«Влияние Атлантики на ход температуры в г. Кузнецк-12 в зимний период за последние 5 лет (2005-2010)»
проект по географии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Учебный проект адресован учащимся 6- 9 классов для более глубокого ознакомления с темой «Климат» в 6, 7 , 8 классах.
В 9 классе тема «Климат» включена при изучении экономических ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
metod_sopr.doc | 34 КБ |
первая часть | 1.24 МБ |
продолжение | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Влияние Атлантики на ход зимних температур в г. Кузнецк-12 Пензенской области за период 2005-2010 г.г.
Учитель географии Панфилова Т.И (высшая категория),
ученица 8 «А» класса Солянова Ксения,
ученица 10 класса Ульченко Елизавета.
Федеральное Казенное Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева г. Кузнецк -12
e-mail: rad012@yandex.ru
Пусть никто не говорит, что не знает о чем речь. Речь идет о потеплении климата. От результатов климатических изменений зависит не только облик земли, но и судьба сотен миллионов человек.
На наш взгляд, на каждом участке нашей планеты наблюдается заметное потепление.
Пензенская область расположена на Восточно - Европейской равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности. Территория области вытянута с запада на восток примерно на 330 км, от 42о в.д. до 47о в.д. С севера на юг она простирается на 204 км, от 54о с.ш. до 52о с.ш.
Пензенская область лежит в умеренном климатическом поясе, в области умеренно
-континентального климата. Суммарная радиация от 90 до 100 ккал/см 2 за год (в июне 15-16 ккал/см2, в декабре менее 2 ккал/см2).
Климат зависит от географического положения территории, характера подстилающей территории, обусловливающего количество солнечной радиации, от циркуляции атмосферы и от близости морей и океанов. Господствует перенос воздуха с запада на восток, как и во всем умеренном климатическом поясе, поэтому климат находится под сильным влиянием атлантических воздушных масс. Реже к нам приходит воздух из Арктики и тропический континентальный воздух- с юга и юго-востока.
Зима у нас начинается в третьей декаде ноября. Бывали годы, когда зима наступала на месяц раньше и на месяц позже. Приход ее знаменуется образованием ледостава на реках, началом устойчивого снежного покрова и переходом среднесуточной температуры воздуха через -5о градусов. Зима морозная, ветреная, пасмурная, длится более четырех месяцев. Обычно среднесуточные температуры зимы колеблются в пределах от -5о до -19о. Однако бывают сильные кратковременные морозы с температурами до -30о и ниже и оттепели, когда температура может подняться до +2о и выше. Оттепель продолжается насколько дней, затем наступает резкое похолодание, в связи с приходом холодного воздуха.
Учитель географии и учащиеся 6 – 8 классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева проводили наблюдения за ходом температур на территории Пензенской области в районе города Кузнецка-12.
Больше всего нас поразили зимние температуры, когда мы сравнили их со средними многолетними наблюдениями. Определялись температуры выше климатической нормы больше всего в зимний период. Наблюдения показали, что климат Пензенской области значительно потеплел.
Определили направления ветров в этот период. Анализ хода температур и направления движения воздушных масс показали определенную взаимосвязь. Из наших наблюдений видно, что на территории в зимнее время преобладает циклональное состояние атмосферы. Вхождение воздуха с Атлантики и Средиземного моря сопровождался циклонами, которые вызывали потепление до +10 о, низкую облачность, осадки в виде не только снега, но и дождя, что не характерно для нашей средней полосы.
Около 76 процентов всех зимних дней были пасмурны, с осадками в виде дождя и снега. Большая часть осадков выпадала в циклонах из атлантического воздуха. (западного, северо-западного и юго-западного направления). Зимой облачность уменьшает приток прямой радиации и ослабляет излучение тепла поверхностью Земли и препятствует её охлаждению.
Наблюдения показывают, что с каждым годом зимние температуры становятся выше. Сильные морозы бывают только в конце января или в феврале.
Мы провели сравнение зимних температур за 5 лет с 2005 по 2010 год.
Период | декабрь | январь | февраль |
Средние многолетние | -10,2о | -13,3 о | -12,9 о |
2005 -2006 | -7 о | -12 о | +1 о |
2006-2007 | +1,2о | +1 о | -7,9 о |
2007-2008 | -7,6о | -9 о | -3,5 о |
2008-2009 | -3,6о | -7,7 о | -2,3 о |
2009-2010 | -7о | -19,1 о | -6,9 о |
Вывод: | Т выше нормы | Т выше нормы, за исключением января 2010 г. | Т выше нормы |
Вывод:
Проанализировав температуры 15 зимних месяцев мы определили, что в 14 их них температура была выше нормы, и только в 1 она была ниже средней многолетней температуры на 6 градусов.
После длительного потепления, в конце января 2010 года Поволжье оказалось под властью северо – восточного антициклона. Стояла морозная и ясная погода. Это привело к образованию «ледяного» дождя и гололеда.
