Интеллектуальная игра по географии "Наш дом - Земля" для 6-7 классов
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Интеллектуальная игра по географии "Наш дом - Земля" для 6-7 классов может проводиться по окончании учебного года или в декаду естественнонаучных дисциплин. Позволяет проверить усвоение знаний в занимательной форме. Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по географии для учащихся 7 классов

«Наш дом – Земля».

(с использованием компьютерных технологий)

Цели и задачи:

- повторить и обобщить основные знания по курсу географии 7 класса в форме игры с использованием компьютерных технологий;

- Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: презентация «Географические оболочки Земли», видео-сюжеты по географическим оболочкам Земли, музыкальные звуковые заставки, подчеркивающие характер природных стихий Земли.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - игра. В результате,  которого мы определим кто из вас «Самый, самый географ» в вашей параллели. Сегодня на этой сцене собрали ребята прошедшие отборочный тур игры в ваших классах и эти ребята уже лучшие из вас. Поприветствуем участников финальной игры аплодисментами.

Наши географы пройдут через четыре этапа.

  1. Знатоки  литосферы.
  2. Знатоки гидросферы.
  3. Знатоки атмосферы.

Какую оболочку планеты я не назвала? Правильно, это биосфера – живая оболочка нашей планеты. Она связывает все оболочки между собой и влияет на них. Поэтому знания о растительном и животном мире нам пригодятся на всех этапах игры.

И последним этапом нашей игры, заключительным  «Наш дом – Земля»  станут лучшие из лучших.  Это те,  ребята, которые выполнят тест оценку «5»  и быстрее всех. И так начинаем!

На фоне презентации «Литосфера и рельеф Земли»,  звуковой заставки «Извержение вулкана» звучат слова: «Там протекают реки, ненависти и забвения (Стикс и Лета), испив воды из них, ты забудешь о прошлой жизни своей. Если ты был доблестным воином жить тебе вечно на Елисейских полях, а если нет, то место твое в Тартар. Там правит владыка и хранит его покой трехглавый пес  (звуки извержения вулкана слышны).

Ведущий: Ребята, похоже, у нас гости. Кто же это?

Под звуковую заставку на сцену выходит бог Плутон.

Плутон: Вы попали в царство Мое! И будите моими гостями навсегда! И только для того, кто покажет лучшие знания о моем царстве, будут открыты врата мои.

Ведущая: можно быть Вашей помощницей?

Плутон: Разрешаю. Итак, вот вам мои вопросы. Отвечайте на мои вопросы по очереди, за каждый правильный ответ получаете «Огонек». Кто из вас больше всех наберет «огоньков», тот отправится в царство «Гидросферы».

Ну. Приступим. Я хотел бы знать, как вы хорошо знаете горные породы. Которыми сложено царство «Литосферы». Каждый знает для чего дети изучает горные породы. А дети то знают?

Учащиеся: Да! Для того, чтобы став взрослыми людьми рационально и грамотно использовать горные породы, полезные ископаемые в своей хозяйственной деятельности – в строительстве, как сырье в разных отраслях промышленности.

Ведущая: Кто из вас знает, какие бывают по происхождению горные породы? (обращается к зрителям), которые отвечают – магматические, осадочные, метаморфические.

Приносят черный ящик, в котором лежат горные породы и учащиеся по очереди достают горные породы называют ее, кратно дают характеристику (горные породы своей местности: гранит, кварц, песчаник, мрамор, песок, уголь, поваренная соль, глина, известняк).

Плутон: Теперь следующее задание, еще более сложное. Не можете ответить на мой вопрос передаете слово другому. За правильный ответ получаете от меня награду.

Вопросы:

