Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося.
статья по географии на тему

Потребность школы в новом учителе: учителе, который не только «учит», но и в первую очередь создает условия запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учителе, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; короче говоря в учителе-управленце – четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. И доступность и качество образования, как и эффективность, начинаются с «учителя нового поколения». Ведь учитель-управленец уже по-иному воспринимает поступающее сверху распоряжения – конструктивно-критически, умело вычленяя инвариантную, обязательную для выполнения часть и профессионально точно рефлектируя вариантную составляющую. Поэтому главной задачей сегодняшнего дня для учителя является оценка своей деятельности. Технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика  средствами учебного предмета (технология ИСУД) эффективна  в сегодняшней ситуации, так как дает возможность реализовывать новые программы, искать и применять методики, позволяющие учителю «научить всех», работая фронтально. Самых высоких результатов можно добиться в профильных классах, или классах, где учатся дети с высоким уровнем мотивации к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnnyy_uspeh_i_isud_uchashchihsya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося.

                                             

                 Потребность школы в новом учителе: учителе, который не только «учит», но и в первую очередь создает условия запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учителе, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; короче говоря в учителе-управленце – четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. И доступность и качество образования, как и эффективность, начинаются с «учителя нового поколения». Ведь учитель-управленец уже по-иному воспринимает поступающее сверху распоряжения – конструктивно-критически, умело вычленяя инвариантную, обязательную для выполнения часть и профессионально точно рефлектируя вариантную составляющую. Поэтому главной задачей сегодняшнего дня для учителя является оценка своей деятельности. Технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика  средствами учебного предмета (технология ИСУД) эффективна  в сегодняшней ситуации, так как дает возможность реализовывать новые программы, искать и применять методики, позволяющие учителю «научить всех», работая фронтально. Самых высоких результатов можно добиться в профильных классах, или классах, где учатся дети с высоким уровнем мотивации к изучению предмета. Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», необходимо :

  • Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха      ученика и сворачивать эту информацию а матрицу;
  • Иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;
  • Уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

Памятка для учителя по параметрам индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД)

Обученность — объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.

Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) по результатам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п.

Обучаемость — проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Значение параметра зависит от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет дозу педагогической помощи и/или место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи, тем «ближе» к ученику должен находиться учитель.

  • III уровень обучаемости— наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т. д.).
  • II уровень обучаемости — высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).
  • I уровень — репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.
  • < I — случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все параметры ИСУД, но определяется учителем довольно легко: по результатам специального контрольно-методического среза (KMC):

Методика определения уровня обучаемости1

Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

•        Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал, изложение и представление которого займет не более 7-8 минут (5-7 кл), 8-10 мин. (8-9 кл), 10-12 мин. (9-11 кл);

Учителю необходимо в первую очередь знать особенности учащихся, ориентироваться на конкретные причины неуспеваемости, чтобы выбрать стратегию работы с детьми.

       

Картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в технологии «ИСУД»

1.        Активное слушание.

1а. Активное слушание с опорой на визуальный ряд.

16. Активное слушание с опорой на визуальный ряд и с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу и последующим обсуждением результатов.

2.        «Мозговой штурм».

Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффективен при выдвижении гипотез и предположений. Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку, а учителя — в смотрителя за порядком. Но, востребуя эти навыки, данный вид работы одновременно их развивает.

Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся

  1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
  2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
  3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
  4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки — это мешает формулировать новые идеи.
  5. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
  6. Приветствуются все дополнения и уточнения.
  7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.

З. Составление плана изучения темы с поддержкой в виде алгоритма (работа в индивидуальном режиме) 

4.  Практическая групповая работа на единую цель.

Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономерностей сложного процесса, например, при изучении понятия «климат», или для обеспечения статистически достоверных результатов, например, при построении демографических диаграмм, или при изучении одного и того же объекта в разных аспектах, с разных точек зрения.

Пример: Изучение материалов учебного модуля «Австралия» в курсе изучения материков и океанов.

«Путешествие по Австралии в составе одной из поисковых групп»

1        группа

Карточка-задание геоморфологов

Геоморфология - наука о рельефе. Она изучает историю развития, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфологии используют при поиске полезных ископаемых.

  1. Что лежит в основе материка?
  2. Главные черты рельефа. Основные формы рельефа.
  3. Какими породами сложена поверхность материка?
  4. Полезные ископаемые Австралии. Их размещение.

