«Формирование познавательных УУД на уроках географии»
методическая разработка по географии на тему
Предварительный просмотр:
Москалёва Е.В. учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 имени А.А. Хмелевского» г. Курска
Мастер- класс «Формирование познавательных УУД на уроках географии»
Ключевые слова: ФГОС, познавательные УУД, географические методы.
Для проведения занятия все участники делятся на группы: перед занятием предлагаются фотографии 4-х необитаемых островов с их координатами, каждый участник выбирает свой остров. Формируется 4 группы. (см Приложение №1)
Для знакомства членов групп друг с другом необходимо произвести приветствие:
1-я группа приветствует друг друга по- европейски- рукопожатием.
2-я группа- по- японски- кланяются
3-я группа- по- индийски-складывают ладони вверх таким образом, чтобы кончики пальцев были на уровне бровей
4-я группа- по- африкански- в Замбии при приветствии люди приседают и хлопают в ладоши.
Теоретическая часть занятия
Вступление
Мы уже несколько лет говорим о модернизации системы образования. Сегодня процесс модернизации связывается с переходом на новый образовательный стандарт. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Наряду с предметными результатами школьник должен овладеть универсальными учебными действиями: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. Без этих навыков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Для более полного знакомства членов групп предлагается выполнить небольшое задание:
написать коллективное мини-эссе: «Наше отношение к ФГОС по плану» (1 предложение по каждому пункту плана).
Коллективное эссе «Наше отношение к ФГОС»
- Мы уверены, что ФГОС…
- Мы сомневаемся, что ФГОС…
- Мы опасаемся что ФГОС
- Мы надеемся ,что ФГОС…
Теоретическая часть занятия.
Лекция на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии».
Современное фундаментальное образование – это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»».
Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. — «Научить детей учиться – ключевая задача образования», т.е. процесс обучения должен быть деятельностным.
УУД - это система действий, которая обеспечивает возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность
Группы УУД:
- ЛИЧНОСТНЫЕ
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучение этим действиям, т.е реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.
Примерные формулировки задач урока:
- Выявить особенности процессов, объектов и явлений;
- Установить причинно-следственные связи;
- Сравнить объекты, территории;
- Выделить черты сходства и различия;
- Объяснить;
- Проанализировать;
- Сформулировать суждение;
- Выделить существенные признаки;
- Найти необходимую информацию;
- Определить источники необходимой информации;
- Построить модель (смоделировать);
- Преобразовать информацию в схему, таблицу;
- Провести наблюдение;
- Составить план по тексту;
- Представить подготовленную информацию в виде презентации;
Мы остановимся на познавательных универсальных учебных действиях, которые формируются на уроках географии.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира. Виды познавательных УУД:
Общеучебные-
- Выделение и формулирование познавательной цели,
- Поиск необходимой информации,
- Применение методов информационного поиска,
- Моделирование,
- Умение структурировать знания;
- Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Рефлексия способов и условий действия;
- Контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- Смысловое чтение;
- Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
- Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.
Логические
- Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);
- Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- Выбор критериев для сравнения, классификации объектов;
- Подведение под понятие;
- Выведение следствий;
- Установление причинно-следственных связей;
- Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
- Выдвижение гипотез и их обоснование
Исследовательские
- Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;
- Выдвижение гипотезы;
- Видение проблемы;
- Определение объекта и предмета исследования;
- Определение комплекса методов исследования;
- Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;
- Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;
- Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;
- Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.
Постановка и решение проблем
- Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
- Проверка гипотетических положений;
- Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К познавательным универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
- Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
- Умение пользоваться современными информационными технологиями.
- Владение научными географическими понятиями.
- Умение видеть проблемы и ставить вопросы.
- Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать.
- Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве.
- Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
Примеры заданий
Логические и исследовательские УУД
Умение давать определения понятиям | Умение классифицировать. | Умение сравнивать. | Умение моделировать | Умение наблюдать. | Умение делать выводы и умозаключения. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения: Магматическая горная порода – это застывшая магма. | Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор: Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио. | Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия. | Составление экскурсионного тура по городам Центральной России. | Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду. | Приведите географический аналог реки Миссисипи в России. | Объясните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную структуру. |
