из опыта работы учителя географии
статья по географии на тему

кочетова людмила владимировна

Развитие интереса в игре и превращение его в деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Личный план самообразования

учителя географии

МКОУ Новодербеновской ООШ

Кочетовой Людмилы Владимировны

на 2014-2015 учебный год

 

   В связи  с переходом  на  новую  ступень  образования  и принятия новых образовательных стандартов   возникает необходимость  пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

В режиме реального времени знания, полученные в ВУЗе, давно устарели, постоянно возникает  потребность  совершенствования уровня своей квалификации с учётом современных условий и требований времени. Традиционно школа отражает новые социальные тенденции. Она всегда воспроизводила стандарт знаний, умений и навыков, ценностей и форм поведения, выполняя социальный заказ государства. В настоящее время Россия переживает базисные экономические изменения. В этой ситуации принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят выпускников наших российских школ к практической жизни. Поэтому необходимы внесения изменений в систему образования. Другими словами, знаниевый подход отечественной школы сменяется компетентностно-ориентированным.

Одним из перспективных направлений по формированию ключевых компетентностей учащихся является информатизация общего среднего образования. Это процесс, направленный на максимально эффективное использование информационного обеспечения с помощью современных компьютерных и Интернет-технологий.

Практической значимостью использования информационной технологии на уроках географии для повышения качества образования по предмету является:

  • стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
  • оперативное и объективное выявление уровня освоения материала учащимися;
  • открытие для учащихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, процесса, явления, активно включаясь в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования;
  • обеспечение возможности каждому ученику продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может;
  • максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта.

Поэтому внедрение информационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую.

 В течение учебного года перед собой ставлю несколько ведущих задач :

Задача 1. В течение учебного года освоить содержание и методику преподавания предмета с  использованием  информационных технологии.

Задача 2. Разработать методическое обеспечение   по географии  в соответствии с требованиями нового учебного плана, программы и стандартов  .

Разделы плана

Задачи и содержания деятельности

I. Изучение  

литературы

1. Изучить нормативно-правовые документы по предпрофильному обучению.

2. Познакомиться  с  новинками (программно-методическим обеспечением) по курсу география  

3. Изучать новинки методической литературы в области новых педагогических технологий обучения.

4. Изучать литературу по  сайтостроению.

II. Разработка  программно-методического  обеспечения учебно – воспитательного процесса

1. Определиться с выбором учебной программы.

2.Составить календарно-тематическое и поурочное планирование для выбранного курса.

3.Разработать конспекты уроков по выбранному курсу

4. Продолжать ведение  папки дидактического материала, тестовых и контрольных работ.

5.Продолжать работу  над созданием сайта  по географии

6.Постоянно пополнять медиатеку.

7. Обновление электронных  учебников.

III. Обобщение собственного опыта своей педагогической  деятельности.

1. Выступить с докладом на методическом объединении учителей географии района по теме:

«Проектная деятельность как основная технология обучения  »

2. Подготовить и провести урок по курсу «География Волгоградской области»

3. Пополнять банк  проектных работ учащихся  

4. Принять участие в  Фестивале педагогических идей «Открытый урок» с целью передачи своего педагогического опыта через Интернет технологии

5.Завершить работу над школьным и персональным сайтом.

IV. Участие в системе  методической работы.

1.Принять участие на районных семинарах  по  использованию  информационных технологий на  уроках географии»

2. Выступить с докладом на Педагогическом Совете школы по теме « Современные педагогические технологии в обучении и воспитании »

V. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

1.Принимать участие на районных семинарах.

2. Посещение уроков  аттестуемых учителей

 



Предварительный просмотр:

Кочетова Людмила Владимировна.

Обобщение опыта работы.

С 2012 года занимаюсь исследовательской деятельностью по теме: «Географические игры как способ стимулирования интереса к предмету». Делаю акцент на чувственный опыт учащихся, на усиление практической направленности обучения. Относительно  однородный состав учащихся создает реальные предпосылки для усиления учебного процесса, подачи обучающимся познавательных учебных заданий с учетом их индивидуальных особенностей. Постоянная смена форм работы учеников (одно из главных условий успеха); воздействие на эмоциональную сферу обучающихся; повторение пройденного материала, опора на краеведческий материал, доступный уровень информации; обязательное использование средств наглядности – таковы основные условия и подходы моей опытнической, исследовательской работы по теме: «Географические игры как способ стимулирования интереса к предмету».

