Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. География. Начальный курс. 5 класс. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, Москва «Дрофа» 2013 г. из сборника Рабочие программы. География. 5-9 классы.
Использован для реализации программы учебник: География. Начальный курс. 5 класс. Авторы учебника И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин, Москва» Дрофа» 2012год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog._rab._5_klass_barinova_pechatat.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. География. Начальный курс. 5 класс. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, Москва «Дрофа» 2013 г. из сборника Рабочие программы. География. 5-9 классы.
Использован для реализации программы учебник: География. Начальный курс. 5 класс. Авторы учебника И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин, Москва» Дрофа» 2012год
Место предмета в базисном учебном плане-34 часа (1 час в неделю)
Рабочая программа составлена на 34 часа.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Основными целями курса являются:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира;
- с древнейшим изобретением человечества – географической картой;
- с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему; - формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание программы и результаты изучения предмета
Что изучает география (5ч.)
- Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
- Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
- География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
- Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
- Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»
Как люди открывали Землю (5ч.)
- Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
- Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
- Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
- Обобщение знаний по разделу « Как люди открывали Землю»
Практические работы № 1. Работа с картой: правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.
№ 2. Чтение и анализ карт атласа «Десять великих путешественников»
Земля во Вселенной (9ч.)
- Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
- Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
- Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
- Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
- Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
- Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
- Уникальная планета- Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
- Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А.Гагарин.
- Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
Виды изображений поверхности Земли (4ч.)
- Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
- Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
- План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
4. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Практические работы №3. Ориентирование по компасу и местным признакам. № 4. Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте.
Природа Земли (10ч.)
1. Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
2. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
3. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
4. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
5. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
6. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
7. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
8. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
9. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
10. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
11. Итоговый урок по всему курсу – (1ч.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1.Что изучает география | 5 | ||
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций |
2 | Науки о природе. | 1 | Работа с учебником и электронным приложением Анализ текста и иллюстраций учебника. |
3 | География – наука о Земле. | 1 | Работа с учебником, знакомство с презентацией Эвристическая беседа. Анализ текста и иллюстраций учебника. |
4 | Методы географических исследований. | 1 | Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы Эвристическая беседа. |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». | 1 | Эвристическая беседа. Рассказ учителя. |
Раздел 2. Как люди открывали Землю. | 5 | Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | 1 | Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой. |
7 | Важнейшие географические открытия. | 1 | Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой. |
8-9 | Открытия русских путешественников. | 2 | Урок-путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурной картой. |
10 | Обобщение знаний по разделу. «Как люди открывали Землю» | 1 | Эвристическая беседа. Подведение итогов |
Раздел 3. Земля во Вселенной. | 9 | ||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Объяснительно-иллюстрационный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Объяснительно-иллюстрационный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью. | |
13 | Соседи Солнца. | Объяснительно-иллюстрационный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью. | |
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Объяснительно-иллюстрационный. Частично-поисковый .Работа в группах. | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Объяснительно-иллюстрационный. Групповая и индивидуальная работа | |
16 | Мир звезд. | Беседа. Рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию. | |
17 | Уникальная планета – Земля | ||
18 | Современные исследования космоса. | Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой «Некоторые важнейшие даты освоения космоса» (с. уч. 75,76 ). | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Беседа по теме. Подведение итогов. | |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли. | 4 | ||
20 | Стороны горизонта. | 1 | Объяснения учителя. Работа с компасом и рабочей тетрадью. |
21 | Ориентирование. | 1 | Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся. |
22 | План местности и географическая карта | 1 | Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построении простейшего плана местности |
Природа Земли | 10 | ||
24 | Как возникла Земля | 1 | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя |
25 | Внутреннее строение Земли | 1 | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя |
26 | Землетрясения и вулканы | 1 | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов |
27 | Путешествие по материкам | 1 | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли |
28 | Вода на Земле | 1 | Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли |
29 | Воздушная одежда Земли | 1 | Анализ текста учебника с целью определения понятий урока |
30 | Живая оболочка Земли | 1 | Работа с учебником и электронным приложением |
31 | Почва - особое природное тело | 1 | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением |
32 | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением | 1 | Выполнение текстовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант) |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 1 | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом |
34 | Итоговый урок по всему курсу | 1 | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты обучения:
- ответственное отношение к учебе;
- опыт участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии и оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные видов планов (простых, сложных и т. п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определить общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.