В утренние часы столбик термометра опускался до – 28о – 30о С. Это была настоящая зима!
Для пятилетнего периода это стало исключением.
По нашим наблюдениям потепление климата вызывают воздушные массы, пришедшие с Атлантики. Мы хотим знать ответ на волнующий нас вопрос - почему воздушные массы с Атлантического океана так часто «посещают» территорию Поволжья в зимний период?
Предполагаем, что потепление климата происходит не по природным катаклизмам, а под влиянием человека.
Сейчас человечество ведет хозяйственную деятельность таким образом, что глобальная средняя температура к концу столетия вырастет на 7 градусов, по сравнению с доиндустриальной эрой. Этот рост очень быстрый, чем тот, который Земля переживала после ледникового периода (15000 лет назад). Тогда глобальная температура выросла примерно на 5 градусов (за 5000 лет). В основе этого лежали природные причины; теперь же климат меняется по вине людей. Сжигается много угля, нефти и газа, уничтожаются леса, неправильно обрабатываются поля. Если ничего не изменится, из-за потепления климата повысится уровень моря.
Мы, ученики школы, новое поколение, хотим знать, что ждет нас в будущем.
Мы хотим предложить людям жить более рационально:
- использовать только экологически чистый вид топлива;
- чистые производства.
Неблагоприятные для человечества изменения природной среды можно ликвидировать, используя современные достижения.
Если каждый из нас начнет заботиться о природе хотя бы на бытовом уровне, то мы сможем уменьшить скорость потепления климата на планете.
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Влияние Атлантики на ход температуры в
г. Кузнецк-12 в зимний период за последние 5 лет (2005-2010)»
Методическое представление:
- Введение;
- Методический паспорт учебного проекта;
- Осуществление проекта;
- Выводы;
- Представления учащихся в рамках учебного проекта.
1.Введение:
Тема проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету географии для углубления знаний и применения их в жизни.
Проект:1. по типу деятельности – поисковый;
2. по характеру предметно – содержательной области – географический и климатологический;
3. по характеру контактов – продолжительный (1-2 четверть)
2. Методический паспорт учебного проекта:
- Адресация: Учебный проект адресован учащимся 6- 9 классов для более глубокого ознакомления с темой «Климат» в 6, 7 , 8 классах.
В 9 классе тема «Климат» включена при изучении экономических ресурсов.
- Темы учебно-тематического плана предмета:
- погода и климат (6 класс);
- климатические пояса и области (7 класс);
- климат материка Евразии (7 класс);
- климат России (8 класс);
- климат Пензенской области (8 класс);
- климатические условия экономических ресурсов (9 класс)
- Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:
1. вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
2. самостоятельное приобретение новых знаний;
3. индивидуальная организация деятельности учащихся;
4. расширение кругозора.
- Возраст учащихся – 8-10 класс.
- Время работы над проектом – 4 месяца.
3. Обеспечение:
- Материально техническое оснащение и информационное обеспечение: - данные наблюдений за погодой в течение 5 лет
(календари погоды учащихся);
- компьютер.
- Дополнительно привлекаемые информационные ресурсы: справочные данные средних многолетних температур пензенской области.
- Общеучебные навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: наблюдение за погодой.
- Мотивация к работе: поиск причин потепления климата (теплые зимы);
4. Статус учебного проекта:
- Авторы проекта - ученица 10 кл. Ульченко Елизавета,
ученица 8 «А» кл. Солянова Ксения,
учитель географии Панфилова Т. И..
- Опыт использования – в учебной деятельности;
- Степень распространения: ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева
- г. Кузнецк-12.
5.Осуществление проекта:
Работа над проектом позволила более подробно ознакомиться с климатообразующими факторами. Учащиеся 6 класса занимаются наблюдением за погодой. Ученицы: Ульченко Елизавета и Солянова Ксения обработали информацию за 5 лет наблюдений. В конце работы был создан проект и его презентация. Работа над проектом заняла 1-2 четверть.
1 этап включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор темы, поиск и сбор информации, подготовку презентации.
2 этап – представление презентации перед обучающимися 8 классов.
6.Выводы:
Работа по данному проекту прошла успешно, в ней принимали участие учитель и ученики. Каждый был вовлечен в исследовательскую деятельность по данной проблеме, приобрел новые знания путем самостоятельной работы.
На заключительном этапе провели самоанализ в виде презентации.
Метод учебного проекта вошел в арсенал школы и будет использоваться на уроках географии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Область лежит в умеренном климатическом поясе, в области умеренно-континентального климата. Солнечная радиация в области составляет около 100 ккал/ см в год. Количество солнечного тепла зависит от продолжительности часов солнечного сияния ( в декабре 32 часа, в июле 285 часов)
Климат любой территории зависит от её географического положения, обусловливающего количество солнечной радиации, от циркуляции атмосферы, близости морей и океанов и от характера подстилающей поверхности.