  1. Самый древний из океанов (Тихий).
  2. Земная кора сложена преимущественно горными породами (магматическими).
  3. Простейшие формы жизни появились на Земле в течении какой геологической эры (архейской).
  4. Примерный возраст Земли (4,6 млрд. лет)
  5. Какой ученый высказал гипотезу о движении литосферных плит (Вегенер, немецкий ученый).
  6. В результате подвига океанической   литосферной плиты под материковую происходит образования в рельефе (дугообразные цепочки островов и глубоководные желоба)
  7. Вещество мантия находится в движении благодаря (выделению тепла из ядра)
  8. Самая длинная горная система мира (Анды)
  9. Три крупнейшие равнины мира находится на материке (Евразия)
  10. Относительно устойчивые участки земли называют (Платформы)
  11. Самая высокая вершина южного полушария (Аконкагуа)
  12. Самая высокая вершина мира (Эверест – Джомолунгма)
  13. Самый высокий материк мира (Евразия)
  14. Складчатое образование на стыке литосферных плит называют…(геосинклиналь)
  15. Платформа без осадочного чехла (щит)
  16. Внутренние процессы, формирующие рельеф Земли (эндогенные)
  17. Под воздействием внешних сил формируются горные породы какого происхождения (осадочного)
  18. Как называют внутренние процессы, формирующие рельеф Земли? (экзогенные)
  19. Материковая земная кора состоит из трех слоев гранитного, осадочного…(базальтового)
  20. Какая тектоническая структура лежит в основании Великой Китайской равнины? (древняя платформа)
  21. Из какого химического элемента преимущественно состоит ядро Земли? (железо)
  22. Где используют в хозяйстве лазурит и охру? (красок)
  23. В результате чего образовалась вода на Земле? (охлаждения газов при подъеме магмы к земной поверхности)
  24. В какой стране мира сосредоточены крупнейшие месторождения алмазов и золота? (ЮАР)
  25. Какой рельеф преобладает на африканском континенте? (высокие равнины, плато, плоскогорья)
  26. Какие формы рельефа соответствуют древнейшей Австралийской платформе (Центральные низменности и Западно - Австралийское плоскогорье)
  27. Какая тектоническая структура лежит в основе восточной части Австралии? (герцинская складчатость)
  28. На каком материке Земли соседствует самая протяженная горная система мира и самая большая по площади низменность? (Южная Америка)
  29. На стыке каких литосферных плит расположены горы Кордильеры? (Североамериканская и Тихоокеанская плита)
  30. Какой материк по особенностям строения земной коры напоминает земная кора Антарктиды? (Южная Америка)
  31. Какие горные системы образуют альпийско-гималайский геосинклинальный пояс? (Атлас, Альпы, Пиренеи, Карпаты, Апеннины, Балканы, Крым, Кавказ, Гималаи)
  32. Как называется процесс сближения литосферных плит? (сейсмический пояс)
  33. Перечислите основные виды выветривания? (физическое, химическое, биологическое)
  34. Как называются осадочные легкорастворимые горные породы? (карст)
  35. Назовите глубочайшую впадину мира? (Марианская)
  36. Как называется процесс разрушения горных пород и почв? (выветривание)
  37. Как называется глубочайшая впадина на суши? (Мертвое море)
  38. В какое геологическое время были сформированы Уральские горы? (палеозойскую)
  39. В какой стране находится «Долина смерти»? (США)
  40. На каком материке находится гора Косцюшко? (Австралия)
  41. Какие горы Гималаи или Кавказ выше? (Гималаи)
  42. Самая высокая вершина России? (Эльбрус)
  43. Самая высокая точка Уральских гор? (Народная)

Плутон: Вот теперь подведем итог. Молодцы!

Ведущая: Следующий этап нашего путешествия «Гидросфера».

Звучит заставка на экране характеризующая тему «Гидросфера». Звучат на фоне музыки слова: «Этот владыка управляет волнами вызывает бури и землетрясения, заставляет бить ключи, он мог наказывать, миловать, мог наградить. Превратив воду в сияющие жемчужины. Моряки и путешественники поклонялись ему и приносили жертву.

Ведущая: Кто сейчас предстанет перед нами, ребята?

Слышны звука прибоя, входит царь Посейдон.

Посейдон: Закручу, замочу, в свое царство утащу. Только сильно умненьких я не люблю. Вот сейчас мы и выясним, кто останется в моем царстве. Кто больше всех знает о моем царстве, тот продолжит игру дальше. Я начинаю, вы продолжаете.

Раздаются учащимся карточки с вариантами ответов – А (Атлантический океан);            И – ( Индийский океан); С – (Северный Ледовитый океан); Т – (Тихий океан).

Вопросы:

  1. Минимальная соленость поверхностных вод.  – С
  2. Самый большой по площади. – Т.
  3. Находится течения: Канарское, Гвианское, Бенгельское. – А.
  4. В каком океане находится самый длинный срединно-океанический хребет? - А.
  5. Большая часть течений имеет меридиональное направление. – А.
  6. Самый теплый по температуре поверхностных вод. – Т.
  7. Самый маленький по площади океан. – С.
  8. В каком океане большая часть глубоководных желобов мирового океана? – Т.
  9. Какой океан большей частью находится в южном полушарии? – И.
  10. В каком океане больше всего островов? – Т.
  11. В каком океане набольшая площадь шельфовой зоны? – С.
  12. Самый древний океан? – Т.
  13. Самый холодный океан? – С.
  14. Находится самый глубокий желоб Мирового океана? – Т.
  15. Наблюдается самая высокая приливная волна. – А.
  16. Имеет минимальную шельфовую зону (в % от площади океана) – Т

Вопросы на знание расположения географических объектов.

Моря: Бофорта (С), Андаманское (И), Уэдделла (А), Росса (Т), Коралловое (Т);

Заливы: Пенжинская губа (Т); Амундсена (Т), Карпентария (И), Мэн (А), Обская губа (С);

Проливы: Полкский (П), Вильвицкого (С), Лаперуза (Т), Карские ворота (С), Каттегат (А);

Острова: Ванкувер (Т), Сокотра (А), Кергелен (И), Готланд (А), Элсмир (С);

Течения: Норвежское (С), Гвинейское (А), Перуанское (Т), Ангольское (А), Мозамбикское (И);

Рельеф дна океана: желоб Тонга (Т), Пуэрториканский желоб (А), хребет Гаккеля (С), Зондский желоб (И), Южно-Сандвичев желоб (А).

Посейдон: Молодцы! Вы оказались самыми достойными.