Учебно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты и уровень усвоения | Формы диагностики и контроля познавательных УУД | |||||
Предметные умения | Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | |||||||||
Что изучает география (5ч) | ||||||||||
1 | 1 | Мир, в котором мы живем | Вводный | 1.Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» | Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование ответственного отношения к учёбе. Организация собственной деятельности | |||||
2 | 1 | Науки о природе | комбинированный | 1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). Значение знаний о природе | |||||
3 | 1 | География - наука о Земле | комбинированный | 1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии. 2.Приводить примеры географических наук. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. Знать характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией | |||||
4 | 1 | Методы географических исследований | Изучение нового материала. | 1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях. Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него. | |||||
5 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | Осознание целостности географического знания. Анализировать и обобщать географическую информацию. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Работа с картой, сравнение современной карты с древними. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | |||||
Как люди открывали Землю (5 ч) | ||||||||||
6 | 1 | Географические открытия древности и Средневековья | Изучение нового материала. | 1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников | Практическая работа № 1. Работа с картой: правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. | ||||
7 | 1 | Важнейшие географические открытия | Изучение нового материала. | 1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира. Отрабатывать умения работы с картами.
| Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь | ||||
8 | 1 | Открытия русских путешественников. | Изучение нового материала. | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака, С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова | Учебник, атлас, рабочая тетрадь | ||||
9 | 1 | Открытия русских путешественников | Изучение нового материала. | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий | Практическая работа № 2. Чтение и анализ карт атласа «Десять великих путешественников» | ||||
10 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Обобщение и систематизация знаний. | Ответы на вопросы. Тест
| Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь | |||||
Земля во Вселенной (9 ч) | ||||||||||
11 | 1 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Изучение нового материала | 1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» 2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной. | |||||
12 | 1 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Изучение нового материала | Знать систему мира по Николаю Копернику, представление о Вселенной Джордано Бруно, изучение Вселенной Галилео Галилеем, Современные представления о Вселенной | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | |||||
13 | 1 | Соседи Солнца | комбинированный | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности
| |||||
14 | 1 | Планеты- гиганты и маленький Плутон | комбинированный | Знать планеты: Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | |||||
15 | 1 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | комбинированный | 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты 2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). Работа с учебником: выписать определения небесных тел и характерные черты. | |||||
16 | 1 | Мир звезд | комбинированный | 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад. | |||||
17 | 1 | Уникальная планета –Земля | Изучение нового материала | 1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет 2.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. | Формирование способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. Выяснить значение изучения космоса в настоящее время. Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. | |||||
18 | 1 | Современные исследования космоса | Изучение нового материала. | Знать какой вклад внесли отечественные ученые К.Э. Циолковский, С.П. Королев, в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин | Умение работать с текстом и другими источниками знаний. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договаривать с людьми иных позиций. | |||||
19 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Обобщение и систематизация знаний. | Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам. | Готовить информацию для обсуждения «Земля во вселенной» | Интерактивная карта. Презентация.Учебник, атлас, рабочая тетрадь | ||||
Виды изображений поверхности Земли (4ч) | ||||||||||
20 | 1 | Стороны горизонта | Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок. Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку | |||||
21 | 1 | Ориентирование | Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. 2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности. Из различных источников. Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам. | Практическая работа №3. Ориентирование по компасу и местным признакам. | ||||
22 | 1 | План местности и географическая карта | Изучение нового материала. | Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности. Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать. Выделять, описывать существенные признаки географических карт, их различия. Знать разнообразие карт: физическую, политическую, экономическую, экватор, параллели и меридианы | Практическая работа № 4. Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. | ||||
23 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Обобщение и систематизация знаний | Овладение основами картографической грамотности | Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать. Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками. Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Соревнование команд. | Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь | ||||
Природа Земли (10 ч) | ||||||||||
24 | 1 | Как возникла Земля | Изучение нового материала. | Объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов | |||||
25 | 1 | Внутреннее строение Земли | Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные ископаемые | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов. | |||||
26 | 1 | Землетрясения и вулканы | Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. Выявлять причины возникновения природных явлений. Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности.
