Экскурсия в станичный парк.
методическая разработка по географии (6, 7 класс) на тему
Важной формой работы являются экскурсии. Не обязательно совершать дальние путешествия, что бы познавать мир. Вокруг нас много итересных объектов, на которые мы порой не обращаем внимание. Важно научить ребёнка видеть, находить и изучать окружающий мир. Вот один из примеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пример обработки материалов экскурсии. | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из важной форм работы являются экскурсии. Хочу поделиться опытом их проведения.
Тема: Экскурсия в станичный парк.
Цель: изучение видового состава растительного и животного мира как составной части природного комплекса.
Оборудование: полевой дневник, карандаш, фотоаппарат, папка для гербарного материала
Ход экскурсии.
- Преподавателем проводится инструктаж в ходе которого учащиеся знакомятся с правилами поведения, правилами работы, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, планом обработки материалов экскурсии, списком литературы, необходимой для обработки материалов .
- В лабораторных условиях записывается план работы в полевых условиях:
а ) описание географического положения района экскурсии;
б ) выявление особенностей рельефа местности;
в ) климатические условия ( т.к. во время экскурсии охарактеризовать климат невозможно, даётся опережающее задание).
г) тип почв , взятие образца почвы ( в идеале необходимо сделать описание почвенного разреза, но т.к. территория находится в центре станицы и является общественным местом, выкопать обнажение не представляется возможным).
д ) характер увлажнения (глубина залегания грунтовых вод) ;
е ) определение типа природного комплекса;
ж ) составление списка видов растений;
з ) составление списка видов животных;
и ) использование территории человеком.
Примечание: описание пунктов а – д необходимо для уяснения взаимосвязей между компонентами природного комплекса.
Обработка материалов экскурсии.
а ) Район экскурсии – станичный парк расположен на юго – западе от территории школы, в 100 метрах на запад от центра ( точкой отсчёта считается здание почтамта). В центре парка расположен Дом культуры, границей является автомобильная дорога.
б ) Рельеф данной территории относится к равнинному типу ( не смотря на то, что станица расположена в предгорье по макрорельефу, в данном случае мы рассматриваем микрорельеф).
в ) Территория расположена в области умеренного климата, тип климата умеренно – континентальный, который характеризуется выпадением 600 – 700 мм. осадков в год. Среднегодовая температура июля +20-30С, а января – 2-5С, хотя в отдельные периоды она может понижаться до – 20С.
г) Почвы относятся к типу. По механическому составу - суглинистые. Определили простейшим способом: взяли комок почвы, намочили и сделали шар, после слепили из него полоску и свернули в кольцо. После высыхания оно растрескалось, но не рассыпалась , следовательно эти почвы содержат как глинистые, так и песчаные частицы.
д) Глубину залегания грунтовых вод визуально определить невозможно, мы воспользовались практическими наблюдениями. Проходя ежедневно через парк, в школу, нельзя не заметить, что после обильного выпадения осадков, там появляются лужи, которые держаться значительное время ( пока влага не испариться). Исходя из этого, можно сделать вывод, что водоупорный горизонт расположен относительно близко к поверхности и атмосферные осадки не просачивается в глубь, а задерживаются на поверхности, т.е. грунтовые воды залегают не глубоко ( косвенным доказательством этого являются выходы грунтовых вод на поверхность в виде родников в пойме р.Белой глубина колодцев у жителей окрестностей – порядка 6-7 метров).
е ) Мы определили данный природный комплекс как антропогенный парково – луговой, так как здесь наблюдается преобладание трав, по видовому составу типичными для луга ( луг относится к категории суходольного), а имеющиеся древесные виды высажены в данной местности человеком (парк заложен в 50е годы 20 столетия) Здесь наблюдается пример воздействия человека на природные комплексы и его видоизменения. Ранее здесь существовали дубовые леса, которые практически полностью уничтожены и в настоящее время мы их не наблюдаем даже в лесной зоне станицы. Делается акцент на то, что буквально за столетие в результате хозяйственной деятельности человек до неузнаваемости изменил внешний облик территории).
