Архивы начинают говорить. (Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России) «Методическая разработка занятия на основе кейс-обучения».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
- Война. Это слово несет в себе стойкость и мужество, потери и разрушение, боль и страх. Война - это страдание матерей, миллионы погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Война - это искалеченные судьбы и жизни.
Прошло 70 лет, но в памяти россиян до сих пор живут воспоминания о Великой Отечественной войне, которая была одной из самых продолжительных в истории России, самой разрушительной и кровопролитной. Наверное, нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы война обошла стороной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhivy_nachinayut_govorit.doc | 67 КБ |
zadanie_po_keysu.doc | 26 КБ |
igra.doc | 44.5 КБ |
keys.doc | 32.5 КБ |
lektsiya_dlya_uchitelya.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Архивы начинают говорить.
(Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России)
«Методическая разработка занятия на
основе кейс-обучения».
УМК: 1. География России. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ под ред. А.И.Алексеева. – 11-е изд., стереотип. –М.: Дрофа,
2012. – 304с: ил., карт.
2. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под Ред. А.И. Алексеева
«География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. -127.
3. Атлас. География России. В 2-х частях. Часть 1. Природа и население.
8 класс.
Архивы начинают говорить.
(Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России)
Тип урока:
Комбинированный урок, на основе кейс-обучения на материалах Вадима Плотникова.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
Межпредметные связи:
- география – история;
- география – информатика.
Технологическая карта проведения урока.
Предмет, класс | География, 8 класс | ||
Тема урока, № урока по плану. | Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России. | ||
Цель урока | Расширение и углубление знаний о демографической ситуации в России в послевоенные годы. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Формировать представление об изменении демографической ситуации в послевоенной России. | Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников. | Формировать чувства патриотизма, чувства ответственности за содеянное. | |
Средства обучения: |
| ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этап 1. | Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. | ||
Цель | Повторение терминов и определений, изученных на предыдущих уроках | ||
Форма организации деятельности учащихся | Выполняют задание «Да! – Нет!» на рабочих листах. | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Координатор | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Контроль правильного выполнения работы. Демонстрация слайдов с правильными ответами. | ||
Этап 2. | Введение в тему урока. | ||
Цель | Определение темы урока. | ||
Форма организации деятельности учащихся | Определить тему урока, используя метод кроссенс. | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Координатор. | ||
Этап 3 | Формирование представлений о ситуации в послевоенной России. | ||
Цель | Определение влияния войны на хозяйство и демографическую ситуацию страны. | ||
Форма организации деятельности учащихся | Слушатели, краткие записи в тетради | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Лектор | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрация видеоролика «Победа», рассказ о демографической ситуации в России после войны, знакомство с новыми терминами «Гендерный дисбаланс» «Демографическое эхо войны» | ||
Этап 4. | Работа в группах | ||
Цель | Изучение статьи «Война и общество» | ||
Форма организации деятельности учащихся | Работа по группам: Группа №1. Демографическая ситуация в России после ВОВ. Группа №2. Влияние ВОВ на брачность. Группа №3. Дестабилизирующее влияние войны на брак. Группа №4. Демографическое эхо войны. | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Контролирование за работой в группах. | ||
Этап 5 | Обсуждение результатов групповой работы | ||
Цель | Закрепление полученных знаний о демографической ситуации России после войны. | ||
Форма организации деятельности учащихся | Беседа, демонстрация презентации по заданным темам в каждой группе (4 слайда)
| ||
Функции преподавателя на данном этапе | Координатор действий | ||
Этап 6 | Подведение итогов. | ||
Цель | Проверка уровня усвоения знаний по данной теме | ||
Форма организации деятельности учащихся | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Просмотр видеоролика «Давным давно…» Составление Синквейна по теме «Война» | ||
Завершающий контроль | Выставление оценок в журнал и дневники. |
Предварительный просмотр:
Класс делится на 4 группы, каждая группа получает свое задание.
Группа №1. Демографическая ситуация в России после ВОВ.
- Определить проблему, которая возникла в России после ВОВ.
- Гендерный дисбаланс – неравномерное соотношение населения по половому признаку.
Почему война стала причиной гендерного дисбаланса? Приведите примеры.
- Где дисбаланс был наиболее ярко выражен?
Группа №2. Влияние ВОВ на брачность.
- Изменился ли уровень брачности после ВОВ?
- Почему в сельской местности брачность оказалась ниже?
- Что повлияло на снижение брачности в послевоенный период?
Гендерный дисбаланс – неравномерное соотношение населения по половому признаку.
Группа №3. Дестабилизирующее влияние войны на брак.
- Как изменилась разводимость в послевоенной России?
- Выявите причину повторных браков?
- Как повлиял гендерный дисбаланс на разводимость?
Группа №4. Демографическое эхо войны.
- Как изменилась рождаемость в конце 50х годов?
- Как вы думаете, что стало причиной уменьшения рождаемости?
- Выявите разницу в изменение рождаемости между городом и селом. Назовите причины, повлиявшие на это.
Предварительный просмотр:
Игра «Да! - Нет!»
