Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»
проект по географии на тему
Данная исследовательская работа отражает поэтапное изучение главных достопримечательностей села, которые требуют экологического внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_uchebnoy_ekologicheskoy_tropy_v_okrestnostyah_s.burlatskoe.docx | 390.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по теме: « Создание учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое»
Проведена учитель географии высшей категории
МБОУ «СОШ №10» с. Бурлацкое
Благодарненского района
Ставропольского края
Латиной Ольгой Прокофьевной
1. Введение
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В ходе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, географии,биологии и других наук. Какие условия нужно создать, какие приемы использовать, чтобы каждый ученик почувствовал себя ответственным за охрану окружающей среды? Деятельность (участие в чем-либо) рождает потребность в знаниях, побуждает заниматься самообразованием, самостоятельно и добровольно, что приводит к общению – передаче другому того, что найдено, понятно, сделано самим. Общение - главный способ познания в подростковом возрасте. Дальше – творческая деятельность. Задача учителя помочь ученику определиться, найти себя. Сделать успешно это можно, только если сформированы особые отношения учителя и ученика, в основе которых совместный труд, общие интересы.
Экологическая тропа это тот самый объект, который позволяет ученикам проявлять своё творчество, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений. Основные цели, которые преследует экологическая тропа:
- Привитие учащимся любви и бережного отношения к природе.
- Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, глубже ознакомиться с жизнью растений и животных, биологическими основами их существования.
- Изучать на конкретном примере особенности учебного участка как экосистемы, выявлять взаимосвязи компонентов и на этой основе составить рекомендации по экологически грамотному существованию с природой.
- Способствовать развитию творческого мышления, самостоятельно выполнять систематические наблюдения, анализ изучаемых объектов, делать обобщения и выводы.
- Определить пути и меры охраны природных уголков своей родины с позиции личного участия каждого школьника и улучшения экологической ситуации села
- Привлечь внимание учащихся школы, жителей села и администрации к разрешению выявленных экологических проблем
К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в душу каждого и стать снаружи незаметным, но непременным стимулом созидания. Конечной целью является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, а формирование экологического сознания и гражданской позиции. А это значит, что экологическое образование должно быть достоянием и личности, и общества и иметь действенный характер.
2.Географическая характеристика с.Бурлацкое
Село Бурлацкое Благодарненского района тянется на пять километров между рекой Мокрая Буйвола и краевой трассой Ставрополь – Буденновск, находится от районного центра на расстоянии 17 км. Село расположено на Терско-Кумской низменности и имеет абсолютную высоту 134 метра над уровнем моря. Эта территория с полого-холмистым рельефом: с южной и северной стороны село защищено пологими холмами, на Востоке на расстоянии в 1 км возвышается «каменный» холм, из которого жители добывают известняк-ракушечник. Географические координаты села Бурлацкое: 45°04'с.ш 43°39'в.д.
Бурлацкое находится на юге умеренно-континентальной области умеренного климатического пояса , и в климате ощущаются как европейские, так и азиатские влияния.
Потому климат засушливый, с умеренно жаркий, отнесен ко второй почвенно-климатической зоне Ставрополья. По условиям влагообеспеченности село относится к 3-му агроклиматическому району с гидротермическим коэффициентом 0,7 – 0,8.
Осадков выпадает 350 – 420 мм в год. В среднем в году 66 дней сильно засушливые, а 115 – с достаточным увлажнением.
Среднегодовая температура составляет +9,5 градуса по Цельсию.
Зима мягкая, среднемесячная температура в январе (- 4,5 градуса). Нижняя отметка температуры воздуха – 32 – 34°.
Лето длинное, жаркое, среднемесячная температура в июле (до + 24 градусов).
Величина испаряемости превышает годовое количество осадков, что связано с относительно высокой температурой воздуха, а также частыми восточными ветрами-суховеями.
Среднее количество дней с ветром более 15 метров в секунду – 29, с туманами – 54.
Длительный вегетационный период, который протекает с 18 апреля по 16 октября, умеренно мягкая зима и теплое лето позволяют выращивать все основные сельскохозяйственные культуры.
Максимально возможный урожай, – при оптимальном режиме, удачных агрометеорологические условиях, высоких уровнях плодородия почвы и культуры земледелия, – озимой пшеницы – до 68 центнеров зерна с гектара, кукурузы на зерно – более 70 ц/га.
Почвы на территории села, в основном, темно-каштановые, они подвержены как ветровой, так водной эрозиям, особенно на крутых склонах многочисленных балок.
