Инновационный проект "Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД на уроках географии"
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7 класс) на тему

Раскрывается эффективность применения данной технологии для формирования УУД, так как в жизнь системы образования нашей страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандрат - ФГОС. Меняется общество, наши приоритеты. Наступивший XXI век требует от учителя обучения умениям анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, выбирать правильное решение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_po_geografii.docx91.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.БАЙ_ХААК

ТАНДИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Инновационный проект

Использование технологии проблемного обучения

 для  формирования универсальных учебных действий

обучающихся на уроках географии

Автор-разработчик, учитель географии первой квалификационной категории

МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва

Ооржак Марианна Монгун-ооловна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№ п/п

Структура проекта

Содержание проекта

1.

Тема проекта

Использование технологии проблемного обучения для  формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии

2.

Адресация проекта

Проект адресован учителям и преподавателям общеобразовательных учебных учреждений. Проект может быть использован при изучении уроков ФГОС по географии, внеурочной деятельности, при разработке исследовательских работ обучающихся.

3.

Руководитель проекта

Ооржак Марианна Монгун-ооловна

4.

Проблематизация проекта

Проблемы

  • недостаточно развитая уровень творческого мышления;
  • недостаточное умение обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике

5.

Цель

Исследовать эффективность применения технологии проблемного обучения для формировании универсальных учебных действий на уроках географии в условиях ФГОС.

6.

Задачи

  • Исследовать теоретические основы технологии проблемного обучения
  • изучить новые образовательные стандарты в контексте преподавания географии;
  • изучить методы диагностики сформированности УУД;
  • диагностировать: учебную мотивацию, скорость протекания мыслительных процессов, уровень творческого мышления школьников 
  • изучить, систематизировать систему проблемных заданий для обучающихся;
  • составить  памятку приемов технологии проблемного обучения для учащихся.

7.

Гипотеза

При использовании приёма технологии проблемного обучения формируются такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, ученик становится участником образовательной  деятельности.

8.

План реализации

  • 2012-2013 учебный го, 5 б класс – подготовительный этап. 

- изучение теоретических основ технологии проблемного обучения;

- информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете;

- прохождение курсов повышения квалификации;

-   проведение анкетирования, тестов по исследованию уровня учебной мотивации, уровня творческого мышления обучающихся, скорости мыслительных процессов в 4 б классе, разработка паспорта проекта;

- корректировка рабочих программ по предмету.

  • 2013-2014 учебный год, 6 б класс –  экспериментальный  этап.

- структурирование собранного необходимого информационного материала;

- освоение технологии проблемного обучения;

- моделирование заданий, разработка банка дидактических и методических материалов по использованию технологии проблемного обучения создание системы вопросов проблемного обучения при изучении географии;

- апробация проблемных уроков;

- создание методических рекомендаций для учителей по проектированию проблемных уроков;

- разработка критериев диагностики сформированности универсальных учебных действий;

- проведение промежуточного мониторинга эффективности внедрения проекта.

  • 2014-2015 учебный год, 7 б  класс – заключительный этап.

- оценка результатов;

- проведение итоговой диагностики по выявлению преимущества применения технологии проблемного обучения;.

- обобщение опыта работы на КМО учителей географии.

9.

Участники проекта

Активные участники проекта:

  • Учитель ОоржакМ.М. осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, с использованием технологии проблемного обучения, консультирует учащихся, проводит анализ результатов проекта;
  • учащиеся 

 выполняют учебную работу в совместной с учителем деятельности по формированию поисковых и исследовательских умений и

 навыков, представляют результаты  освоения на уроках, викторинах, предметных олимпиадах;

  • психолог школы Оюн Ч.А.

осуществляет диагностику учебной мотивации школьников, скорости протекания мыслительных процессов, уровня творческого мышления.

  • руководитель методического объединения естественных наук Оюн С.К.

посещает уроки,  проводит анализ уроков, оказывает консультации, помогает в подготовке и разработке конспектов уроков.

  • администрация школы

директор школы Кыргыс С.Б., завуч по УВР Ховалыг У.М., завуч по воспитательной работе Оюн А.Т. – оказывает методическую помощь в период апробации данного проекта.

10.