Вопросы | Да | Нет |
По численности населения Россия занимает в мире 1 место. | ||
Миграция – это перемещение населения из одного района в другой район. | ||
Превышение количества родившихся над числом умерших – это естественный прирост. | ||
Численность населения России за последние десятилетия возрастает быстрыми темпами. | ||
В последнее десятилетие рождаемость в России сокращается. | ||
Этнография – это наука, изучающая народы | ||
В России преобладает мужское население | ||
Демографический кризис - резкое увеличение прироста населения | ||
В России преобладает городское население. | ||
Демография - наука о народонаселении, его воспроизводстве | ||
Брачность – количество заключенных браков на 1000 жителей. |
ОТВЕТЫ:
Вопросы | Да | Нет |
По численности населения Россия занимает в мире 1 место. | + | |
Миграция – это перемещение населения из одного района в другой район. | + | |
Превышение количества родившихся над числом умерших – это естественный прирост. | + | |
Численность населения России за последние десятилетия возрастает быстрыми темпами. | + | |
В последнее десятилетие рождаемость в России сокращается. | + | |
Этнография – это наука, изучающая народы | + | |
В России преобладает мужское население | + | |
Демографический кризис - резкое увеличение прироста населения | + | |
В России преобладает городское население. | + | |
Демография - наука о народонаселении, его воспроизводстве | + | |
Брачность – количество заключенных браков на 1000 жителей | + |
Предварительный просмотр:
Огромные человеческие жертвы тяжело сказались на демографическом развитии российского населения. По переписи 1959 г. наибольшие потери мужчин наблюдались в возрасте от 34 до 44 лет: они вступили в войну в возрасте 17 - 27 лет. Произошло сокращение доли мужчин и в более старших возрастах - 45 - 49 лет, испытавших на себе последствия не только Великой Отечественной, но и Первой мировой и гражданской войн. В итоге по окончании войны было нарушено соотношение полов в пользу женщин: в возрастных группах 40-44 года (1914-1918 годов рождения) на 100 женщин приходилось 61,6 мужчины-ровесника и 70,2 мужчины на 5 лет старше; 35-39 лет (1919-1923 годов рождения) соответственно - 62,6 и 59,6; 30-34 года (1924-1928 годов рождения) - 83,5 и 40,9 Причем наибольшее нарушение в соотношении полов в пользу женщин имело место в сельской местности.
Изменения возрастно-полового состава населения вследствие людских потерь в годы Великой Отечественной войны оказали влияние на семью и демографические процессы на многие десятилетия.
После окончания войны в Российской Федерации в целом наблюдался кратковременный рост брачности. Анализ текущей статистики показал, что наибольшее число браков было зарегистрировано в 1946 г.- 12,3 (на 1000 населения). Это было связано с вступлением в брак лиц, не успевших создать семьи до войны и отложивших это на период после ее окончания. Уже в последующие два года наблюдается снижение брачности. В 1947 г. на 1000 населения по РСФСР в целом было зарегистрировано 10,4 брака, а в 1948 г. - 10,6. Аналогичная ситуация наблюдалась и в городах. Так, если на 1000 населения вступило в брак в 1946 г. 19,7, то в 1947 г. - 14,8, в 1948 г. - 15,5.
В связи со значительной убылью мужского населения в сельской местности брачность там была ниже, чем в городе - на 1000 населения в 1946 г. было зарегистрировано 8,5 брака, в 1947 г. - 8,0, в 1948 г. - 8,0, в 1949 г. - 8,4. Тем не менее в 50-е годы брачность сельчан увеличилась и в 1955 г. составила (на 1000 населения) 10,4
Снижение брачности среди населения Российской Федерации после кратковременного всплеска обусловливалось, как отмечалось выше, послевоенной диспропорцией полов. Это повлияло на снижение числа замужних женщин. По данным переписи населения 1959 г., по сравнению с материалами переписи населения 1939 г. видно уменьшение числа замужних женщин практически во всех возрастных группах. Причем существенное сокращение было зафиксировано в поколениях женщин, которым в 1941 г. было 17-25 лет и которые наиболее пострадали во время войны, поскольку среди них было много вдов и не вышедших замуж. После войны по сравнению с 1940 г. произошло снижение брачного возраста женщин. В 1959 г. большая часть браков заключалась женщинами в 20-24-x летнем возрасте. Причем максимальное число вступивших в брак имело возраст 22 года. Значительная часть женщин, чья молодость пришлась на годы войны, не имела возможности по ее окончании найти супруга.
