Элективные курсы по географии
элективный курс по географии (9 класс)
Раздел содержит рабочие программы элективных курсов
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Я иду на ЕГЭ»
Программа элективного курса для 11 класса
Составитель: Блонарь О.Н., учителя географии высшей квалификационной категории |
Пояснительная записка
Данная программа необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору будущей профессии. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 11 классы. Обобщение курса географии по заданиям КИМов, которое отдельно не рассматривается на уроках по программе, истории, астрономии. "Я иду на ЕГЭ" предназначена для учащихся 10-11 классов. В программе курса подобран материал для обобщения и прорешивания вариантов ЕГЭ, не изучающихся на уроках географии, но часто встречающихся на экзаменах.
Цель: ориентировать учащихся 11 класса с перспективой успешной сдачи ЕГЭ по географии, на выбранные факультеты Вузов страны.
Задачи:
выделять главные закономерности природы; оценивание экономических и социальных явлений в мире.
упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы
систематизировать информационный материал по разделам:
использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
развитие логического мышления
развивать коммуникативные навыки по умению работы в группе.
Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщен практическими работами, создание проектов, зачеты в форме занимательных вопросов и заданий. С целью максимального достижения эффективности подготовки в план включены задания, проверяющие большинство элементов содержания школьной географии, вызывающих наибольшее затруднения у школьников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (27 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России:
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
3. Население мира:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Мировое хозяйство:
Понятие МХ, этапы формирования, основные центры. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей мирового хозяйства.
Рефлексивная часть курса (6 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Данный курс завершается итоговым тестированием.
Учебный план
№ | Тема | Кол-во часов | Прак раб | Теор | Контр № |
Введение Источники географической информации: | 2 7 | ||||
1 | Искажения на картах, картографические проекции и их виды | 1 | |||
2 | Картографическая генерализация. Картографические способы изображения | 1 | |||
3 | Топографические карты | 1 | |||
4 | Измерительные свойства топографических карт | 1 | |||
5 | Построение комплексного физико-географического профиля | 1 | |||
6 | Решение географических задач с использованием карт | 1 | |||
7 | Решение тестов | 1 | |||
Природа Земли и человек | 3 | ||||
1 | Земля-планета солнечной системы | 1 | |||
2 | Литосфера и гидросфера Земли. | 1 | |||
3 | Атмосфера и биосфера Земли | 1 | |||
Страноведение: | 4 | ||||
1 | Мировой океан и его части. Евразия, Северная Америка | 1 | |||
2 | Африка, Южная Америка, Австралия и Антарктида | 1 | |||
3 | Решение тестов по разделам | 2 | |||
4 | Зачет по карте материков и океанов | 3 | |||
География России | 11 | ||||
1 | ГП, моря омывающие Россию | 1 | |||
2 | Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды России. | 1 | |||
3 | Почвы, растительный и животный мир, природные зоны России. | 1 | |||
4 | Решение тестов по разделу | 4 | |||
5 | Зачет по физической карте России | 5 | |||
6 | Естественное и механическое движение населения России и особенности размещения. | 1 | |||
7 | МОК России | 1 | |||
8 | Экономическое районирование, особенности экономических районов. | 1 | |||
9 | Административно-территориальное деление России | 1 | |||
10 | Зачет по Экономической и административной картам России | 6 | |||
11 | Решение тестов по разделу | 7 | |||
Население мира | 2 | ||||
1 | Демографическая политика, особенности естественного и механического движения населения мира, состав. | 1 | |||
2 | Урбанизация, размещение населения мира. | 1 | |||
Мировое хозяйство: | 7 | ||||
1 | Понятие МХ, этапы формирования, основные центры. | 1 | |||
2 | Международное географическое разделение труда | 1 | |||
3 | Экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | 1 | |||
4 | География основных отраслей мирового хозяйства. | 1 | |||
5 | Политическая карта мира | 1 | |||
6 | Решение тестов по разделам | 8 | |||
7 | Решение тестов по всему курсу | 9 |
Литература
- Большая географическая энциклопедия. Страны мира.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.-640 с.,ил.
- Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного краеведа-М.: Педагогика, 1981.-384 с., ил.
- Кизилецких М.И. Тимофеева З.М. Репетитор по географии. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-416 с. (Серия «Абитуриент»)
- Максаковский В.П.Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс) Ч. 1.Общая характеристика мира. Изд. 2-е, испр. И доп.-Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во,1995-320 с.
- Компьютерные программы:
Готовимся к ЕГЭ Версия 2.0 География ЗАО «Просвещение-Медиа»
Мультимедиа учебники по географии для учащихся 7, 8, 9, 10 классов общеобразовательных учреждений Образовательная коллекция «1С»
- Климанова О.А, Климанов В.В. Тесты по географии для поступающих в ВУЗы-3 изд-М;Айрис-пресс» 2003
- Атласы
- Материалы по подготовке к ЕГЭ - Барабанов В.В. и др. География -ЕГЭ - Типовые тестовые задания - Липец Ю.Г. и др.
