Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 8 классе основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа по курсу «География России. Природа» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии и на основе примерной программы для основного общего образования по географии. Общеобразовательный уровень усвоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_kl_geografiya.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Удмуртской республики,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59»
УТВЕРЖДАЮ Приказ № _____ от «___»_____________2014 г. Директор МБОУ «СОШ № 59» __________ Е.Ш. Калимулина ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № ____ от «___»___________2014 г. | Составлена в соответствии с минимумом содержания основного общего образования |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № ___ от «___»__________2014 г. Руководитель ШМО __________ С.А. Окишева | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
__________ классы
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: учитель
высшей квалификационной
категории Устаева Жанна
Сергеевна
Рецензент: Порошина Галина Петровна
Ижевск 2014 г.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 8 классе основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа по курсу «География России. Природа» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии и на основе примерной программы для основного общего образования по географии. Общеобразовательный уровень усвоения.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. Под ред. Сиротина В.И. - М., Дрофа;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Примерная программа образовательного модуля «Правила благоустройства города Ижевска» (5 – 8 класс)
- Учебный план МБОУ «СОШ № 59» г. Ижевска на 2014-2015 учебный год.
Количество часов: всего – 68, в неделю – 2 часа.
Учебник: Баринова И.И. «География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобразо -вательных учебных заведений». - М.: Дрофа.
В данном курсе выделяются 14 часов на изучение «Географии Удмуртии»:
8 часов – в 8 классе, 6 часов в 9 классе. Часть материала рассматривается в разделах «Природа России» 8 класс и «Население и хозяйство России» 9 класс.
Этот раздел курса наиболее специфичен и близок пониманию учащихся. Он позволяет широко использовать географический подход в изучении родного края. При изучении именно этой части курса могут быть закреплены знания, сформированные в региональной его части.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ 2004 года отводит 68 учебных часов для обязательного изучения в 8 - м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс изучается в течение двух лет в 8 и 9 классах.
Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Цели: изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России с различными регионами мира.
Необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Рассмотрение тем в Рабочей программе и тематических планах практически соответствует оглавлению данного учебника. Домашние задания задаются учащимся по учебнику с учетом домашних заданий после рассмотрения каждой темы приведенных в учебнике.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Характеристика уровня обученности обучающихся.
Класс | Количество обучающихся | Средний балл класса | Средний балл (география) | Степень обученности класса | Степень обученности (география) | Качество обучения в классе | Качество обучения (география) |
8 А |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС.
Название раздела (темы) | Колич – во часов | |
Теоретич. | Практич. | |
1. Россия на карте мира. | 5 | 1 |
2. Особенности природы и природные ресурсы России. | 24 | 3 |
2.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | 5 | 1 |
2.2. Климат и климатические ресурсы. | 7 | 1 |
2.3. Внутренние и водные ресурсы. | 5 | 1 |
2.4. Почвы и почвенные ресурсы. | 4 | |
2.5. Растительный и животный мир. | 3 | |
3. Природные комплексы России. | 26 | 3 |
3.1. Природное районирование. | 7 | 1 |
3.2. Природа регионов России. | 20 | 2 |
4. География Удмуртии. | 8 | 1 |
5. Человек и природа. | 4 | |
Итого: | 68 | 8 |
Практические работы.
- Решение задач на определение местного и поясного времени.
- Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и размещением полезных ископаемых на примере конкретной территории.
- Характеристика особенностей климата отдельных территорий России с использованием всех климатических карт и диаграмм, карты солнечной радиации с выявлением коэффициента увлажнения.
- Определение по картам режима, питания, особенностей годового стока, падения и уклона реки, возможного хозяйственного использования выбранных рек.
- Характеристика одного из морей как ПТК.
- Характеристика условий работы и быта человека на конкретной территории России на основе анализа различных источников географической информации.
- Комплексное описание конкретной территории России.
- Практическая работа по географии своего района или республики.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА.
8 КЛАСС.
Введение
Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально – экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.
Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического, экономико – географического, геополитического и военно – стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы. Моря, омывающие территорию России.
Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Тема: Формирование, освоение и изучение территории России.
География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго – востоке. Изменение границ страны в ХХ в. Современные проблемы российских границ.
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА.
Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.
Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древние и современные оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона.
Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.
Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циклоны и антициклоны. Закономерности размещения тепла и влаги на территории страны.
Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Опасные климатические явления. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Тема: Внутренние воды и водные ресурсы.
Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.
Тема: Почва и почвенные ресурсы.
Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.
Тема: Растительный и животный мир.
Биологические ресурсы. Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.
Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия.
Тема: Природное районирование.
Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы: их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.
Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.
Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
РАЗДЕЛ 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ.
Тема: Природа регионов России.
Восточно – Европейская равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно – ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.
Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности географического положения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы, их влияние на жизнь и хозяйственную жизнь человека.
Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно – Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные ресурсы и особенности их освоения.
Восточная Сибирь. Специфика природы Средней Сибири, Северо - Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Царство тайги. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири – Байкал. Природно – ресурсный потенциал.