2        группа

Карточка-задание гидрологов

Гидрология - наука, занимающаяся изучением природных вод; морей, рек, озер, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного использования вод.

  1. Чем объяснить, что в Австралии мало рек, озер?
  2. Почему велика территория внутреннего стока?
  3. Что такое «крики»?
  4. Охарактеризуйте речную систему Муррей-Дарлинг.
  5. Озеро Эйр - «мертвое сердце» Австралии. Почему его так называют?

    6.Подземные воды.

Карточка-задание зоогеографов

Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.

  1. В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
  2. Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.

4        группа

Карточка-задание экологов

  1. Что такое экология?
  2. Как влияет деятельность людей на природу в Австралии?
  3. Что можно сделать для спасения уникальной природы?

4а. То же самое с компьютерной поддержкой, когда данные, полученные каждым участником, вводятся в специальную программу, позволяющую произвести общие расчеты, заполнить единую схему и т.д.

5.        Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме без специальных заданий.

. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания до просмотра.

 56. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания по видеоматериалу после просмотра.

6.        Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста-географа.

Пример 1

... «Подъем был едва заметен. Около 11 часов утра пришлось обогнуть небольшое озеро... Над этим озером поднимались в гору льяносы — обширные, поросшие злаковыми растениями пространства, где пасся скот индейцев. Вскоре отряд наткнулся на болото, тянувшееся к югу и северу. Дорога становилась круче и каменистее; камни шумным каскадом скатывались из-под мулов... Дальше дорога стала не только трудной, но и даже опасной. Подъемы сделались более крутыми, пропасти угрожающе глубокими, тропинки по их краю становились все уже и уже. Здесь трава еще боролась с камнями, но уже чувствовалась победа минерального царства над растительным.»

(Жюль Берн «Дети капитана Гранта») Ответ: В отрывке описана высотная поясность в Андах.

Пример 2

Ветер с моря дул, Разгонял беду. И сказал ты мне: Больше не приду!

— В какое время суток он это сказал?

Ответ: Днем, т.к. бриз дует в дневное время с моря на сушу.

Пример З1

  1. Австралия — страна наоборот.
  2. Она располагается под нами.
  3. Там, очевидно, ходят вверх ногами,
  4. Там наизнанку вывернутый год.
  5. Там расцветают в октябре сады,
  6. Там в январе, а не в июле лето.
  7. Там протекают реки без воды,
  8. Они в пустыне пропадают где-то.
  9. Там в зарослях следы бескрылых птиц,

10.Там кошкам в пищу достаются змеи,

  1. Рождаются зверята из яиц,
  2. И там собаки лаять не умеют.
  3. Деревья сами лезут из коры,

14.Там кролики страшней, чем наводненье,

  1. Спасает юг от северной жары,
  2. В столице там не много населенья...

«Географический разбор»:

1—3. Австралия располагается не «под нами» — антиподы Австралии находятся в северной тропической области Атлантического океана.

4—5. Год там действительно «вывернут наизнанку», весна в октябре, лето в январе, Южное полушарие.

7—8. Реки без воды, которые «в пустыне пропадают где-то», носят английское название крик (creek), например Куперс-Крик; вода во многих из них бывает лишь в дождливый сезон.

9. Насчет «бескрылых птиц» не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус эму, но крылья есть у всех, даже у киви (который, кстати, живет не в Австралии, а в Новой Зеландии).

  1. Эта строка о яйцекладущих млекопитающих — утконосе и ехидне.
  2. Собаки динго, действительно, «лаять не умеют», а только тявкают и воют.
  3. Это описание относится к некоторым из более чем пяти сотен видов рода эвкалипт; в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору.
  4. Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота.
  5. Южное полушарие.
  6. Столицу государства Канберру по числу жителей перегнали по меньшей мере 5 городов: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт и Аделаида.

7.        Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока (ИКУ урока для учащихся).

7а. Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах.

76. Самостоятельное изучение нового материала в работе с объектами, моделями.

. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы и выполнением диагностических заданий.

8.        Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме (выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных) с вопросами обязательного уровня.

Пример: Тест к теме «Гидросфера». Скорость ветра измеряют:

а)батометром        в) эхолотом

б)анемометром        г) термографом

8а. Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме (выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных) с вопросами прикладного и творческого уровней. Использование тестовых заданий интегрированного и/или шутливого содержания.