Ведущая: Посмотрите игра накаляется. Участников становится все меньше и меньше. И так следующий этап нашей игры «Атмосфера» - воздушная оболочка Земли. Презентация по данной теме. Звучат слова на фоне музыки и презентации: «Владыка этой стихии очень часто менял свой облик, он был быком и лебедем, и золотым дождем. Однако не всем пришлось сладко после встреч с ним. Так он приобрел власть над миром, свергнув своего отца Кроноса. Правил своим царством не по праву справедливости, а по праву силы.

Ведущая: У кого в гостях мы ребята оказались. (звучит стихия –ветер).

Появляется на сцене Зевс (греч).

Зевс: Из моего царства назад дороги нет, но и вперед добраться удастся не всякому. Нужды мне советники по делам природы, и я гляжу, что лучшие из лучших передо мной. А мне такие советники сейчас необходимы. Вот у меня накопились вопросы их нужно срочно решить. Помогите.

Зевс задает вопросы (на экране слайды с вопросами). Отвечает тот, кто быстрее поднимает руку (или участник зажигает лампочку на столе). Правильный ответ фиксируется на доске участника. На сцене остается еще меньшее количество участников (примерно 3-4).

Вопросы: Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) был первым, кто доказал, что воздух имеет массу. Как он это сделал?

Ответ: Он взвесил одну и ту же бутыль – холодную и нагретую, и оказалось, что во второй раз она весила больше и часть его улетучилась. А тогда это было одним из многих великих открытий, совершенным этим гениальным ученым.

Вопрос 1: 1947 году Ленинградцы увидели такое явление. Два ряда фонарей, расположенных вдоль Литейного проспекта, образовали две линии ярких световых лучей или удлиненных волнообразно колеблющихся в такт движению фонарей, раскачиваемых ветром. Это явление продолжалось два часа. Объясните, что за явление наблюдали ленинградцы.

Ответ 2: Гало – световое явление, способное принимать простые и сложные формы. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем в атмосфере была пелена из прозрачных перистых или перисто-слоистых облаков высокого яруса. Такие облака состоят из мельчайших ледяных кристаллов, свободно плавающих в атмосфере. Большинство льдинок обладает формой шестигранных столбиков, преломление в них, как в призме, или отражаются от их граней, как от зеркала.

Вопрос 3: Самая большая пустыня на Земле – Сахара. Однако полюс засухи находится в другой пустыне. Дождей там практически не бывает, а количество осадков измеряется десятыми долями миллиметра. Такая засуха в этих краях длится уже практически четыре столетия. Назовите эту пустыню. Объясните сухости климата.

Ответ: пустыня Атакам а (Южная Америка, горы Анды). С востока высокогорная пустыня омывается водами холодного Перуанского течения, над которым образуется инверсия воздуха, воздух тяжелый и не поднимается вверх. Соответственно не образуются атмосферные осадки.

Вопрос 4: Это крупное живописное зеро, расположено на высоте 1134 метра над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются, опускаться только птицы. Большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени.

Ответ: озеро Виктория в Африке. Озеро находится близко к экватору, и угол падения солнечных лучей близок 90º, следовательно, тень не образуется.

Вопрос 5: есть реки, которые текут ниже своих берегов в глубоких ущельях с отвесными стенами и причудливой формы, напоминающие колонны, башни, бастионы. Одно из крупнейших и живописных ущелий мира имеет протяженность 320 км и глубину 1800 м. Как называется ущелье? Долиной, какой реки оно является? Объясните причину образования ущелья?

Ответ: Большой Каньон. Река Колорадо, Северная Америка, США. Образовался в результате длительного поднятия территории и врезания реки в достаточно твердые отложения.

Зевс: Молодцы! У нас трое самых знатоков географии! Кто из них станет победителем в последнем, заключительном конкурсе «Я люблю сою планету».

 Участникам предоставляются индивидуальный компьютер, на котором установлена программ с итоговым тестом их 10 вопросов. Главная задача участников выполнить тест правильно и как можно быстрее.

Зевс: Ой, какие молодцы! Настало время наградить победителей и участников нашей игры (победитель награждается). Всем до свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

Интеллектуальная игра-викторина "Зведный час" для 7-8 классов

Интеллектуальная игра-викторина для  7-8  классов. Цель: в игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам:  “Общество. Исторические ступени развития общества”,  “...

Интеллектуальная игра "Морфология.Повторение" для учащихся 3-4 классов

Турнир знатоков русского языка для учащихся 3-4 классов...

интеллектуальная игра "Счастливый случай" для обучающихся 9-11 классов

Для того, чтобы повысить интерес к учебному предмету химии необходимо разнообразить формы работы с обучающимися. я разработала интеллектуальную игру "Счастливый случай", где ученики смогут про...

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Интеллектуальная игра "Сто к одному" для 10-11 классов по теме "Проблемы молодежи2

Интеллектуальная игра "Сто к одному" предлагается проводить на предметную неделю по английскому языку....

Интеллектуальная игра "Битва эрудитов" для учащихся 5-6 классов

Границы использования представленного материала достаточно широки. Можно рекомендовать использование разработки не только  учителям в урочное и внеурочное время, но и педагогам дополнительного об...