Возрастная группа

Обучающиеся 5 кл → 6 кл → 7 кл

11.

Тип деятельности обучающихся

Деятельностный

12.

Особенности типа проекта

  • По характеру создаваемого продукта –практико-ориентированный, моно-проект.
  • По количеству участников – групповой, индивидуальный.
  • По продолжительности – долгосрочный.
  • По профилю знаний – метапредметный.
  • По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

13.

Ресурсы проекта

Материальные:

- электронные диски;

- сайты в Интернете;

- персональный компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска;

- принтер;

- распечатанные тексты;

- бумага.

14.

Предполагаемые результаты проекта

Результаты деятельности  учителя:

- овладение концептуальными основами и современными подходами ФГОС в контексте преподавания географии;

- освоение технологии проблемного обучения;

- систематизация информационных источников по теме проекта;

- создать банк методических и дидактических материалов (методические рекомендации для учителей, сценарии проблемных уроков и т.д.);

2. Результаты деятельности обучающихся:

- изменение отношения детей к образованию, повышение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации к обучению в целом;

- повышение качества обученности по предмету;

-   повышение уровня сформированности УУД;

- повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменения качества и содержания урока;

- вовлечение социума, родителей в образовательный процесс;

- способность к исследовательской деятельности, поиску, анализу, к творческой переработке информации.

15.

Перспектива развития

Перспективы развития проекта

Реализация проекта планируется в течение  трех лет: 2012-2015 гг. На основе данного проекта предполагается

- участие в различных методических конкурсах;

- обобщение педагогического опыта;

- публикация и распространение опыта;

- углубление работы с одаренными детьми по подготовке к предметной олимпиаде, выход на республиканский уровень;

- организация в школе творческой группы учителей, применяющих технологию проблемного обучения;

- мастер-классы перед молодыми -  учителями района с презентацией данной технологии.

            - размещение содержания проекта и результатов на сайте школы

 

Пояснительная записка

Я слышу – я забываю,

 я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю.

Китайская мудрость

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и во всех сферах общественных отношений, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными.

        Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

        Меняется общество, в котором мы живем,  меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно решать проблемные вопросы.

        В связи с тем, что пятиклассники в начальной школе обучались по программам ФГОС, мне пришлось столкнуться с рядом проблем:

        -  как продолжить обучение ученика активной самостоятельной деятельности?

        - как научиться управлять переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной и от совместной к самостоятельной?

        - где находить материал, содержащий проблемный характер изложения темы урока?

        -   как обеспечивать урок разнообразием форм?

        -   каким образом сочетать предметные, метапредметные и личностные результаты?

        Тщательное изучение научно-методической литературы позволило мне выбрать наиболее эффективную технологию – технологию проблемного обучения.

        В планируемых результатах нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения есть фразы, слова, которых отражают суть технологии проблемного обучения:

        - уметь видеть проблему и ставить вопрос;

        - уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения;

        - способность к самостоятельному принятию решений.

        - осуществлять рефлексию, т.е. размышление о содержании нового материала и перенос его в сферу личного сознания;

        Цель проекта:  Исследовать эффективность применения технологии проблемного обучения для формировании универсальных учебных действий в условиях ФГОС.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

  • исследовать теоретические основы технологии проблемного обучения
  • изучить новые образовательные стандарты в контексте преподавания географии;
  • разработать методы диагностики сформированности УУД;
  • диагностировать: учебную мотивацию, скорость протекания мыслительных процессов, уровень творческого мышления школьников 
  • составить методические рекомендации для учителей;
  • разработать банк методических и дидактических материалов (проблемных заданий для обучающихся, планов-конспектов проблемных уроков).
  • составить  памятку приемов технологии проблемного обучения, для учащихся.

Для достижения прогнозируемого результата проекта необходимо наличие условий:

1. Осведомленность учителя о современной теории проблемного обучения: понимание им его сущности, владение приемами технологии.

2. Состояние мотивационной готовности учащихся к изучению географии.

3. Заинтересованность администрации школы в идее автора проекта.

4. Наличие методической литературы по организации применения на уроках технологии проблемного обучения.

5. Обсуждение на методических объединениях (школьных, кожуунных) вопросов, отражающих эффективность использования технологии проблемного обучения.

