Сокровища местных водоемов
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок-экскурсия по изучению водных богатств вешенского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сокровища местных водоемов
6 класс
Тема «Гидросфера»
Пояснительная записка: Урок проводится в конце изучения темы «Гидросфера». Тип урока - обобщающий. По характеру познавательной деятельности - исследовательский. К уроку дети должны вспомнить типы водоемов на суше, которые изучались ранее.
Класс делится на группы по желанию учащихся до урока.
Цели. Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умений работы с текстами, составления рассказа по слайдам, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание любви к предмету, аккуратности, чувства ответственности за будущее родной природы, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде, формирование экологической культуры, чувства юмора, приобщение к богатой казачьей культуре, сплочение коллектива.
Обучающие: формирование знаний о водоемах родного края, их особенностях, значении для человека, об экологических проблемах.
Алгоритм.
- этап. Оргмомент.
- этап. Поиск сокровищ местных водоемов и выявление негативных
процессов, происходящих с ними. - этап. Закрепление материала.
- этап. Подведение итогов.
- этап. Домашнее задание.
■■■
■
1 этап.
Здравствуйте, дети!
Какое у вас настроение? А как вы себя чувствуете?
А вот я чувствую себя плохо.
Несколько дней назад я узнала, что в Дону, на дне спрятана шкатулка и сокровищ в ней — видимо-невидимо. Так хочется сокровища найти! Я даже нашла ледобур, взяла водолазный костюм, но что делать дальше, не знаю. Слайд 1. Хочу попросить вас найти сокровища нашего водоема. Поможете?
Еще у меня есть предположение, что не только Дон может обладать этими сокровищами, но и другие водоемы.
2 этап.
Тема нашего урока: «Сокровища местных водоемов». Слайд 2.
Сегодня мы ищем сокровища. А если найдем, должны решить, как ими распорядиться так, чтобы не только нам с вами хватило, но и с другими поделиться смогли.
Перед началом нашего путешествия произнесем клятву кладоискателей: Слайд 3
- Быть внимательными и доброжелательными по отношению друг к
другу! Клянемся! - По справедливости разделить сокровища, если они будут найдены!
Клянемся!
- Подчиняться приказам капитана и его помощника! Клянемся!
Тот, кто нарушить клятву, будет с позором изгнана из рядов нашей
экспедиции.
Командиром экспедиции буду я. Мои помощники - .
В процессе работы, как настоящие исследователи, будем вести дневники. Каждому из вас они даны. На титульном листе впишите свою фамилию.
Теперь в своей группе выберите начальника экспедиции. Пусть им будет тот, у кого самый громкий голос. Хранителем времени назначьте того, у кого сейчас есть часы или телефон. Готовы? Начальники и хранители времени, наденьте опознавательные знаки!
Искать сокровища будем в разных местах. Чтобы успеть за урок, разделимся на группы. Слайды 4, 5. На географические объекты ставятся флажки. Поэтому 1 группа будет искать в Дону, 2 - в озерах нашего края, 3-я отправится на запад от станицы, где пробурили скважины 242 и 572 м глубиной, там наверняка что-то знают. 4 группу отправим на восток от станицы, к роднику «Отрог», на Крещение там было очень много народа, может тоже сокровища искали. 5 группа будет изучать историю, чтобы найти кто и где спрятал сокровища и как пользовался ими. (раздаются таблички, задания, дополнительные материалы).
Каждой группе даны задания и дополнительный материал. В задании 3 вопроса, на которые отвечаете устно и одно задание письменное, которое записываете в конце работы. Командир каждой группы через 10 минут отчитается о результатах поиска.
Работа 10 минут.
Вам бонусы, что-то в виде сокровищ, что вы потом сможете обменять на оценку. Берегите их! На каждую группу по одному. Подумайте и вручите его тому, кто внес больший вклад в поиск. Если затрудняетесь, отложите его в сторону.
Начальники экспедиций, готовы представить свои материалы? Все остальные, в том числе и участники каждой группы, на 1 странице дневника заполняют список найденных сокровищ. Слайд 6 заполняется на доске помощником при выступлении командиров групп, остальные пишут в дневниках.
Сокровища местных водоемов.
- Рыба в реке (...).
- Дичь в прибрежном лесу (...).
- Полезные растения (...).
- Река - транспортная артерия.
- Отрог — источник чистейшей питьевой воды для водопровода
ст.Вешенской. - Минеральная вода.