| |||||
27 | 1 | Путешествие по материкам | комбинированный | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. Формирование осознания единства географического пространства. Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты. | |||||
28 | 1 | Вода на Земле | комбинированный | 1.Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. 2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Формирование основ экологической культуры; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды. Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь. | |||||
29 | 1 | Воздушная одежда Земли | комбинированный | Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Формирование экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков. | |||||
30 | 1 | Живая оболочка Земли | комбинированный | Объяснять значение понятия: биосфера | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). | |||||
31 | 1 | Почва - особое природное тело | Изучение нового материала | Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие | Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. Формирование и развитие географических знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы. | |||||
32 | 1 | Человек и природа | комбинированный | Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки | Формирование и развитие географических знаний, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира. Влияние человека на природу. | |||||
33 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | Обобщение и систематизация знаний | Уметь: обобщить знания и умения по разделу «Природа Земли» | Подготовить каждому 10 вопросов по теме и ответы на них. | Интерактивная карта. Презентация. Учебник, атлас, рабочая тетрадь | ||||
34 | 1 | Итоговый урок по всему курсу | Обобщение и систематизация знаний | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Наименование тем и разделов | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |||
Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
1 | Что изучает география | 5 | - | - | 5 | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. |
2 | Как люди открывали Землю. | 5 | 2 | 2 | 5 | Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации. Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников. |
3 | Земля во Вселенной | 9 | - | - | 9 | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме: «Ученые, перевернули мир». Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя. Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника. Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника. Наблюдения за небесным небом: какие созвездия я знаю и видел. Сравнение особенностей планет земной группы. Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте. В.В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос. (А.А. Леонов) |
4 | Виды изображений поверхности Земли | 4 | 2 | 2 | 4 | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта. Ориентирование по компасу и местным признакам. Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. |
5 | Природа Земли | 10 | - | - | 10 | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя. Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов. Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Анализ текста учебника с целью определения понятий урока. Работа с учебником и электронным приложением. Анализ текста учебника, работа с электронным приложением. Выполнение текстовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант). |
6 | Итоговый урок по всему курсу | 1 | - | - | 1 | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
Список литературы для учителя
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин). М. «Дрофа» 2013 г.
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, В. И. Сонина. Авторы И. И. Баринова, Т.А. Карташева). М. «Дрофа» 2013 г.
3. Комплект тестов и КИМов для 5 класса.
4. Презентации к урокам
5. Комплект видеоуроков для учителя. География. Начальный курс.
Список литературы для учащихся
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин). М. «Дрофа» 2013 г.
- География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина). М. «Дрофа» 20123г.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем или учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://www.national-geographic.ru
http://.igras.ru/index.php?r=21
http://www.gao.spb.ru
http://www.solarviews.com
http://www.sgm.ru
http://www.mchs.gov.ru
http://www.paleo.ru/museum
http://www.ocean.ru
http://www.pogoda.ru
http://www.gismeteo.ru
http://www.rgо.ru
Материально-техническое обеспечение:
- комплекты географических карт
- компьютер
- мультимедиа-проектор
- выход в Интернет
Обучающийся научится.
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- строить простые планы местности;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- назвать основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
Обучающийся получит возможность научиться.
- сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- адаптации к условиям проживания на определенной территории;
- самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: зоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирование)
Формы контроля
Стартовый (входной), промежуточный, итоговый контроль в формате тестов. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...