  1. В настоящее время характерно сочетание традиционных и новых форм технологий.

Достаточно широко известна методика работы с листами опорных сигналов по системе В.Ф. Шаталова. В процессе обучения используются различные схемы, моделирующих процессы, происходящие в природе и хозяйственной деятельности населения или отражающих логику их изучения. При изучении стран предлагаю учащимся такую схему: «Природные богатства Канады»

                                                 

                                              Природные богатства Канады

Каменный уголь, нефть, природный газ

    рыба

    лес

Железо, серебро, золото, и др. металлы

Плодородные земли

Особенно важно опираться на географические карты. Популярны ментальные карты, отображающие «образ» изучаемой территории. Так, «образ» отображающих природы материков и окружающих океанов может возникнуть у учащихся при рассмотрении изображенных в учебнике с живущими на нем животными на материке.

  1. Значительной новизной и эффективностью отличаются технологии обучения географии, связанные с организацией творческой деятельности обеспечивающие накопление ее опыта и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету. Основу таких технологий образует организация поисковой деятельности. К главным моделям такой методики можно отнести:

*организацию систематической учебно-исследовательской деятельности школьников;

*учебно-игровые технологии;

*организацию коммуникативно-диалоговой деятельности с активным обменом мнениями (дискуссии, обсуждения).

3. Организация учебных исследований. Уроки этого типа обеспечивают разностороннее развитие личности учащихся. В основе исследования всегда лежит какая-то проблема, для решения которой нужно найти соответствующие способы и высказать предположение,  что они достаточны для получения нужного результата (гипотеза).

Исследования способствуют расширению кругозора школьников, развитию мышления. Ориентируют на использование дополнительной литературы, справочных материалов и т.д.

К исследовательским урокам относятся проблемные уроки, уроки-путешествия; информационные лекции, уроки-практикумы. Сюда относятся игровые уроки, например уроки проектирования новых заповедников на территории материка (7класс). Например: уроки поиска новых месторождений полезных ископаемых. Урок-практикум на тему: « Характеристика климатических поясов Африки». Эти уроки отличаются большим объемом практической работы, имеют целью не только приобретение новых умений, но и формирование новых  знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного материала.

Урок организуется следующим образом. Каждая группа (пара) анализирует климатические пояса с их описанием.

  • Определить, какая  климатограмма  в учебнике соответсвует вашему климатическому поясу?
  • Заполнить в тетради таблицу.
  • Выяснить почему экваториальный пояс не доходит на востоке  до побережья Индийского океана?
  • Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?
  • Почему в пустыне Намиб, находящейся на  побережье Атлантического океана, выпадает много осадков?

Таблица.

Элементы климата

                                                пояс

экваториальный

субэкваториальный

тропический

субтропический

1.Средние температуры января

2.средние температуры июля

3.Господствующие ветры

4.Годовое кол-во осадков

5. режим осадков

Сильные учащиеся готовят ответы на следующие вопросы:

- Почему на экваторе всегда жарко и много и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

Обсуждают вопросы по группам. После отчетов формируют общий вывод, что климатические пояса Африки, отличаются между собой значениями температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия, связанные с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров. Поэтому исследовательские элементы на этом уроке составляют: а) анализ данных климатограмм, б)соединение информации, почерпнутой из карты и текста, в) поиск ответа на проблемные вопросы.

Пример урока с элементами исследования. Тема: «открытия и исследования в мировом океане.  От древности до наших дней». Для урока используются: интернет-ресурсы, учебник, атлас, книга Н.П. Магидовича и В.Н. Магидовича: «Очерки по истории географических открытий». Тип урока – повторительно-обобщающий. Учащиеся к нему готовятся заранее. Ученики готовятся по эпохам изучения океанов: древнее время, средние века, новое время, новейшее время. Группы определяют маршруты путешествий мореплавателей, обозначают на контурной карте, находят нужные сведения и делают записи, либо презентацию.