- Берега рек, озер - места для отдыха.
- В долине Дона - плодородная почва (луговая).
Проверим по схеме, дополним, что не написали. Слайд 7.
Внимание! Внимание! Слайд 8. Вы слышите сигнал опасности? На наши сокровища покушаются злые силы! Сначала их обнаружить, найти метод борьбы с ними, а затем обезвредить.
Кто или что может угрожать нашим сокровищам? Как проявляется эта угроза? Какие негативные процессы происходят с водоемами?
В пустой строчке в дневнике впишите ваши предположения, чтобы это могло быть?
Сейчас мы этих вредителей разложим по косточкам. Игра Фишбоун. Слайд 9. Заполнение схемы помощниками на доске, остальными — в дневниках.
Поднимите руки, кто увлекается рыбалкой? Каких рыб ты ловишь? В Дону или в озерах? В нерест не ловишь? Тогда получи бонус.
Как звали людей, которые жили в нашей местности? 5 группа подготовила рассказ о том, как казаки относились к природным богатствам. Слайд 10. (бонусы).
Народный фольклор. Слайд 11. Как связаны эти пословицы, поговорки, песни казаков с темой сегодняшнего дня?
3 этап.
Как ты должны относиться к сокровищам, данным нам природой?
По итогам путешествия вы должны заполнить тест участника экспедиции. Он находится на последней странице дневника. Кружком обводите букву правильного ответа.
Тест на 2 мин.
Какие сокровища мы сегодня нашли?
Как мы должны к ним относиться, чтобы досталось и нашим потомкам?
4 этап.
«Ты самое большое богатство на свете», сказал Антуан де-Сент Экзюпери о воде. Не зря наши предки поселились около Дона. С любовью и уважением относились к водным богатствам края. Слайды 12-14.
Послушайте, как красиво писал М.А.Шолохов о Доне: «Гляжу на Дон, а по нем зябь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть больно. Повернусь кругом, гляну ... красота-то какая».
Много сил отдал М.А.Шолохов на то, чтобы сохранять эти блага. Например, боролся против сбросов неочищенных промышленных стоков предприятиями Воронежской и Липецкой областей. Благодаря его стараниям в 1969 г. Введен запрет рыбной ловли во время нереста, в 1971 г. устанавливается защитная лесная зона берегов Дона. Помогал зарыблению озер. Один из первых заявил, что «за сохранение природы надо бороться уже сейчас, иначе поздно будет!»
Обменяйте сокровища, которые вы получили на оценки. У кого 5 или 4 - оценка 5,3- оценка 4 по желанию. Увеличить оценку или получить, кому пока не хватает, вы сможете на следующем уроке, когда выполните домашнее задание.
5 этап.
Д/з по выбору.
1. Нарисовать знаки для берегов водоемов, которые напомнят людям, как относиться к богатствам природы,
2. Сочинить стихи или частушки о богатствах нашего края,
3. Составить правила пользования дарами природы.
Дополнительный материал.
Традиции Донского края.
Природа наделила эту землю изобилием. Богатый Дон (казаки говорили, что у него золотое дно), леса, степи - все это было естественным хранилищем жизненных потребностей. В первом рыба, в остальном звери, птицы, плоды водились и росли в таком множестве, что это изобилие вошло в пословицу: «Кормит нас, молодцов, Бог подобно птицам: мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты». Любимыми занятиями была охота (гульба) и рыбная ловля.
Но казаки свято соблюдали сроки охоты и лова.
Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый». Прощаясь с жизнью, обращались к Дону «Прости, Тихий Дон - Иванович! Мне по тебе не ездити. дикого зверя не стреливать. Вкусной рыбицы не ловливать». При возвращении со службы казак бросал в Дон фуражку, которую он специально, заранее покупал для этого случая. Плевок в Дон считался святотатством и наказывался поркой при народе.
Рыбные промыслы делились на тони, которые распределялись на казачьем круге и назначались старейшины, которые следили за правилами добычи рыбы. Несмотря на былое богатство рыбных запасов, у казаков существовало неписанное правило: «После вскрытия льда, когда начинался ход рыбы на нерест, на Дону делать нечего». Во время нереста не только запрещался любой промысел, но даже в колокола не звонили.
