Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Устаева Жанна Сергеевна

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА.     8  КЛАСС                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа предназначена для изучения географии  в 8 классе  основной общеобразовательной  школы. 

Рабочая программа по курсу «География России. Природа» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии и  на основе примерной программы для основного общего образования по географии.  Общеобразовательный  уровень усвоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8_kl_geografiya.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской республики,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59»

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № _____

от  «___»_____________2014 г.

Директор МБОУ «СОШ № 59»

__________ Е.Ш. Калимулина

ПРИНЯТО  

Педагогическим советом

Протокол № ____

от  «___»___________2014 г.

Составлена  в соответствии с минимумом содержания основного общего образования

РАССМОТРЕНО

на    заседании ШМО

Протокол № ___

от  «___»__________2014 г.

Руководитель ШМО

__________  С.А. Окишева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

                                                

                                                      __________ классы                

                на  2014 – 2015  учебный год

                                                                                     Составитель: учитель

                                                                                     высшей квалификационной

                                                                                     категории   Устаева Жанна

                                                                   Сергеевна

                                                                   Рецензент: Порошина Галина Петровна

                                                                

                                                                 

Ижевск   2014 г.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА.     8  КЛАСС

                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа предназначена для изучения географии  в 8 классе  основной общеобразовательной  школы.  

        Рабочая программа по курсу «География России. Природа» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии и  на основе примерной программы для основного общего образования по географии.  Общеобразовательный  уровень усвоения.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. Под ред. Сиротина В.И.   -  М., Дрофа;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Примерная программа образовательного модуля  «Правила благоустройства города Ижевска» (5 – 8 класс)
  • Учебный план МБОУ «СОШ № 59» г. Ижевска на 2014-2015 учебный год.

Количество часов: всего – 68, в неделю – 2 часа.

Учебник: Баринова И.И. «География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобразо -вательных учебных заведений». - М.: Дрофа.

        В данном курсе выделяются 14 часов на изучение «Географии Удмуртии»:

8 часов – в 8 классе, 6 часов в 9 классе. Часть материала рассматривается в разделах «Природа России» 8 класс и «Население и хозяйство России» 9 класс.  

Этот раздел курса наиболее специфичен и близок пониманию учащихся. Он позволяет широко использовать географический подход в изучении родного края. При изучении именно этой части курса могут быть закреплены знания, сформированные в региональной его части.

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ 2004 года отводит 68  учебных часов для обязательного изучения в 8 - м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс изучается в течение двух лет в 8 и 9 классах.

          Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

           Цели: изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  Основные задачи курса: 

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать представление о своем географическом регионе;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России с различными регионами мира.

Необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
  • воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
  • коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
  • развитие интеллектуальных особенностей личности;
  • различие способности личности справляться с различными задачами;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Рассмотрение тем в Рабочей программе и тематических планах практически соответствует оглавлению данного учебника. Домашние задания задаются учащимся по учебнику с учетом домашних заданий после рассмотрения каждой темы приведенных в учебнике.

                Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. 

Характеристика уровня обученности обучающихся.

Класс

Количество обучающихся

Средний балл класса

Средний балл

(география)

Степень обученности класса

Степень обученности (география)

Качество обучения  в классе

Качество обучения (география)

8 А

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА.      8 КЛАСС.

Название раздела (темы)

Колич – во часов

Теоретич.

Практич.

1. Россия на карте мира.

5

1

2. Особенности природы и природные ресурсы России.

24

3

  2.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

5

1

  2.2. Климат и климатические ресурсы.

7

1

  2.3. Внутренние и водные ресурсы.

5

1

  2.4. Почвы и почвенные ресурсы.

4

  2.5. Растительный и животный мир.

3

3. Природные комплексы России.

26

3

  3.1. Природное районирование.

7

1

  3.2. Природа регионов России.

20

2

4. География Удмуртии.

8

1

5. Человек и природа.

4

Итого:

68

8

Практические работы.

  1. Решение задач на определение местного и поясного времени.
  2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и размещением полезных ископаемых на примере конкретной территории.
  3. Характеристика особенностей климата отдельных территорий России с использованием всех климатических карт и диаграмм, карты солнечной радиации с выявлением коэффициента увлажнения.
  4. Определение по картам режима, питания, особенностей годового стока, падения и уклона реки, возможного хозяйственного использования выбранных рек.
  5. Характеристика одного из морей как ПТК.
  6. Характеристика условий работы и быта человека на конкретной территории России на основе анализа различных источников географической информации.
  7. Комплексное описание конкретной территории России.
  8. Практическая работа по географии своего района или республики.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА.

8 КЛАСС.

  Введение

  Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально – экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

  Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического, экономико – географического, геополитического и военно – стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы. Моря, омывающие территорию России.

  Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

 

     

 Тема: Формирование, освоение и изучение территории России.        

    География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго – востоке. Изменение границ страны в ХХ в. Современные проблемы российских границ.

  РАЗДЕЛ 1.  ПРИРОДА.

Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.

  Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

  Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древние и современные оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

  Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона.

Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.

  Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циклоны и антициклоны. Закономерности размещения тепла и влаги на территории страны.

  Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

  Климат и человек. Опасные климатические явления. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

  Тема: Внутренние воды и водные ресурсы.

  Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

  Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

  Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Тема: Почва и почвенные ресурсы.

  Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

  Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема: Растительный и животный мир.

  Биологические ресурсы. Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия.

Тема: Природное районирование.

  Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы: их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.

  Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

  Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.

  Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

РАЗДЕЛ 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ.

Тема: Природа регионов России.

  Восточно – Европейская равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно – ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

  Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности географического положения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы, их влияние на жизнь и хозяйственную жизнь человека.

  Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

  Западно – Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные ресурсы и особенности их освоения.

  Восточная Сибирь. Специфика природы Средней Сибири, Северо - Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Царство тайги. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири – Байкал. Природно – ресурсный потенциал.

  Дальний Восток. Территория на границе самого большого материка и самого большого океана Земли. Особенности рельефа и геологическое строение территории. Самые молодые горы России. Муссонный климат. Причины своеобразия природных зон территории. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал.

РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

 

  Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие н природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений « природа и общество». Географический прогноз. Экологическая ситуация в России, в своей области.

ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

8 КЛАСС

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

 Баринова И.И. «География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений».- М.: Дрофа

  «География Удмуртии. Учебное пособие для общеобразовательной школы». Под редакцией Козловой Н.Т. – Ижевск: Удмуртия,

 1993.

 

 

 Баринова И.И., Ром В.Я. «География России. 8-9 кл.: Методическое пособие». – М.: Дрофа, 1997.

  Воробцова Т.Н.

« География 8 кл. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2001.

Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.: Пособие для учителя»,- М: Дрофа, 2004.

 

Атлас, контурная карта 8 кл.

Атлас и рабочая тетрадь Удмуртской Республики. 8 – 9 класс

  Баринова И.И. и др. « Дидактические материалы по географии России:

 8 –9 кл. – М.: Просвещение, 1996.

 

Моисеева О.П.

« Тематический тестовый контроль по географии России.

8 кл.». – М.: ТЦ

 « Сфера», 1999.

  Юрков П.М. «Географические диктанты в 6-8 кл.».-М.: Просвещение, 1984.

   Баранчиков Е.В., Климанов В.В., Климанова О.А. «География: 2500 тестов и проверочных работ». – М.: Дрофа,1999.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.   8     КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА

Темы раздела

Кл-во

Тема урока

№ урока

Основные понятия

Основные требования к знаниям, навыкам и умениям, формируемым на уроке

Практические работы

Виды и формы контроля

Д/З

§

Россия на карте мира (5)

Введение

5

Географическое положение России.

1

ГП страны, границы, крайние точки.

понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы;

знать специфику географического положения России

1

Моря, омывающие берега России.

2

Ресурсы, экологические проблемы морей.

Знать: составные части Мирового океана, свойства воды, меры по их бережному использованию и охране.        

Уметь: определять географическое положение объектов  морей. Называть и показывать: океаны,  моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения.

2

Ресурсы морей.

3

2

Россия на карте часовых поясов. П.Р. Решение задач на определение времени.

4

Местное, поясное, декретное время, линия перемены дат.

знать, в каких часовых поясах лежит Россия. уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

П.р. №1

3

Как осваивали и изучали территорию России. 

5

Первооткрыватели российских земель.

знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

4

Особенности природы и природные ресурсы России (24)

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые  

5

Геологическое летоисчисление.

6

Геохронологическая таблица.

знать правила составления таблиц

6

Особенности рельефа России.

П.Р. Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа.

7

Геологическая карта, щиты, траппы, платформы.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

П.р. №2

5

Минеральные ресурсы России.

8

Минеральные ресурсы.

знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения.

7

Развитие форм рельефа.

9

Экзогенные и эндогенные процессы.

понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

8

Повторительно – обобщающий урок по теме «Рельеф».

10

Контрольная работа.

5-8

Климат и климатические ресурсы

7

Климатообразующие факторы.

11

Радиационный баланс.

знать факторы образования ветра, факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование фронтов, циклонов и антициклонов.

9

Циркуляция атмосферы. Воздушные массы.

12

Типы воздушных масс.

9

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

13

Образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.

9

Закономерности распределения тепла и влаги.

14

Коэффициент увлажнения, испарение.

понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

10

Типы климатов России. 

15

Тип климата, прогноз погоды, синоптическая карта.

знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды

10

Зависимость человека от климата. П.р. Характеристика климата отдельных территорий.

16

Агроклиматические ресурсы.

знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

П.р. №3

11

Повторительно – обобщающий урок по теме «Климат».

17

Контрольная работа.

9-11

Внутренние воды и водные ресурсы

5

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

18

Типы внутренних вод, речная система, бассейны.

знать особенности внутренних вод России,  понятия, касающиеся работы  реки, реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

12

Реки. П.р. Характеристика реки.