ж) список растений парковой зоны: 1) древесные виды – Ясень (Маслинные), Липа (Липовые), Катальпа, Клён.
2) кустарники – Сирень (Масличные), Шиповник (Розоцветные).
3) травянистые растения – злаковые: Пырей ползучий, Мятлик луговой, Ежа сборная, Овсяница луговая, Лисохвост луговой, Пальцекорник ;
Розоцветные: Репешок обыкновенный, Лапчатка гусиная ;
Сложноцветные: Девясил, Гравилат, Козлобородник, Одуванчик, Лопух большой (Репейник), Конский щавель, Цикорий обыкновенный, Тысячелистник обыкновенный;
Бобовые: Галега, Клевер ползучий, Клевер луговой, Ледвянец рогатый;
Лютиковые: Лютик едкий;
Губоцветные: Яснотка, Мелиса, Шандра обыкновенная;
Крапивные:Ккрапива двудомная;
Фиалковые: Фиалка душистая;
Подорожниковые: Подорожник ланцетовидный, Подорожник овальный;
Норичниковые: Коровяк;
Мальвовые: Чистотел;
Осоковые: Осока дернистая;
Калокольчик круглолистный;
В парке произрастает Птицемлечник дуговидный, который является эндемиком и реликтом Кавказа. На деревьях паразитирует Омела белая (сем Омеловые). К сожалению несколько видов растений нам не удалось определить
з ) Животный мир более скуден, чем растительный, нам визуально удалось обнаружить: воробьёв (которые поселились в скворечниках вывешенных учащимися во время проведения дня птиц), ворон (надо отметить, что в последнее время их численность уменьшилась, ранее они здесь гнездились, чем доставляли неудобства). Встретились кротовины, образующиеся в результате выталкивания избытков земли на поверхность, что является свидетельством обитания кротов. Наблюдали серых кузнечиков ( его окраска светло или темно – зелёного цвета), кобылок (похожи на кузнечиков, но меньших размеров и относительно короткие антены, короче длины их тела. Цветки посещали медоносные пчёлы. Листья некоторых растений были скручены, т.к. на них поселилась колония тлей. Они малоподвижны, выделяют жидкие сладкие испражнения, привлекающие мух, ос, пчёл и муравьёв, последних мы наблюдали на растениях, хотя муравьиных куч не обнаружили. В траве видели прыткую ящерицу.
и ) Территория парка используется как зона отдыха и проведение культурно – массовых мероприятий. Видны следы негативной антропогенной деятельности (брошенный мусор). Не смотря на то, что работники Дома Культуры систематически наводят порядок, администрацией сельского совета поставлены мусорные баки. Школьники шефствуют над памятником, погибшим воинам и регулярно делают уборку.
Вывод: в центре станицы мы можем наблюдать природный комплекс суходольного луга, где встречается большое видовое разнообразие травянистых растений, относящихся к различным систематическим группам. Среди них имеются эндемичные виды, охраняемые и много лекарственных растений. Древесные растения произрастают благодаря деятельности человека. В данном случае это пример положительного воздействия на природу. Надо отметить, что большая часть деревьев уже состарилась и необходимо проводить санитарные рубки .
Тема : Экскурсия на водоём.
Цель: изучение биоциноза пресноводного водоёма . Выявление особенностей приспособления к водному образу жизни.
Оборудование: папка для гербариев, сачок, лупа, банка.
Место экскурсии: озеро Азариха, расположено на северо – западной окраине станицы, по маршруту Экологической тропы.
План:
1 Проведение инструктажа по технике безопасности.
2 Опережающее задание: подбор теоретического материала по теме «Обитатели пресноводного водоёма», «Растительный мир пресноводного водоёма».
3 Обработка материалов в лабораторных условиях.
Ход экскурсии.
1 Вступительное слово руководителя.