По характеру растительности территория Бурлацкого относится к
разнотравно-дерновинно-злаковой степи.
Наше село основано 07 октября 1836 года, сюда прибыло 30 семей переселенцев из села Митрофановского Воронежской губернии, которые стали называть хутор Новомитрофановским. В последующие годы продолжали пребывать переселенцы из Воронежской и Харьковской губерний. С получением надельной земли (1938 г) хутор стал именоваться селом Бурлацким от одноимённого яра, находящегося вблизи. По преданию, бурлаки, бежавшие с Волги, скрывались в этом яру.
Интересна и многогранна как история, так и география нашего села, чтобы её знать, нужно глубоко её изучить, сохранять и пропагандировать среди местных жителей разного поколения, этим и занялись учащиеся нашей школы, преследуя цель создать экологическую тропу в окрестностях с.Бурлацкое
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
1.Организация мероприятий для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, природопользования.
2.Создание условий для воспитания экологической культуры и грамотности поведения человека в окружающей среде.
3.Знакомство с местными природными объектами, антропогенными объектами и воздействием на них человека.
4.Овладение учащимися частью знаний о видах, находящихся под охраной, занесённых в Красную книгу Ставропольского края.
Методы исследования:
- работа с научной литературой, определителями, справочниками, статьями;
-обсуждение и создание маршрута движения к выбранным остановкам экологической тропы;
- сбор первичного материала, его обработка и оформление, наблюдение;
- фотографирование, описание;
- беседа с местными жителями и школьниками.
4.Описание учебной экологической тропы.
А)Этапы работы по созданию учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое
1этап-изучение научной литературы, беседа состарожителями, географической карты, картосхемы села с целью определения главных значимых объектов, которые в дальнейшем составят основу учебной экологической тропы (приложение 1)
2этап- составление маршрута движения по экологической тропе в окрестностях с.Бурлацкое (Приложение 2)
3 этап-учебная экскурсия по выбранному маршруту с целью изучения обозначенных природных и антропогенных объектов (Приложение 3АБ)
4 этап-описание исследуемых объектов, используя научную литературу, информацию, накопленную во время учебной экскурсии.
5 этап-оформление исследовательской работы, с целью ознакомления с нею школьников и других жителей села
Б) Описание экологических объектов, обозначенных в экологической тропе
1 Стоянка Школьный двор
Наша школа была построена в 1967 году. На начала её деятельности вокруг школы не было ни кустарника, ни деревца. И школьный коллектив, состоящий из учителей и учеников, стал планировать и создавать дизайнерские ландшафты в школьной дворе площадью в 500 м².
В2001 году к «старой» школе пристроили «новую», увеличилась и площадь школьного двора до1325м². Со дня открытия школы в нашем селе прошло 48 лет! За это время школьный двор преобразился до неузнаваемости: есть две спортивные площадки, учебно-опытный участок, сад, отдел цветочно-декоративных культур, две детские игровые площадки.
Особого внимания заслуживает отдел цветочно-декоративных культур . Восточная часть школьного двора оформлена хвойными деревьями: сосна, туя, применялись элементы декора. Перед фасадом нового здания школы оформлены клумбы с преобладанием розовых кустов. В районе расположения деревьев посажены теневыносливые растения, создающие свежесть, зелень в нижнем ярусе растительности.Школьный двор видоизменяется регулярно: инициативная группа, состоящая из учителей и учеников, вносят всё новые и новые идеи по облагораживанию двора. Вот и этой весной вновь изыскали место для новой клумбы, а лужайку между деревьями украсили своеобразной клумбой. Наш школьный двор всегда чистый уютный благодаря старанию школьников, ведь каждый участок закрепленный за определенным классом, убирается каждую пятницу, а летом все ребята работают на пришкольном участке .
Таким образом, школьный двор образцовый антропогенный природный комплекс многофункционального значения: эстетического, экологического, учебного, рекреационного значения.
2 стоянка Анпропогенный парк Сельский парк, расположенный в южной части села, созданный сельской администрации с целью облагораживания участка, на котором расположено 2 памятника: Памятник механизаторам колхоза «Волна революции», проложившим первую борозду и памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941—1945 гг.
Кроме того, парк является санитарной зоной , преграждая проникновению выхлопных газов автомобилей, густота которых достаточно высока на краевой трассе Ставрополь- Буденновск, расположенной сразу за парком.