Предварительный просмотр:
«Бизнес-курс
за школьной партой»
Программа элективного курса по экономической географии для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Бизнес-курс
за школьной партой»
Составитель: Блонарь О.Н., учителя географии высшей квалификационной категории |
НИЖНЕВАРТОВСК
Пояснительная записка
При составлении программы курса были подвергнуты анализу авторские программы курсов по менеджменту, маркетингу, основам экономических знаний, предпринимательской деятельности.
Курс является ориентационным. Предназначен для обучающихся 9-х классов. Рассчитан на 17 часов. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю При разработке программы курса был использован учебник В.А.Леонтьева для 9 класса «Технология предпринимательства» (М., Дрофа, 2002).
Данный учебный курс поможет обучающимся сориентироваться в выборе профиля социально-экономической направленности, познакомит с наиболее типичными для наших условий видами трудовой деятельности, даст возможность школьникам проявить себя и добиться успеха в будущем профессиональном самоопределении. Школьники приобретут умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также может быть сделана ставка на развитие аналитического мышления, то есть формирование развёрнутых представлений об экономической действительности.
Система занятий курса призвана пробудить у обучающихся интерес к изучению экономики как предмета, показать реализацию экономической теории в практической деятельности, сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии.
Цель курса:
формирование у обучающихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, оказание помощи в будущем профессиональном самоопределении обучающихся.
Задачи курса:
- овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;
- формирование способности оперативно и эффективно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы или создание инициативных форм занятости («собственное дело»), самомаркетинг (продвижение себя на рынке труда);
- развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда;
- знакомство обучающихся с основными понятиями и принципами современной рыночной экономики;
- формирование у обучающихся представлений об основах организации деятельности в области бизнеса;
- ознакомление с кругом профессий, существующих в сфере бизнеса (на примере организации деятельности по переработке древесины и производстве продукции животноводства), и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этих сферах;
- развитие навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности.
Для успешного усвоения курса обучающимися необходимы следующие знания и умения:
- знание основных понятий: рынок, рыночная экономика, предпринимательство, предприниматель, наёмный работник;
- умения анализировать, сравнивать, систематизировать и делать выводы.
Умения обучающихся пополнятся за счёт практических занятий, которые будут включать элементы исследования и проектной деятельности.
Виды учебной деятельности
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов, проведение экскурсий на предприятия, занимающиеся переработкой леса и производством продуктов животноводства, встречи с местными предпринимателями, сотрудниками ЦЗН и администрацией города. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
Ожидаемые результаты:
- овладение обучающимися первичными умениями анализа рынка труда своего города и коррекции пути построения своей профессиональной карьеры с учётом проведенного анализа;
- формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте;
- знакомство с основами предпринимательской деятельности и спектром профессий в сфере бизнеса;
- использование полученных при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики.
После завершения курса обучающиеся могут использовать полученные знания при изучении предметов школьного курса экономики, права, обществознания на профильном уровне; подготовке творческих работ, рефератов, проектов для выступления в НОУ, а так же при построении личного профессионального плана.
Обучающиеся, прослушавшие данный курс, должны:
иметь представление
- об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: бизнес, организационно-правовые формы бизнеса, производитель, наемный работник, прибыль, бизнес-план и т.д.
- о состоянии рынка труда своего региона;
- о спектре профессий, востребованных в сфере бизнеса;
- о личностных качествах, необходимых для успешного профессионального самоопределения, в том числе в сфере предпринимательства;
- о технологических процессах деревообработки в современном производстве;
- об особенностях организации животноводческого хозяйства.
Знать
- каково место предпринимательства в экономической системе;
- что такое малый и средний бизнес;
- преимущества и недостатки различных форм предпринимательства;
- основное содержание бизнес-плана;
- мотивы, которыми руководствуются предприниматели в своей деятельности;
- профессии, необходимые для различных сфер производства.
Уметь
- Характеризовать особенности предпринимательской деятельности;
- Перечислять недостатки и преимущества различных форм организации бизнеса;
- Определять причины, побуждающие начать своё дело;
- Определять современные традиции в развитии рынка профессий.
Владеть
- Навыками планирования своих действий в ситуации трудоустройства;
- Анализом и сравнительным анализом различных видов и форм предпринимательской деятельности.
Содержание курса
Содержание курса способствует расширению базового курса «Обществознание», акцентировано на экономической практике, вовлечении обучающихся в экономические процессы.
Содержание включает в себя два раздела.
- Первый раздел даёт представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. Изучая этот раздел, обучающиеся узнают, что такое рыночная экономика, предпринимательство, виды предпринимательской деятельности и т.д.
- Второй раздел посвящён практической экономике. Обучающиеся познакомятся с такими видами производственной деятельности, как деревообработка и производство продукции животноводства.
Раздел I. Экономическая теория (7 часов)
Тема 1. Введение (1 час)
Цели, задачи, содержание курса, формы занятий , виды отчётности.
Потребности людей и способы их удовлетворения. Рабочий механизм, конкуренция.
Входящее анкетирование.
Тема 2. Предпринимательство, его роль в современной рыночной экономике (2 часа)
Понятие предпринимательства, бизнеса. Цели, задачи, мотивы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Личностные характеристики предпринимателя.