Дальний Восток. Территория на границе самого большого материка и самого большого океана Земли. Особенности рельефа и геологическое строение территории. Самые молодые горы России. Муссонный климат. Причины своеобразия природных зон территории. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал.
РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие н природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений « природа и общество». Географический прогноз. Экологическая ситуация в России, в своей области.
ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
8 КЛАСС
УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ |
Баринова И.И. «География России. Природа. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений».- М.: Дрофа «География Удмуртии. Учебное пособие для общеобразовательной школы». Под редакцией Козловой Н.Т. – Ижевск: Удмуртия, 1993.
| Баринова И.И., Ром В.Я. «География России. 8-9 кл.: Методическое пособие». – М.: Дрофа, 1997. Воробцова Т.Н. « География 8 кл. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2001. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.: Пособие для учителя»,- М: Дрофа, 2004. |
Атлас, контурная карта 8 кл. Атлас и рабочая тетрадь Удмуртской Республики. 8 – 9 класс Баринова И.И. и др. « Дидактические материалы по географии России: 8 –9 кл. – М.: Просвещение, 1996. |
Моисеева О.П. « Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл.». – М.: ТЦ « Сфера», 1999. Юрков П.М. «Географические диктанты в 6-8 кл.».-М.: Просвещение, 1984. Баранчиков Е.В., Климанов В.В., Климанова О.А. «География: 2500 тестов и проверочных работ». – М.: Дрофа,1999. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА
Темы раздела | Кл-во | Тема урока | № урока | Основные понятия | Основные требования к знаниям, навыкам и умениям, формируемым на уроке | Практические работы | Виды и формы контроля | Д/З § |
Россия на карте мира (5) | ||||||||
Введение | 5 | Географическое положение России. | 1 | ГП страны, границы, крайние точки. | понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы; знать специфику географического положения России | 1 | ||
Моря, омывающие берега России. | 2 | Ресурсы, экологические проблемы морей. | Знать: составные части Мирового океана, свойства воды, меры по их бережному использованию и охране. Уметь: определять географическое положение объектов морей. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения. | 2 | ||||
Ресурсы морей. | 3 | 2 | ||||||
Россия на карте часовых поясов. П.Р. Решение задач на определение времени. | 4 | Местное, поясное, декретное время, линия перемены дат. | знать, в каких часовых поясах лежит Россия. уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | П.р. №1 | 3 | |||
Как осваивали и изучали территорию России. | 5 | Первооткрыватели российских земель. | знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | 4 | ||||
Особенности природы и природные ресурсы России (24) | ||||||||
Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые | 5 | Геологическое летоисчисление. | 6 | Геохронологическая таблица. | знать правила составления таблиц | 6 | ||
Особенности рельефа России. П.Р. Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа. | 7 | Геологическая карта, щиты, траппы, платформы. | Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. | П.р. №2 | 5 | |||
Минеральные ресурсы России. | 8 | Минеральные ресурсы. | знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. | 7 | ||||
Развитие форм рельефа. | 9 | Экзогенные и эндогенные процессы. | понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры. Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений | 8 | ||||
Повторительно – обобщающий урок по теме «Рельеф». | 10 | Контрольная работа. | 5-8 | |||||
Климат и климатические ресурсы | 7 | Климатообразующие факторы. | 11 | Радиационный баланс. | знать факторы образования ветра, факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование фронтов, циклонов и антициклонов. | 9 | ||
Циркуляция атмосферы. Воздушные массы. | 12 | Типы воздушных масс. | 9 | |||||
Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | 13 | Образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов. | 9 | |||||
Закономерности распределения тепла и влаги. | 14 | Коэффициент увлажнения, испарение. | понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты | 10 | ||||
Типы климатов России. | 15 | Тип климата, прогноз погоды, синоптическая карта. | знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды | 10 | ||||
Зависимость человека от климата. П.р. Характеристика климата отдельных территорий. | 16 | Агроклиматические ресурсы. | знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | П.р. №3 | 11 | |||
Повторительно – обобщающий урок по теме «Климат». | 17 | Контрольная работа. | 9-11 | |||||
Внутренние воды и водные ресурсы | 5 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 18 | Типы внутренних вод, речная система, бассейны. | знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки, реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. | 12 | ||
Реки. П.р. Характеристика реки. | 19 | Режим, межень, падение, уклон, годовой сток. | П.р. №4 | 12 | ||||
Озера. Болота. Подземные воды. | 20 | Сточные, бессточные озера. | знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты. | 13 | ||||
Ледники, многолетняя мерзлота. | 21 | Снеговая линия. | 13 | |||||
Водные ресурсы. | 22 | Виды водных ресурсов. | знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений | 14 | ||||
Почвы и почвенные ресурсы | 4 | Образование почв и их разнообразие. | 23 | Почвенный профиль, факторы почвообразования. | знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | 15 | ||