Мы находимся на берегу водоёма, который является хорошим объектом для нашей работы. Так как здесь мы можем наблюдать на южном берегу процесс зарастания озера и превращения его в болото, и имеется открытое водное пространство. Следовательно, можно встретить как болотных обитателей, так и озёрных. Растения и животные, которые встречаются, имеют ряд особенностей, т.к. им приходиться приспосабливаться к жизни в особой водной среде, где условия отличаются от наземной. Это физические свойства воды, прежде всего плотность. Природные воды имеют высокую плотность - до 1,35 г|см3, главным образом за счёт растворённых в них солей ( плотность воздуха 0,0013 г |см3) другой фактор, это давление. В воде при погружении на каждые 10м оно возрастает в среднем на 1атм. У воды высокая удельная теплоёмкость, что обеспечивает устойчивый температурный режим. Она также характеризуется большой скрытой теплотой плавления и самой высокой скрытой теплотой порообразования, что также содействует стабильности условий водной среды.
Существенным свойством воды является поверхностное натяжение, позволяющее отдельным видам животных передвигаться по поверхности воды. Для растений и животных важную роль играет световой режим, который зависит от: отражения солнечных лучей от поверхности воды и их поглощение водой. Не меньшее значение для них имеет прозрачность ( в частности для фотосинтеза зелёных растений). Водная среда сравнительно бедна кислородом ( в 21 раз меньше, чем в атмосфере). Количество его в водоёмах зависит от температуры, перемещения слоёв воды, а также от численности живущих в ней представителей растительного и животного мира. Жизненно важное, значение имеет насыщенность воды углекислым газом, который необходим для осуществления фотосинтеза водными растениями. Он участвует также в различных химических процессах, образуя карбонаты, которые используются водными животными для построения раковин и панцирей. Химический состав воды характеризуется также насыщенность ею солями. По количеству солей она бывает пресная (менее 0,5 г солей на 1л ), морская (в среднем 35г на 1л) и солоноватую воду, которая обладает промежуточной и часто изменчивой солёностью.
2 Наблюдение за водоёмом.
Визуально изучаем видовой состав растительного мира, пользуясь информацией найденной в рамках опережающего задания. На берегах видим:
ивы в форме кустарников – ива корзиночнаая с узкими и длинными листьями с завёрнутыми вниз краями, снизу густо опушёнными серебристыми волосками. В основании стволов, погружённых в прибрежное мелководье, образовались дыхательные корни. Они малиново – красного цвета, растут пучками, поглощая кислород из воды и снабжают им залитые водой части растения ( в лаборатории на срезе под лупой в коре корня наблюдаются воздушные полости).
Видим крупные травянистые прибрежные растения.
Рогоз широколистный (его часто неправильно называют камышом) – многолетний с толстым ветвистым корневищем. Наземные побеги высотой 1 – 2 м. заканчиваются соцветием ( початком) состоящим из нижней части образованным женскими цветками ( пестичными), и верхней, состоящих из мужских ( тычинковых ) цветков. Хотя в нашем представлении это трудно назвать цветком.
Осока водяная и острая – довольно крупные до метра в высоту с узкими поникающими листьями и трёхгранным цветоносным стеблем. Стебель и особенно листья шероховатые. Ими можно легко порезаться.
Рдест пронзённолистый с длинными ветвистыми стеблями. Листья округлые при основании сердцевидные, как бы нанизанные на стебель. Растение целиком погружено в воду, лишь во время цветения колоски поднимаются над водой и опыляются ветром.
Камыш озёрный. У него полое ползучее корневище, толстый цилиндрический стебель в высоту 1,5 – 2м. на верхушке коричневые колоски, собранные в метёлку. Короткие жёсткие листья расположены в нижней чести, обычно их основания погружены в воду.
Ежеголовник имеет стебель 30 -60 см. шарики – соплодия напоминают свернувшихся в клубок ежей. Головчатые соцветия состоят из множества мелких невзрачных цветков, в которых вместо лепестков по 3 зеленоватых чешуйки. У него ползучее корневище.