В процессе экскурсии наше исследование позволило сделать следующие выводы: Парк представлен трех ярусной растительностью: деревья-вяз и акация; кустарники- шиповник и бирючина; травы-естественно-природные виды степной растительности: чистяк весенний, фиалка лесная, птицемлечник дуговидный, гусиный луг желтый, пырей ползучий, овсяница, ежа сборная, полынь горькая, лебеда и другие. Данный парк важен для местных птиц, которые создают свои гнёзда каждую весну. Сельские жители регулярно производят уборку парка, школьники белят деревья. Но, к сожалению, сельский парк требует особого внимания: несознательные жители села, бывая на отдыхе, оставляют после себя мусор, разрушают памятники- достояние сельчан. Потому, школьники-экологи, данный объект взяли под контроль
3 стоянка Река Мокрая Буйвола
До экскурсии школьники изучая географический материал, анализируя карту Ставропольского края, смогли дать характеристику реке, протекающей по нашей местности: Река Мокрая Буйвола течёт в восточной части Ставропольского края, пересекая с запада на восток Благодарненский район. В селе Бурлацкое река расположена с северной его части. Река берёт начало в Прикалаусских высотах и впадает в реку Кума.
Для её образования были все предпосылки: природное углубление в пределах Терско-Кумской низменности, уклон низменности с северо-запада к юго-востоку, к поверхности земли, близко располагались подземные воды, которые были главным источником питания реки, в весенне-осенний период регулярно выпадали дожди, в весенний период талые воды, пополняли русло реки .
Изучение реки на местности позволило сделать следующие выводы:
Река очень грязная, много ила, хозяйственного и строительного мусора. Разглядывая воду, во многих местах нельзя увидеть признаков жизни, и всё из-за того, что люди сами не замечают, как загрязняют реку. На территории реки в некоторых местах начинается заболачивание, растут камыши в больших количествах, возле реки люди высыпают мусор, выпускают домашний скот на реку. «Мокрая Буйвола» используется для купания, ловли рыбы, полива сельхозугодий. Река очень загрязнены, вода мутная, глубина 20 см. – 2 м., ширина 5-7 м.течение спокойное Река течет на восток, левый берег реки пологий, правый крутой.
Горные породы правого обнажённого берега реки: почва 15-30 см., песок 15-50 см. глина 150 см. известняк -ракушечный 250 см.
Охрана реки: река не охраняется, поэтому находится в таком плачевном состоянии.
В нашей реке водится большое разнообразие рыб: окунь, карась, сазан, карп, лещ, краснопёрка, судак, донный бычок, раки толстолобик.
Экскурсия к реке позволила сделать следующие выводы: Река Мокрая Буйвола требует защиты от необдуманных действиях человека, иначе наша река может превратиться в болото.
Следуя к следующей стоянке, мы обнаружили сохранившийся колодец, который был главный источником воды для первых жителей села ещё в 1836-1840 годах, потому в дальнейшей своей работе мы определим и новую стоянку у первого колодца жителей села
4 стоянка. Плотина на реке Мокрая Буйвола
Изучая предварительно соответствующую литературу, мы нашли следующую информацию о создании плотины.
- Год строительства 2009-2011 год.
- Затраты на строительство-27,63 мил.
- Монтажные работы выполнил ДОАО «ПМК 38»
- На строительство плотины ушло около 2 лет.
Изучая географию мы знаем о значимости плотины, в данном случае она позволяет регулировать уровень воды в реке в случае мощных паводков или половодий.
5 стоянка Яр «Слава труду»
Данный объект имеет историческое, геологическое, культурно-познавательное значение.
Историческое: Наше село носит название, связанное с яром ( по приданию в этом яру скрывались от властей «бурлаки»( беглые воры, бродяги).
Геологическое: Строение склонов яра представлено преимущественно известняком-ракушечником, в чём кроется его геологическая история. Наша территория расположена на молодой Скифской плите, фундамент которой сформировался в палеозое (3800 млн. лет назад),это были складчатые хребты, в конце палеозоя, которые были разрушены и превратились в равнину. В мезозое (3500 млн лет назад), они опускались и заливались морями, на дне которых откладывались толщи песка, глины, известняка ( на территории нашего края находилось Сарматское море). В кайнозое наша территория была подвергнута очередному поднятию, море отступило, образовалась Терско-Кумская низменность осадочный чехол которой представлен известняком-ракушечником, глинами и песками. Мощность известняков на территории восточного холма (сейчас нам карьер по добыче известняка- ракушечника) и в частности яра составляет 40 метров, что свидетельствует о длительном господстве моря на нашей территории.