Основное содержание проекта

 Начиная работу над проектом, я изучила, какая мотивация у школьников преобладает, скорость протекания мыслительных процессов, уровень творческого мышления и могут ли дети 12-13 лет осознать проблемную ситуацию, найти способы ее решения и пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях (приложение 2). Изучив результаты анкетирования, литературу, я пришла к выводу, что самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера обладают почти все, но не все хотят это делать. Поэтому нужно у детей развивать мышление, формировать познавательную самостоятельность, чтобы в будущем ученики могли использовать навыки поиска решения проблемы в конкретной деятельности. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.

На уроках географии с использованием проблемной технологии дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. Ученик перестает быть пассивным объектом, и становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.

 Организуя на уроках проблемные ситуации, направляя детей на  самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Вопросы учителя: «Как называется….?», « Что такое….?», и т. д. важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, следовательно, необходимо задавать познавательные вопросы, которые начинаются со слов « Почему…?», « Возможно ли…?», « Являются ли….?», « Зависит ли…?»и т. д. Например, « Почему движется воздух?» или  «От чего зависит погода?».   Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, обучающиеся повторяют, закрепляют, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать выводы, применять теоретические знания для решения практических задач.

         Сравнивая проблемный и традиционный уроки и, исходя из многолетнего опыта, я могу сказать, что разница в учебной деятельности дает большую разницу в результатах:

-проблемное обучение решает проблемы, связанные сформированием УУД обучающихся;

-обеспечивает развитие способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию;

-обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества;

-осознают свои возможности, становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.

Необходимость внедрения проблемной технологии в образовательный процесс  продиктован также введением ФГОС, так как принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение  не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования,

М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение -  это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Выделяются следующие признаки технологии проблемного обучения:

- проблемное преподнесение учебного материала;

- наличие логически взаимосвязанных проблемных заданий, ситуаций;

- высокий уровень проблемной мотивации;

-высокая активность учащихся и интенсификация их учебной деятельности;

- личностный подход к обучению учащихся с целью усиления у них мотивации на поиск решения проблемного задания.

Основой формирования универсальных действий является урок. Я проанализировала этапы проблемного урока и формулируемые на этих этапах универсальные учебные действия:

Таблица 1.

№ этапа

Название этапа

Действия учителя и учащихся

Формируемые УУД

1

Постановка учебной проблемы

а)организацион

ный момент

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Предлагаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на понимание проблемы, пробуждаю интерес у учащегося и потребность удовлетворить этот интерес (с удивлением, с затруднением).

        Исходя из содержания урока, иногда предлагаю на выбор две или несколько проблем, из которых для решения учащиеся выбирают только одну.

Регулятивные:саморегуляция в учебной и познавательной деятельности

б)актуализация знаний

Предлагаю повторить изученный материал. Актуализируем освоенные детьми знания по курсу география для решения обозначенной проблемы, определяем, что известно, выявляем затруднения каждого обучающегося.

Познаватель

ные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение

в)возникновение проблемной ситуации

Формулируем то, что неизвестно для решения данной проблемы, т. е. что конкретно следует изучить.

Познаватель

ные: умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации.

г)постановка проблемы (целеполагание)

Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулирование темы урока

Регулятивные: целеполагание, планирование

2

Поиск решения открытие субъективного нового знания

Принимаю гипотезы. Определяем путь выхода из затруднения. Проверяем гипотезы. Оказываю ребенку дозированную помощь, задавая наводящие вопросы, чтобы учащиеся послабее могли сориентироваться в сути задания, смогли соотнести усвоенный и новый материал. Побуждаю учащихся к высказыванию различных точек зрения, пытаюсь столкнуть мнения, подвожу  на рассмотрение географического явления с различных сторон, сравнивая, сопоставляя, обобщая информацию.

Регулятивные: выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия

Познавательные (логические)

Коммуникативные: учитывать и координиро-

вать отличные от собственной, позиции других людей.

3

Выражение решения

Подвожу учащихся к выводам, к выделению закономерностей.

Познавательные

Общеучебные Моделирование

Логические

4

Реализация продукта

Учащиеся выделяют, проговаривают новое знание, которое может быть в виде определения, правила, закономерности, составляют таблицы, схемы и т. д.