Типы почв. Закономерности их распространения. | 24 | Типы почв. | знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства | 16 | ||||
Почвенные ресурсы России. | 25 | Мелиорация, эрозия, почвенные ресурсы. | знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования. | 17 | ||||
Повторительно – обобщающий урок по теме «Воды и почвы». | 26 | Контрольная работа. | 12-17 | |||||
Растительный и животный мир | 3 | Растительный и животный мир России. | 27 | знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. | 18 | |||
Биологические ресурсы России. | 28 | Виды ресурсов. | знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов. | 19 | ||||
Природно – ресурсный потенциал России. | 29 | Природные условия. | 20 | |||||
Природные комплексы России (26) | ||||||||
Природное районирование | 7 | Разнообразие природных комплексов России. | 30 | ПК, физико – географическое районирование, географическая оболочка. | знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов. | 21 | ||
Моря, как крупные природные комплексы. П.р. Характеристика одного из морей как ПТК. | 31 | Ресурсы морей. | Уметь описывать природные условия и природно-хозяйственные ресурсы. | П.р. №5 | 22 | |||
Природные зоны России. | 32 | Характерные особенности ПЗ, причины их формирования, зависимость растительного и животного мира от климата и рельефа. Широтная и высотная зональность. | знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. | 23 | ||||
Разнообразие лесов России. | 33 | знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия. | 24 | |||||
Безлесные зоны на юге России. | 34 | знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки. | 25 | |||||
Высотная поясность. | 35 | знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | 26 | |||||
Повторительно – обобщающий урок по теме «Природные зоны». | 36 | Контрольная работа. | 23-26 | |||||
Природа регионов России | 20 | Русская (Восточно – Европейская) равнина. | 37 | Характеристика регионов России по типовому плану. Причины выделения районов. Специфические черты их природы. Экологические проблемы. Условия работы и быта человека в данных природных условиях. | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы. Объяснять зависимость характера рельефа от строения земной коры. Объяснять закономерности развития растительного и животного мира территории. Уметь характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека. | 27 | ||
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 38 | 28 | ||||||
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | 39 | 29 | ||||||
Урок – зачет «Русская равнина» | 40 | Зачет по номенклатуре. | ||||||
Северный Кавказ. | 41 | 30 | ||||||
Природные комплексы Северного Кавказа. | 42 | 31 | ||||||
Урал. | 43 | 32 | ||||||
Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. | 44 | 3334 | ||||||
Западно – Сибирская равнина. | 45 | 35 | ||||||
Природные ресурсы. П.р. Характеристика условий работы и быта человека. | 46 | П.р. №6 | 36 | |||||
Восточная Сибирь. | 47 | 37 | ||||||
Природные районы Восточной Сибири. Байкал. | 48 | 3839 | ||||||
Природные ресурсы Восточной Сибири. | 49 | Характеристика регионов России по типовому плану. Причины выделения районов. Специфические черты их природы. Экологические проблемы. Условия работы и быта человека в данных природных условиях. | 40 | |||||
Урок зачет «Западная и Восточная Сибирь». | 50 | Зачет по номенклатуре. | ||||||
Природа Северо – Восточной Сибири. П.р. Комплексное описание территории. | 51 | П.р. №7 | ||||||
Дальний Восток. | 52 | 41 | ||||||
Природные комплексы Дальнего Востока. | 53 | 42 | ||||||
Природные ресурсы Дальнего Востока. | 54 | 43 | ||||||
Урок – зачет. «Северо – Восточная Сибирь. Дальний Восток.» | 55 | Зачет по номенклатуре. | ||||||
Повторительно – обобщающий урок по теме «Регионы России». | 56 | Контрольная работа. | 27-43 | |||||
География Удмуртии (8) | ||||||||
География Удмуртской Республики | 8 | Физико – географическое положение Удмуртии. Рельеф. | 57 | Комплексная характеристика природы Удмуртской Республики. | Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы УР. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы. Объяснять зависимость характера рельефа от строения земной коры. Объяснять закономерности развития растительного и животного мира УР. Уметь характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы УР для жизни и деятельности человека. | Стр8-35 | ||
Климат. | 58 | 36-44 | ||||||
Поверхностные и подземные воды. | 59 | 46-57 | ||||||
Почвы. | 60 | 58-65 | ||||||
Растительный и животный мир. | 61 | 66-91 | ||||||
Природные зоны. П.р. Характеристика ПЗ. | 62 | П.р. №8 | 92-96 | |||||
Крупные природные районы. Экологические проблемы. | 63 | 97-11 | ||||||
Повторительно – обобщающий урок по теме «География УР». | 64 | Тест «Природа УР». | Стр. 8-111 | |||||
Человек и природа (4) | ||||||||
Человек и природа | 4 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 65 | Экстремальные условия, медицинская география, стихийные бедствия. | Знать законы об охране природы. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; выполнять правила природоохранного поведения. | 44 | ||
Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. | 66 | Виды антропогенных ландшафтов. Рациональное природопользование. | 45, 46 | |||||
Экологическая ситуация в России. Города России. | 67 | Охрана природы. | Контрольная работа. | 47 | ||||
Повторительно – обобщающий урок по теме «Природа России». | 68 |
ПР – практическая работа
ПТК – природно-территориальный комплекс
ПЗ – природная зона
УР – Удмуртская Республика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...