Культурно-познавательное:Особенности яра в том, что он делится на три разных яра, которые сами по себе разнообразны и причудливы своей красотой и естественностью. Их изящество придают таинственность их виду, а также оттуда прекрасный вид. И ещё эта территория служит пастбищем для крупнорогатого скота, который приводят люди для выгула. Обнажения горных пород яра - природного происхождения. Природные обнажения произведены горными хребтами и их осыпанием рыхлых пород под действием силы тяжести. Обнажения горных пород представлены известняками-ракушечниками. Почва большею частью песчаная, с содержанием в некоторых местах глины, чернозема и извести; слой почвы простирается на 1/2 аршина в глубину; в некоторых местах имеется примесь мергеля и мелкого камня, а в местности почва солончаковая.На данной территории сформировались мини-пещеры. Их образование связанно с тем, что в скалистой части яра есть подземные воды которые со временем вымыли растворимые накопления образовывая мини – пещеры.
Разнообразен и видовой состав животного и растительного мира.
Флора: травянистая равнина с редко встречающимися невысокими кустарниками. Одной из причин безлесья считается засоленность почвы, которая связана с недостаточным количеством осадков.
Фауна: Из млекопитающих – зайцы, лисы, полевки.
Из птиц – вороны, воробьи, сороки, удоды,
Из пресмыкающихся – ящерицы, ужи, степные гадюки. Мир беспозвоночных чрезвычайно разнообразен: многочисленные виды прямокрылых, перепончатокрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, чешуекрылых насекомых, паукообразных, кольчатых червей, моллюсков и др.
Таким образом, яр «Слава труду» для нас является памятником природы местного значения, но, к сожалению, яр нуждается в охране. Местные жители, посещая яр, часто оставляют после себя мусор, используют его как пастбище для скота. И самое трагичное то , что на территории яра «слава Труду», ведутся работы по расширению карьера, что приводит к неблагоприятным последствиям.
5.Выводы
Обсудив результаты исследовательской работы на объектах экологической тропы окрестностей села Бурлацкое, мы пришли к выводу:
- нами правильно определены цели и задачи экологической тропы;
- учебная экологическая тропа рассчитана на все категории посетителей: младших и старших школьников, взрослых;
- удачно выбран маршрут, он доступен для его прохождения, интересен, познавателен;
- интересны исследуемые объекты стоянок, они знакомят с природой, растениями и животными нашей местности, занесёнными в Красную книгу, нуждающихся в охране;
- объекты интересны не только с точки познания, но являются местом экологического, нравственного воспитания, практического воплощения идей охраны природы, заботливого к ней отношения.
Предложения:
Мы решили продолжить исследования на природных объектах экологической тропы с целью пропаганды изучения и сохранения природного наследия своей малой родины.
Работа на тропе планируется нами по следующим направлениям:
– просветительская работа с местным населением и с отдыхающими;
– обучающие экскурсии для учащихся младших и средних классов ;
– исследовательская работа школьников, локальный мониторинг на тропе и мониторинговой площадке, примыкающей к ней;
- установление информационных щитов на стоянках тропы.
6.Список используемой литературы:
1.Н.И.Бутенко, В.В. Савельева, В.А.Шальнев «География Ставропольского края» , Ставрополь 2002
2.А.Твалчрелидзе «Ставропольская геберния»,Издательство «Кавказская библиотека», 1978
3.А.Нестеренко, В.Забелин, В Сердюков «Благодарненский район»
4.И.И.Баринова «География. Природа России» 8 класс , Издательство «Дрофа» 2001
Приложения
№1
Карта-схема учебной экологической тропы в окрестностях с.Бурлацкое
№2 Маршрут движения по учебной экологической тропе в окрестности с.Бурлацкое плотина
С
Ю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мастер- класса на тему: «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»
Урок мастер- класса на тему:«Создание маршрута экологической тропы в курортной зонеАбзелиловского района Республики Башкортостан» Для учителей биологии, географии, химии средних и основных ...
Учебная экологическая тропа
Из-за потребительского отношения к природе она сегодня находится на грани исчезновения, и перед человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимос...
Учебная экологическая тропа
Опыт работы экологических троп Забайкальского края представлен Т.В. Воропаевой, старшим преподавателем академической кафедры экологии и э.о. ЗабГГПУУчебная экологическая тропа – специально оборудованн...
Учебная экологическая тропа
Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее со...
Учебная Экологическая тропа на базе МОБУ СОШ №22
Работа по созданию учебной экологической тропы в школе работа кропотливая и сложная.На базе нашей школы создана тропа на основе соснового массива расположенного недалеко от нее.Ребята всех возрастов л...
Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...