19

Режим, межень, падение, уклон, годовой сток.

П.р. №4

12

Озера. Болота. Подземные воды.

20

Сточные, бессточные озера.

знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

13

Ледники, многолетняя мерзлота.

21

Снеговая линия.

13

Водные ресурсы.

22

Виды водных ресурсов.

знать  меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

14

Почвы и почвенные ресурсы

4

Образование почв и их разнообразие.

23

Почвенный профиль, факторы почвообразования.

знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

15

Типы почв. Закономерности их распространения.

24

Типы почв.

знать закономерности распространения почв,  зональные типы почв, их главные свойства

16

Почвенные ресурсы России.

25

Мелиорация, эрозия, почвенные ресурсы.

знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель.  Уметь объяснять процессы почвообразования.

17

Повторительно – обобщающий урок по теме «Воды и почвы».

26

Контрольная работа.

12-17

Растительный и животный мир

3

Растительный и животный мир России.

27

знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

18

Биологические ресурсы России.

28

Виды ресурсов.

знать понятие  «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

19

Природно – ресурсный потенциал России.

29

Природные условия.

20

Природные комплексы России (26)

Природное районирование

7

Разнообразие природных комплексов России.

30

ПК, физико – географическое районирование, географическая оболочка.

знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

21

Моря, как крупные природные комплексы. П.р. Характеристика одного из морей как ПТК.

31

Ресурсы морей.

Уметь описывать природные условия и природно-хозяйственные ресурсы.

П.р. №5

22

Природные зоны России.

32

Характерные особенности ПЗ, причины их формирования, зависимость растительного и животного мира от климата и рельефа. Широтная и высотная зональность.

знать, что такое природно-хозяйственные зоны.  Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

23

Разнообразие лесов России.

33

знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

24

Безлесные зоны на юге России.

34

знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

25

Высотная поясность.

35

знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

26

Повторительно – обобщающий урок по теме «Природные зоны».

36

Контрольная работа.

23-26

Природа регионов России

20

Русская (Восточно – Европейская) равнина.

37

Характеристика регионов России по типовому плану. Причины выделения районов. Специфические черты их природы. Экологические проблемы. Условия работы и быта человека в данных природных условиях.  

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов.

Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы.

Объяснять зависимость характера рельефа от строения земной коры.

Объяснять закономерности развития растительного и животного мира территории.

Уметь характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека.

27

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

38

28

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

39

29

Урок – зачет «Русская равнина»

40

Зачет по номенклатуре.

Северный Кавказ.

41

30

Природные комплексы Северного Кавказа.

42

31

Урал.

43

32

Своеобразие природы Урала.

Природные уникумы.

44

3334

Западно – Сибирская равнина.

45

35

Природные ресурсы. П.р. Характеристика условий работы и быта человека.

46

П.р. №6

36

Восточная Сибирь.

47

37

Природные районы Восточной Сибири. Байкал.

48

3839

Природные ресурсы Восточной Сибири.

49

Характеристика регионов России по типовому плану. Причины выделения районов. Специфические черты их природы. Экологические проблемы. Условия работы и быта человека в данных природных условиях.

40

Урок зачет «Западная и Восточная Сибирь».

50

Зачет по номенклатуре.

Природа Северо – Восточной Сибири. П.р. Комплексное описание территории.

51

П.р. №7

Дальний Восток.

52

41

Природные комплексы Дальнего Востока.

53

42

Природные ресурсы Дальнего Востока.

54

43

Урок – зачет. «Северо – Восточная Сибирь. Дальний Восток.»

55

Зачет по номенклатуре.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Регионы России».

56

Контрольная работа.

27-43

География Удмуртии (8)

География Удмуртской Республики

8

Физико – географическое положение Удмуртии. Рельеф.

57

Комплексная характеристика природы Удмуртской Республики.

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы УР.

Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы.

Объяснять зависимость характера рельефа от строения земной коры.

Объяснять закономерности развития растительного и животного мира УР.

Уметь характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы УР для жизни и деятельности человека.

Стр8-35

Климат.

58

36-44

Поверхностные и подземные воды.

59

46-57

Почвы.

60

58-65

Растительный и животный мир.

61

66-91

Природные зоны. 

П.р. Характеристика ПЗ.

62

П.р. №8

92-96

Крупные природные районы. Экологические проблемы.

63

97-11

Повторительно – обобщающий урок по теме «География УР».

64

Тест «Природа УР».

Стр. 8-111

Человек и природа (4)

Человек и природа

4

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

65

Экстремальные условия, медицинская география, стихийные бедствия.

Знать законы об охране природы.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; выполнять правила природоохранного поведения.

44

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

66

Виды антропогенных ландшафтов. Рациональное природопользование.

45, 46  

Экологическая ситуация в России. Города России.

67

Охрана природы.

Контрольная работа.

47

Повторительно – обобщающий урок по теме «Природа России».

68

ПР – практическая работа

ПТК – природно-территориальный комплекс

ПЗ – природная зона

УР – Удмуртская Республика



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...