Роголистник погружённый с длинным стеблем, ветвящийся в верхнеё части. Листья на стебле расположены в мутовках, темно зелёные, жёсткие. Они сильно рассечены на узкие как ниточки части – сегменты. Цветки едва заметные , без лепестков. Корней нет. Их роль выполняют бледные ветви в нижней части.
Пузырчатка обыкновенная свободно плавает в водоёме. На листьях видны маленькие овальные пузырьки наполненные воздухом. Во время цветения над поверхностью поднимаются цветоносные побеги с жёлтыми цветками, собранными в малоцветковую кисть.
Ситник лягушачий (жабий) на первый взгляд кажется безлистным. Т.к. они без пластинок, их разросшееся основаниё охватывает стебель в нижней части. Побеги достигают высоты 10 – 50 см. тонкие ветвистые стебли придают вид куста. Невзрачные цветки собраны в малоцветковое соцветие. Кожура семян может быть покрыта слизью.
Хвощ болотный отличается членистым стеблем и отсутствием зелёных пластинчатых листьев. Чешуйчатые листья – зубчики расположены мутовками. В почве расположено ветвящееся корневище до 30м длиной.
Изучение животного мира более затруднительно, т.к. большинство обитателей не так легко увидеть. Мы взяли сачок и поводили им в воде около берега, затем ополоснули его в банке с водой. С помощью лупы рассмотрели пойманных животных и растений. К сожалению они микроскопические и определить всех не удалось. Наблюдали семена растений, опавшие листья и маленьких жучков. Тем не менее ,нам посчастливилось наблюдать:
стрекоз, носящихся над водоёмом с длинными прозрачными крыльями и ярким блестящим туловищем – это лютки, стрелки и большое коромысло. Последняя ,имеет крупные размеры тела, коричневатую окраску груди и брюшка, с синими пятнами у самца и с жёлтыми у самки, коричневатые крылья. Задние крылья у них шире передних. Стрекозы являются хищниками, летая. они хватают насекомых передними лапами.
Клоп водомерка легко скользит по поверхности пруда, едва касаясь воды длинными тонкими ногами. Тело узкое, вытянутое, рыжеватой окраски.
Жук вертячка – обитает на поверхности, держится в стайками. Тело у них длинное и тонкое, темного цвета. При опасности они ныряют в воду.
Доставляли неудобства комары, которые пытались укусить нас, т.к. питаются кровью. Удалось наблюдать личинки комаров, висящих у поверхности вниз головой, вдыхая воздух с помощью особых трубочек на конце брюшка.
На дне обитают беззубки прудовые с плотно закрытыми двустворчатыми раковинами.
И конечно самые распространённые прудовые лягушки, небольших размеров, зеленоватые, с чёрными пятнами, со светлой полосой вдоль спины. Озёрные лягушки более крупные( до 170 мм.) зелёная окраска с тёмными пятнами. У самцов обоих видов хорошо выражены резонаторы в уголках рта, которые раздуваются, когда самцы издают свои « барабанные трели».
У рыбаков, терпеливо сидящих на берегу, узнали какая рыбка здесь ловиться , оказалось, что можно выловить: амура, сазана и даже шуку.
3. Обработка материалов .
В лабораторных условиях были изготовлены гербарии растений водоёма ( брались в единственном экземпляре). Кроме того, срезы растений рассматривались под лупой и микроскопом. По результатам экскурсии были сделаны следующие выводы, как происходит приспособление к водной среде обитания.
- Водные растения отличаются большим развитием поверхности тела по отношению к массе ( листья в основном мелкие, рассеченные, тонкие разветвленные стебли)
- Для корней, стеблей и листьев характерны видоизменения ( корни – якори, плавающие стебли, ловчие пузырьки).
- Внутреннее строение характеризуется наличием воздухоносных пузырей ( что хорошо видно даже не вооружённым глазом).
- У них недоразвиты механические ( опорные) ткани и растения легко ломаются.