4.Игровые технологии приобретают большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьникам с разным уровнем подготовки  проявить себя возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса. Основной мотив игры – не результат, а процесс, что усиливает ее развивающее значение, связанное с взаимодействием в ролевых играх, поиском правильного решения.

Классификаций игр много. В зависимости от уровня творческой активности и самостоятельности различают игры по правилам и игры ролевые (сюжетно-ролевые, ситуационные, игры-состязания).

Игровые способы обучения оправдывают свое назначение, если они используются не разрозненно, а в определенной системе. Игры по правилам (настольные) больше подходят для младших школьников и начального этапа изучения темы, помогая усвоению и закреплению более простого содержания и занимая сравнительно небольшое время в конце урока или на этапе проверке домашнего задания. Систему игр по правилам можно представить в следующем виде:  игры на усвоение номенклатуры,  цифровых величин, определение силуэтов, понятий (Что такое? Кто такой?), кроссворды или путешествия по карте географических названий, географических викторин, задач. Логика группировки от отдельных фактов (названий, цифр) к своим связям, соответствиям. Например, географическая цепочка четырехзначных цифр, относящимся к горным цепям, глубинам океанов. Учащимся нужно указать к каким объектам они относятся. Побеждает учащийся, определивший наибольшее количество:

8848, 5642, 4810, 4750, 1895, 7134 (высшие точки горных систем Евразии).

Путешествие по карте. Например, вставить надо пропущенные буквы и определить объекты, связанные с темой урока:

_И_ _ _ _И

А_ _ П_

_Р_ _

_ Л _ А_

_А_ К_ _      (рельеф Евразии)

Такая игра носит разминочный характер и не занимает много времени.

Географическая викторина. 

  1. В каком государстве, не пересекая его границ, протекает самая «мягкая» река в Европе?
  2. Какие реки короче своих притоков? Найдите по карте.
  3. Какие 2 острова, расположенные в одном море, относятся к разным частям света?
  4. В каком море ловят рыбу жители трех частей света?
  5. Какой континент не имеет рек?
  6. Найдите на карте 6 разноцветных рек?
  7. Мы говорим «безбрежное море». А существует ли в действительности «безбрежное море», т.е. море, у которого нет берегов?
  8. Какие названия по карте США включают слово «великие»?
  9. Погода и климат – понятия разные. Есть ли на Земле страны, где между этими понятиями, по существу, нет разницы?

Географические задачи.

 1.Один из поэтов, посетивших Австралию, так описал, так описал ее:

«Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами;

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год».

Учащимся задаем вопросы: объяснить каждую строчку этого стихотворения.

2.В США западные склоны гор и холмов, как правило, более густо покрыты растительностью, чем восточные. Объясните это явление.

3. Почему рельеф Амазонки резко отличается от рельефа Гвианского нагорья, хотя обе формы рельефа сформировались на одной платформе?

4.У американского поэта есть стихи:

«Привет странам сосны и дуба,

Привет странам лимона, инжира,

Привет странам золота…..

Привет странам маиса и пшеница».

Вопрос: приведите примеры стран, славящих выращиванием сельскохозяйственных культур или добычей указанных полезных ископаемых.

5. Какое из  следующих утверждений правильно объясняет факт высокого атмосферного давления в районе Северного полюса:

* полярная область отличается высокой влажностью;

*полярная область холодными температурами;

       * полярные ветры обычно дуют вокруг Северного полюса;

      * воздушные потоки вблизи полярной области имеют возходящее направление;

Можно использовать тесты: тесты и вопросы по географии. Предлагаемые тесты для тематического контроля знаний учащихся 6-9 классов составлены в соотвествии с программой по географии. Целесообразно рассматривать тестовый тематический контроль как обучающий и корректирующий. Его применение позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем.

Вопросы могут быть использованы при повторении пройденного материала, может проводиться устно или письменно, фронтально или по группам с разным уровнем подготовленности.

6.Некоторые сельскохозяйственные культуры, росшие на одном материке, впоследствии были перенесены на другой, где получили наибольшее распространение. Примером может служить картофель, центром происхождения которого является Америка, а наибольшие посевные площади в настоящее время находятся в Восточной и Центральной Европе.