При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы:
Географический метод | Осуществляемые действия | Примеры заданий | |
Метод наблюдения | Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; | Провести наблюдение за погодой; Наблюдение за фенологическими изменениями в природе. | |
Историко-географический метод | Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать | Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России | |
Метод географического описания | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий. | По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса | |
Картографический | Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. | Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса | |
Статистический | Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений . | ||
Сравнительно – географический | Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. | Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов. |
Деятельность учащихся на уроках организуется с помощью различных источников географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД
Карта | Учебник | Типовые планы описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. | Другие источники географической информации: энциклопедии, периодические издания, Интернет и т д. |
Задания: Найти на карте крупнейшие горы мира. Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма. Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки. . | Задания: Составить план параграфа и изложить текст по плану. Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий. | Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д. |
В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.
Этап урока | Формируемые познавательные УУД |
Организационный момент | извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока |
Актуализация знаний | ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания |
Изучение новой темы | постановка проблемы, выбор источников информации анализ и обобщение фактов и явлений |
Подведение итогов | Выявлять причины и следствия явлений,умение структурировать знания. |
Рефлексия учебной деятельности | Презентовать полученные знания, составлять публичное выступление |
Практическая часть
Для того,чтобы убедиться в том, что почти все предлагаемые нами школьникам задания формируют развитие всех видов УУД, в том числе и познавательных, предлагается игра«Кораблекрушение»:
Представьте, что в результате кораблекрушения все члены каждой из групп попали на свой необитаемый остров. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача - создать себе условия, которые могли бы вас всех удовлетворить. Чтобы создать такие условия, необходимо выполнить следующие задания:
- вначале определить местоположение острова на карте по координатам
- освоить остров, организовав в нем хозяйство,
- наладить на нем социальную жизнь,
- установить правила и нормы совместной жизни.
Каждая группа рассказывает о своём плане выживания на острове.
Подведение итогов игры.
Коллеги, давайте вспомним, какие действия вы осуществляли при выполнении заданий игры, к каким типам УУД они относятся.
Таким образом, результатом вашей работы явилось то, что вы начали представлять возможности реальной жизни, когда очень многое зависит именно от вас самих-личностные УУД. Вы планировали свою деятельность-регулятивные УУД, смоделировали свое поведение в экстремальной ситуации, доказывали логичность выбранной деятельности- познавательные УУД, кроме того пришли к единому мнению- коммуникативные УУД
Рефлексия
Занятие окончено, и вы снова отправитесь в путь по нелёгкой дороге учителя, для этого необходимо собрать чемодан. Предлагается всем встать, протянуть вперёд левую руку и на ладонь мысленно положитьто, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, затем протянуть вперёд правую руку и на ладонь положить то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и громко говорят – Поехали! В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Список литературы:
1.Родыгина, О. А. Формирование универсальных
учебных действий в школьном курсе «География России».
2.Асмолов, А.Г.
Формирование универсаль
ных учебных действий в основной школе : от
действия к мысли : Система заданий : пос. для
учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская (и др.); под ред. А.Г. Асмоло
ва. – М. : Просвещение, 2010
3.Образовательная система «Школа 2100» :
Сб. программ : Основная школа : Старшая шко
ла / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М
Баласс ,2008
4.Примерные программы по учебным предметам : География : 6–9-й классы. – М. : Просвещение 2010
5.Фопель К. Групповая сплоченность. М.: Генезис, 2010.
Приложение №1.
Остров Девон-75°′ с. ш. 87° з. д.
Остров Кокос -5° с. ш. 87° з. д.
Остров Сен- Поль -38°ю. ш. 77° в. д.
Атолл Орона-4° ю. ш. 172 з. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии
Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

"Формирование познавательных УУД на уроках географии"
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...

Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...

Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....

Формирование познавательного интереса на уроках географии.Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС.
Приемы и методы формирования познавательного интереса на уроках географии....

Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии
Характеристика познавательных УУД и применение их при проведении уроков географии...
«Формирование познавательного интереса на уроках географии».
География возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения и любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса. Из личного опыта поделю...