Познавательные

Общеучебные

ные Моделирование

Логические

5

Применение знаний на практике

Полученные знания закрепляются при помощи заданий, в которых новое знание используется вместе с ранее полученным.

Личностные: самоопределение, смыслообразование,

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценока

6

Итог урока. Формирующее оценивание.

Осознание учащимся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводятся итоги урока, организуется устная или письменная рефлексия (краткие вопросы на понимание, самоконтроль, оценка значимости изученной темы; короткое эссе для домашнего задания).

Личностные: адекватная самооценка

Таким образом, результатом обучения с помощью проблемного обучения является развитие УУД:

- личностные действия: самоопределение, нравственно – этическая ориентация; позволяют сделать учение осмысленны, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; они напрвлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную ситуацию

Личностные действия

- регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

-  познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование), логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей);

-  коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

        Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку (приложение 1).

        В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Например:

  1. Выдвижение проблемного вопроса.
  2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
  3. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.
  4. Создание парадоксального факта.
  5. Демонстрация опыта или сообщения о нём как основа для создания проблемной ситуации.

        Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

        Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий (приложение 3). Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:

  • если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
  • если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
  • если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
  • если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

        Представленные вопросы можно будет считать проблемными лишь в том случае, если на их основе будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению учащимися нового знания. При этом поисковая деятельность сочетается с репродуктивной деятельностью и усвоением ими знаний в “готовом” виде. Представленные вопросы и задания учитель также может использовать для проверки усвоения пройденного материала, а также в качестве опережающего задания. Выполнение опережающих заданий предполагает самостоятельную работу учащихся с доступной для них дополнительной литературой, составление на основе её анализа простейшего конспекта, содержащего ответ на поставленный вопрос, и выступление с этим сообщением перед учащимися класса.

        Таких вопросов и заданий учитель может составить бесконечно много. В приложении 2  приведены задания, которые имеются в методических пособиях, учебниках, статьях журнала “География в школе”, дидактических материалах, и показаны возможности их применения для развития познавательной активности учащихся, для организации поисковой деятельности школьников на уроках. 

        Помимо создания проблемных ситуаций, я использую и другие методические приёмы управления познавательной деятельности учащихся. Одна группа приёмов активизирует деятельность учащихся на этапе восприятия и способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу. К ним можно отнести приёмы: новизны, предполагающие включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; и значимости, при которых создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его экологической ценностью. К другой группе относятся приёмы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления изучаемого материала; одним из них является эвристический, сущность которого состоит в том, что учитель задаёт учащимся трудный вопрос и наводящими вопросами поводит к ответу на него. На уроках я использую сократический приём. Он строится на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Это позволяет развивать у детей умение доказывать и обосновывать свои суждения. Исследовательский приём позволяет учащимся на основе проведённых ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу и сформулировать вывод.

Вывод:

1.  Подростковый возраст является психологической основой для развития творческого  мышления школьников.

2. Урок с использованием технологии проблемного обучения строится по схеме «осознание проблемы, обнаружение скрытого противоречия – формулирование гипотезы – доказательство гипотезы» 

3. Технология проблемного обучения, с одной стороны, позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

4. Использование технологии проблемного обучения необходима для формирования универсальных учебных действий при изучении географии.

         Проект реализовывался в рамках одного учебного учреждения – МБОУ СОШ с.Бай-Хаак.

        Информация о проекте предоставлялась на методических объединениях школы, на кожуунных семинарах методического объединения учителей географии.

Результаты проекта

I.1. Результаты  деятельности  учителя:

- овладение концептуальными основами и современными подходами ФГОС в контексте преподавания географии;

- освоение технологии проблемного обучения;

- систематизация информационных источников по теме проекта;

- создан банк методических и дидактических материалов (методические рекомендации для учителей, сценарии проблемных уроков и т.д.);

2. Разработаны:

а) критерии определения уровня творческого мышления школьников.

Низкий уровень – обучающийся не оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на практике, не проявляет творческую активность при решении проблемных ситуаций, не участвует в дискуссиях на уроке, обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных процессов низкая.

