8 кл Конспект урока по теме: Внутренние воды Республики Тыва. Реки
план-конспект урока (8 класс)

Урок по географии Республики Тыва. Проводится в разделе "Внутренние воды". Основная цель урока - формировать представление о реках Тувы, изучить крупные речные системы республики. Формировать чувства гордости и любви к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уроки краеведения119 КБ

Предварительный просмотр:

"Внутренние воды Республики Тыва. Реки"

 (с применением ИКТ)

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод Республики Тыва;
  • сформировать представление о реках Тувы  и изучить крупнейшие речные системы Тувы;
  • определить зависимость рек Тувы от климата и рельефа.  

Воспитательные:

  • формирование чувства гордости и любви к родной природе;
  • формирование экологического сознания учащихся.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;

Оборудование: физическая карта России и Республики Тыва, компьютер, проектор, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (Слайд 1)

ВОДА – у  тебя  нет  ни  цвета,  ни  вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой  наслаждаются,  не ведая,

                                                                                          что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не  объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.

                                  Антуан де Сент-Экзюпери

– Как вы догадались, поговорим мы сегодня о внутренних водах нашей республики. Тема нашего урока «Внутренние воды Республики Тыва. Реки»  (Слайд 2). Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей республики – рек.

– Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

– В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

– Какие виды внутренних вод вы знаете?

                                                        (После устного ответа показать слайд 3)

– Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

– Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы (Слайд 4).

– Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

– В республике насчитывается 15329 больших и малых рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров (Слайд 5).

– Большинство рек принадлежит бассейну Улуг-Хема (Верхнего Енисея) и лишь реки юга относятся к бессточным впадинам Центральной Азии

                                                                                                                (Слайд 6,7 ).

– Найдите эти реки на карте Республики Тыва.

Распределение рек по бассейнам

Бассейн р.Улуг-Хема: Каа-Хем, Бий-Хем, Элегест, Хемчик и т.д.

Бессточные впадины Центральной Азии: Тес-Хем, Хандагайты, Торгалыг, Каргы и т.д.  

                             

– Почему крупнейшие реки текут север? ( территория России имеет уклон к северу)

– Итак, рельеф влияет на направление течения.

– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные (Слайд 7).

– Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. (Слайд 7)

– Каких рек больше в нашей республике? Вспомните тему «Рельеф Тувы».

– Примером одной из горных рек является река Кижи-Хем, Хемчик, Хам-Сыра, Балыктыг-Хем и т.д. (Слайды 8, 9)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Примеры равнинных рек: нижнее течение рек Каа-Хем, Бий-Хем, Улуг-Хем.

– Кроме рельефа на внутренние воды влияет и климат. Он определяет густоту речной сети. (Слайд 10)

 Густота речной сети – количество км рек на определенной территории.

–  В Туве она составляет – около 0,46 км на кв. км. Наибольшая густота в восточной части – в Тоджинской котловине. Найдите на карте реку Бий-Хем и его притоки. (Хам-Сыра, Хут, Тапса). Наименьшая густота речной сети – это межгорные котловины центра, запада и юга. (Слайд 11)

– Найдите в Улуг-Хемской котловине р. Улуг-Хем и и его притоки. (Хемчик, Элегест, Эрбек).

– В Убсу-Нурской котловине самой крупной рекой является Тес-Хем.

– Почему густота речной сети разная? Какой вывод можно сделать? (Вывод – влияние климата, т.е. разное количество осадков).

– Реки это часть круговорота воды в природе, поэтому они должны постоянно пополняться водой. Что такое питание реки? (Это поступление в реку воды от источника питания). Почему у рек Тувы смешанное питание? (вывод – питание рек зависит от климата). (Слайд 12)

– Уровень воды в реке в течение года меняется. Что такое режим реки? Что такое половодье, межень, ледостав, ледоход? (Слайд 13)

– Тувинские писатели и поэты много пишут о реках Тувы. Представляю вам отрывок их книги Кызыл-Эник Кудажы «Поющий родник». (Слайд 13)

– О каком режиме реки говорится в этом отрывке? (Половодье)

– Почему Хемчик сравнивают с разоренным быком и необученным конем? (Хемчик – это типичная горная река с быстрым течением).

