Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

 

Рабочая программа по географии  составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы основного общего образования по географии. 5-9 классы.  География. Начальный курс. 5 класс.  Авторы И. И. Баринова,  В. П. Дронов,  И. В. Душина, В. И. Сиротин,  Москва «Дрофа»  2013 г. из сборника Рабочие программы. География. 5-9 классы.

 

Использован для реализации программы учебник:  География. Начальный курс. 5 класс.  Авторы учебника  И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин,  Москва» Дрофа»  2012год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog._rab._5_klass_barinova_pechatat.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                

Рабочая программа по географии  составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы основного общего образования по географии. 5-9 классы.  География. Начальный курс. 5 класс.  Авторы И. И. Баринова,  В. П. Дронов,  И. В. Душина, В. И. Сиротин,  Москва «Дрофа»  2013 г. из сборника Рабочие программы. География. 5-9 классы.

Использован для реализации программы учебник:  География. Начальный курс. 5 класс.  Авторы учебника  И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин,  Москва» Дрофа»  2012год

 Место   предмета в базисном учебном плане-34 часа (1 час в неделю)

 Рабочая программа составлена на 34 часа.

 

 Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.  Курс географии  5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.  Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Основными целями курса являются:

 

 - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира;

 - с древнейшим изобретением человечества – географической картой;

 -  с взаимодействием природы и человека;  

 - пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

 - формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

 - знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

     

Содержание программы и результаты изучения предмета

 Что изучает география (5ч.)

  1. Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
  2. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
  3. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
  4. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.  
  5. Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Как люди открывали Землю (5ч.)

  1. Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
  2. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
  1. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
  1. Обобщение знаний по разделу « Как люди открывали Землю»

Практические работы № 1. Работа с картой: правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. 

№ 2.  Чтение и анализ карт атласа «Десять великих путешественников»

Земля во Вселенной (9ч.)

  1. Как древние люди представляли себе Вселенную.  Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
  2. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
  3. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
  4. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
  5. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
  6. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
  7. Уникальная планета- Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
  8. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского,  С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А.Гагарин.
  9. Обобщение знаний по разделу  «Земля во Вселенной»

Виды изображений поверхности Земли (4ч.)

  1. Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
  2. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
  3. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.  План местности.  Географическая карта.

      4. Обобщение знаний по разделу  «Виды изображений поверхности Земли»

   Практические работы №3. Ориентирование по компасу и местным признакам. № 4.  Отработка знания условных знаков плана.   Ориентирование по плану и географической карте.

Природа Земли (10ч.)

     1. Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж.   Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

     2. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

    3. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

    4. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. 

    5. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. 

    6. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. 

   7. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

   8. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

  9. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

  10. Обобщение знаний по разделу  «Природа Земли»  

  11. Итоговый урок  по всему курсу – (1ч.)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1.Что изучает география

5

1

 Мир, в котором мы живем.

1

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

2

Науки о природе.

1

Работа с учебником и электронным приложением Анализ текста и иллюстраций учебника.

3

География – наука о Земле.

1

Работа с учебником, знакомство с презентацией Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника.

4

Методы географических исследований.

1

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы Эвристическая беседа.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

1

Эвристическая беседа. Рассказ учителя.

Раздел 2.  Как люди открывали Землю.

5

Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

6

Географические открытия древности и Средневековья.

1

Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

7

Важнейшие географические открытия.

1

Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

8-9

Открытия русских путешественников.

2

Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

10

Обобщение знаний по разделу. «Как люди открывали Землю»

1

Эвристическая беседа. Подведение итогов

Раздел 3. Земля во Вселенной.

9

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

Объяснительно-иллюстрационный.

Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Объяснительно-иллюстрационный.

Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

13

Соседи Солнца.

Объяснительно-иллюстрационный.

Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Объяснительно-иллюстрационный. Частично-поисковый .Работа в группах.

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Объяснительно-иллюстрационный. Групповая и индивидуальная работа

16

Мир звезд.

Беседа. Рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию.

17

Уникальная планета – Земля

18

 Современные исследования космоса.

Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой «Некоторые важнейшие даты освоения космоса» (с. уч. 75,76 ).

19

Обобщение знаний по разделу

 «Земля  во Вселенной».

Беседа по теме. Подведение итогов.

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли.

4

20

Стороны горизонта.

1

Объяснения учителя. Работа с компасом и рабочей тетрадью.