Средний уровень – формулирует вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач, способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации низкий или средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя.

Высокий уровень - свободно применяет знания на практике, проявляет творческую активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения, сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания мыслительных процессов - высокая.

б) памятка «Приемы технологии проблемного обучения» (Приложение 2).

II. Результаты деятельности обучающихся:

1. Повышение учебной мотивации школьников

(Приложение 1. Опросник  «Учебная мотивация учащихся»).

в диагностике принимали участие:

а) 2011-2012 учебный год, 4 б класс – 20 учащихся;

а) 2012-2013 учебный год, 5 б класс – 22 учащихся;

б) 2013-2014 учебный год, 6 б класс – 23 учащихся;

в) 2014-2015 учебный год, 7 б класс - 23 учащихся.

Вывод:  в апреле 2014 у учащихся 4 б класса  высокая  учебная мотивация была на низком уровне – 19%, то в апреле 2015 года  повысилась до 33%. По результатам опросника повысилась познавательная  активность к предмету, наблюдается устойчивость мотивов учения.

2. Повышение скорости протекания мыслительного процесса.

Вывод: в начале эксперимента, в апреле 2012 года, в скорости протекания мыслительных процессов преобладали средний и низкий уровень, то в апреле 2015 года уровень высоой скорости мыслительных процессов повышается до  
37%.

3. Повышение уровня творческого мышления.

В течение экспериментального и заключительного этапа уровень творческого мышления у учащихся значительно повысилась, количество детей с высоким уровнем творческого мышления выросла на 8%.

4. Динамика качества знаний обучающихся за  2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные года

Вывод: в качестве знаний учащихся за последние три года наблюдается положительная динамика, по сравнению с 2012-2013 в 2014-2015 учебном году оно повысилось на 9 %, , повысилась познавательная активность учащихся на уроках географии.

5. Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Год участия

Фамилия, имя учащегося

Место

уровень

2012-2013 у/г

1. Оюн Антон Николаевич, 5 б класс, тема «Влияние погоды на организм человека»;

2. Оюн Сурен, 5 б класс «Разнообразие природных комплексов на территории с.Бай-Хаак»

Участие

3 место

Школьный

Школьный

2013-2014 у/г

2. Тембрел Диана, 6 б класс, «Наблюдения погоды и других явлений природы»

1 место

Школьный

2014-2015 у/г

1. Монгуш Лилия, 6 б класс, «Дефицит питьевой воды в с.Бай-Хаак»

2 место

Школьный

Степень достижения поставленной цели проекта - цель достигнута, что подтверждено результатами. Возможные последействия реализации проекта – продолжить работу по использованию проблемного обучения в 8, 9 классах, консультации учителей, заинтересовавшихся проектом.

Литература

  1. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
  2. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
  3. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
  4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 1991.
  5. Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии [Текст]/ Е.А. Беловолова // География в школе. – 2006. - №6. – С.39-46
  6. Н.В.Болотникова. Календарно-тематическое планирование,V-IX классы [Текст]/Н.А. Валуева // География в школе. – 2004. - №2 – С. 53-57.
  7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.
  8. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.school.edu.ru/dok  edu.asp
  9. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997 – С.10-16.
  10. Образовательный стандарт основного общего образования по географии [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. – Режим доступа:http://www.Schcot.Colhzu/dokcduaspab.Ho144003

Приложение 1

Учебная мотивация для 5-7 классов

Инструкция :  Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания  учиться в школе.   на которые необходимо ответить: «да»  если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю»  если сомневаетесь. Старайтесь отвечать  на вопросы искренне и долго не задумываясь.

Инструкция: Оцени насколько значимы для тебя  причины, по которым  ты учишься в школе.  