Практикум: «Предприниматели города»
Тест: «Предпринимательский потенциал»
Тема 3. Фирма, виды фирм (1 час)
Понятия фирмы, предприятия. Отличия фирмы от предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательства. Малый бизней как основа рыночной экономики.
Практикум: «Достоинства и недостатки различных видов фирм»
«Организационно-правовые формы бизнеса в городе»
Тема 4. Моделирование собственного дела (2 часа)
Регистрация фирмы. Устав фирмы. Учредительный договор. Расчётный счёт. Источники финансирования. Бизнес-план. Реклама.
Практикум: «Открытые фирмы» (деловая игра)
«Оформление бланков регистрационных документов»
Тема 5. Издержки и прибыль фирмы (1 час)
Издержки фирмы. Прибыль. Себестоимость продукции. Производительность труда. Налоги.
Практикум: «Прибыль предприятия» (деловая игра)
Раздел II. Практическая часть (10 часов)
Тема 6. Современное производство (2 часа)
Особенности производственной деятельности. Типы производства. Отрасли и виды производства в городе. Разделение труда. Управление предприятием. Необходимое количество работников. Многообразие профессий производственной сферы.
Практикум: «Предприятия города и их потребность в рабочей силе»
Тема 7. Технологические процессы деревообработки в современном производстве (2 часа)
Технологический процесс деревообработки. Последовательность применяемых технологий обработки древесины. Характеристика основных парод древесины, её промышленное значение. Материалы и полуфабрикаты из древесины. Технология производства бруса, доски, обрезной доски.
Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие, знакомство с технологией деревообработки. Чтение технической документации.
Тема 8. Технологические процессы в производстве продукции животноводства (2 часа)
Технологический процесс производства продукции животноводства. Направления животноводства и рынок. Условия содержания, разведения, кормления.
Экскурсия на предприятие (ферму), знакомство с технологией производства продукции животноводства.
Тема 9. Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы её развития (2 часа)
Общая характеристика экономического потенциала города, района, области. Характеристика демографической ситуации в городе. Состояние занятости населения. Молодежная безработица. Анализ спроса и предложения на рынке труда (по профессиям, специальностям, уровню подготовки)
Практикум: «Составление профессиограмм».
Экскурсии на предприятия деревообработки и животноводства (знакомство с профессиями).
Тема 10. Технология трудоустройства (1 час)
Возможные варианты трудоустройства. Способы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю, использование государственной службы занятости, личных связей. Документы, необходимые для трудоустройства, правила их оформления.
Практикум: «Как писать заявление о приёме на работу»
«Правила собеседования с работодателем»
Тема 11. Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов изучения курса. Презентация итоговых работ.
Учебно-тематический план курса
№ |
Тема | Кол- во часов | Теория | Практика | Проекты |
Раздел I. Экономическая теория. | |||||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Фирма. Виды фирм. | 1 | 1 | ||
4 | Моделирование собственного дела. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Издержки и прибыль фирмы. | 1 | 1 | ||
Раздел II. Практическая часть. | |||||
6 | Современное производство. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Технологические процессы деревообработки в современном производстве. | 2 | 2 | ||
8 | Технологические процессы в производстве продукции животноводства. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы её развития. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Технология трудоустройства | 1 | 1 | ||
11 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Итого | 17 | 6 | 8 | 3 |
Список литературы
- «Введение в обществознание: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений»/ Л.И.Богомолов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев; под ред. Л.И.Богомолова, М.,2000
- И.В.Липсиц «Экономика без тайн» / М., 1993
- Б.А.Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых» / М., 1995
- Б.А.Райзберг «Основы экономики и предпринимательства» / М., 1993
- А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства. 9 класс: учебнок для общеобразовательных учебных заведений – 3-е издание – М.,1993
- В.С.Кукушкин «Технология. Экономика» / М., 2005
- «Экономический словарь» / М., 2002
- «Юридический словарь» / М., 2005
- С.Н.Гудырин, А.Н.Гудырина «Маркетинг» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2006
- И.Б.Тесленко, С.В.Федин, Н.В.Федина «Менеджмент» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2005
- А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства» / М., 2002
Предварительный просмотр:
Глобальная география
Программа элективного учебного предмета для 10-11 класса
Составитель: Блонарь О.Н., учителя географии высшей квалификационной категории |
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка | 3 |
Содержание тем учебного курса | 5 |
Требования к уровню подготовки | 7 |
Литература | 8 |
Календарно-тематический план | 9 |
Пояснительная записка
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучении курса 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м,11-м классах. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из них 35 часов в 10-м классе,35-часов-в 11 классе.
Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Данный курс призван помочь осознать учащимся, что с развитием прогресса мир не становится безопаснее, а человечество пока не в силах ликвидировать ни одну из глобальных угроз своему существованию, но в то же время может и должно попытаться предотвратить опасность их возникновения.
Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать формированию нравственного становления личности каждого учащегося, воспитанию гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной жизненной позиции.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
- Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что
исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества
людей, единства природы и общества. - Формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым
национальным и классовым интересам. - Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера.
- Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран
- Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития
- Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс опирается на задания и умения, полученные учащимися при изучении географии, биологии, истории и обществознания. В процессе занятий учащиеся совершенствуют умение работы с источниками информации при подготовке рефератов, сообщений по избранным темам, компьютерных презентаций.
Основными формами занятий планируются лекции, семинары и практические работы.
Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ географических и политических карт;
- анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с
использованием различных источников информации: географических
карт, материалов периодической печати, сети Интернет.
Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Глобальная география» Авторы - составители С.Л.Асанова, Н.В.Хабарова Бийск,2011.
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта полного общего образования по географии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,9,32)
3. Авторской программы учебного курса «Глобальная география» Авторы-составители учитель географии Хабарова Н.В., учитель географии Асанова С.Л.Бийск.2011
Содержание программы:
Всего: 35 часов
Раздел I.Глобалистика и география (1 час)
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.
Раздел II. Современный лик Земли (7часов)
Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение человека и «сапинтация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация.мировое хозяйство. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.
Практикумы:
- Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории
2.Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации
3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия
4.Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору)
Раздел III. Глобальные проблемы человечества (16 часов)
Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняязадолжность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование энергии океана. Другие проблемы Мирового океана Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.
Практикумы:
1.Составление классифиционной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления»
2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран
3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте
4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира
РАЗДЕЛ IV.Геоэкология-фокус глобальных проблем(8 часов)
Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. Глобальные следствия техногенеза. Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.
Практикумы:
!.Работа с картами атласа, источниками СМИ, Интернета
Требования к уровню подготовки:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- искать, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию.
- использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учащиеся должны:
знать
- сущность глобальных проблем и их возрастающую актуальность.
уметь:
- работать с политической картой мира.
- работать с картосхемами и диаграммами
- использовать и применять данные СМИ и Интернета
Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде
Литература для учителя:
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (FrameworkConventiononClimateChange, UN FCCC)
- Киотский протокол
- Учебное пособие. Гладкий Ю.Н., С.Б.Лавров, Глобальная география 10-11 класс. Элективные курсы. М.Дрофа,2008
- Акимов А.В.Мировое население: взгляд в будущее-М.2001
- БаландинР.К.,БондаревЛ.Г.Природа и цивилизация-М.2006
- Гладкий Ю.Н.Лавров С.Б. Глобальная география 2008
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., ЯгьяВ.С.Горизонты Ойкумены-СПб.,2004
- Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологииМ.,2007
- Разумихин Н.В.Природные ресурсы и их охрана-Спб.,2002
Литература для учащихся:
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс-М.2004
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Глобальная география – М.,2010
- Гумилев Л.Н.От Руси к России – М.,1999
- Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. СПб.,1995
- ДрайерБ.Хватит ли человечеству земных ресурсовМ.1999
- Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.: Мысль, 2005
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Практикум | Всего часов | Форма контроля | Дата | |
Факт | План | |||||
Тема I.Глобалистика и география(1 часов) | ||||||
1 | Глобалистика и география | 1 | индивидуальный опрос. | |||
Тема II. Современный лик Земли (7 часов) | ||||||
2 | Изменившийся лик Земли | Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории(обучающий) | 1 | Индивидуальный опрос. Анализ и выборочная проверка работы. | ||
3 | География человечества | Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации (обучающий) | 1 | фронтальный опрос. | ||
4 | География культур и цивилизаций | описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (оценочный) | 1 | Отчет о практической работе | ||
5 | Политическая дифференциация мира | Составление классифиционной таблицы: «Крупнейшие страны мира по формам правления (оценочный) | 1 | Отчет о практической работе | ||
6 | Мировая экономика, динамика. Глобализация. | 1 | фронтальный опрос | |||
7 | Международное разделение труда | Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности(по выбору) | 1 | Фронтальный опрос. Проверка контурных карт | ||
8 | Мирохозяйственные связи и интеграция | 1 | индивидуальный опрос | |||
Тема III.Глобальные проблемы человечества (16 часов) | ||||||
9. | Демографическая проблема | Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитых и развивающихся стран (обучающий) | 1 | Анализ и выборочная проверка работы | ||
10 | Север-Юг проблема отсталости | 1 | индивидуальный и фронтальный опрос | |||
11. | Энергетическая проблема | Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте (обучающий) | 1 | Работа по картам атласа. Фронтальный опрос | ||
12. | Продовольственная проблема | 1 |
Индивидуальный опрос. Проверка Контурных карт | |||
13. | Сырьевая проблема | Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах (обучающий) | 1 | Индивидуальный опрос | ||
14. | Проблема утилизации мусора | 1 | Работа с картами атласа. СМИ. Сообщения, презентации. Индивидуальный опрос | |||
15. | Проблемы Мирового океана | 1 | Работа с картами атласа. СМИ | |||