21

Ориентирование.

1

Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся.

22

План местности и географическая карта

1

Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли»

1

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построении простейшего плана местности

                                                                                                Природа Земли

10

24

Как возникла Земля

1

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

25

Внутреннее строение Земли

1

Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя

26

Землетрясения и вулканы

1

Работа с атласом и контурной картой: обозначение  районов землетрясений и крупнейших вулканов

27

Путешествие по материкам

1

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли

28

Вода на Земле

1

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

29

Воздушная одежда Земли

1

Анализ текста учебника с целью определения понятий урока

30

Живая оболочка Земли

1

Работа с учебником и электронным приложением

31

Почва - особое природное тело

1

Анализ текста учебника, работа с электронным приложением

32

Анализ текста учебника, работа с электронным приложением

1

Выполнение текстовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

34

Итоговый урок                                                                                                                                 по всему курсу

1

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностные  результаты обучения:

  • ответственное отношение к учебе;
  • опыт участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • основами экологической культуры

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметные результаты обучения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • составлять описания объектов;  
  • составлять простой план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • оценивать работу одноклассников

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии и оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные видов планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.                                                                                                                                                                                  Коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определить общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),  доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.

Учебно-тематическое планирование

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты и уровень усвоения

Формы

диагностики и

 контроля

познавательных

УУД

Предметные умения

Метапредметные универсальные

                   учебные действия (УУД)

Что изучает география (5ч)

1

1

Мир, в котором мы живем

Вводный

1.Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование ответственного отношения к учёбе. Организация собственной деятельности 

2

1

Науки о природе

комбинированный

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). Значение знаний о природе

3

1

География - наука о Земле

комбинированный

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.  

2.Приводить примеры географических наук.

Формирование умения ставить учебную цель. Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. Знать характерные черты  методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией

4

1

Методы географических исследований

Изучение нового материала.

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях. Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.

5

1

 Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Осознание целостности географического знания. Анализировать и обобщать географическую информацию.  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Работа с картой, сравнение современной карты с древними.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Как люди открывали Землю (5 ч)

6

1

Географические открытия древности и Средневековья

Изучение нового материала.

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников

Практическая работа № 1. Работа с картой: правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.

7

1

Важнейшие географические открытия

Изучение нового материала.

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира. Отрабатывать умения работы с картами.

 

Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь

8

1

 Открытия русских путешественников.

Изучение нового материала.

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака, С.Дежнёва,  В.В.Беринга, А.Чирикова

Учебник, атлас, рабочая тетрадь

9

1

Открытия русских путешественников

Изучение нового материала.

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий

Практическая работа № 2.  Чтение и анализ карт атласа «Десять великих путешественников»

10

1

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Обобщение и систематизация знаний.

Ответы на вопросы. Тест

 

Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь

Земля во Вселенной (9 ч)

11

1

 Как древние люди представляли

себе Вселенную

Изучение нового материала

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной.

12

1

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Изучение нового материала

Знать систему мира по Николаю Копернику, представление о Вселенной Джордано Бруно, изучение Вселенной Галилео Галилеем, Современные представления о Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью  

13

1

Соседи

Солнца

комбинированный

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками  в процессе образовательной деятельности.  Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности     

 

14

1

Планеты- гиганты и маленький

Плутон

комбинированный

Знать планеты: Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

15

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

комбинированный

1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). Работа с учебником: выписать определения небесных тел и характерные черты.

16

1

Мир звезд

комбинированный

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад.

17

1

Уникальная планета –Земля

Изучение нового материала

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

2.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи.

Формирование способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. Выяснить значение изучения космоса в настоящее время. Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

18

1

Современные исследования космоса

Изучение нового материала.

Знать какой вклад внесли отечественные ученые К.Э. Циолковский, С.П. Королев, в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин

Умение работать с текстом и другими источниками знаний. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договаривать с людьми иных позиций.

19

1

Обобщение знаний  по разделу «Земля

во Вселенной»

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Готовить  информацию для обсуждения «Земля во вселенной»

Интерактивная карта. Презентация.Учебник, атлас, рабочая тетрадь

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

20

1

 Стороны горизонта

Изучение нового материала.

1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок. Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку

21

1

Ориентирование

Изучение нового материала.

1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. 

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности. Из различных источников. Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам.

Практическая работа №3. Ориентирование по компасу и местным признакам.