– Какие берега у Хемчика? (узкие)

– Что такое речная долина?  (линейно вытянутое понижение)

– Какая долина у горных рек? (узкие)

– Признаки горной реки – пороги и водопады. Например Хутинский порог на реке Бий-Хем. (Слайд 14, 15,16)

– Для определения характера течения реки используют показатели: падение реки, уклон реки.

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем (в метрах).                          

                                                                                                        (Слайд 17)

Н = Н1 – Н2, где

Н1 – абсолютная высота истока

Н2 абсолютная высота устья 

– Величина падения влияет на другую важную характеристику.

1 задание (Слайд 18)

Определить падение рек Хемчик и Хам-Сыра

Решение:

                     Хемчик

        Исток – Шапшальский хребет -  2256 м

        Устье – р. Улуг-Хем – 508 м

        Падение =2256 м – 508 м = 1748 м

         Падение реки Хемчика – 1748 м

                    Хам-Сыра

        Исток – слияние рек Соруг и Дотот -  2542 м

        Устье – р. Бий-Хем – 1590 м

        Падение =2542 м – 1590 м = 952 м

         Падение реки Хам-Сыра – 952 м

УКЛОН – отношение падения реки (в см.) к ее длине (в км.)

                                                                                                  (Слайд 19)

I = H : L, где

I – уклон реки

H - падение реки

L – длина реки

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки

2 задание (Слайд 20)

Определить уклон рек Хемчик и Хам-Сыра

Решение:

                      Хемчик

I – уклон реки;

H - падение реки Хемчик 1748 м ( 174800 см)

L – длина реки Хемчик 98 км

I =174800 см/98 км=1783 см/км

                 Хам-Сыра

I – уклон реки;

H - падение реки  952 м ( 95200 см)

L – длина реки Хам-Сыра 311 км

I=95200см/311км = 306 см/км

– Вот мы и с вами определили зависимость рек от рельефа и климата. Давайте сделаем вывод.

Зависимость рек от рельефа и климата: (Слайд 21)

  1. Узкие речные долины
  2. Весенне-летнее половодье
  3. Ледостав
  4. Пороги в русле рек
  5. Смешанное питание
  6. Неравномерная густота речной сети
  7. Высокая скорость течения

– Реки Тувы горные, быстрые, обладают большой энергией, которую человек использует для получения электроэнергии. Напаример в Монгун-Тайгинском кожууне работает малая гидроэлектростанция (ГЭС). (Слайд 29)

III. Закрепление

Задание 1. (Слайд 30)

Найти ошибку: река Хемчик берет начало с Восточного Тану-Ола и впадает в Бий-Хем.

Исправить, показать на карте, сказать значение реки, к какому бассейну относится.

Задание 2.

Найти ошибку: река Каа-Хем берет начало с Восточных Саян и впадает в Бий-Хем.

Исправить, показать на карте, сказать значение реки, к какому бассейну относится.

Домашнее задание: c. 40-45 прочитать. (Слайд 31)        

  1. На контурной карте отметить реки Тувы.
  2.  Задание для удовольствия – легенды про озера Тувы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Внутренние воды Северной Америки"

Вариант конспекта  урока по теме "Внутренние воды Северной Америки" по географии материков и океанов в 7классе...

Конспект урока по теме:"Внутренние воды и водные ресурсы" 8 класс

Урок разработан с использованием электронно образовательных ресурсов....

Конспект урока "Климат и внутренние воды Мостовского района."

Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....

Конспект урока по теме "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса

Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" для учащихся 7 класса...

Конспект урока по теме "Внутренние воды. Реки России", 8 класс

Конспект урока по теме "Внутренние воды. Реки России", 8 класс...