Презентация 10 класс (профиль) "Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?"
презентация к уроку по географии (10 класс) на тему

Ярин Константин Анатольевич

Презентация предназначена для учителя географии, работающего в социально-экономическом профиле. Она содержит материал по численности населения, а так же показатели, используемые при подсчете количественных величин численности населения.  В презентации даны правила построения демографической пирамиды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

§ 5. Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?

Слайд 2

I. Абсолютные демографические показатели Численность населения любой территории является результатом одновременного действия двух факторов. Первый - естественный прирост - разница между количеством рождений и смертей. Второй - механический прирост - разница между количеством иммигрантов (людей, въезжающих в страну) и эмигрантов (людей, выезжающих из страны). Соответственно, рождаемость и иммиграция увеличивают численность населения страны, а смертность и эмиграция - уменьшают.

Слайд 3

II. Относительные демографические показатели Для оценки качества и динамики численности населения, а также для сопоставлений отдельных стран, используются относительные показатели - общие коэффициенты, рассчитываемые на 1000 чел. без учета пола и возраста, которые измеряются в промилле (‰, который соответствует одной тысячной доле числа или одной десятой доле процента + 36,8 ‰ соответствует +3,68 % ): коэффициент рождаемости - отношение общего числа рождений в стране за год к численности населения, на 1000 чел.; коэффициент смертности - отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения, на 1000 чел.; коэффициент естественного прироста - разница между числом родившихся и числом умерших в стране за год, деленная на численность населения; время удвоения населения - время, за которое численность населения возрастает в 2 раза (при современных темпах роста населения численность его удвоится примерно через 40 лет ). К ЕП = К р – К с

Слайд 4

Для изучения динамики роста населения используют следующие показатели: III. Относительные демографические показатели коэффициент роста населения (Кр) — отношение численности населения в данном году к численности населения в предыдущем году; коэффициент прироста населения (Кпр): Кпр = Кр — 1; темп роста населения (Тр): Тр=Кр ۰ 100; темп прироста населения (Тпр): Тпр = Кпр ۰ 100.

Слайд 5

Оценивают степень, в которой население обеспечивает восстановление своей численности. Если коэффициент меньше 1, то численность новых поколений будет меньше предшествующих, если больше 1 - то больше предшествующих: VI. Специальные возрастные коэффициенты общий коэффициент фертильности (от лат. fertile — плодовитость) - среднее количество детей, рожденных одной женщиной; нетто коэффициент воспроизводства населения - число девочек от одной матери, доживающих до среднего возраста матери; брутто коэффициент воспроизводства населения - отношение числа девочек к числу женщин в репродуктивном возрасте (от 15 до 45 лет).

Слайд 6

Разным типам структуры населения соответствуют разные формы половозрастной пирамиды: молодое (растущее) население - правильная пирамида 2. стареющее население - пирамида имеет форму колокола 3. старое (убывающее) население - форму урны Возрастные демографические пирамиды - графическое изображение распределения населения (отдельных социальных групп, всей страны, региона, мира) по полу и возрасту. Возрастные пирамиды используются для демографических и экономических прогнозов, для изучения воспроизводства населения.

Слайд 7

Вывод: В конце ХХ — начале ХХI в. продолжал увеличиваться разрыв по демографическим показателям и по качеству жизни населения между развитыми и развивающимися регионами мира. Регионы, где отмечаются максимальные коэффициенты роста населения, рождаемости, смертности, имеют самые низкие в мире показатели продолжительности жизни, грамотности и уровня жизни.

Слайд 15

№ 1. Как по демографическим показателям определить уровень социально-экономического развития страны? № 2. Как найти соответствие между страной и половозрастной структурой ее населения? № 3. Какие исторические события отразились на форме демографической пирамиды Российской Федерации? ДОМАШНЯЯ РАБОТА § 5, прочитать. Ответь письменно в тетради на вопросы:

Слайд 16

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

Расчётная оценка количества вы­бросов вредных веществ в воздух от автотранспорта...

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Оценка результатов мониторинга качества знаний учащихся 11"Б" класса профильный уровень

Оценка результатов мониторинга качества знаний учащихся 11"Б" класса профильный уровень...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

Презентация Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса

Для того, чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать этот процесс. При  этом необходимо  помнить, что посещение урока не самоцель, а средство, ...

Презентация по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)

6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока:  Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...