Формирование исследовательской компетенции у учащихся на уроках географии
статья по географии по теме

Хуснутдинова Лилия Рафаиловна

 

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти.

В концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования требуется  готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской компетенции у учащихся

на уроках географии 

/МБОУ «Большеелгинская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Учитель географии и биологии  I кв. категории  Хуснутдинова Лилия Рафаиловна

2013-2014 учебный год/

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти.

В концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования требуется  готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться».

Новая парадигма образования провозглашает основной задачей образования обеспечение условий для самоопределения самореализации личности, признавая ученика не объектом педагогического воздействия, а субъектом познавательной деятельности. «Ответная» репродуктивная деятельность обучаемого должна быть заменена на активную, творческую деятельность обучающегося, а субъект-объектные монологические отношения между учителем и учеником должны превратиться в субъект-субъектные диалогические отношения педагога и обучающегося.

Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».

Ряд авторов (А.В. Хуторской; О.Е. Лебедев; Д.А. Иванов и др.) предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные, относящиеся к общему содержанию образования.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

Следовательно, расставляя приоритеты в своей работе, основной задачей я ставлю формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе преподавания географии.

На мой взгляд, спонтанное привитие обучающимся ряда навыков исследовательской деятельности в ходе уроков и даже средствами внеурочной формы работы не может служить базой для формирования одноименной компетенции.

Только системное использование возможностей нескольких современных педагогических технологий (исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной и др.) способно обеспечить решение поставленной задачи.

Цель: создать систему работы по формированию исследовательской компетенции, у учащихся на уроках географии в 6 классе.

Задачи:

  • проанализировать теоретические основы исследовательской деятельности на уроках географии;
  • изучить образовательные стандарты второй ступени образования, определить возможности использования метод исследования на уроках географии;
  • разработать систему по формированию исследовательской компетенции у учащихся на уроках географии в 6 классе.

Обучение географии нередко связано с предъявлением информации, предполагающей ее усвоение преимущественно на уровне запоминания. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности, познания и самопознания, умения решать различные практические задачи.

Справиться с современными требованиями поможет исследовательская деятельность. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества.

Возможны два пути реализации исследовательской деятельности. Первый путь - это выделение целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем. Второй путь - это включение в учебный процесс таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер. Учащиеся должны знать возможности использования географических знаний и умений в быту и в повседневной жизни.

Исследовательские приемы - это приемы умственной деятельности. В географии при реализации исследовательского подхода возможны такие приемы: прием сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно-следственных связей и некоторые другие.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя.

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

• результаты исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Результаты.

Личностный  результат:  

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

  Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные универсальные учебные действия

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках географии

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирован...

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, форми...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии

Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современное требование к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащихся, способных к исследовательскому типу мышления, акт...