Народ жив, пока жива его культура
творческая работа учащихся по географии (8 класс) на тему

Маскова Светлана Хангериевна

Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти народы проживают на территориях расселения своих предков, сохраняют  традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов. Кумандинцы коренной малочисленный народ тюркской языковой группы, не имеющий своей письменности. Во всём мире их осталось около 3000 тысяч человек. Цель: ознакомить своих ровесников с кумандинцами;  привлечь внимание других учащихся к культуре коренного малочисленного народа;  расширить представление о творческой и духовной жизни народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народ жив, пока жива его культура».

Здравствуйте. Фи мазуэ фыуа, кюн, ахъшы болсун. Эзеннер,-

Я- Курашева Дана. ,ученица 8 класса школы № 17.

Тема моей работы «Народ жив, пока жива его культура».

Работа посвящена древнему, малочисленному народу –кумандинцам, до сих пор не имеющим своей письменности.

Передо мной стал вопрос: «Кумандинский народ - что будет с ним?»

Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Историческая родина кумандинцев алтайский край

Географически Алтай, находится в самом центре Евразии, на пересечении множества дорог, по которым с давних пор передвигались люди разных национальностей. Через Алтай проходил Великий Шёлковый  путь.

Существует   легенда

 Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото»

По данным Всероссийской переписи 2010 года численность кумандинцев 1401 человек. Места компактного проживания– город Бийск ,  Красногорский и Солтонский районы Алтайского края

Кумандинцы сформировались на основе длительных контактов древнего населения и более поздних тюркских групп. До официального вхождения в состав России кумандинцы являлись «двоеданцами», платившими дань русскому царю и джунгарским правителям.

(Легенда о кумандинцах)

Согласно легенде, древнее племя к-в приплыло сюда на плотах во время Всемирного потопа. Огромные плоты остались на вершинах гор. А сами люди поселились на их склонах. С тех пор в народе говорят: "Кумандинцы -дети гор"  

Пускай народ мой – малая частица

Большой страны,  но с нею он велик.

Среди других, как равный будет литься

И молодой, и древний  мой язык.    

                                               

  • У кумандинцев существуют различные родовые объединения (сеоки): куманды, со/солу, тастар, тоон, чабат/шабат, челей, чедыбер, калар, кузен, керсагал, тонгул, оре-куманды и алтна-куманды.
  • «Сёок» буквально означает «кость». Считается, что кости ребёнку даёт отец, а плоть и волосы мать. Таким образом принадлежность к роду определяется от отца.

Традиционное жилище Аил

Аил делится на мужскую и женскую половины. В центре аила располагается очаг. Над костром подвешивается котёл, в котором готовится пища.

         Пища кумандинцев

 в основном мясная и растительная. Из напитков — чаи, заваренные на листьях диких растений.  На праздники обязательно пекут пирог с бараниной.

Традиционные занятия: охота, рыболовство, собирательство 

Одежда

Мужская одежда кумандинцев состояла из белых холщовых рубах и штанов, поверх которых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерстяным поясом (кур). В холодное время года кумандинцы надевали несколько теплых халатов или шубу из овечьих шкур.

Головные уборы — колпаки, меховые шапки, а с начала XX в. — шляпы и фуражки.

Обувью мужчинам служили кожаные сапоги с кожаным или холщовым голенищем.

Женская одежда представляла собой длинную холщовую рубаху и штаны, поверх которых надевались платья. Верхней одеждой служили теплые халаты, подпоясывавшиеся тонким шерстяным поясом.

Голова повязывалась матерчатым платком.

Обувь шилась из кожи (чарык), она закрывала только ступни женщины.

У кумандинцев есть свои традиции, обряды, которые они чтут например,

Обряд очищения огнём

Огонь и дым являются священными атрибутами традиционной культуры кумандинцев. Считается, что огонь очищает, а дым уносит все плохое. Именно с этим связан обряд раскуривания «трубки мира», в котором гости подтверждают свои честные и благие намерения.

Обряд Коча – кан

Проводится осенью. По дворам  с добрыми пожеланиями ходит «Коча-кан»  в маске из бересты, окружённый  помощниками. Хозяева дома по обычаю одаривают их подарками.

(«Эл-Ойын» )

Особое место в культуре кумандинцев занимали исполнители песен на национальных музыкальных инструментах шоор, топшур, комус. На  самом любимом празднике «Эл-Ойын» кумандинцы соревновались в мастерстве игры на этих музыкальных инструментах.  Устраивались    состязания  в  национальных  видах спорта,    борьбу  куреш,  стрельбу  из  лука,   поднятие камней, скачки на лошадях.

Современное состояние

Очень важны социальные условия жизни коренных народов, а именно их взаимодействие с другими этносами.

Подсчитано, что практически каждые 2 недели в мире исчезают по 1 языку. По данным ЮНЕСКО, около 40 % языков народов мира находятся под угрозой уничтожения.

- Кумандинский народ-что будет с ним? 

Был проведён социологический опрос среди учащихся 7-10 классов. (анкетирование)

Результаты анкетироания.

Заключение.

Понятно, что в ХХI веке традиционный уклад жизни народа не удастся сохранить в первозданном виде, но люди должны хотя бы осознать свою этническую принадлежность, знать свою культуру и историю.  Для этого   необходимо изучать кумандинский язык и общаться на нем в семье. Также стоит развивать этнический туризм, чтобы молодежь видела свою культуру и вне семьи.

Я пришла к оптимистическому выводу Кумандинский народ будет жить и развиваться, потому что сегодня много делается государством  и обществом в направлении сохранения малочисленных народов, их культуры и языка.

Так:

1 В Алтайском крае работает программа «Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера». В г. Бийск по этой программе построен целый посёлок для кумандинцев.

2. В Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина ведутся научные исследования направленные на восстановление активного интереса к кумандинской  культуре как у её носителей, так и окружающих народов. 

3. На заседании Совета по межнациональным отношениям президент РФ В.В. Путин отметил, что в национальном и культурном многообразии заключается "сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы".

«Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — так считает действующий президент РФ В.В. Путин

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Вывод: Понимание, что культурные различия заметно обогащают жизнь общества, - залог теплых дружеских отношений между людьми разных национальностей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"

Урок для 5-го класса по Всеобщей истории, посвященный культуре древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требования к уроку. Прово...

Использование подвижных игр народов Севера на уроках физической культуры

Даннный документ содержит рекомендации по использованию подвижных игр народов Севера на уроках физической культуры согласно основным разделам программы А.П. Матвеева....

Педагогический проект "Пока жива память..."

Проект носит патриотическую направленность. Цель - сохранение исторической памяти и повышение уровня сформированности патриотических качеств учащихся. Предусматривает различные формы совместной деятел...

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...

Внеклассное занятие по географии "Мы живем, пока жива природа"

Занятие предназначено для учащихся 5-7 классов....

Литературный проект "...пока живы его произведения"

Литературный проект посвящён жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...