыча энергоресурсов необходима и приносит достаточный доход, чтобы ею заниматься.

Сформированные команды должны осуществить добычу выбранного вида ресурсов: или черные бусинки (природный газ), или белые (природный газ), или красные (уран), или голубые (нефть).

Игра проходит в три этапа.

1 этап.

«Добыча» энергоресурсов в течение 3 минут. Количество собранных бусинок записывается в таблицу в тетрадь.

II и III этапы

Последовательность действий полностью совпадает с I этапом. Результаты добычи записываются в таблицу.

Подведение итогов игры и обсуждение полученных результатов проводиться в форме эвристической беседы.

Обсуждение результатов деловой игры «Энергоресурсы»

Направление вопросов для обсуждения

Правильные ответы учащихся

1.Какие выводы можно сделать, глядя на таблицу?

1.Нкаждом этапе поисков было найдено меньшее количество «полезных ископаемых».

2.Почему отдельных видов топлива было найдено, чем других?

2.Это связано с тем, что их меньше находиться в земной коре.

3.Что можно сказать о количестве бусинок, оставшихся на полу?

3.Тлько то, что там лежит некоторое количество, неизвестное нам, но меньше, чем до начала игры.

4.Что такое энергоресурсы в нашей игре?

4. Это нефть, уголь, природный газ, уран, т.е. полезные ископаемые, которые добыты сейчас и могут быть использованы в будущем.

5.Какие последствия поисков и добычи для окружающей среды наблюдаются в классе и в природе?

5.В классе сдвинуты парты, стулья, а в природе существуют карьеры, терриконы и т.д.

6.Можно ли собрать большее количество бусинок за то же время? Как это сделать?

6.Да, можно, если применять новую технику (швабру, пылесос), а также новую технологию (одни раздвигают стулья и столы, другие поднимают или держат совок).

Планируемый результат:

1.Умение объяснять такие понятия, как «природные ресурсы» и «ограниченность   ресурсов».

   2.Рассматривать способы их добычи и использования.

   3.Объяснять факторы использования всех исчерпаемых природных ресурсов.

Форма представления результата практической работы:

    1.Текстовая – анализируя таблицу записывают в тетрадь общий вывод об основных  видах       топлива, и экономических условиях их добычи.

    2.Нанесение на контурную карту наиболее крупные ареалы добычи нефти,  природного газа,   урана, каменного угля (дома).

Источник: Солонько А.В. «Современный урок географии» - М: « Школьная пресса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Векторный метод и его применение к решению задач школьного курса геометрии

Выпускная квалификационная работа по специальности "Математика"...

Методы ТРИЗ в школьном курсе географии.

Методический сборник "Методы ТРИЗ в школьном курсе географии. В данном сборнике описаны приемы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках географии, представлены разработки интегрированных ...

Проектная деятельность учащихся по географии. Методическое сопровождение.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, опираясь на ранее приобретённые знания, а также на общие учебные и пред...

Применение космических снимков в начальном курсе географии

Применение космических снимков в начальном курсе географии...

Методическая разработка полевых занятий по ландшафтоведению в школьном курсе географии и экологии.

Проблема экскурсий и полевых занятий в учебно-воспитательном процессе не нова и вместе с тем она остается актуальной и в настоящий момент времени. К сожалению, в последнее время наблюдается снижение ...

Статья по теме: "Применение элементов комбинаторики в школьном курсе математики".

Комбинаторика – один из разделов дискретной математики, который приобрел большое значение в связи с использованием его в теории вероятностей, математической логике, теории чисел, вычислительной ...

Статья по теме: "Применение элементов комбинаторики в школьном курсе математики".

В настоящее время теория вероятностей завоевала очень серьезное место в науке и прикладной деятельности. Её идеи, методы и результаты не только используются, но и буквально пронизывают все естественны...