региональный компонент
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь”
Китайская пословица
Закон РФ “Об образовании” закрепил понятие федерального и регионального компонента географического образования. Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие своей области. Принципы конструирования учебной программы предполагают выбор наиболее значимых и взаимосвязанных явлений и процессов в географии своего района, города, поселка. Допустимым вариантом изучения географии своей местности является рассматривание вопросов краеведения на каждом уроке географии, занимая 10 – 15% учебного времени. Возможными формами организации работы являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. Но в связи с уменьшением количества уроков, выделенных на географию, изучение краеведческого материала становится затруднительным.
Наиболее оптимально было бы вести отдельным курсом географию своей местности. Только тогда ученики будут иметь целостную картину мира, поймут многие процессы, происходящие в природе и обществе.
Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса географии и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение учебного краеведения. Но для этого учителю необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь сделать из него для уроков соответствующий отбор всего, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета. Таким образом, учебное краеведение преследует две задачи. Одна задача — всестороннее изучение своей местности, другая — использование краеведческого материала в преподавании.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного – к неизвестному», «от близкого – к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов всей страны, а также зарубежных стран.
Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании всех курсов географии, а работа учащихся по изучению своего края – средством непосредственного познания многих географических явлений. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей географической науки.
Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не только во внеклассной работе, в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки.
Интерактивные методы и технологии помогают достичь поставленных целей. В дополнительном образовании успешно используется метод проектов. Основной принцип проектного метода – предоставлять учащимся возможность работать как можно больше самостоятельно. Ученики, владея навыками исследовательской работы, пишут краеведческие работы, готовят компьютерные презентации.
Согласно требованиям ФГОС второго поколения особое внимание должно уделяться деятельностному компоненту обучения. Основное условие эффективности обучения - занятость учеников продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы
Географическое краеведение – одно из средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Школьное краеведение основано на ситуации поиска, активном действии учащегося, привлекает новизной материала и способствует мобилизации возможностей учащихся в разных направлениях. Географическое краеведение имеет большое значение в эстетическом воспитании, которое осуществляется при восприятии природных объектов; дает широкие возможности учителю в изучении индивидуальных особенностей детей, способствует нравственному воспитанию. При изучении родного края главное внимание уделяется рассмотрению отдельных элементов природы, установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. При изучении темы “Население России” можно приводить статистические данные о численности, плотности, структуре населения Московской области и Чеховского района, использовать факты из практики развития хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу. Допустимо изучение темы “Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении природной среды, так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью которого он и является. В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного производства. Изучение местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, а по сельскому хозяйству — земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства. Особенно важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего района. На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив. Одна из идей краеведения – сближение и связь наук, т.е. интеграция. Интегрированные уроки помогают школьникам соединить полученные по разным предметам знания в единую систему, получить более глубокие знания, в том числе эколого-краеведческие, расширить кругозор. Учителю эти уроки помогают более эффективно использовать учебное время, увеличить время на отработку практических умений и навыков, использовать более современные формы организации обучения. Другие школьные предметы также успешно можно интегрировать с географией, не забывая при этом о краеведческой составляющей урока.
«Я стремился к тому, чтобы все годы детства
окружающий мир, природа постоянно питали сознание
учащихся яркими образами, картинами, восприятиями,
представлениями… чтобы чтение «Книги природы»…
было началом активного мышления, теоретического
познания мира, началом системы научных знаний»
В.А.Сухомлинский
Свою любовь к родным, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, так как основным источником впечатлений является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал становится основой понимания человеком своеобразия других стран, краев, областей.
Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон « Российской Федерации об образовании» предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие «краеведческий подход» или «краеведческий принцип» вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности. Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное.
С особенностями государственного устройства России (наличие административно-территориальных образований) связаны понятия «Национально-региональный компонент» и «региональный компонент образования». Все процессы (географические, социально экономические, исторические, этнографические и другие) происходят на определенной территории. Именно по этой причине содержание регионального компонента должно иметь географическую основу. Введение регионального компонента не противоречит, а способствует дальнейшему развитию школьного краеведения и реализации краеведческого принципа обучения, ставшего в настоящее время регионоведческим.
Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Процессы регионализации имеют характер объективной необходимости в силу территориальной обширности и этнического многообразия Российской Федерации. Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.
Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.
Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, показывает учащимся связь родного края, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь: единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Краеведческая работа играет существенную роль в учебном процессе, в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся.
В школьном образовании краеведение призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - «природа – человек – общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.
Задачи:
- формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;
- развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;
- сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района;
При реализации данных задач определяется объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придается поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
На изучение географического краеведения отводится 10 % от общего учебного материала. Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.
Таблица. Система региональных уроков.
Темы региональных уроков | Темы федеральных уроков | Типы уроков | Домашние задания |
6 класс | |||
1.Вклад российских ученых в изучение Подмосковья | Введение. Развитие географических знаний. Современные географические знания. | Урок-конференция | Сообщения |
2.Географическое положение края и место в нем своего района и населенного пункта. | План и карта. Определение географических координат. | Урок практических работ. | Задания в тетради |
3.Поверхность Московской области и города Чехова | Литосфера. Породы, слагающие земную кору. | Практические работы. Экскурсии в природу. | Коллекции горных пород и минералов. |
4.Особенности климата и своей местности. | Атмосфера Атмосферное давление. Ветер Атмосферные осадки. Погода. Климат. Тепловые пояса Земли. | Комбинированный урок. Практические работы. | Задания в тетради |
5.Внутренние воды Подмосковья и г.Чехова | Гидросфера. Мировой океан. Реки. Озера. Ледники. Искусственные водоемы. | Экскурсии, практические работы на местности. | Работа с контурной картой. |
6.Почвы Московской области и Чеховского района | Биосфера. Природный комплекс. Воздействие человека на природный комплекс. | Урок-беседа. Комбинированные уроки. | Сообщения. |
7.Растительный и животный мир Подмосковья | Биосфера. Распространение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки. | Комбинированные уроки. Экскурсия. Практическая работа. | Сообщения, гербарии, отчеты по результатам практических работ. |
7 класс | |||
1.Общий обзор географического положения Московской области в пределах Евразии | Введение. Материки, острова, части света. Общий обзор особенностей природы Северных материков. Евразия. | Комбинированные уроки. Уроки практических работ. | Задания в тетради |
2.Общие закономерности формирования рельефа и полезных ископаемых Подмосковья | Литосфера и рельеф Земли. Основные формы рельефа Евразии. | Комбинированные уроки. Уроки практических работ. | Задания в тетради |
3.Особенности климата Евразии Общая характеристика внутренних вод Подмосковья. | Атмосфера и климаты Земли. Климатические пояса Земли. Евразия. Внутренние воды, реки, озера, современное оледенение. | Комбинированные уроки, практические работы. | Дневники наблюдений за погодой, составление климатограмм, сообщения. |
4. Население Московской области и города Чехова. | Освоение Земли человеком. Страны мира. Население Евразии. | Урок-конференция. | Задания в тетради |
5.Политико-административная карта Евразии | Страны Европы | Комбинированные уроки, практическая работа. | Заполнение контурной карты. |
8 класс | |||
1.Географический адрес Московской области | Географическое положение России. | Практические работы. | Задания в тетради |
2.Геологическое строение и рельеф Подмосковья | Главные особенности рельефа России. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Комбинированные уроки. | Заполнение контурных карт. |
3.Геологическое строение и рельеф края | Главные особенности рельефа России. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геологическое летоисчисление. Движения земной коры. | Комбинированные уроки | Задания в тетради |
4.Общие закономерности климата края. Различие климатов по районам | Климатообразующие факторы. Синоптическая карта, прогноз погоды. Климат и человек | Комбинированные уроки. Экскурсия на метеостанцию. Уроки практических работ | Заполнение контурных карт и выполнение заданий в тетрадях |
5.Внутренние воды | Распределение внутренних вод по территории России. Зависимость речной сети от рельефа. Опасные явления, связанные с водам, пути и способы их прогноза и предупреждения. Водохранилища | Уроки практических работ. Комбинированные уроки. Интегрированный урок. | Заполнение контурных карт в рабочих тетрадях |