16. | Семинар.Глобальный этнический кризис. | 1 | работа по картам атласа. Фронтальный опрос | |||
17. | Региональные конфликты | 1 | Работа по картам атласа. Индивидуальный опрос | |||
18. | Проблема преступности | 1 | Анализ сообщений СМИ, ресурсов Интернета | |||
19. | Проблема стихийных бедствий | 1 | Сообщения, презентации -стихийные бедствия | |||
20. | Антропогенные катастрофы | 1 | Сообщения, презентации -техногенные катастрофы | |||
21. | Проблема здоровья человека | 1 | Сообщения, презентации Здоровье и долголетие человека | |||
22. | Проблема урбанизации | Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов Мира (оценочный) | 1 | Отчет о практической работе | ||
23. | Кризис духовных ценностей | 1 | Семинар Фронтальный опрос | |||
24. | Проблема исследования космоса | 1 | Сообщения-презентации: Космос и человек | |||
Тема IV Геоэкология-фокус глобальных проблем(8 часов) | ||||||
25 | Биосфера как планетарная организация жизни | 1 | фронтальный опрос | |||
26 | Техногенез - понятие и проявления | 1 | индивидуальный и фронтальный опрос | |||
27. | Глобальная экология | 1 | ||||
28. | Геоэкология атмосферы | 1 | фронтальный письменный опрос | |||
29. | Глобальный климат и Киотское соглашение | Работа с документами Киотского соглашения | 1 | Индивидуальный опрос | ||
30 | Геоэкология гидросферы | 1 | Работа по картам атласа | |||
31 | Геоэкология почв | 1 | Работа по картам атласа | |||
32 - 33 | Социальная экология | 1 | семинар | |||
34 - 35 | Обобщение. Итоги | 3 | ||||
Итого | 35 |
Лист внесения изменений и дополнений
№ | Тема | Причина отмены | Дата проведения |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы экономики»
9 класс
Составитель: Блонарь О.Н., учителя географии высшей квалификационной категории |
НИЖНЕВАРТОВСК
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………………3
- Содержание тем учебного курса (по разделам)…………………………………………….4
- Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………….6
- Литература………………………..………………...………………………………………...7
- Календарно – тематическое планирование…...……………………………………………8
Пояснительная записка.
Настоящий курс предназначен для организации обучения основам экономических знаний учеников 9 классов и рассчитан на усвоение материала в течение 35 часов учебного времени.
Учебная программа «Основы экономики» предназначена для организации обучения старшеклассников 9 классов, не определившихся с выбором профессии. Она содержит совокупность сведений в области предпринимательства и основ рыночной экономики. Она призвана вооружить ученика знаниями, позволяющими ему понять сущность, природу и реальное проявление экономических процессов, с которыми человеку приходится сталкиваться в жизни. Изучая программу, школьники приобретают образовательные результаты, которые помогают им продвигаться на рынке труда. В программу включены темы, позволяющие ученику предметно ознакомиться с предпринимательством, завершением учебного курса будет составление и защита учениками бизнес-плана. Хотя содержание этих тем выходит за рамки экономической науки в ее узком представлении, интерес учащихся к этим знаниям велик.
Цели и задачи преподавания данного курса состоит в следующем:
- формирование общих представлений об экономике;
- усвоение учащимися основных положений экономической науки о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве товаров и услуг;
- развитие экономического мышления;
- формирование умения самостоятельно приобретать, усваивать и принимать экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процесса;
- изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
В логику построения программы заложен принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе и ее взаимодействии с общественно-политической системой, о роли экономики в жизни и деятельности людей.
Предполагаемые результаты:
- оснащение учащихся экономическими сведениями;
- освоение учащихся типичных видов учебной деятельности, необходимых для обучения на гуманитарном и социально – экономическом профиле в старшей школе.
Содержание тем учебного курса
Тема 1: «Введение в экономику»
Что означает слово «экономика», каково его происхождение. Зачем экономика нужна человеку. Каким образом экономика обеспечивает людей средствами существования и создает условия существования. Где и как человек встречается с экономикой в своей жизни. Экономика большая и малая. Главная цель экономики. Три главные роли человека в экономике, три признака экономической деятельности человека. Что такое потребление продукции, товаров, услуг?
Тема 2: «Общие вопросы экономики»
Экономика как наука. Виды экономических систем. Экономические ресурсы, факторы производства. Ограниченность экономических ресурсов. Микроэкономика. Макроэкономика. Экономика как процесс выбора и принятия экономических решений. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Причины возникновения рыночной экономики.Рынок его функции. Виды. Образование монополий.История возникновения денег. Бартер как натуральный обмен. Натурально-денежный обмен. Денежный обмен. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления, средство платежа. Виды денег и их свойства. Товарные деньги. Кредитные деньги. Защищённость. Разменность. История появления банков. Роль банков в рыночной экономике. Виды банков.
Тема 3: «Человек в мире экономики»
Природа труда как активной, целесообразной деятельности людей, зарождение труда в виде осознанных действий. Какими признаками, свойствами должна обладать деятельность людей, чтобы ее можно было считать трудом. Осознанность, энергозатратность, результативность, целесообразность труда. Труд – потребность современного человека. Что понимается под словами «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал». Количество и качество труда. Производительность труда. Трудовые отношения. Формы оплаты труда. Домашние хозяйства. Фирма.Кругооборот расходов и доходов в экономике состоящей из домашнего хозяйства и фирм. Что собой представляет современная фирма. Производственные кооперативы.Хозяйственные товарищества и общества.Государственные и муниципальные унитарные предприятия.Дочерние и зависимые общества. Экономический цикл и его фазы. Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Нормы безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.