Пензенская область лежит на восточно-Европейской равнине и занимает западную часть Приволжской возвышенности. Область имеет географические координаты: - с запада на восток 42 в.д. – 47 в.д; - с севера на юг – 54 06 с.ш. – 52 16 с.ш; - площадь 43,3 тыс.км. ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАПАД лето +19 С зима -11,5 С – 12 С 600 мм/год 90 ккал/см К увл = 1 Испаряемость 550 мм ВОСТОК лето +20 С зима -13 С 500 мм/год 90 - 100 ккал/см Испаряемость 650 мм К увл < 1 Распределение температур по Пензенской области
СЕВЕРНОЕ МОРЕ БАРЕНЦЕВО МОРЕ ТИХИЙ ОКЕАН СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН ПЕНЗА 2 400 км 1 600 км 3 500 км 5 000 км 8 000 км
№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль Средние за зимний период 1. Продолжительность дня 7.06 – 7.27 7.27 – 8.34 8.35 – 10.37 2. Угол падения солнечных лучей 16 19 28 3. Средние температуры -10,2 -13,3 -12,9 -12,1 4. Преобладающие ветры С и С-З С и С-В С-З
№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -7 -12 + 1 -6 2. Максимальная Т +4 0 +10 +10 3. Минимальная Т -20 -29 -6 -29 4. Преобладающие ветры С-З С-В Ю-З З 5. Количество ясных дней 3 8 7 18 6. Количество дней с переменной облачностью 9 20 12 41 7. Количество дней со сплошной облачностью 19 3 9 31 8. Вид осадков Дождь, снег Снег Дождь, снег ВЫВОД: Температура выше средней многолетней на 2,8 градусов Температура выше средней многолетней на 1,3 градусов Температура выше средней многолетней на 13,9 градусов Температура выше средней многолетней на 6,1 градусов
№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) +1,2 +1 -7,9 -1,2 2. Максимальная Т +8 +7 +3 +8 3. Минимальная Т -4 -11 -20 -20 4. Преобладающие ветры З З Ю-В З 5. Количество ясных дней 0 1 8 9 6. Количество дней с переменной облачностью 10 10 11 31 7. Количество дней со сплошной облачностью 21 20 9 50 8. Вид осадков Дождь, снег Дождь, снег Дождь, снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 11 градусов Температура выше средней многолетней на 1 4 ,3 градусов Температура выше средней многолетней на 5 градусов Температура выше средней многолетней на 11 градусов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -3,6 -7,7 -2,3 -4,5 2. Максимальная Т +9 +3 +2 +4,5 3. Минимальная Т -19 -18 -10 -15 4. Преобладающие ветры Ю-Г З З З 5. Количество ясных дней 9 7 8 8 6. Количество дней с переменной облачностью 18 8 7 11 7. Количество дней со сплошной облачностью 4 16 13 11 8. Вид осадков Дождь, снег Снег Снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 6,6 градусов Температура выше средней многолетней на 5.6 градусов Температура выше средней многолетней на 10,6 градусов Температура выше средней многолетней на 7.6 градусов
№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -7 -19,7 -7 -11 2. Максимальная Т +8 -8 -2 -0,5 3. Минимальная Т -26 -28 -12 -22 4. Преобладающие ветры С-В С-В В С-В 5. Количество ясных дней 6 20 11 12 6. Количество дней с переменной облачностью 7 4 9 6 7. Количество дней со сплошной облачностью 18 7 8 11 8. Вид осадков Снег Снег Снег Снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 3,2 градусов Температура ниже средней многолетней на 6,4 градусов Температура выше средней многолетней на 5,9 градусов Температура выше средней многолетней на 1,1 градусов
ПЕРИОД Декабрь Январь Февраль 2005-2006 -7 -12 +1 2006-2007 +1.2 +1 -7,9 2007-2008 -7,6 -9 -3,5 2008-2009 -3,6 -7,7 -2,3 2009-2010 -7 -19,7 -7 Средняя за период наблюдений -4,8 -7,8 -4
ВЫВОД: температуры за наблюдаемый период выше средней климатической нормы для умеренно-континентальной области климата от 2 до 11 градусов. Из пятнадцати зимних месяцев в четырнадцати температура была выше нормы.
Солянова Ксения ученица 8 «А» класса ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г.Кузнецк-12 Ульченко Елизавета ученица 10 класса ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г.Кузнецк-12 Учитель географии высшей квалификационной категории ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева Панфилова Т.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....
Температурный режим в зимний период
Шкала температур при которых отменяются занятия в школах Челябинской области...
Воспитательное мероприятие в зимний период на свежем воздухе "Зимние забавы"
Воспитательное мероприятие в зимний период на свежем воздухе "Зимние забавы" Цель: ориентация на здоровый образ жизни.Задачи: формировать представление о польз...
"Рекомендации по безопасности дорожного движения в зимний период "Безопасная зимняя дорога"
Зимой темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость, и легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. П...
Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра в зимний период
Приложение 7 к СанПиН...
Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра на открытом воздухе в зимний период времени.
В материале содержатся рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в ...