6.Внутренние воды своего района, населённого пункта | Состав внутренних вод. Зависимость рек от климата | Уроки практических работ. Комбинированные уроки. Экскурсия | Творческое задание о реках города Чехова |
7. Почвы - одно из важнейших природных богатств края | Главные факторы почвообразования. Почвенное плодородие, гумус. Борьба с эрозией, истощением почвенного плодородия | Комбинированные уроки. Уроки практических работ. | Составление коллекции почв. Заполнение контурных карт в рабочих тетрадях |
9 класс | |||
1.Население столичного региона. История заселения. Национальный состав. 2. Трудовые ресурсы края. Административное деление. Городские и сельские поселения | Численность населения России и причины, её определяющие. Зоны расселения. Формы расселения, типы населённых пунктов. Национальный состав населения Российской Федерации. Разнообразие языков, своеобразие быта и религий, межнациональные проблемы Трудовые ресурсы и экономически активное население, их роль в развитии и размещении хозяйства, неравномерность в обеспеченности трудовыми ресурсами различных территорий страны. Структурная перестройка хозяйства и перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах. Формы расселения, типы населённых пунктов | Комбинированные уроки, уроки-лекции. Комбинированные уроки. Уроки практических работ. | Подготовка рефератов. Заполнение контурных карт в рабочих тетрадях по географии Заполнение контурных карт в рабочих тетрадях |
3. Москва – столица, областной город. Большие, средние и малые города края | Крупные города и городские агломерации. Проблемы малых городов. Сельские населённые пункты | Комбинированные уроки. Экскурсии | Составление рефератов, выполнение заданий в рабочих тетрадях |
4. Особенности экономико-географического положения (ЭГП) края | Общая характеристика хозяйства России. Уровень развития экономики России в сравнении с другими странами мира. Основные факторы формирования хозяйства | Комбинированные уроки. | Выполнение заданий в рабочих тетрадях, заполнение контурных карт |
5. Сельское хозяйство, его структура | Агропромышленный комплекс России | Уроки практических работ. Комбинированные | Выполнение заданий в рабочих тетрадях |
6. Земледелие и животноводство | География АПК России | Комбинированные уроки. Урок-диспут | Исследования уч-ся по заданиям темы |
7. Промышленность края и её структура | Общая характеристика хозяйства России | Комбинированные уроки | Выполнение заданий в рабочих тетрадях |
8. Экскурсии на промышленные предприятия | Составление отчётов | ||
10. Курортно-рекреационное хозяйство – особое звено в экономике края | Отрасли социальной сферы России. Курортно – историческое значение крупных городов России | Комбинированные уроки. Урок практических работ, заочное путешествие | Заполнение контуров в рабочих тетрадях |
10 класс | |||
1 . Общий обзор природно-ресурсного потенциала Подмосковья | Политическая карта мира. География мировых природных ресурсов. Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория | Лекция, семинар. Урок-конференция. | Заполнение контурной карты |
2. Внешнеэкономические связи Подмосковья | География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны | Комбинированные уроки. Практические работы | Подготовка рефератов |
3. Экспорт и импорт края | Территориальная структура хозяйства и региональная политика. Отраслевая структура материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства | Комбинированные уроки. | Проектные работы |
4. География иностранных инвестиций и совместных предприятий (СП) в Подмосковье и Чеховском районе | Понятие о мировом хозяйстве. Международная экономическая интеграция | Урок – лекция. Комбинированные уроки. | Подготовка рефератов |
5. Трудовые миграции. Демографическая ситуация в столичном регионе | Состав (структура) населения. Размещение и миграции населения. Демографическая политика | Комбинированные уроки. | Рефераты |
6. Культурные связи Подмосковья и Чеховского района | Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира | Комбинированные уроки. | Рефераты |
7. Место Подмосковья и Чеховского района в экономике страны и мира. Конкурентоспособные отрасли экономики | Формы международных экономических отношений. Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма | Урок - конференция | Рефераты, презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.
Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме...
Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)
· способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю· получить предс...
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Региональный компонент в обучении физике
В школьный курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники. Содержание сам...
Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.
Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...
Испотзование регионального компонента в преподавании предмета "Искусство. Музыка" в общеобразовательной школе.
Представлен материал для изучения творчества татарских композиторо на уроках музыки....
Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...