Определение инфляции и ее измерение. Норма инфляции. Темп роста цен и формы инфляции. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Влияние инфляции на положение различных социальных групп, ее последствия. Содержание экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Теория длинных волн.
Тема 4: «Государство и экономика»
Что такое социальная экономика и как она воздействует на жизнь людей, социальные сферы экономики: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология и охрана окружающей среды.
Понятие «качество жизни» и «уровень жизни», какими показателями они определяются. Что нужно семье. Человеку для нормальной жизни. Социальная поддержка и социальная защита населения. Какие слои населения нуждаются в наибольшей поддержке и защите.социальная благотворительность. Социальная реабилитация.Роль государства в экономике. Фискальная политика государства. Налоговая система. Понятия: налог, подушная система, пропорциональная подоходная система, прогрессивная подоходная система, регрессивная подоходная система. Виды налогов. Пошлина. Сбор. Подоходный налог. Акциз. Налог на прибыль. Что такое предпринимательство и какое место оно занимает в экономике. Кто может и способен стать предпринимателем. Цели и задачи предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.
Особенности малого бизнеса. Как спланировать бизнес-сделку, как начать свое дело, где взять начальный капитал.
Этика и мораль предпринимательства. Правила порядочности в предпринимательстве. Предпринимательство и риск.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Основы экономики» учащиеся должны знать:
- что представляют собой экономические закономерности, их специфические отличия от законов физического мира;
- основные категории экономики (труд, товар, цена, деньги, производство, потребление,
предпринимательство, рынок, конкуренция, спрос и предложение);
- основные понятия и термины (безработица, налоги, бизнес, реклама, инфляция и т.д.);
- природу и сущность экономических процессов в стране;
- элементарные сведения о семейной экономике, доходах и расходах семьи, семейном потреблении и потребительском бюджете;
должны уметь:
- применять основные категории и понятия для анализа конкретной экономической ситуации;
- воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе;
- формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;
- вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов;
- уметь отстаивать свою позицию, публично выступать, защищать свои бизнес-проекты;
- успешно выполнять учебно-исследовательскую работу (рефераты).
ЛИТЕРАТУРА:
- И. Липсиц Экономика без тайн. – М., 1994.
- Экономическая теория / Под ред. О.С. Белокрылова. – Ростов-на-Дону, 2006.
- Л.Л.Любимов, И.В. Липсиц Основы экономики. – М., 1994
- Камински Х., Кайзер Ф. Методика преподавания экономических дисциплин. Санкт-Петербург - 2005.
- Симонов В. Педагогика. Волгоград - 2000.
- Прутченков А. Деловые игры и практикум по экономике. М.2000.
- Райзберг Б. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр по экономике. М. 1999.
- Матирков В. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М. 1998.
- Гомола А. Практические задания и тесты по дисциплинам для специальности «Экономика и бухгалтерский учет, М. 2006.
Календарно – тематическое планирование
РАЗДЕЛ | № урока | Дата план | Дата факт | ТЕМА |
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (3 ч.) | 1. | Что такое экономика? | ||
2. | У истоков экономической мысли | |||
3. | Человек в зеркале экономики | |||
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ (5 Ч.) | 4. | Главные вопросы экономики | ||
5. | Экономические системы. Традиционная экономическая система. | |||
6. | Командая система: ее достоинства и недостатки | |||
7. | Рыночная экономическая система. | |||
8. | Смешанная экономическая система. | |||
9 -10. | Понятие о макро- и микроэкономики | |||
11. | Понятие о государственном бюджете. | |||
12. | Рынок. | |||
13. | Слабости рынка. | |||
14. | Царство денег | |||
15. | Роль денег как средства обмена. | |||
16. | Денежное сердце рынка - банк. | |||
17. | Факторы определяющие количество денег в стране. | |||
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ (5 ч.) | 18. | Семья в мире экономики. | ||
19. | Источники семейных доходов. | |||
20. | Семейные расходы и закономерности их изменения. | |||
21. | Что такое фирма | |||
22. | Виды затрат фирм и их экономическое значение | |||
23. | Влияние конкуренции на деятельность фирм | |||
24. | Экономический рост. | |||
25. | Безработица. | |||
26. | Рынок труда. | |||
27. | Факторы формирования предложения на рынке труда. | |||
28. | Договоры и контракты на рынке труда. | |||
29. | Инфляция | |||
30. | Инфляция и семейная экономика | |||
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА (3 ч.) | 31. | Зачем экономике государство | ||
32. | Прогулка по миру налогов | |||
33. | Бедность как экономическая проблема | |||
34-35. | Азбука бизнеса |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе работы с одаренными детьми по предмету «География».
«Путь к успеху»
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов. В современной действительности отмечена потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Обучение должно соответствовать индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
В современном российском образовании актуальна проблема работы с одаренными учащимися. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан. Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе.
Важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам возможность самореализоваться в различных областях: на уроке, во внеурочной деятельности, в научно - исследовательской деятельности. Данная программа призвана не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни, вовлечь ученика в активный познавательный процесс, в сотрудничество для решения разнообразных проблем, широкое общение со сверстниками из других школ, регионов.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Данная программа рассчитана на 6 лет (6-11 классы) Процесс организации работы на протяжении всей основной школы проходит в несколько этапов: на переходном этапе (6-7 классы) развитие активных познавательных интересов школьников. На этапе самоопределения (8-11 классы) самореализация обучающихся.
Программа составлена с учетом региональных нормативных документов:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" - Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. 3-е издание – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения).
- Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений.- М.; Издательский центр «Вентана-Граф» 2008
- Стандарт основного общего образования по географии //Сборник нормативно - правовых документов и методических материалов, Москва: «Дрофа», 2008.
- Учебные планы школы.
Цель программы:
создание условий для оптимального развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей для успешной самореализации и последующей социализации обучаемых.
Задачи:
- Развивать учебно-познавательную компетентность:
развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии;
развитие духовной сферы детей, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу.
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся через совместную деятельность, участие в конкурсах, научных конференциях;
- Формировать информационную компетентность с помощью самостоятельного приобретения знаний при работе с учебной, справочной литературой, Интернет;
- Формировать аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения практических исследований;
- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
С целью развития познавательных интересов:
- При планировании уроков предусматривать оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, смекалку.
- Активно применять на уроках проблемно поисковый метод, создавая проблемные ситуации, внедряя такие виды организации учебных занятий как семинары, творческие дискуссии, защита творческого задания, проекта.
- Пополнять учебно-методическую базу кабинета современными наглядными и демонстрационными ресурсами.
- Разработать индивидуальный план работы с каждым творческим ребенком.
С целью развития творческих способностей учащихся:
- Обеспечить условия для проявления их творческой активности:
проводить творческие конкурсы, предметные олимпиады, КВНы, диспуты и т.д.
привлекать учащихся к оформлению портфолио, школьных газет, , подготовке и участию в школьных, муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах и т.д.
С целью развития духовной сферы:
- Воспитывать чувство собственного достоинства, независимости мышления;
- Воспитывать самостоятельность, активную жизненную позицию;
- Воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств;
- Формирование личностной, социальной культуры, осознанного отношения к семейным и национальным ценностям
Методы, формы обучения
Реализация программы предполагает использование разнообразных методов и форм обучения, традиционных и новых педагогических технологий. Навыки успешной деятельности обучающегося отрабатываются в основном на заданиях продуктивного, творческого характера, предполагающих самостоятельный поиск путей и вариантов решения проектной задачи. Это ролевые и деловые игры, ситуативные задания, включающие анализ, создание проблемных ситуаций, практикумы, мозговой штурм. Особая роль отводится самостоятельной работе, исследовательской деятельности. Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного явления является одним из способов познания человеком окружающего мира. В основе работы с одаренными детьми положены интегративный (рассмотрение любых научных явлений в их взаимосвязи с жизненным и учебным опытом учащихся) и личностный подход (выработка каждым учеником своей собственной позиции, своего отношения к различным научным и социальным явлениям).
Работа предусматривает как групповые, так и индивидуальные формы взаимодействия с учащимися. Задача учителя – направлять самостоятельную работу ученика, указывать ему приемы умственных действий. Для каждого учащегося разрабатывается план индивидуальных занятий (или карта индивидуального развития).
Прогнозируемые результаты реализации программы
Реализация программы позволит:
- усовершенствовать систему работы учителя по организации деятельности с одаренными детьми;
- повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня);
- улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;
- повысить качество образования.
В результате освоения программы у обучающихся:
- повысится интерес к географии и внутренняя познавательная мотивация;
- повысится уровень, качество знаний, активность, самостоятельность обучающихся;
- сформируется умения работать в автономном режиме (автономность) и умения коммуникативного характера (совместность);
- появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества, сотворчества;
- сформируются умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.
Средством оценки достижения учащихся является формирование портфолио. При этом определяются три ступени достижений:
1 уровень – школьные достижения
2 уровень – муниципальные
3 уровень – окружные, Всероссийские, международные
Организационные риски, возможные при реализации программы:
- возможность перегрузки ребёнка;
- недостаточная мотивация социального партнера;
В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования. Развитие творческих способностей одаренных детей строится с учетом возрастных особенностей и проходит в несколько этапов.
