географические карты
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: • Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. • Обобщить знания о плане и карте. • Сформировать знания о картографической проекции. • Продолжить формирование умений работать с картой.
Градусная сеть Земли - это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности — долгот и широт.
Широта – это удаленность точки от экватора. Долгота – удаленность точки от нулевого меридиана. Экватор – линия, разделяющая Землю пополам.
Виды картографических проекций В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции : азимутальные, цилиндрические , конические .
ВИДЫ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЙ
СПОСОБЫ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ Способ картографического изображения Название карты Значки Линейные знаки Изолинии Качественный фон Ареалы Знаки движения
Домашнее задание: 1 ) изучить § 3; 2 ) ответить на вопросы 1—3 ; 3 ) выполнить задания 4 и 5.
Предварительный просмотр:
Урок 3. Географические карты
Цели урока:
• Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности.
• Обобщить знания о плане и карте.
• Сформировать знания о картографической проекции.
• Продолжить формирование умений работать с картой.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, климатическая и любые другие специальные карты, топографическая карта, карта своей области, физическая карта России, атлас для 7 класса, учебник.
Основное содержание: географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Проверка домашнего задания:
1. Назовите источники географической информации.
2. Что такое географическая карта?
3. Проверка описаний выбранных фотографий.
Изучение нового материала:
Показывая значение карты, учитель отмечает, что географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам.
Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.
В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях. Учащиеся изучают рисунок и приводят примеры карт атласа, выполненных в разных картографических проекциях.
Сущность картографических проекций хорошо отражена в четверостишиях картографа А. В. Гедымина:
Изучая суть проекций, |
Далее учитель переходит к изучению способов картографического изображения. Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Картографы придумали много разных способов картографического изображения. Основные способы представлены на рисунке 3 учебника. Анализируя карты атласа и рисунок 3 учебника, учащиеся заполняют таблицу 2.
Таблица 2
Способ картографического изображения | Название карты |
Значки |
|
Линейные знаки |
|
Изолинии |
|
Качественный фон |
|
Ареалы |
|
Знаки движения |
|
В завершение урока учащиеся знакомятся с классификацией карт. Карты делят на группы по какому-либо одному признаку (рис. 4 учебника). Например, карты атласа можно разделить по охвату территории на такие группы: мировые карты и карты полушарий, изображающие поверхность всего земного шара; карты отдельных материков, океанов и их частей; карты стран и их частей; карты городов и районов. Затем учитель предлагает учащимся отнести карты атласа к соответствующим группам.
Домашнее задание: 1) изучить § 3; 2) ответить на вопросы 1—3; 3) выполнить задания 4 и 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географическая карта. Цвета географической карты.
Это превый урок по теме: "Географическая карта", дети знакомятся с картой и её цветами, учатся по цвету определять форму рельефа....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".
В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...
Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"
При изучении в 11 классе темы «Индия» (учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира», 2 часть) учащимся было предложено выполнение следующей практической р...
"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"
В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии....
Проверочная работа по теме "Географическая карта и географические координаты".
Представлена проверочная работа для учащихся 6 класса по теме "Географическая карта и географические координаты". Составлена по учебнику А.А. Летягина. Работа направлена на проверку теоретич...
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Знакомство обучающихся с различными методами географических исследований, источниками географической информации, географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...