- Большинство водных растений – травянистые многолетники.
- Преобладает вегетативное размножение.
- Животные водоёма дышащие кислородом, растворённым в воде, имеют специализированные органы дыхания – жабры ( рабы, головастики лягушек и тритонов, жаберные моллюски) или трахейные жабры ( личинки подёнок, стрекоз, ручейников).
- Для передвижения имеются перепончатые лапы либо плавники.
- Скользят по поверхности воды, используя силу поверхностного натяжения
- Характер среды сказывается на форме тела: уплощённое, веретенообразноё, легко обтекаемое.
А вы знаете, что….
- Кожица листа осок пропитана кремнезёмом, его мельчайшие частицы придают им режущие свойства. Не даром в народе её называют резука.
- Заросли камыша озёрного уменьшают загрязнение воды. В его корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку и добавляли к ржаной при выпечке. Стебли используют для плетения ковриков, сумок.
- Плоды ежеголовника насыщены воздухом, они как поплавки держаться на поверхности воды. Ветер гонит их по водоёму, пока те не пристанут к берегу , где прорастут. Ежеголовник имеет два типа корней. Одним он крепко держится за дно, а другие поглощают из воды питательные вещества.
- В корневищах рогоза много крахмала, они съедобны. Листья, а особенно «пух» зрелых початков используют как упаковочный материал. Им же набивают подушки, матрацы. Из стеблей и листьев плетут циновки, корзины и даже домашние тапочки. Пригоден ,как и рогоз для кровель и топлива.
- Роголистник всю жизнь проводит в воде, даже опыляется под водой. Это редкое явление в мире растений. Питательные вещества поглощаются всей поверхностью.
- Пузырчатка – насекомоядное растение. Мелкий пузырёк, на подводных листочках – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. Микроскопические рачки, прикасаясь к пузырьку способствуют быстрому открыванию клапана и попадают внутрь, где желёзки расположенные на стенках пузырька поглотят жертву.
- Из стеблей ситника плели коврики и корзиночки. Не исключено, что на Руси из него плели сита. Что определило русское название рода
- У хвоща нет цветков, плодов и семян. Это высшие споровые растения. Корневище не только длинное, но и эластичное и прочное – индейцы Северной Америки плели из него корзины.
- У водомерки конечности смазаны жировым веществом, и не смачиваются водой.
- У жука вертячки глаза устроены своеобразно: верхняя часть приспособлена для воздушной среды, а нижняя, что бы видеть под водой. На суше жуки передвигаться не могут.
- Если в водоёме не встречаются водомерки и другие мелкие животные, которые охотятся на поверхности воды – то он загрязнён! Загрязняющие вещества разрушают тончайшую плёнку на поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия "Первоцветы Павловского парка"
Экскурсия знакомит слушателей с раннецветущими первоцветами Павловского парка-заповедника. Рассказыет о биологических особенностях и причинах исчезновения. В конце экскурсии проходит конкурс для...
Экскурсия в дендрологический парк
Экскурсия для учащихся в дендрологический парк Порецкого лесничества на уроках географии и биологии....
Октябрь. Экскурсия в осенний парк.
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 3 класс коррекционная школа VIII вида...
методическая разработка экскурсии по Нижнему парку
разработка экскурсии по Нижнему парку...
Урок-экскурсия по осеннему парку
Прививать любовь к родному языку к родной природе; воспитывать аккуратность при письме....
Статья об экскурсии в национальный парк "Смольный"
20 мая 2014 года учащиеся МБОУ "КСОШ№1" вместе с учителями географии и биологии отправились на экскурсию в один из удивительных и особо охраняемых объектов нашей Мордовии в национальный парк "Смольный...
Экскурсия в осенний парк " Деревья в осеннем лесу"
*Углубить представления о сезонных изменениях в природе.*Расширить знания детей о деревьях осеннего парка.*Коррекция зрительного восприятия через наблюдения за природой.*Воспитывать умение вести себя ...