Этап | Цель | Мероприятия программы | Форма организации обучения |
1 этап. Подготовительно- проектировачный. Учащиеся 6-7 классов. | формирование интеллектуальных, информационно-учебных и специальных навыков и умений. | Проведение мониторинга по выявлению одаренности детей. Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Участие в муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах, включая дистанционные Сбор информационного материала по участию обучающихся в конкурсах и олимпиадах Анализ итогов работы реализации программы первого этапа | урок, творческие конкурсы, дистанционные олимпиады, внеклассные мероприятия. |
2 этап. Организационно – практический. Учащиеся 8-9 классов. | Развитие интеллектуальной и творческой сфер. Выявление одаренных детей из числа показывающих высокие результаты в процессе учебной и внеучебной деятельности. | Выявление интеллектуальных способностей обучающихся и потенциала их развития. Разработка карт индивидуального развития. Участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях школьников, конкурсах и олимпиадах. Внедрение проблемно-исследовательских и проектных методов обучения, развитие у обучающихся творческого и исследовательского мышления. Анализ итогов работы реализации программы второго этапа. | урок в различных его модификациях, элективные курсы, творческие конкурсы, олимпиады, реферативные работы и так далее. Особая роль на этом этапе отводится написанию рефератов, что является необходимым условием для перехода учащегося к самостоятельной научно-исследовательской работе. |
3 этап. Обобщающий. Учащиеся 10-11 классов. | Способствовать профессиональному самоопределению одаренных детей. | Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Активное привлечение способных и одарённых детей к участию в школьных, муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах, праздниках, интеллектуальных марафонах. Мониторинг развития способных и одарённых детей. Анализ итогов работы реализации программы третьего этапа. | активные формы урока (семинар, тематический зачет, защита коллективных рефератов, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация), индивидуально-групповые занятия, олимпиады различных уровней, творческие, научно-исследовательские работы. |
План действий по реализации программы
№ п/п | Направление работы | Действия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация деятельности обучающихся | презентация программы для общественности (родители, ученики), формирование социального заказа | май – август | Блонарь О.Н. |
Диагностика, анкетирование обучающихся. | Сентябрь. | Школьный психолог | ||
Определение и выбор форм, средств, способов выполнения работы, распределение обязанностей. | Сентябрь-октябрь | Блонарь О.Н. | ||
Прохождение курсов по теме. | В течение года | Блонарь О.Н. | ||
Организация работы в свободной самостоятельной работе, во внеурочное время, на рефлексивных кругах. | В течение года | Блонарь О.Н. | ||
2 | Обучение школьников | Организация консультативной помощи, направленной на творческую самореализацию учащихся | В течение года | Блонарь О.Н. |
Проведение курса практических занятий по топографической карте | Октябрь-декабрь | Блонарь О.Н. | ||
Организация работы курса в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения | В течение года | Блонарь О.Н. | ||
Обеспечение высокого уровня информационной культуры и использование информационно-коммуникационных технологий на различных учебных предметах | В течение года | Блонарь О.Н. | ||
4 | Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня | Участие обучающихся в школьной научно- практической конференции | Ежегодно, февраль | Блонарь О.Н. |
Участие обучающихся в городских фестивалях и конференциях. | По приказу школы | Обучающиеся Блонарь О.Н. | ||
Участию в школьных, муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах, интеллектуальных марафонах, в том числе дистанционных | Ежегодно | Обучающиеся Блонарь О.Н. | ||
Участие обучающихся с проектами во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ | Ежегодно | Обучающиеся Родители. Блонарь О.Н. | ||
5 | Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования | Анкетирование обучающихся и их родителей | Март | Психолог школы. Блонарь О.Н. |
Проведение диагностики затруднений при выполнении заданий, работ | В течение года | Блонарь О.Н. | ||
Проведение диагностики формирования проектных умений обучающихся ( входной, промежуточный, итоговые контрольные работы) | В течение года | Блонарь О.Н. |
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются участниками и призёрами муниципальных, региональных конкурсов и сетевых проектов, успешно поступают и учатся в ВУЗах по всей России.
Список источников
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34
- Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г.
- Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.
- Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
- Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М., 1991.
- Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
- Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru/ Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271
2. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc Положение о работе с одарёнными детьми.
3. http://www.effecton.ru/762.html Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей
4. http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc «Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской
5.http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября".
6. http://podmel.ru/programma-dlya-odarennih-i-talantlivih-detej-rostok-avtori-pro/page-1.html
-Рабочая программа для одаренных и талантливых детей
приложение
Индивидуальный план мероприятий по реализации программы подготовки учащегося к предметной олимпиаде по географии.
Содержание работы | Мероприятия |
Организация индивидуальных занятий с учителем | Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов географии, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация. |
Социальное партнерство. Организация занятий теоретической и практической направленности на базе ВУЗ | лекции с преподавателями Высших учебных заведений по сложным темам курса, таким как картография, землеведение, экономическим вопросам; провести практические занятия с картографическими и статистическими материалами |
Научная работа с литературой | Основные источники
Дополнительные источники
|
Организация научно-поисковой работы учащегося посредством сети Интернет | Интернет-ресурсы для подготовки к участию в олимпиаде Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Открытая олимпиада МГУ. Избранные задачи http://geo.1september.ru/2002/10/6.htm |
Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности | Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm |
Организация работы с банком заданий окружного уровня | решение географических задач олимпиад разного уровня, разных лет |
Создание олимпиадной команды учащихся | Способствует реализации взаимопомощи, передачи опыта участия в олимпиадах, психологической подготовки новых участников; |
Работа с психологом | Психологические тренинги (занятия) для подготовки учащихся к участию в олимпиаде |
Работа с родителями. | Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"
За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...
Элективный курс по географии: «Глобальная география мира» для 11 класса
Программа рассчитана на 35часов (1 ч в неделю), но в соответствии с УП школы данный элективный курс рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю)....
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...