С зарастанием берегов малых рек боролись «всем миром». Дон и его притоки местное население содержали в надлежащем порядке. В предосенний период распределяли реку на участки, и каждый участок проходили неводом два раза. И неважно, ловили рыбу или нет, главная задача была очистить реку от водорослей. Камыш, чакан косили осенью и использовали для покрытия крыш сараев, омшаников (для перезимовки пчел), для подстилки скоту (вязали маты), в качестве топлива в летних печах на улице. Молодые побеги камыша и чакана использовали на корм скоту.
Водные растения.
Из водных растений наиболее значительны заросли камыша. Кроме того, в непроточных озерах с чистыми плесами и в проточных озерах растут рогоз, осока, стрелолист Эти растения применялись раньше для кровли
В пойменных водоемах растет аир. Он содержит эфирное масло и лекарственные вещества, применяемые в медицине.
Кувшинка белая и желтая лилия украшение озер.
Во всех водоемах со стоячей водой распространен колючий водяной орех чилим. Его плод содержит крахмал и другие питательные вещества В голодные годы не раз облегчал тяжелое положение с питанием.
Народный фольклор, связанный с водными объектами.
«Кормит нас, молодцов, Бог подобно птицам: мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты»
«Прости, Тихий Дон - Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбицы не ловливатъ»
«Не тронь осетра, коли в нем икра!»
«А, что энто за рыбалка, когда нерест идет? Того боженька накажет -усярыбка пропадет!»
«Зверя, птицу стреляй, Да и меру знай!»
«Ой, кормилец наш, батюшка! Православный Тихий Дон-Иванович! Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая».
..
Минеральные воды.
История открытия Вешенских минеральных вол относится к 60-м годам XX века. В 1961-м году силами геолого-разведочной партии Волго-Донского территориального управления было выявлено наличие минеральной лечебно-питьевых вод.
Скважины 1-Э и 2-Э пробурены в 1977 году на левом берегу р.Дон в SOU м от западной окраины станицы Вешенской^
Скважиной 1-Э (глубиной 242 м) выведена на поверхность земли холодная вола из водоносных песчаников и известняков. Вода характеризуется как бромная среднеминерализованная, хлоридно-натриевого состава с повышенным содержанием кальция.
Скважина 2-Э подает с глубины 572 м холодную воду из водоносных песчаников, которая высоко минерализована, содержит бром, кальций натрий.
В обоих водах отсутствуют вредные и токсические соединения органический веществ и тяжелых металлов. Есть йод, но в малых количествах.
Вода скважины 1-Э является питьевой лечебной бромной водой, а вода скважины 2-') служит для принятия ванн, а при разбавлении пресной водой может быть использована как питьевая лечебная.
В 1984 году на базе минеральных вод был построен санаторий «Вешен-ский» на 250 человек. В 2005 году расширен для приема 500 человек.
Родник Отрог.
Родник находится в двух километрах восточнее станицы Вешенской.
Выходит на поверхность из подземных глубин у подножия склона.
Благодаря большой толщине залегания песков и их высокой водопропускаемости, вода речек Гороховской, Зимовной, Черной, Решетовской в летний период полностью уходит в землю, не доходя до устья, это так называемые «поники».
Вода, ушедшая в землю на «Понике», доходит до водонепроницаемых пластов мела. В мелу она проделала подземный туннель. По подземному руслу вода стекает к берегу Дона и здесь выходит на поверхность одним мощным родником. Отрог – это выход речки Ерика, впадающей в озеро Островное.
До 1936 года на роднике "Отрог" стояла мельница, с естественным перепадом воды в 1,5-2 метра. В настоящее время выход родника забетонирован, а на месте мельницы работает водокачка, поставляющая в вешенский водопровод кристально-чистую и превосходную питьевую воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
водоемы Тверской области
презентация к уроку...
классный час "Правила поведения вблизи водоемов"
Классный час для 5 класса о правилах поведения на воде и вблизи водоемов в летнее время...
Классный час "Правила поведения на водоемах"
Классный час для учащихся средней школы с ЦОР " Правила поведения на воде"...
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов». Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...
Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов.
Цель урока: раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов Республики Хакаси...
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Сейчас наступил зимний период, водоемы покрываются льдом. В этой связи до сведения школьников необходимо довести правила поведения на водоемах в зимний период, а также правилах оказания первой помощи ...
Туристы, не знакомые с рисками и особенностями местных водоемов.
По данным всемирной организации здравоохраненияВ ноябре 2014 году ВОЗ выпустила «Глобальный доклад об утоплении». Это первый доклад ВОЗПо данным всемирной организации здравоохр...