  1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель ..0  1  2  3
  2. Мне  очень нравится учиться,  узнавать новое, расширять свои

     знания о мире....................................................................................... 0  1  2  3

  1. Общаться  с друзьями, с компанией  в школе гораздо интереснее, чем сидеть  на уроках, учиться…………………………………………….0 1  2  3

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку...........  0  1  2  3

5.Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.....................  .0  1  2  3  

6.  Знания помогают  развить ум, сообразительность, смекалку.…. .0 1  2  3

7.  Если ты школьник, то обязан учиться хорошо........................... ... .0 1  2  3

8. Если на уроке царит обстановка  недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться............0  1  2  3

9.Я испытываю интерес только  к конкретным  предметам ............0  1  2  3

10.Считаю, что успехи в учебе - немаловажная основа для уважения  и признания среди одноклассников.........................................0  1  2  3

11.Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений

      и разносов со стороны родителей и учителей...................................0  1  2  3

12.Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда  сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило  и т.д........................…….......0  1  2  3

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком................................................................................0  1  2  3

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность  на данном этапе  моей  жизни…………………........................................0  1  2  3

  1. На  уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на  его вопросы………………………………………………….………………0  1  2  3
  2.  Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами(в паре, бригаде, команде и т.д.).............................0  1  2  3

17. Я очень чувствителен к похвале  учителя, родителей за мои школьные успехи………………………………………………………………………..0  1  2  3

  1. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших....................0  1  2  3
  2. Я много читаю книг, кроме учебников (по  истории, спорту, природе  и  т.д.)…………………..........................................................................0  1  2  3
  3. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.....................................0  1  2  3
  4. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе..............................0  1  2  3

 

Ключ  к  опроснику "Учебная  мотивация" - 5  -  7  кл.

Сложите количество баллов   по следующим  номерам  ответов:

  1. познавательные мотивы …………………………………….2    9    15
  2. коммуникативные  мотивы………………………………….3   10   16
  3. Эмоциональные  мотивы……………………………………1    8    21
  4. Мотивы  саморазвития……………………………………….6  13    19
  5. Позиция  школьника…………………………………………..7   14   20
  6. Мотивы  достижения успеха…………………………………5   12   18    
  7. Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4   11   17

Перевод баллов в %  осуществлять по системе:

1 балл   - 11 %    3  балла - 33 %    5  баллов - 55 %    7 баллов - 77 %  

2балла  - 22 %    4  балла - 44 %    6  баллов - 66 %    8 баллов - 88 %    9 баллов - 100 %

\

Приложение 2

Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы

     1 этап решения проблемы. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

 На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: внимательно прочитать вопрос; найти условие и требование вопроса; определить, что дано в условии и что требуется найти; вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют; сопоставить ранее полученные знания и новую информацию; выявить на основании такого сопоставления противоречия, скрытое в вопросе.

  1. Этап. Формулирование гипотезы

 На этом этапе необходимо высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформировать гипотезу.

  1. Этап. Доказательство гипотезы

 На этом этапе надо поставить новый вопрос; исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности проверить этот ответ.

  1. этап. Общий вывод.

 На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы: 1) какие новые знания вы получили? 2) что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

Приложение 3

Система проблемных вопросов и заданий по темам

Тема, класс

Проблемные вопросы и задания

Место постановки в учебном процессе

Деятельность учащихся

Литосфера 6 класс

1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?

В процессе изучения темы «Породы, слагающие земную кору». учитель организует работу учащихся с образцами горных пород и минералов, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему

1. На основе работы с минералами и горными породами приходят к выводу о разнообразии горных пород и минералов.

2. Осознают поставленный вопрос.

3. Под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразие горных пород, усваивают приём их классификации

2.Каковы причины разнообразия залегания горных пород?

Перед изучением темы «Движения земной коры».

Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему

  1. Целенаправленное восприятие нового материала.
  2. Решение основного и частных вопросов темы.
  3. Осознание причин и следствий изучаемых явлений

Рельеф Земли 7 класс

3. Чем объясняется разнообразие рельефа Земли?

В качестве основной познавательной задачи уроков, посвящённых изучению рельефа поверхности суши

1. Просматривают д/ф «Формы поверхности суши».

2. Работают с контурной картой, на которую наносят крупнейшие горы и равнины Земли.

3. Самостоятельно делают вывод о разнообразии Земли и формулируют вопрос: чем объясняется разнообразие рельефа Земли?

4. Анализируют проблемную ситуацию, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и новыми фактами и явлениями.

Африка 7 класс

4. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить их

Перед изложением учителем нового материала по теме «Рельеф материка»

Анализируют физическую карту Африки и выявляют следующие особенности рельефа материка:

А) преобладание равнинного рельефа,

Б) среди равнин преобладают возвышенности и плоскогорья;

В) резкие различия в рельефе отдельных частей материка.