Пример 1: Тестовые задания, используемые при подготовке учащихся к итоговой зачетной работе при повторении темы «Гидросфера» 6 класс:

1.        Почему пресная вода на Земле не иссякает?

а)        потому, что существуют океаны и моря;

б)        потому, что существуют реки и озера;

в)        потому, что существуют ледники;

г)        потому, что существуют почвенные и подземные воды;

д)        существует круговорот воды в природе.

2.        Какова основная причина океанических течений?

а)        географическое положение океана;

б)        нагревание воды солнцем;

в)        подземные водные источники;

г)        постоянные ветры;

д)        все перечисленные причины.

3.        Какова основная причина морских приливов?

а)        океанические течения;

б)        притяжение воды Луной;

в)        перепад температур морской воды;

г)        ветры;

д)        все вместе взятое

9. Цифровой диктант в письменной форме

10. Буквенный диктант (на слух).

Пример 1: Записывать только первые буквы слов. По первым буквам можно прочесть фамилию путешественника, давшего название Тихому океану.

  1. Самый глубокий желоб на Земле в Тихом океане. (Марианский.)
  2. Глыбы льда в океане. (Айсберг.)
  3. Водная оболочка Земли. (Гидросфера.)
  4. Материк, омываемый четырьмя океанами. (Евразия.)
  5. Твердое состояние воды. (Лёд.)
  1. Холодное течение у восточных берегов Северной Америки. (Лабрадорское.)
  2. Самое мелкое море на Земле. (Азовское.)
  3. Остров у восточных берегов Северной Америки в Атлантическом океане и порода собак. (Ньюфаундленд.)

Пример 2: Тема «Африка».

  1. Третья буква в названии реки, дважды пересекающей экватор. (КоНго.)
  2. Вторая буква в названии самой длинной реки материка. (НИл.)
  3. Четвертая буква в названии самого глубокого озера материка. (Танганьика.)
  4. Вторая и (или) четвертая буквы в названии реки и государства, столица которого является конечным пунктом автогонки «Париж — Дакар». (СЕнЕгал.)

5.        Последняя буква во втором названии реки Конго. (ЗаиР.)

Ответ: Нигер.

Если всё сделано правильно, должно получиться название реки, протекающей на западе материка и давшей название сразу двум государствам.

11. Числовой диктант (на слух).

Пример 1 (подготовка к диагностической работе по теме «Океан»):

  1. К числу материков прибавьте число океанов без Тихого. (6 + 4) (считая Южный океан).
  2. Число всех океанов раздели на количество материков, омываемых всеми океанами. (5: 1)
  3. От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество слогов в фамилии мореплавателя, назвавшего Тихий океан Тихим. (7 - 3)
  4. Количество букв «К» в фамилии мореплавателя, трижды совершившего кругосветное путешествие умножить на число материков, омывающихся тремя океанами . (2 х 1)
  5. Количество букв в названии самого крупного морского млекопитающего сложить с числом океанов, омывающих Антарктиду. (3+1)

Пример 2: Тема «Африка».

  1. Количество букв в названии реки, дважды пересекающей экватор, сложите с количеством букв «а» в названии природной зоны, занимающей самую большую площадь на материке. (5 + 3)
  2. Какой по счету цвет в спектре радуги соответствует названию одной из рек Африки? (2)

  1. Количество букв «о» в названии реки, где лечил зверей доктор Айболит, умножьте на число полушарий, в которых расположена Африка. (2 + 4)

О числовых диктантах

Технология приема. Задание состоит из 5-8 этапов. Каждый этап — пример на арифметическое действие с числами, которые могут отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот прием требует тренировки и является, пожалуй, самой сложной формой развивающих диктантов.

Когда и зачем может быть использован. Кроме перечисленных выше умений и навыков этот прием тренирует навыки счета, умение быстро переключаться.

Возможности применения:

  1. лучше всего на этапе обобщения изученного материала;
  2. на этапе отработки и уяснения учебного материала.

12.        Упражнение «перевод с русского на русский» (на слух). Прием игры «Пойми меня».

13.        Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (устно):

  1. Муссоны - это ...
  2. Азимут - это...
  3. Атмосфера - это ...

13а. Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (письменно).

136. Определить усвоенное понятие по смыслу (обратное задание).

14.        Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство (устно).

Что общего между тундрой и пустыней? Что общего в экономике двух стран?