22

1

 План местности и географическая карта

Изучение нового материала.

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор.

 Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности. Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать. Выделять, описывать существенные признаки географических карт, их различия. Знать разнообразие карт: физическую, политическую, экономическую, экватор, параллели и меридианы

Практическая работа № 4.  Отработка знания условных знаков плана.   Ориентирование по плану и географической карте.

23

1

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Обобщение и систематизация знаний

Овладение основами картографической грамотности

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать. Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками. Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Соревнование команд.

Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь

Природа Земли (10 ч)

24

1

Как возникла Земля

Изучение нового материала.

Объяснять значение понятий: гипотеза.

Знать разные гипотезы возникновения  Земли и их особенности. 

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов

25

1

Внутреннее строение Земли

Изучение нового материала.

1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные ископаемые

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов.  

26

1

Землетрясения и вулканы

Изучение нового материала.

1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы. 

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. Выявлять причины возникновения природных явлений. Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности.

 

27

1

Путешествие по материкам

комбинированный

1. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. Формирование осознания единства географического пространства. Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты.

28

1

Вода на Земле

комбинированный

1.Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды. Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь.

29

1

 Воздушная одежда Земли

комбинированный

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Формирование экологического сознания: о необходимости  не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков.

30

1

 Живая оболочка Земли

комбинированный

Объяснять значение понятия: биосфера

  Формирование и развитие по средствам   географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля).

31

1

 Почва - особое природное тело

Изучение нового материала

Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. Формирование и развитие  географических знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы.

32

1

 Человек и природа

комбинированный

Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие  географических знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира. Влияние человека на природу.

33

1

 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

Обобщение и систематизация знаний

Уметь: обобщить  знания и умения по разделу «Природа Земли»

Подготовить каждому 10 вопросов по теме и ответы на них.

Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь

34

1

Итоговый урок                                                                                                                                 по всему курсу

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Наименование тем и разделов

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Что изучает география

5

-

-

5

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным приложением,  знакомство с презентацией. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

2

Как люди открывали Землю.

5

2

2

5

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации. Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников.

3

Земля во Вселенной

9

-

-

9

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме: «Ученые, перевернули мир». Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя. Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за небесным небом: какие созвездия я знаю и видел. Сравнение особенностей планет земной группы. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте. В.В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос. (А.А. Леонов)

4

Виды изображений поверхности Земли

4

2

2

4

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта. Ориентирование по компасу и местным признакам. Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.

5

Природа Земли

10

-

-

10

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя. Работа с атласом и контурной картой: обозначение  районов землетрясений и крупнейших вулканов. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Анализ текста учебника с целью определения понятий урока. Работа с учебником и электронным приложением. Анализ текста учебника, работа с электронным приложением. Выполнение текстовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант).

6

Итоговый урок                                                                                                                                 по всему курсу

1

-

-

1

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.  

Список литературы для учителя

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин). М. «Дрофа» 2013 г.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, В. И. Сонина.  Авторы И. И. Баринова, Т.А. Карташева). М. «Дрофа» 2013 г.    

3. Комплект тестов и КИМов для 5 класса.

4.  Презентации к урокам  

5. Комплект видеоуроков для учителя. География. Начальный курс.

Список литературы для учащихся

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин). М. «Дрофа» 2013 г.

  1. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина). М. «Дрофа» 20123г.  

 Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем или учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://www.national-geographic.ru

http://.igras.ru/index.php?r=21

http://www.gao.spb.ru

http://www.solarviews.com

http://www.sgm.ru

http://www.fmm.ru

http://www.mchs.gov.ru

http://www.paleo.ru/museum

http://www.ocean.ru

http://www.lin.irk.ru

http://www.pogoda.ru

http://www.gismeteo.ru

http://www.geoman.ru

http://www.heritage.unesco.ru

http://www.rgо.ru

Материально-техническое обеспечение:

  • комплекты географических карт
  • компьютер
  • мультимедиа-проектор
  • выход в Интернет

Обучающийся научится.

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • строить простые планы местности;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • назвать основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять значение ключевых понятий.

               Обучающийся получит возможность научиться.

  • сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
  • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • адаптации к условиям проживания на определенной территории;
  • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: зоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирование)

Формы контроля

Стартовый (входной), промежуточный, итоговый контроль в формате тестов. Текущий контроль в формате самостоятельных,  проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...