5. Сравните рельеф Северной и южной Африки (Западной и Восточной). Какие причины объясняют выделенные вами различия?

В процессе изучения нового материала «Рельеф Африки»

Работают с картами атласа, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных частей материка, проводят сравнение, объясняют причины различий

6. Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяются две климатические области, а в Северной – одна?

При закреплении материала

Отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя

7. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадет меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?

В качестве домашнего задания

Выполняют самостоятельно этапы решения проблемы (см. таблицу 1)

8. Сравните почвенные разрезы экваториальных лесов и саванн. Почему в красно-жёлтых ферраллитных почвах мало перегноя, при всём богатстве растительного мира?

В процессе изучения нового материала

Самостоятельно отвечают на вопрос, делают вывод об условиях образования почв, их мощности и плодородии

9. Пустыня – закономерность или аномалия?

Постановка познавательной задачи перед изучением новой темы

Осознают задачу, участвуют в эвристической беседе:

  1. Докажите, что природа пустыни разнообразна.
  2. Покажите, что пустыня Калахари представляет собой своеобразный природный комплекс. Какие условия привели к её образованию?
  3. Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?

Австралия 7 класс

10. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?

В процессе изучения нового материала

Работают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут ответ на него, выполняют задания учителя, например:1. Сравните рельеф Африки и Австралии. Почему в Австралии низменности занимают большие площади, чем в Африке?

2. Австралия единственный материк на котором нет действующих вулканов и оледенения. Почему?

11. В чём причина своеобразия органического мира Австралии? Почему именно в Австралии много эндемиков?

При закреплении темы «Природные зоны»

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, учитель задаёт наводящие вопросы.

Южная Америка 7 класс

12. Объясните почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения?

В процессе изучения нового материала

По карте изучают полезные ископаемые Южной Америки, делают вывод о различиях состава полезных ископаемых западной и восточной частей материка, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него.

13. В чём заключается основное различие между экваториальным и тропическим влажным климатом?

При закреплении пройденного материала

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос

14. Сравните экваториальный климат Африик и Южной Америки. Чем объясняется, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки?

В ходе изучения темы «Климат Южной Америки»

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос

15. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились бы на востоке материка?

При проверке уровня усвоения материала

Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают их

Северная Америка

 7 класс

16. Установите черты сходства между Кордильерами и Андами. Объясните их

При закреплении изученного на уроке материала

Самостоятельно проводят сравнение, выявляют черты сходства и различия и объясняют их

17.Изменился бы климат Северной Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка?

При проверке уровня усвоения материала

Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой отвечают на вопрос

18. Как изменяется температура января на территории Северной Америки при движении с запада на восток по параллели 500 с.ш.? Объясните эти изменения 

В качестве домашнего задания

Самостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания, полученные при изучении климата Северной Америки

19. В чём особенности расположения природных зон в Северной Америке?

Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы

Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; работают с картами атласа, картинами

Евразия 7ласс

20. Какими причинами объясняется разнообразие рельефа материка?

Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы

Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; в ходе работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем выявляют особенности рельефа материка и объясняют их

21. Сравните строение и рельеф Северной Америки и Евразии. Отберите признаки для сравнения. Определите, в чём сходство, а в чём различие рельефа двух материков. Объясните их

В качестве домашнего задания

Самостоятельно сравнивают, выявляют черты сходства и различия, объясняя их

22. Сравните Аппалачи и Тянь-Шань. Почему Тянь-.Шань относится к высочайшим горам мира?

При повторении уровня усвоения материала

Выполняют все этапы решения проблемы:

  1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия (Аппалачи и Тянь-Шань образовались примерно в одно время, но различаются строение м высотами);
  2. Формулирование гипотезы;
  3. Доказательство гипотезы;

4. Общий вывод

23. Пользуясь картами , объясните почему в Евразии и в Северной Америке на одних и тех же широтах формируются различные типы климата

При обобщении знаний

Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы (выявлять противоречия, формулировать гипотезу, делать обобщающий вывод)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии

Характеристика познавательных УУД и применение их при проведении уроков географии...