Укажите центры происхождения и основные районы выращивания других сельскохозяйственных культур, названия которых приведены в таблице.

Названия растения

Центр происхождения

Страны - главные производители

пшеница

рис

кукуруза

картофель

хлопчатник

кофе

цитрусовые

Кроссворды. Решение географических кроссвордов – один из методических приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Решение географических кроссвордов расширяет кругозор учащихся, вызывает интерес к науке, а самое главное, вызывает стремление самостоятельно поработать с дополнительной литературой.

Книга. Использование кроссвордов в процессе преподавания географии. Составитель Софронова Л.В.

Несколько сложнее игры, предлагающие связывать попарно различные данные. Например, игра «Географические имена и события». Задание: учащихся должны соединить чертой имя и географическое событие.

Д. Кук

Открытие Америки

Х. Колумб

Открытие пролива между северной Америкой и Евразией

Ф. Магеллан

Спуск ко дну Марианской впадины

Р.Пири

Первое кругосветное путешествие

Васко да Гама

Открытие мыса Доброй Надежды

Ф.Ф.Беллинсгаузен

М.П. лазарев

Открытие Антарктиды

Р.Амундсен

Открытие Южного полюса

Ж.Пикар

И Д. Уолш

Достижение южного полюса

С. Дежнев

Открытие Новой зеландии

Б. Диаш

Открытие морского пути в Индию

К этой же группе относится игра «Найди ошибку в тексте». Она отличается повышенной занимательностью, но используется значительно  редко. Наиболее разнообразны творческие игры. Они отличаются гибкостью, свободой, легко изменяются в процессе игры, не занимают много времени. Сюда относятся игры - состязания (КВН, викторины, олимпиады , турниры),  ролевые игры, игры – путешествия.

Систему игр можно расположить в последовательности, отражающей рост самостоятельности учащихся, формирование собственного мнения, оценочных суждений, а по содержанию – от описаний к объяснению. Сюда относятся воображаемые путешествия, конкурсы эрудитов, «Поле чудес», учебные конференции, защита проектов. Их можно использовать в конце изучения крупных разделов, при подведении итогов.

Уроки - путешествия связаны с изучением нового материала. Они стимулируют активизацию учащихся, обеспечивают общение, развивают «чувство карты», воображение.

Такие уроки, как правило, эмоциональны, поскольку наиболее соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Популярны игры – состязания. Тема «Мировой океан» -  можно провести итоговый КВН, при решении задач которого требуется значительное количество объектов с нужным признаком. Например:

1.Самое большое море у берегов России? 9 букв----------БЕРИНГОВО

2.Самый широкий пролив на нашей планете? 6 букв ---------ДРЕЙКА

3. Самое соленое море Мирового океана? 7 букв -------------КРАСНОЕ

Учебные дискуссии и диалоги.

Эта технология требует значительного объема усвоенных знаний, умения подбирать нужные аргументы в подтверждение своей точки зрения. Давать ее развернутое обоснование. Конечно, это наиболее сложная форма педагогических инноваций. Главное здесь – формирование умения излагать свое мнение и обосновывать его специально подобранными фактами, аргументами и не менее важно научиться слушать других. Уровни сформированности учебного диалога таковы: 1. Мнение учение предопределено содержанием рассказа учителя или текстом учебника, 2. Обмен независимыми высказываниями. Характер высказываний вариативный. 3. Дискуссия, отражающая стремление к поиску истины, самораскрытию. Умение слушать другие мнения. В соответствии с этими уровнями строится процесс обучения диалогам и дискуссиям. Сначала приучают школьников излагать свое мнение по изучаемому вопросу. Например, характерной особенностью природы Евразии является многолетняя мерзлота. Можно сообщить учащимся, что по мнению отдельных ученых. Это явление объясняется тем, что зимой материк сильно остывает и за короткое время не успевает прогреться.  Другие исследователи считают, что многолетняя мерзлота – результат древнего оледенения, которое еще не окончилось и сохраняется до настоящего времени.

Более сложный вариант – выяснить, почему озеро Байкал – самое глубокое в мире? 8 класс. Свой вывод предлагается подтвердить данными карты. Возможны различные высказывания.