14а. Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия (устно). Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов. Сравните циклоны с антициклонами, найдите не менее 4-х отличий. Назовите различия между паводком и половодьем

  1. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее (устно).

16.Найти место в тексте учебника, где описываются объект, процесс, явление, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте и т.д.

17.Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия (устно).

  1. Привести конкретные примеры, доказывающие шарообразность Земли.
  1. Привести примеры влияния рельефа и климата на реку Енисей.

18.        Найти смысловую ошибку в тематическом тексте.

Пример 1: Одна из характеристик не соответствует зоне влажных экваториальных лесов. Какая?

Природная зона занимает бассейн р. Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Растительность леса многоярусная. Резкие колебания температуры в течение суток (дня и ночи). Обитают различные виды обезьян, в том числе гориллы и шимпанзе.

Пример 2: Рассказ бывалого моряка.

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна - цунами - то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родники набрали пресной воды.

18а. Составить текст с географическими ошибками.

  1. Составить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.

  1. Найти соответствие фактов и понятий.

Классификация фактов, соотнесение реального факта с обобщающим словом: хорошая тренировка левополушарного мышления.

Пример: найти среди названий поясов и климатов такое, которое соответствует такой реалии: половодье наступает летом, реки не замерзают.

а)        экваториальный пояс, умеренный пояс, морской климат;

б)        субэкваториальный, тропический и субтропический пояса, муссонный климат;

в)        тропический пояс, континентальный климат;

г)        умеренный пояс, континентальный климат;

д)        субтропический пояс, средиземноморский климат;

21.        Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

Пример 1: Назовите «пятый — лишний».

а)        Верхнее, Мичиган, Виннипег, Эри, Онтарио. (Виннипег не входит в систему Великих озер.)

б)        Нигер, Замбези, Игуасу, Конго, Сенегал. (Игуасу в Южной Америке, остальные реки - в Африке.)

в)        Ганг, Замбези, Инд, Янцзы, Меконг. (Янцзы впадаете море Тихого океана, остальные реки - в моря Индийского океана.)

г)        Миссисипи, Ниагара, Ориноко, Колорадо, Огайо. (Ориноко в Южной Америке, остальные реки - в Северной.)

Возможны и другие варианты, но всегда требуется объяснение.

Пример 2: Назовите «четвертый - лишний».

  1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер. (Беринг не изучал Африку.)
  2. Гибралтарский, Мозамбикский, Бассов, Баб-эль-Мандебский. (Басов пролив находится у берегов Австралии, остальные - у Африки.)
  3. Зебры, жирафы, слоны, львы. (Лев - хищник.)
  4. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса. (Озеро Эйр - в Австралии.)

5.        Гана, Гайана, Габон, Гамбия. (Гайана в Южной Америке.)
Возможны разные варианты, но всегда требуется объяснение.

22.        «Починить цепочку» — задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.

Пример Т. Тема: «Внутренние воды».

  1. Уменьшилось количество планктона.
  1. На берегу Байкала построили два целлюлозно-бумажных комбината.
  2. Уменьшилось количество хищной рыбы, питающейся рыбой, которая питается планктоном.
  1. Ухудшилось качество воды.
  2. Редко снизились уловы рыбы в озере.
  3. Уменьшилось количество рыбы, питающейся планктоном.

Ответ: 2-4-1 -6-3-5.

Пример 2: Модуль «Южная Америка».

Факты выстройте в логической последовательности:

  1. Теплые течения усиливают влажность воздуха.
  2. Материк Ю. Америка хорошо нагревается.
  3. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4.        Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

Ответ: 2-4-1-3.

23. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).

Пример Т. Какие понятия объединяют эти названия?

  1. Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи — ... (горы).
  2. Амазонская, Ла-Платская, Прикаспийская — ... (низменность).
  3. Мозамбикский, Дрейка, Гибралтарский, Берингов — ... (пролив).
  4. Байкал, Виктория, Эйр, Чад, Мичиган, Ладожское — ... (озеро).
  5. Сиамский, Бискайский, Финский, Гудзонов — ... (залив).
  6. Лимпопо, Замбези, Конго, Оранжевая — ...(река).
  1. Флорида, Юкатан, Аляска, Лабрадор, Калифорния — ... (полуостров).

Пример 2: В этой стране.