Война оказала дестабилизирующее влияние на брак в результате диспропорции полов и дефицита мужчин в брачном возрасте. После окончания войны стал наблюдаться рост разводов - на 1000 зарегистрированных браков в РСФСР было зафиксировано в 1946 г. 7.9 разводов, в 1947 - 17.5, в 1948 - 25.8, в 1949 - 34.2, в 1950 - 40.7, в 1955 г. - 68.3 Постепенное увеличение разводов отчасти было связано и с запоздалым их оформлением, поскольку они совершились фактически до войны, в условиях действия нового законодательства о браке и семье 1944 г. Об этом свидетельствовало повышение разводов сразу после войны в средних возрастных группах (30-39 лет), особенно у мужчин с длительной продолжительностью брака (от 5 до 20 лет). Возросло число разведенных женщин в средних возрастах, так как в послевоенных условиях им трудно было выйти замуж повторно. Однако в 50-е годы, когда в брачный возраст вступили поколения 1930-1939 годов рождения, ситуация изменилась в сторону увеличения расторжения браков с продолжительностью от года до 6 лет. Причем более половины расторгнувших брак находились в возрасте 25-39 лет
Последствия военных лет обусловили специфику повторных браков, которая состояла в возросшей брачной активности мужчин. Избыток женского населения вселял уверенность в том, что в случае развода мужчина без особых затруднений мог создать новую семью. В СССР в 1950-1954 гг. на 1000 разошедшихся или овдовевших через 5 лет вступили в повторный брак 552 мужчины и 146 женщин; через 10 лет - 673 мужчин и 219 женщин; в 1955-1959 гг. соответственно 544 и 159, 653 и 234 Возникшая ситуация привела к росту продолжительности жизни в браке у мужчин и сокращению у женщин. То же наблюдалось и в РСФСР.
Убыль мужского населения вызвала снижение рождаемости практически во всех регионах РСФСР. Период повышенной компенсаторной рождаемости после войны был очень коротким. В основном он длился до начала 1950-х годов.
Данные текущей статистики показывают повышение рождаемости в РСФСР в 1947 г. (на 1000 населения рождаемость составляла 24.4), и главным образом в 1949 г. (соответственно 28.1). Уже в последующие годы было зафиксировано снижение рождаемости (в середине 50-х годов 25.6). Наиболее отчетливо это проявлялось в городах, где значительный рост рождаемости в Российской Федерации также приходился на 1947 г. (на 1000 населения 31.3) и 1949 г. (соответственно 33.4). Однако в 50-е годы и особенно в их конце и здесь началось снижение рождаемости (в 1957 г. - 24.7, в 1959 г. - 23.7). В сельской местности повышение рождаемости наблюдалось позже, чем в городе. Наибольший ее пик был зарегистрирован в 1951 г. (на 1000 населения 27.9). В 1954 г. она составила 27,8, а в 1955 г. несколько снизилась (27.4).
Статья опубликована в сборнике: Война и общество, 1941-1945 книга вторая. - М.: Наука, 2004 (стр.232-264)
Сканирование и обработка: Вадим Плотников
Предварительный просмотр:
Часть 1.
-Добрый день, ребята! День по-настоящему добрый, потому что весна, потому что светит солнце, потому что мир на Земле!
Сегодня мы продолжаем говорить о населении России. Нам необходимо вспомнить все понятия и термины, изученные ранее. (Игра «Да! – Нет!»)
Подведем результаты игры, желающие могут сдать рабочие листы для оценивания. А мы проверяем ответы.
- Война. Это слово несет в себе стойкость и мужество, потери и разрушение, боль и страх. Война - это страдание матерей, миллионы погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Война - это искалеченные судьбы и жизни.
Прошло 70 лет, но в памяти россиян до сих пор живут воспоминания о Великой Отечественной войне, которая была одной из самых продолжительных в истории России, самой разрушительной и кровопролитной. Наверное, нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы война обошла стороной.
Определим тему сегодняшнего урока. (Работа с кросенсом)
- Правильно, тема урока «Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России».
Представляю список терминов, необходимых для работы на уроке:
Демография;
Естественный прирост;
Рождаемость;
Смертность;
Брачность;
Разводимость;
Гендерный дисбаланс;
Демографическое эхо войны. (Термины показываются на слайде и дублируются на доске)
Демонстрация видеоролика «ВОВ. Победа»
Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День победы, но не утихает боль, нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от «коричневой чумы» фашизма. А какова была демографическая ситуация в послевоенной России, рассмотрим работая с кейсом.
Часть 2.
После подведения результатов работы.
В 2015 году исполнится 70 лет со дня Великой Победы над фашистскими захватчиками. Все эти годы память о бессмертном подвиге народа, отстоявшего независимость Родины, живёт в сердцах россиян. Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Праздник 9 Мая — это праздник Великой Победы Великой страны, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! В этот день, как никогда, хочется от всей души поблагодарить всех тех, кто защищал нашу Родину в тяжелые дни Великой Отечественной воины. В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.
Демонстрация видеоролика «Давным давно была война».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Демографическая ситуация в России"
Исследовательский проект учащихся 10-11 классов о демографической ситуации в России, основанный на результатах Всероссийской переписи населения 2010 и изучении краеведческого материала...
Демографическая ситуация в России и проблемы неполной семьи
Урок обществознания в 11 классе...
Демографическая ситуация в России - тезисы
Несколько тезисов о демографической ситуации в России...
Методическая разработка занятия на тему «Добро начинается с тебя!»
Для каждого человека понятие слова ДОБРО разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем-либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, и в н...
Демографическая ситуация в России
Анализ переписей населения в России 2002 и 2010 гг....
Презентация по обществознанию "Современная демографическая ситуация в России" 11 класс
Презентация по обществознанию "Современная демографическая ситуация в России" 11 класс...