Учебный диалог находит место в игровых ситуациях ролевого характера. Ролевые игры вырабатывают активное, оценочное отношение к заданию и тем самым приучают к ведению учебного диалога. Таковы, например, задания по определению новых месторождений полезных ископаемых (нефти, меди) на территории изучаемого материка, выбора места для возможного создания новых особо охраняемых территорий 9заповедников, национальных парков) .

В основе учебных дискуссий могут быть различные реальные или политические проблемы. Суть многих учебных дискуссий составляют экологические проблемы. Например, материк Антарктида, - 1. Как изменится положение материка через многие млн. лет? 2. Что произойдет при интенсивном таянии льдов Арктики, Антарктики?

3.Можно с учащимися обсуждать не только глобальные , но и региональные проблемы (о Сахаре, об экологической ситуации своего края….)

Итак, для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств. Где ведущее место принадлежит занимательности. В играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость. Учатся быстро и логично рассуждать.  «В каждой хорошей игре, есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли»  (А.С. Макаренко). Работая над темой «географические игры, как способ стимулирования интереса к предмету», использую опыт лучших учителей географии России. Например, К.С. Мамонтова, Ярославская область. Игры на уроках географии             (Различные способы проведения игр на уроке), Л.Ф. Грасмак. Занимательные путешествия.

Н.М. Богданова  - учитель географии г. Москва. Географический КВН для учащихся 6-8 классов. Р.Е. Кашкина учительница географии города Пензы. Поисково- исследовательская работа школьников. Е.Н. Новикова учительница географии Рязанской области. Экологический мониторинг в форме деловой игры. Следуя рекомендациям лучших учителей, что игра всегда «свободна» и, следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. В частности, нельзя вводить сразу трудные игры. А надо начинать с более простых. Играть в познавательные игры нужно учить. Важно детей ввести в игру, а не навязывать. Познавательный интерес является основой обучения. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: интересно - неинтересно и такой отзыв служит для меня, учителя. Одним из критериев оценки своей работы. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность.

Развитие интереса в игре и превращение его в деятельность

Любопытство-------любознательность--------интерес к предмету------потребность в овладении глубокими знаниями---------раскрытие задатков и способностей.

На уроках познавательный интерес развивается по смысловым блокам: занимательность,, игра, проблемное обучение.

Игра – есть прием, активизирующий познавательную активность и интерес учащихся. Это прекрасный стимул более  качественного усвоения учебного материала. Кроме того, игра позволяет проявить и развивать индивидуальные способности учащихся: логическое мышление, память, способности учащихся...  Осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, но и реальный контроль базового уровня развития знаний на основе образовательных стандартов. Результаты обучения географии следующие: 100 % общая успеваемость; на «4» и «5» 75%; неуспевающих нет. Наградой для меня являются строчки учащихся о предмете географии.

«Мне кажется, что после уроков географии я становлюсь как-то взрослее. И сейчас я делаю единственный вывод, что на географии я присутствовала не зря»

«Я стал больше задумываться: почему так, а не иначе: что хорошо, а что плохо? География учит думать не так, как в математике – над формулами, а над жизнью, над происходящими вокруг»  

Литература.

  • Н.А. Максимов За страницами учебника географии. М…. Просвещение
  • Методические журналы  «География в школе»
  • Интернет ресурсы
  • Использование кроссвордов в процессе преподавания географии Софронова Л.В.
  • Познавательные игровые вопросы для изучающих географию. Учайкина Н.Р.
  • Пармузин Ю.П. «Живая география»
  • Я познаю мир Детская энциклопедия М___ТКО  «АСТ
  • Бабурин В.Л. «Деловые игры по экономической и социальной географии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический показ опыта работы учителя географии и истории Справниковой Галины Гавриловны"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока"

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у молодых людей искажены представления о доброте,милосердии,великодушии,нравстенности.Школа призвана создавать гражданина и вос...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Участие в проектной опытно-экспериментальной деятельности. (Таблица). Из опыта работы учителя географии Прониной А.И.

В данной таблице помещены результаты участия обучающихся в конкурсах исследовательских работ на разных уровнях с 2011 по 2014 год.  Научный руководитель:учитель географии Пронина А.И....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...