Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся
статья по географии на тему

Князькина Елена Павловна

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать знания и осваивать их самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Князькина Елена Павловна

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

                                                                                 

       Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать знания и осваивать их самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Своими целями при обучении географии я сделала:  

-    повышение мотивации обучения        

-    развития познавательной активности учащихся -     

-    стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.  

Решаются следующие  задачи: 

-     воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; 

-    вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;  

-    повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ

Я работаю  в Приволжском районе г. Казани, где каждый класс оснащен компьютером, воспроизводящей аппаратурой, экраном и где есть быстрый доступ к интернету. При таких условиях  внедрять ИКТ на уроках просто необходимо.

Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться.

В рамках самообразования работаю над темой "Применение ИКТ на уроках географии для развития  компетенции учащихся".

 В своей работе использую  различные диски. Очень нравится  виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии для разных  классов.

  Ученики очень любят создавать презентации по темам программы. Отдельные их работы могут служить наглядными пособиями на уроках и во внеурочной деятельности.

Мне нравится метод проектов. Детям важно им овладеть. По сути любая наша деятельность - это проект. В жизни мы тоже ставим цели и определяем пути их достижения, выдвигаем гипотезы и пытаемся  найти верный ответ на поставленный вопрос. Так что проектирование -это очень жизненно важное умение.

     Любой справочник, любая статья, любая репродукция доступны с интернетом. А выполнение он-лайн тестов гораздо интереснее детям, так как они сразу видят результат своей работы.

      В небольшом выступлении трудно охватить все аспекты применения ИКТ на уроках, но вывод однозначен: применение ИКТ на уроках географии позволяет повысить плотность урока, выйти на новый уровень использования дополнительного материала, осуществлять компетентностный подход в образовании.

      Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано   тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам географии ;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

   .

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,  игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

         Уроки географии – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами путешественников .

  Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической географии накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, картами, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему мне помогают решить   компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме.  Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, картами, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее, заповедники и даже в различных странах

          Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

 Компьютер, конечно, не может на уроке географии заменить живое слово учителя, изучение карт, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ,  создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по географии, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе....

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.

Доклад на тему «Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся»  Ежедневная работас информацией требует все больших знаний не то...

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чт...

Активизация познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках родного языка

Цель современного образования-воспитание наиболее гармоничной личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способную к ответственному поведению и...