  • В этой стране действует старейшая в мире конституция
  • В этой стране был открыт первый в мире заповедник, прославленный своими гейзерами и разнообразием животного мира
  • Оскар Уайльд говорил о данном государстве: «Молодость — самая старая традиция этой страны, этой традиции уже 300 лет».

Ответ: США.

24.Решить развивающий канон — «прочитать» его решение (устно).

Пример Т.

Евразия

Мыс Рока

Австралия

Стип-Пойнт

Африка

Ответ: Мыс Альмади, самая западная точка Африки. Пример 2:

Россия

Москва

Египет

Франция

Париж

Ответ: Каир (все города — столицы стран).

Пример 3:

прерия

СА

?

ЕА

пампа

ЮА

Ответ: В Европе и Азии это называется степь. Пример 4:

анемометр

?

скорость ветра

атмосферное давление

м/сек

мм ртутного столба

Ответ: барометр.

        Диктант «Шифровальщик».

Учитель диктует термины, понятия, названия объектов, их характеристики, ученики записывают их по порядку в виде символов, условных значков (нельзя использовать буквы) на последней странице тетради. Затем урок продолжается, и после двух-трех смен видов деятельности, учащимся предлагается вернуться к своему зашифрованному списку и восстановить его уже в словах. Прекрасная тренировка образного правополушарного мышления и межполушарного взаимодействия.

26а. Можно видоизменить это задание, предложив учащимся попарно обменяться тетрадями перед расшифровкой — чтобы усложнить дешифровку.

26.        Решить «смысловые пропорции».

Пример 1:

  1. Колумб : путешественник = землетрясение : ... (природное явление)
  2. Горы: высота =холод:... (температура)
  3. Север: юг =осадки :... (засуха)
  4. Понижение атмосферного давления : осадки= антициклон : ... (ясная погода)

Пример 2:

  1. Мадагаскар — остров, Африка — ... (материк)
  2. Евразия омывается четырьмя океанами, Африка — ...
  3. Евразия — первый по площади материк, Африка — ...
  4. Евразия — мыс Пиай (южный), а в Африке — ...
  5. Россия — рубль, Египет — ...
  6. Россия — русский язык, Египет — ...
  7. Египет — хлопок, Марокко — ...
  8. Верблюд — пустыня, зебра — ...
  9. Мелкое — Чад, глубокое — ...

27.        Решить «смысловое уравнение с двумя неизвестными».

Пример:

на Земле 6, а океанов на Земле        ;

        измеряется анемометром, а глубина моря —        .

        лес вытянут полоской вдоль реки, а роща —        .

        — это планетный климатический фактор, а рельеф мест-
ности —        .

28.        Отгадывать загаданное слово в игре «да-нет», задавая вопросы по теме.

Пример: Учитель загадал точку на карте. Учащиеся задают вопросы:

  • Эта точка расположена на материке? -Да.
  • На этом материке расположены две части света?
  • Нет.
  • Этот материк расположен в Северном полушарии?
  • Нет.
  • Этот материк пересекает экватор?
  • Нет.

—        Эта точка отличается особенностью, позволяющей выделить ее из числа остальных точек этого материка?

- Да.

—        Вы догадались, какая эта точка? Ответ: Южный полюс.

29.        Восстанови смысл чисел, «оцифровавших»  объект или явление (устно).

Примеры:

6 — число материков на Земле.

1606 — год открытия Австралии.

40.000 — длина экватора.

1 — число спутников Земли.

8848 — высочайшая вершина Земли (г. Эверест).

30. Определить незнакомый объект (животное, минерал, народность) по определителям в электронном формате. Записать его название, характеристики, систематические категории.

. Преобразовать объект, свойство, условие среды, характеристику организма — проследить, какие изменения и с чем произойдут (прогноз дать устно).

Пример 1:

Как изменится климат Южной Америки, если Анды будут располагаться не на западе материка, а на востоке?

32.        «Решить» географическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту.

Примеры:

  1. Существует теория, согласно которой материки дрейфуют. Приведите факты, свидетельствующие в пользу этой теории.
  2. Расскажите, что происходит в озере, когда случилась авария на нефтепроводе, проходящем неподалеку от него.

33. Составить кроссворд, филворд, сканворд по изучаемой теме.

Решить кроссворд, сканворд, филворд и т.п.

34. Составить развернутый план текста параграфа в учебнике.

35. Написать сочинение «от имени... (горной вершины, реки, моря и др.)», можно в форме репортажа, интервью. Можно разыграть написанное в виде сценки, монолога.

36. Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: плакат, призывающий к охране Мирового океана, плакат в защиту исчезающего вида, листовку для посетителей лесопарка.

37. Подготовить публичное выступление по теме определенной продолжительности.

Пример 1: «Мое турагентство».

В ходе выступления ответить на следующие вопросы:

  1. Название турфирмы.
  2. Способы доставки туристов к месту и способ их перемещения.
  3. Продолжительность туров.
  4. Описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется.
  5. Место ночлега, если продолжительность тура более 1 дня.
  6. Оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма.

Стоимость экскурсии с обоснованием.

Пример 2:

Найти на карте новые названия этих городов, государств, островов. Подготовить доклад о причинах-переименования.

  1. Государство Британский Гондурас в Центральной Америке. (17°с. ш., 88°з. д.)
  2. Государство Сиам в Азии. (16'с. ш., 101° в. д.)
  3. Государство Бирма в Азии. (21°с. т., 95°в. д.)
  4. Город Сайгон, Вьетнам. (11'с. ш., 107°в.д.)
  5. Южная Родезия. (17°ю. ш., 29°в. д.).
  6. Остров Формоза, Китай. (24°с. ш., 12Гв.д.)

38.        Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.

38а. Создать презентацию по изучаемой теме, самостоятельно проектируя весь видеоряд — от сценария до поиска необходимых картинок и видеофрагментов

39. Запоминание терминов.

Если ученику необходимо усвоить за короткое время большое количество терминов одной темы, можно использовать два разных способа запоминания, основанных на активизации приоритетных для разных учеников каналов доступа информации, или модальностей.

Так для «кинестетиков» наиболее оптимальным будет такой способ: нарезать одинаковые по размеру кусочки бумаги, написать термин на одной стороне, а определение - на другой. Затем сложить листки в стопку терминами вверх. Брать по одному листку, читать вслух термин, не переворачивая лист проговорить определение, повернуть листок и проверить. Если правильно - отложить в правую сторону, неправильно - в левую. Затем взять только стопку с левой стороны и повторить все действия. Так до того момента, пока все карточки не будут переложены в правую стопку. Затем необходимо перевернуть стопку карточек определениями вверх и еще раз повторить процедуру

Для учащихся с ведущим визуальным каналом восприятия информации можно предложить другой способ работы по одновременному заучиванию большого количества терминов. Для них необходимо иметь листы размером А4, разделенные по вертикалина две половины. В левой половине будут написаны термины, а в правой, напротив каждого термина, его определение. Ученик прочитывает информацию на листе, затем берет чистый лист и закрывает левую половину исходного листа. Напротив каждого определения восстанавливает термин. Затем проверяет правильность выполненного задания, повторяет всю процедуру до тех пор, пока не будет ошибок (это можно делать устно). Затем

закрывается правая часть исходного листа, и ученик проговаривает или пишет определения терминов.

     

40. Подготовиться и принять участие в тематической интеллектуальной игре с географическим или интегрированным содержанием («Счастливый случай», «КВН», «Умники и умницы» и др.).

Традиционный процесс обучения географии

Новые технологии в обучении географии

Цели (триада) формулируются для каждого типа урока исходя из особенностей содержания

Цели определяются через конечный результат деятельности учащихся

Содержание:

•        факты;

•        теоретические закономерности;

•        умения

Содержание:

•        факты;

■ закономерности, теории;

•        умения;

•        оценочные, методологические знания

Основная форма организации обучения — урок (чаще всего комбинированный)

Разнообразные формы организации обучения:

•        урок;

•        практикум;

•        семинар;

•        сдвоенный урок;

•        межпредметный урок;

•        день географии

Контроль знаний и умений (преобладает текущий, реже итоговый)

Контроль за обязательным результатом обучения, разные виды (текущий, итоговый) и разные формы (зачет, тестирование, игра, пресс-конференция и т.д.). Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный успехи и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающихся

Презентация с выступлением на РМО учителей биологии о разработке авторской технологии Л.Н.Галеевой...

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  из...

Контрольно-методический срез «Определение уровня обучаемости учащихся по биологии» как элемент технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности.

Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи  в зоне ближайшего развития учени...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности.

Данная педагогическая технология позволяет реализовать целенаправленную встречу двух «разнообразий» - ученика и учебных форм работы – в пространстве УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА....

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета

В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология  дает возможность  формирова...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...